Презентация проекта "Экологическая тропа"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Творческо-исследовательский проект в подготовительной группе детского сада направлен на ознакомление дошкольников с окружающим миром природы на территории детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_ekologicheskaya_tropa.pptx | 1.97 МБ |
proekt_ekologichekaya_tropa.docx | 47.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тропа, тропить, прокладывать дорогу, Идти вперёд, туда, где неизвестность. Смелее! С нами ты узнаешь много. А для начала - чем живёт окрестность.
-
Проблема Дефицит взаимодействия родителей и их детей с природой детей Не у всех родителей сформирована экологическая компетентность : Недостаточная сформированность экологической грамотности и культуры у детей
Задачи
-стремление удовлетворить потребности живого организма. -проявление гуманных чувств к живому -стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей - сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями -интерес к познанию живого сочувствие к попавшим в беду Ожидаемые результаты
Реализация проекта: 1.Наблюдение за живой и неживой природой 2.Продуктивная деятельность 3.Ролевые, дидактические, подвижные, настольные экологические игры 4.Чтение художественной литературы 5.Прослушивание произведений из серии «Звуки природы» 6.Выбрали вместе с детьми хозяина тропы (любой сказочный персонаж по желанию детей)Составили паспорта всех видовых точек тропы. 7.Изготовили выносные знаки, которые обозначают каждую точку. 8.Составили рекомендации по работе с детьми на каждой видовой точке
Использование литературы
Продуктивная деятельность
Как мы используем экологическую тропу. Используем во время прогулок, для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. Используем во время наблюдений за живой природой, для развития сенсорных качеств каждого ребенка. Знакомим с разными объектами живой природы и показываем ее взаимосвязь с окружающим миром. Стараемся сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы. Формируем чувства близости к природе и сопереживать всему живому, учим заботиться и бережно относится к природе. Формируем умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
О том ,как персонаж появился на нашей территории ? Однажды в лесу Дин- Донг - старый хранитель леса проснулся от страшного сна. Показалось ему, что на лес надвигается что-то страшное. Поломанные ветки деревьев, притоптанные кустарнички ,сорванные на пенечке цветы, кругом банки, фантики из под конфет. Он был так расстроен, что не смог сдержать слез, которые катились одна за другой по его доброму лицу Дин-Донг отправился осматривать лес. Он шел, не разбирая дороги, и вдруг неподалеку услышал смех и голоса детей. Хранитель леса подошел к ним поближе и увидел трудолюбивых детишек, которые один за другим прибирали на территории участка. Так, «Хранитель» остался на долгие месяцы.
Наш Дин-Донг хозяин экологической тропы
Наша Дин-Донг - хозяин экологической тропы. Предлагает пройти на определенную видовую точку. - приготовил загадки, чтобы узнать: за чем именно будем наблюдать; - вопросы, связанные с объектом наблюдения; - знакомит детей с этими объектами; - предлагает по схеме – плану найти объект, к которому приглашает детей; - проводит игры такие как: «Узнай цветок», «Доскажи словечко», «Обобщающие слова», «Что лишнее?», «Когда это бывает?» и др. -пишет письма детям, в которых предлагает ответить на вопросы – задания, пофантазировать на разные темы. -знакомит детей со стихотворениями и пословицами о природе (животных, растениях, явлениях природы, временах года) и помогает их заучить наизусть. - в непосредственно образовательной деятельности используется как сюрпризный момент, помогая педагогу настроить детей на продуктивную работу.
Остановка «Рябинка» Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»; «Как мы ездили в лес» Настольно-печатные игры «Что где растёт»; лото «Деревья». Дидактическая игра«Времена года»; «Лес». Рисуем деревья в разные времена года. «Я и моё дерево». «Наше дерево – рябина». Аппликация из листьев «Рябинка»». Цикл занятий «Друзья рябины». Аппликация «Дерево» - обрывание. Лепка «Рябинка»» Психогимнастика «Превратимся в рябину»; Семейные прогулки в парк, лес; Оздоровительные упражнения «Деревья», «Мы – листочки»; Сюжетно-игровые занятия «Путешествие в лес»; Сюжетная гимнастика «Мы – деревья», «Что увидела рябинка»; Пальчиковая гимнастика «Деревья».Рассматривание иллюстраций деревьев и их семян; Составление гербариев из листьев «Деревья, растущие на территории детского сада; Оформление альбома наблюдений «Наше дерево – рябина» Н.Некрасов «Говорила рябина рябине»
Остановка «Лавочка - отдыхалочка » - беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.) -эстетическое развитие - чтение художественной литературы творческая мастерская видеть красоту и неповторимость каждого цветка, каждой травинки формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться о природе.
Остановка «Огород» Наблюдения в природе Труд детей в огороде Сбор урожая на огороде Дидактические игры: "Чего не стало" "Угадай на ощупь" "Узнай по описанию" Беседа "Что нам осень принесла" Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты" Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук".Ю. Тувим "Овощи" Игра "Дорисуй овощ" Рассматривание картины "В поле летом" Аппликация "Поспели яблоки в саду" Лепка "Овощи для магазина" Опыт "Тепло - холодно" Посадка чеснока на зиму
Остановка в «Гостях у Гусей- лебедей» Экологическая сказка Занятие - Беседа по сказке «Гуси лебеди» Беседа на тему «Русская печка» Чтение сказок: «Сивка-бурка», « Хаврошечка », «Заяц-хвастун», «Снегурочка» Игры: «Что общего?», «Сказочный сундучок», «Ступеньки доброты» Игры с загадками: «Узнай по описанию» Игра «Черный ворон» Отгадывание загадок, ознакомление с пословицами «Друга выслушать умей, будет 100 тогда друзей» Это здорово, когда тебя слушают, это значит, тебя уважают. «За работу и награда», «Друзья познаются в беде» и др. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». путешествие по сказке «Гуси – лебеди» Показ экологической сказки «Гуси- лебеди»
Остановка « Миша и Маша» Детвора - играть пора! создание атмосферы приятного досуга и отдыха на свежем воздухе в ходе совместных игровых действий по теме «Берегите природу» Беседа на тему «В гости к нам пришел Медведь». Экологичекая сказка «Маша и Медведь», «Ягодки для Миши». «Шишки для Мишки». Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорному развитию «Поможем Медведю». «Тропинка для Медведя». Утренняя гимнастика. Чтение, знакомство с произведениями о медведе. Пальчиковые игры: «Мишка косолапый», «Нарядили ножки », «Разноцветная лужайка» Подвижные игры: «Медведь и добрые зайчата», «У медведя во бору», «Мишка косолапый», «Грибы для медведя». Дидактические игры : «Угости медведя», « Мы-помощники природы», «Найди такую же картинку», «Парные картинки». Физкультминутки: :«Мишка косолапый», «Мишка вылез из берлоги», «Мишка ищет мёд» Формы работы с родителями. Заучивание стихотворении. Составление сказок.
Остановка «Город мастеров»(Песочница) исследовательская деятельность проведение опытов и экспериментов коллекционная работа коллективный труд творческая работа
Остановка « Липа» рассматривание и наблюдение за липой сравнение ее с другими деревьями б еседа «Забота человека о деревьях» проведение исследований: измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений связь с животным миром
Остановка «Цветник» Беседа на тему «Я садовником родился»Рассказ о внешнем виде , особенностях строения цветка Экспериментальная работа: «Посадка семян цветов: бархоток, петуньи, астры низкорослой». Исследовательская деятельность: «Наблюдение за рассадой»Ежедневный уход за рассадой цветов. Загадывание загадок, ребусов. Заучивание и чтение стихотворений о цветах.Чтение художественной, познавательной литературы. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. Закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам.Слушание музыки:Ю . Антонов «Не рвите цветы. Исследовательская деятельность: - если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает; где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей) Картотека дидактических игр: «Угадай цветок по описанию»;«Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»; «Собери цветок из геометрических фигур»;«Укрась цветами ковер». Уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья, цветок. Подвижные игры: «Мы – цветы», «Живая клумба», «Волшебная палочка», «Найди свое место», «Любимый цветок», «Садовник».
Остановка «Теремочек» (Постановка сказки на экологический лад) Создание условия для развития познавательных и творческих способностей Учить детей правильно вести себя в лесу. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на игровой образ, воображение, фантазию. Учить постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности. Продолжать развивать выразительную речь. Воспитывать бережное отношение к природе
Остановка «Теремочек» ( Экологическая сказка )
Остановка «Кусты» экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой связь с животным миром польза для человека и забота человека.
Путешествие по экологической тропе Цель: Развивать у детей: - устойчивый интерес к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, окружающего мира, вдумчивое и бережное отношение к объектам природы; - познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений ;
Работа с родителями Выставка детских рисунков «Дерево ,которое я вижу на экологической тропе » Изготовление карты « Ч то, или кого мы видели на экологической тропе» «Грибная корзинка, или почему они так называются» Изготовление поделок детьми совместно с родителями из огурцов. Выставка «Огуречная страна» Составление и оформление сказок на тему «Проблема природы», «Люди, берегите природу!» Экскурсия родителей «В летний парк» Консультация для родителей «Экологическое воспитание» Анкетирование «Роль экологии в вашей жизни» Совместное выполнение детьми поделок из природного материала. Повышение педагогической культуры родителей -беседы , Активное включение родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к изготовлению дидактических игр и пособий; проведение досугов, совместных рисунков и поделок.
А мы сочиняем сказки(на экологическую постановку) У Миши с в гостях Береги живое На полянке О цветах о животных
классифицировать растения, проводить простейшие исследования над объектами природы; Узнали много интересного из жизни растений; Научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы; Стали бережливее относиться к объектам природы За время работы над проектом дети научились :
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида»
ПРОЕКТ
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»
Воспитатели: Пенькова О.В., Литерная Н.В.
Июнь-июль 2015 г.
Актуальность
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Участники проекта
- дети подготовительной к школе группы
- воспитатели
- родители
Вид проекта
Познавательно – исследовательский
Сроки: 1-2 месяца
Цель:
- Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ
- Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
Осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира.
Задачи:
- Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.
- Развитие устойчивого интереса детей к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.
- Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, то есть заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
- Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ухаживать за растениями, птицами, желания наблюдать за жизнью растений, насекомых и птиц, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
Этапы проекта
I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
II этап – собственно познавательно-исследовательский.
III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Предполагаемые результаты
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
- Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
- Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы.
- Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению поп отношению к миру природы.
- К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
Формы реализации проекта
- Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы.
- Занятия на экологической тропе.
- Использование сказочных персонажей.
- Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций.
- Практическая деятельность.
- Наблюдение за живой и неживой природой.
- Ролевые, дидактические, настольные экологические игры.
- Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала и т.д.).
- Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий.
Экологическая тропа
Начало тропы
- Остановка «Рябинушка»
- Остановка «Лавочка-отдыхалочка»
- Остановка «Огород» (какие культуры растут: овощи, лекарственные травы; что нуждается в уходе)
4 . Остановка « В гостях у Гусей - лебедей»
5. Остановка « Остановка « Миша и Маша»
6. Остановка «Город мастеров» (Песочница)
7. Остановка «Липа»
8.Остановка «Цветник»
9.Остановка «Домочек-теремочек»
10.Остановка «Кусты»
Совместная продуктивная и художественная деятельность детей и взрослых
Изготовление карты-схемы «Экологическая тропа»
Выставка детских рисунков «Наше лето на участке»
Изготовление карт «Кого мы видели на экологической тропе»
Изготовление поделок детьми совместно с родителями из огурцов.
Выставка «Огуречная страна»
Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»; «Как мы ездили в лес»
Настольно-печатные игры «Что где растёт»; лото «Деревья». Дидактическая игра «Времена года»
«Рисование «Лес»
Рябинка»аппликация
Аппликация«Дерево»обрывание.
Лепка «Рябинка»»
Психогимнастика «Превратимся в рябину»;
Семейные прогулки в парк, лес;
Оздоровительные упражнения «Деревья», «Мы – листочки»;
Сюжетно-игровые «Путешествие в лес»;
Сюжетная гимнастика «Мы- деревья», «Что увидела рябинка»;
Пальчиковая гимнастика «Деревья».
Рассматривание иллюстраций деревьев и их семян;
Составление гербариев из листьев «Деревья, растущие на территории детского сада;
Оформление альбома наблюдений «Наше дерево – рябина» Н.Некрасов «Говорила рябина рябине» беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.)
-эстетическое развитие
-чтение художественной литературы
творческая мастерская
видеть красоту и неповторимость каждого цветка, каждой травинки
формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться о природе.
Наблюдения в природе
Труд детей в огороде
Сбор урожая на огороде
Дидактические игры:
"Чего не стало"
"Угадай на ощупь"
"Узнай по описанию"
Беседа "Что нам осень принесла"
Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"
Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук".Ю. Тувим "Овощи"
Игра "Дорисуй овощ"
Рассматривание картины "В поле летом"
Аппликация "Поспели яблоки в саду"
Лепка "Овощи для магазина"
Опыт "Тепло - холодно"
Посадка чеснока на зиму Беседа на тему «В гости к нам пришел Медведь».
Экологичекая сказка «Маша и Медведь», «Ягодки для Миши».
«Шишки для Мишки».
Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорному развитию «Поможем Медведю».
«Тропинка для Медведя».
Утренняя гимнастика.
Чтение, знакомство с произведениями о медведе.
Пальчиковые игры: «Мишка косолапый», «Нарядили ножки », «Разноцветная лужайка»
Подвижные игры: «Медведь и добрые зайчата», «У медведя во бору», «Мишка косолапый», «Грибы для медведя».
Дидактические игры : «Угости медведя», «Мы-помощники природы», «Найди такую же картинку», «Парные картинки».
Физкультминутки: «Мишка косолапый», «Мишка вылез из берлоги», «Мишка ищет мёд»
Формы работы с родителями. Заучивание стихотворении.
Составление сказок. Занятие-Беседа по сказке «Гуси лебеди»
Беседа на тему «Русская печка»
Чтение сказок: «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Заяц-хвастун», «Снегурочка»
Игры: «Что общего?», «Сказочный сундучок», «Ступеньки доброты»
Игры с загадками: «Узнай по описанию»
Игра «Черный ворон»
Отгадывание загадок, ознакомление с пословицами «Друга выслушать умей, будет 100 тогда друзей» Это здорово, когда тебя слушают, это значит, тебя уважают. «За работу и награда», «Друзья познаются в беде» и др.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
Путешествие по сказке «Гуси – лебеди»
Показ экологической сказки «Гуси - лебеди»
Занятие «Путешествие по экологической тропе»
Цель:
Развивать у детей:
- устойчивый интерес к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, окружающего мира, вдумчивое и бережное отношение к объектам природы;
- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений;
Анализ проведенной деятельности по проекту в летний период позволили сделать следующие выводы:
Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности;участвуя в проекте, дети получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Литература:
- Машкова С.В. и др. Познавательно – исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С.В. Машкова и др. – Волгоград: Учитель, 2011
- Масленникова О.М., Филлипенко А.А. Экологические проекты в детском саду/
О.М Масленникова, А.А Филлипенко. - Волгоград: Учитель, 2011 - Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – (Ребенок в мире поиска)
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / Под ред. С.Н.Николаевой. – Москва «Мозаика - синтез» 2010
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н.Николаева. – Москва. «Просвещение», 2000г. Приложение 1.
Экологические сказки о мусоре «Зайчик и Медвежонок»
Экологическая сказка
Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке. Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, она была уже не такой красивой, как раньше, но настроение у друзей было приподнятое, и они затеяли соревнования. Но случилась беда: они наткнулись на свой мусор и испачкались. А медвежонок попал лапкой в консервную банку и долго не мог освободить её. Малыши поняли, что они натворили, всё за собой убрали и больше никогда не мусорили.На этом моей истории конец, а суть сказки в том, что природа не в состоянии справиться с загрязнением сама. Каждый из нас должен заботиться о ней и тогда мы будем гулять в чистом лесу, жить счастливо и красиво в своем городе или деревне и не попадём в такую историю, как зверята.
Маша и Медведь
Экологическая сказка
В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры.
Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, как известно, три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек-медвежонок – Мишутка. Жили они в лесу очень хорошо, всего им хватало – и рыбы в реке было много, и ягод с кореньями хватало, и мед на зиму запасали. А какой воздух был в лесу чистый, вода в реке прозрачная, трава кругом зеленая! Одним словом, жили они в своей избушке и не тужили.
И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать. Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят — как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.
И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и животные стали из леса убегать. Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг. Папа медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор, а ночью пошли в деревню и разбросали его вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили, а то Михайло Потапыч их задерет.
Утром проснулись люди и глазам своим не верят! Кругом – грязь, мусор, земли не видать. А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились, весь мусор собрали. И пошли они в лес, просить прощения у медведей. Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза!
Нет места мусору
Экологическая сказка
Жил – был Мусор. Был он некрасивый и злой. Все о нём говорили. Появился Мусор в городе Гродно после того как люди начали бросать мимо урн и контейнеров пакеты, газеты, остатки еды. Мусор очень гордился тем, что его владения повсюду: в каждом доме и дворе. Те, кто мусор бросает, Мусору «сил» прибавляет. Некоторые люди везде разбрасывают фантики от конфет, пьют воду и бросают бутылки. Мусор только радуется этому. Через некоторое время мусора становилось все больше и больше.
Недалеко от города жил Волшебник. Он очень любил чистый город и радовался людям, которые в нем живут. Однажды он посмотрел на город, и очень расстроился. Повсюду обертки от конфет, бумага, пластмассовые стаканчики.
Позвал Волшебник своих помощников: Чистоту, Аккуратность, Порядок. И сказал он: « Вы видите, что наделали люди! Давайте наведем порядок в этом городе!». Взялись помощники вместе с Волшебником наводить порядок. Взяли метлы, совки, грабли и начали убирать весь мусор. Работа у них кипела: « Мы с чистотой, порядком дружим, а мусор нам совсем не нужен», — припевали помощники. Увидал Мусор, что Чистота идёт по городу. Увидела его она и говорит: « Ну-ка, Мусор, держись- лучше с нами не борись!»
Мусор был в ужасе. Да как закричит: «Ой, Не трогайте меня! Потерял свое богатство – как бы мне куда податься?». Аккуратность, Чистота и Порядок как взглянули сурово на него, как начали ему грозить метлой. Побежал из города Мусор, приговаривая: «Ну, ничего я отыщу себе приют, мусора много — весь не уберут. Есть ещё дворы, я дождусь лучшей поры!».
А помощники Волшебника убрали весь мусор. Кругом в городе стало чисто. Чистота и Аккуратность стали разбирать весь мусор , сложенный в мешки. Чистота сказала: « Это бумага — не мусор. Нужно собирать её раздельно. Ведь из неё делают новые тетради и учебники», — и разместила старые газеты, журналы, картон в контейнер для бумаги.
Аккуратность объявила: «Остатками еды покормим птиц и домашних животных. Остальные пищевые отходы отнесём в контейнеры для пищевых отходов. А стекло, пустые баночки и стеклянную посуду поместим в контейнер для стекла».
А Порядок продолжает: « И пластмассовые стаканчики и бутылки не будем выбрасывать. Из пластмассы будут ребятишкам новые игрушки. В природе нет мусора, нет отходов, давайте, друзья, учиться у природы», — и выбросил в мусорный ящик для пластика.
Так наш волшебник со своими помощниками навел порядок в городе, научил людей беречь природные ресурсы и объяснил, сто для поддержания чистоты достаточно одного – не мусорить.
Сказка про хламище-окаянище
Экологическая сказка
В дальнем-дальнем лесу на маленькой горушке в небольшой избушке жили-поживали, годы коротали старичок-лесовичок и старушка-лесовушка. Дружно жили, лес сторожили. Из года в год, из века в век их не тревожил человек.
А кругом красота – глаз не отведешь! И грибов и ягод, сколько хочешь, найдешь. Мирно жили в лесу и звери, и птицы. Могли старички своим лесом гордиться.
И были у них два помощника, два медведя: хлопотунья Маша и ворчун Федя. Такие мирные и ласковые с виду, они не давали лесовичков в обиду.
И все бы ладно, все прекрасно, да однажды осенним утром ясным неожиданно с верхушки елки высокой закричала тревожно Сорока. Попрятались звери, разлетелись птицы, выжидают: что же такое случится?
Наполнился лес и гулом, и криком, и беспокойством, и шумом великим. С корзинами, ведрами и рюкзаками люди приехали за грибами. До самого вечера машины гудели, а старичок-лесовичок и старушка-лесовушка, в избушке спрятавшись, сидели. И ночью-то, бедные, глаз сомкнуть не посмели.
А утром солнышко ясное выкатилось из-за горушки, осветило и лес, и избушку-вековушку. Вышли старички, на завалинке посидели, на солнышке косточки погрели и пошли поразмяться, по лесу прогуляться. По сторонам поглядели – и обомлели: лес не лес, а какая-то свалка, которую и лесом-то назвать жалко. Банки, бутылки, бумажки и тряпки повсюду разбросаны в беспорядке.
Старичок-лесовичок затряс бородою:
— Да что же это делается такое?! Пойдем, старушка, лес прибирать, мусор убирать, а то ни звери, ни птицы здесь не будут водиться!
Смотрят: а бутылки и банки вдруг вместе собираются, друг к другу подбираются. Закрутились винтом – и вырос из мусора зверь непонятный, тощий, неопрятный и ужасно противный притом: Хламище-Окаянище. Костями грохочет, на весь лес хохочет:
Вдоль дороги по кустам –
Хлам, хлам, хлам, хлам!
По нехоженым местам –
Хлам, хлам, хлам, хлам!
Я – великий, многоликий,
Я – бумажный, я – железный,
Я – пластмассово-полезный,
Я – бутылочно-стеклянный,
Я – проклятый, окаянный!
Поселюсь в твоем лесу —
Много горя принесу!
Испугались лесовички, кликнули медведей. Прибежали хлопотунья Маша и ворчун Федя. Зарычали грозно, встали на задние лапы. Что осталось делать Хламищу-Окаянищу? Только драпать. Раскатился он мусором по кусточкам, по канавам и кочкам, да все подальше, да все в сторонку, чтобы не достали медведи ни одну бумажонку. Собрался в кучу, завертелся винтом, и снова стал Хламищем-Окаянищем: зверем тощим и противным притом.
Что делать? Как до Хламища-Окаянища добраться? Сколько можно по лесу за ним гоняться? Приуныли старички-лесовички, притихли медведи. Только слышат: кто-то поет и по лесу едет. Смотрят: а это Лесная Царица на огромной огненно-красной лисице. Едет – удивляется: что это столько мусора в лесу валяется?
— Убрать немедленно весь этот хлам!
А лесовички в ответ:
— Да не справиться нам! Это не просто хлам, это – Хламище-Окаянище: зверь непонятный, тощий, неопрятный.
— Не вижу никакого зверя и вам не верю!
Лесная Царица нагнулась, за бумажкой потянулась, поднять захотела. А бумажка от нее улетела. Собрался весь мусор в кучу и завертелся винтом, стал Хламищем-Окаянищем: зверем тощим и противным притом.
Не испугалась Царица Лесная:
— Ишь ты, невидаль какая! Вот так зверь! Просто куча хлама! Плачет по тебе хорошая яма!
Рукой махнула – земля расступилась, глубокая яма получилась. Свалился туда Хламище-Окаянище, выбраться не смог, на дне залег.
Засмеялась Лесная Царица:
— Вот так — годится!
Старички-лесовички отпустить ее не хотят, и все тут. Хламище исчез, да осталась забота.
— А если снова приедут люди, что мы, Матушка, делать будем?
— Попросите Машу, попросите Федю, пусть приведут они в лес медведей!
Успокоился лес. Уехала Лесная царица на огненно-рыжей лисице. Старички-лесовички вернулись в свою избушку-вековушку, живут-поживают, чаек попивают. Хмурится небо иль солнышко светит, лес – он прекрасен и радостно светел. В шепоте листьев, в дыхании ветра столько отрады и радости светлой! Нежные звуки и чистые краски, лес – это самая дивная сказка!
Да только опять загудели машины, люди с корзинками в лес заспешили. И заспешили Маша и Федя звать на подмогу соседей-медведей. Зашли они в лес, зарычали, поднялись на задние лапы. Испугались люди и давай драпать! В этот лес они вернутся нескоро, да оставили мусора целую гору.
Не растерялись Маша и Федя, научили медведей, окружили они Хламище-Окаянище, к яме погнали, в яму загнали. Он оттуда выбраться не смог, на дне залег.
Да только на этом не кончились беды старушки-лесовушки и лесовичка-деда. Нагрянули в лес браконьеры-негодники, за медвежьими шкурами охотники. Услыхали, что в этом лесу есть медведи. Спасайся, Маша! Спасайся, Федя! От выстрелов горестно лес задрожал. Кто смог – улетел, а кто смог – убежал. Безрадостно стало в лесу отчего-то. Охота! Охота! Охота! Охота!
Да только охотники вдруг замечают: рыжий огонь за кустами мелькает.
— Спасайтесь! Из леса скорее бежим! С пожаром не шутят! Погибнем! Сгорим!
Охотники с шумом в машины забрались, перепугались, из леса умчались. А это всего лишь Лесная Царица промчалась на огненно-рыжей лисице. Взмахнула рукою – исчезла горушка, исчезла с лесовичками избушка. И лес зачарованный тоже исчез. Скрылся, будто сквозь землю провалился. И стало на том месте отчего-то огромное непроходимое болото.
Ждет Лесная Царица, когда люди добрыми и мудрыми станут, в лесу безобразничать перестанут.
«Путешествие по экологической тропе»
Цель: расширить представление детей о многообразии и значении растений на территории детского сада; учить ориентироваться по плану экологической тропы; обобщить представления детей о весне (листья на деревьях и кустарниках молодые, зеленые, зеленеет трава, появились первые цветы, люди работают на огороде – сажают овощи и т.д.), воспитывать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой природы, эмоциональную отзывчивость.
Ход занятия:
I. «Флорик» предлагает отправиться в удивительное путешествие по одной очень чудной тропе, путешествуя по которой, дети узнают, как живет и чувствует себе окружающая нас природа. «Флорик» очень хочет, чтобы у каждого из детей, кто пройдет по не, укрепилось желание сохранить и защитить природу.
- Что такое тропа? А что такое экологическая тропа? (ответы детей)
Экологическая тропинка состоит из определенных остановок и на каждой остановке живут природные существа – растения, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать весной, летом, осенью и зимой и постараемся узнать много нового, интересного и удивительного.
I I. «Флорик» принес с собой помощника. Отгадайте загадку, что это такое.
С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала,
В цветке, в лепестках есть огромная сила,
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что нужно спросить, лепестки отрывая?
Как называется сказка такая?
Дети отрывают лепестки, произносят волшебные слова и «попадают» по очереди на все остановки экологической тропы. Знакомятся с объектами экологической тропы.
- Остановка «Рябинушка»
- Остановка «Лавочка-отдыхалочка»
- Остановка «Огород» (какие культуры растут: овощи, лекарственные травы; что нуждается в уходе)
4 . Остановка « В гостях у Гусей - лебедей»
5. Остановка « Остановка « Миша и Маша»
6. Остановка «Город мастеров» (Песочница)
7. Остановка «Липа»
8.Остановка «Цветник»
9.Остановка «Домочек-теремочек»
10.Остановка «Кусты»
I I I. «Флорик» спрашивает:
- Где дети сегодня побывали? Что нового узнали?
Просит оставить цветик-семицветик себе, для следующих путешествий, т.к. на нем еще остались лепестки. Дарит в память о сегодняшнем путешествии красивые эмблемы.
Эксперимент «Гости на клумбе»
(остановка «Цветник»)
Цель: уточнить знания детей о комнатных растениях, условиях их жизни, обратить внимание детей на растения, способные жить в открытом грунте; развивать наблюдательность, активизировать познавательную деятельность детей.
Ход занятия:
I. Как много времени мы проводим летом на улице! Играем, резвимся на солнышке, поливаем клумбы. А вот комнатные цветы, растущие в помещении нашей группы, что-то приуныли. Наверно, беспокоятся, не перестали ли вы их любить? Может даже забыли, как они называются и как за ними нужно ухаживать? Нет? Сейчас мы это проверим:
Я прошу вас постараться,
Быть невнимательным нельзя.
Мы начинаем викторину
«Мои зеленые друзья».
Викторина:
1. Кто больше назовет комнатных растений.
2. Игра «Узнай по описанию».
3. Вопросы об условиях жизни комнатных растений.
I I. Молодцы, вы многое знаете о комнатных растениях. Но, кажется, мне известна их тайная мечта: летом они хотят чаще видеться с вами на улице. Как вы думаете, осуществима ли эта мечта?
Я предлагаю пройти по нашей тропе на остановку «Цветник» и посмотреть, нет ли там «гостей» - комнатных цветов и как они там себя чувствуют.
I I I. Результаты фиксируются в «Дневнике наблюдений».
Дети рисуют «гостей на клумбе» с натуры.
«Маленькие огородники»
(остановка «Огород»)
Цель: заинтересовать детей интересной информацией об огурце и помидоре, закрепить знания детей об основных правилах ухода за овощными растениями, формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию.
Ход занятия:
I. В гости к детям приходит «Флорик», приносит посылку и говорит, что там кто-то шепчется и чихает. Но чтобы узнать кто там такой, нужно поиграть.
Игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус».
I I. Овощи рассказывают о себе (овощи могут быть настоящими или игрушка, или поделка). Например,
Огурец: Вы все меня знаете. Из овощей я самый первый появляюсь на вашем столе. Расскажите, какой я? (ответы детей).
Я очень люблю тепло, потому что я родом из теплых стран. В холодную погоду перестаю расти и начинаю болеть. Листья покрываются желтыми и коричневыми пятнами, сохнут и отмирают, а маленькие огурчики перестают расти, и остаются недоразвитыми (дети находят подтверждение слов).
Когда холодно, мы, огурцы, выглядим очень несчастными, так и кажется, что начнем чихать и кашлять. Зато в теплые дни мы распрямляем свои листья, усиками крепко цепляемся за веревку и тянем стебель все выше и выше. А маленькие огурчики начинают расти с такой скоростью, что их можно собирать каждый день.
А знаете ли вы, что я почти единственный овощ, который кушают только незрелым? Вы дивлены? Проверьте сами (дети сравнивают незрелый огурец с перезревшим).
Дети совестно с воспитателем собирают огурцы в парнике ля приготовления салата на обед.
Игра «На что похож этот огурец».
Синьор Помидор тоже рассказывает о себе, дети рассматривают кусты помидоров, их цветы, маленькие помидорчики.
I I I. «Флорик» предлагает детям спросить у мам и бабушек о том, как они дома, на даче выращивают огурцы и помидоры.
Организуется выставка «Огуречная страна». Дети дома вместе с родителями изготавливают любую поделку из огурцов.
Опыты и эксперименты
«Вершки - корешки»
- Проверить, что раньше появляется из семени?
- Бобы, горох, семена огурцов, влажная ткань (бумажные салфетки), зарисовка с использованием символов алгоритма деятельности.
- Дети выбирают любые из предложенных семян, помещают на влажную салфетку, салфетку постоянно увлажняют. Ежедневно наблюдают в течение 10-12 дней за происходящими изменениями.
«Солнечные зайчики»
- Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях.
- Зеркала, любые гладкие предметы.
- Взрослый рассказывает и показывает детям, как с помощью зеркала появляется «зайчик» (зеркало отражает луч света, и само становится источником света), предлагает пускать «солнечные зайчики», прятать их (прикрыв зеркало ладошкой). Взрослый предлагает пускать зайчиков на прогулочной веранде, где нет яркого света или в тени. Дети обсуждают, почему «солнечные зайчики» не появляются.
«Испарение влаги с листьев растений»
- Проверить, куда исчезает вода.
- Растение, целлофановый пакетик.
- Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от корней к стеблю, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакет и закрепив его. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на других листочках (вода испарилась в окружающий воздух).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Экологическая тропа как средство обучения детей с нарушениями речи"
В презентации представлены игры и задания по формированию лексико-грамматического строя речи, связной речи, фонематического слуха, произносительной стороны речи....
Презентация Экологическая тропинка "Стежка в природу"
Этот материал как наглядное дополнение к печатной форме ....
Презентация проекта "Тропинка к сказочному дереву"
В этом учебном году в нашем ДОО была проведена большая интересная работа по проекту «Зимняя тропинка к сказочному дереву». Этот проект способствовал у детей умение работать с родителями, в коллективе,...
Презентация. Звериная тропа города Выборга.
Выборг сохраняет образы животных и птиц в декоре городских зданий. По «звериной тропе» нашего города я и предлагаю прогуляться....
Презентация "Экологическая тропа"
Отчет о проделанной работе...
Презентация "Экологическая тропа в доу"
Экологическая тропа в детском саду....
презентация проекта "Тропинки Здоровья" в старшей группе
Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понят...