Консультация для воспитателей "Формы работы с родителями по экологическому воспитанию"
консультация по окружающему миру на тему
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Юрьева С. Я., воспитатель
Консультация для воспитателей
«Формы работы с родителями по экологическому воспитанию»
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
- Педагог-родитель;
- Педагог-ребенок-родитель.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 1
«Экологическое образование в семье»
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Что такое экология?
2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли Вы дерево?
5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 2
«Экологическое образование в семье»
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными или растениями?
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.
5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
6. С какой целью?
7. Где ребенок обычно проводит лето?
8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
Беседа за круглым столом с родителями детей четырехлетнего возраста
Тема «Дикие животные»
Цель: вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов обучения ребенка, убедить их в целесообразности. Научить родителей, как интересно загадывать загадки детям, и развивать логическое мышление у детей про диких животных.
Материалы: платок, мягкие игрушки, домик, ёлки, геометрические фигуры.
Ход:
Воспитатель рассаживает родителей полукругом и предлагает
игру «Угадай кто под платком».
Описывает зайца: (Он трусишка, он грызёт морковь, у него длинные уши, зимой он белый, летом серый). Если дети ваши отгадывают — открываем платок.
Описывает лису: (Она живёт в норе, она хитрая, рыжая, у неё пушистый хвост, и если не отгадали, то добавляем: она съела колобка).
Описывает медведя: (Он живёт в лесу, спит зимой в берлоге, он любит мёд, он косолапый, и в конце добавляем: он сосёт лапу).
Описывает волка: (Кто зимой холодной, бродит злой голодный, он серый, зубастый, живёт в логово, у него волчата).
Воспитатель: Дети часто не могут определить и запомнить, почему они дикие животные или домашние животные. Игра «Чей домик?»
В одном углу ставим домик, в другом — ёлку. Показываем мишку, спрашиваем: «Где он живёт, какое это животное?», говорим: «Раз, два, три, домой беги», подбегаете к ёлке. (медведь дикое животное. Живёт в лесу), если показываете лошадь, то подбегаете к домику и объясняете, что это домашние животное, не дикое, лошадь в лесу не живёт.
Воспитатель предлагает сравнить животных, спрашивает: «Что одинаково у всех зверей?» (У всех 4 лапы, хвост, все покрыты шерстью, все живут в лесу, они дикие животные).
Игра: «Собери животного из геометрических фигур»
На стол выкладывает геометрические фигуры. Воспитатель предлагает родителям из фигур выложить какого-либо зверя. Родители работают с фигурками. Затем на фланелеграфе выставляются изображения медведя, зайца, лисы.
Воспитатель: учите детей называть фигуры, беседуйте на тему животные и их детёныши.
Учите скороговорки, например:
у ужа – ужата,
у ежа – ежата.
Предлагает прочитать детям:
Е. Шумская «Трус», А. Александрова «Медвежонок Бурин», В. Бланки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата».
Если вы видите, что у вашего ребёнка плохое настроение, он устал предложите ему изобразить диких животных (белка, заяц, медведь), а вы будите угадывать, или наоборот.
Желаю вам уделять своим детям чуть-чуть вашего драгоценного времени. Играйте когда идёте по дороге в детский сад, когда стоите у плиты, когда гладите и т.д.
Родители делятся своим опытом, как они знакомят детей с дикими животными, какие игры проводя.
Приём, используемый на завершающей беседе за круглым столом.
Чудесная сумка:
Воспитатель предлагает участникам круглого стола ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений и навыков. Родители делятся своими впечатлениями.
Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию
Запомните правила!
Охрана растений.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе.
Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник. Пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часто растений нужно обязательно оставлять в природе.
Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах.
Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах.
Нельзя забывать о том что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых- опылителей, хищных насекомых, охране птиц.
Охрана животных.
Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы- родители могут совсем покинуть гнездо.
Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.
Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА И БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему « Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию».
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...
Консультация для воспитателей на тему: «Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию»
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы м...
Консультация для педагогов "Работа с родителями по экологическому воспитанию"
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...
Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей на сегодняшний день очень актуальна. Только семья может помочь педагогам решить главную нашу задачу воспитать человека с боль...
Консультация "Формы работы с родителями по экологическому воспитанию"
В преентации даны формы работы с родителями по экологическому воспитанию...
Консультация для воспитателей на тему «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»
В консультации перечень работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Данная консультация рекомендована воспитателям...
Консультация для родителей на тему: "Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ ".
. Несмотря на то, что дети проводят очень много времени в детском саду, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физ...