Опыт работы воспитателя
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Опыт работы воспитателя детского сада на тему: "Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx45.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 городского округа Вичуга

Опыт работы воспитателя

 Мальцевой Нины Геннадьевны

по теме: «Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»

2018 год

Мудрая природа

В. Орлов

Нас в любое время года.
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок - терпению,
Пчелы в поле и в саду,
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде,
Все по-справедливости.
Отражение в воде,
Учит нас правдивости,
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
И при всей огромности,
Обучает скромности.
У природы круглый год,
Обучаться нужно
Нас деревья всех пород

Весь большой лесной народ,
Учит крепкой дружбе.

Содержание

Актуальность темы---------------------------------------------------------------4

Цели и задачи----------------------------------------------------------------------5

Современные образовательные технологии---------------------------------6

Использование ИКТ в работе с детьми---------------------------------------7

Использование проектной деятельности---------------------------------8-11

Организация развивающей предметно – пространственной среды--12

Диагностика-----------------------------------------------------------------------13

Заключение (вывод)-------------------------------------------------------------14

Список литературы--------------------------------------------------------------15

Актуальность.

В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. И основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду и в семье. Проблема в том, что отсутствие элементарных знаний  об окружающем мире и интереса к нему может привести к формированию у ребенка, а затем и у взрослого человека множества предрассудков и жестокого отношения ко всему живому.  Исправить это спустя годы  намного сложнее, чем дать необходимые знания  в начале жизненного пути. Чтобы узнать уровень знаний родителей в области экологии мы провели анкетирование (см. приложение 1). Выяснилось, что не все родители компетентны в этом вопросе,также в ходе бесед и наблюдений  с детьми мы узнали, что не  у всех  детей сформированы первоосновы экологических знаний. Тогда мы решили прибегнуть к инновационным методам работы (использовать проектную деятельность, использовать интерактивные игры в работе с детьми, просмотр презентаций по данной теме, тесно сотрудничать с социальными партнерами (музеем, библиотекой)).                        

Цель: формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста, используя в работе инновационные технологии.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о природе, как о своем доме, о роли человека в природе.
  • Создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую формированию и развитию экологических представлений.
  • Использовать инновационные технологии в формировании экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
  • Формировать экологическое сознание  в семье.

Современные образовательные технологии

Современные  технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Наша цель – содействовать становлению ребенка как личности. Любая инновация  представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие, чего происходит качественное изменение среды. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является развитие образовательного процесса.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

•здоровьесберегающие технологии;

•технологии проектного общения;

•технология исследовательской деятельности;

•информационно-коммуникационные технологии;

•личностно-ориентированные технологии;

•технология игрового обучения;

•технология проблемного обучения;

•технология развивающего обучения;

•информационные технологии;

•игровая технология и др.

Использование ИКТ в работе с детьми

Подробнее остановимся на использовании ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Информационно-компьютерные технологии активно используются как в образовательной, так и в методической работе дошкольного образовательного учреждения. Такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Нам, воспитателям компьютер помогает получить дополнительную информацию, которой нет в печатном виде, а также разнообразить иллюстративный материал при подборе наглядного материала к занятиям.По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • Несет в себе новый тип информаций, понятный дошкольникам;
  • Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
  • Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;
  • Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Поэтому, мы в своей работе с детьми используем интерактивные игры («Что, где растет?», «Кто, где живет?», «Чего не хватает?», «Угадайчей голосок» и др.), смотрим презентации по заданной теме, обучающие мультфильмы (серия «Смешарики», «Лунтик» и т.д.), ходим в музей и привлекаем к этому родителей. Родители активно помогают нам в работе, подбирают материал, помогают распечатывать информацию, играют роли на праздниках, участвуют в акциях и походах в парк, музей, библиотеку.

Использование проектной деятельности

Также большое внимание в нашем детском саду, мы уделяем проектной и исследовательской деятельности детей. В своей работе мы используем продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). В реализации проектов тесно сотрудничаем с родителями и другими членами семьи, педагогами, социальными партнерами. Родители не только источники информации, они оказывают реальную помощь и поддержку ребенку, и педагогу в процессе работы над проектом,  и являются непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Проекты помогают развивать:

  • активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей;
  • осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
  • творческие способности детей;
  • умение наблюдать;
  • умение слушать;
  • навыки обобщения и анализа;
  • мышление;
  • видение проблемы с разных сторон, комплексно;
  • воображение;
  • внимание, память, речь.

Так в своей группе мы вместе с детьми и родителями реализовали проекты:

  • «Какие бывают дожди?»
  • «Зачем зимой нужен снег?»
  • «Что растет на грядке?»
    «Почему осенью облетают листья?»
  • «Если у природы друзья?»

Работая над проектом: «Какие бывают дожди?» дети не только узнали, что дожди бывают разные (сильный, слабый, грибной, ливневый, моросящий и т.д.), но и с помощью  ИКТ смогли услышать звук дождя и увидеть изображение на слайдах.

Проект «Зачем зимой нужен снег?» научил правильно взаимодействовать с природой. Дети во время зимних прогулок обваливали снегом кусты и деревья, чтобы они не замерзли.

Работая над проектом «Что растет на грядке?» дети разучили много стихотворений об овощах, познакомились с трудом людей весной, летом, осенью. Узнали очень много о пользе овощей. Просмотр презентаций и интерактивные игры сыграли свою роль, дети быстро освоили материал и еще долго рассказывали об этом своим родителям.

Проект «Почему осенью опадают листья?» научил детей наблюдательности и экспериментальной деятельности. Этому так же способствовала работа с использованием инновационных технологий.

Вся запланированная работа способствовала  тому, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника.Планируя образовательную деятельность, мы опирались на определенные дидактические принципы: принцип активности ребенка, принцип научности, принцип доступности, принцип интеграции.

Также в своей педагогической деятельности мы применяем следующие методы экологического образования:

  • наглядные (наблюдения, экскурсии рассматривание репродукций картин и иллюстрации, видеоролики, слайды, презентации)
  • словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора)
  • практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование)
  • нетрадиционные методы как в работе с родителями, так и с детьми: экскурсии в музей «Красавица и чудовища» (про бабочек), «Животные нашего края», «Индия». Фотовыставки «Я и природа», «Улыбки вичужан». Конкурс рисунков «Природа глазами детей». КВН «Что мы знаем о природе и ее охране». Викторина «Знатоки природы». Показ видеороликов о жизни группы и т.д.

Во время экскурсии в летний парк дети обратили внимание на загрязнённую территорию парка (мусор). Стали рассуждать: если не заботиться о природе,то она может погибнуть. Так возник проект «Есть ли у природы друзья?» (см. приложение 2).

Именно на этапе дошкольного возраста ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются естествознания, прикладных и гуманитарных наук. Но детям старшего дошкольного возраста недостаточно самостоятельности, умения экспериментировать, проявлять фантазию и художественное творчество, поэтому для решения проблемы сохранении природы мы включили родителей. На подготовительном этапе проекта определили план действий, подобрали материал о том, как можно сохранить природу. В ходе реализации практического этапа проекта использовали следующие формы и методы:

  • НОД (см. приложение 3)
  • Беседы с детьми: «Что такое природа?», «Как нужно вести себя в лесу?», «Знаешь ли ты лес?», «Что такое Красная книга?», «Зеленая аптека», «Лесные санитары», «Кто охраняет наши леса?», «Есть ли у природы друзья?»
  • Конкурс рисунков: «Природа глазами детей», «Что мы видели в лесу?»
  • КВН «Что мы знаем о природе и ее охране (с родителями)
  • Акции: «Не губи зеленую красавицу», «Берегите природу!», «Только вместе, только дружно помогать природе нужно»
  • Изготовление лэпбука «Зона тайги»
  • Тематические прогулки: «Азбука поведения в лесу», «Природоохранные знаки»
  • Участие в сборе макулатуры под девизом «Собери макулатуру – сохрани дерево!»
  • ИКТ презентации:  «Зона тайги», «Зона степи», «Зона пустыни», «Зона Арктики и Антарктики», «Виды деревьев», «Птицы нашего края» и т.д.

Работая над проектом, родители вместе с детьми оформили стенгазеты: «Береги природу!», «Не губи зеленую красавицу».

Альбомы: «Животные Арктики и Антарктики», «Животные степи», «Животные тайги», «Животные пустыни», «Все о птицах», «Рассказы о животных», «Экологические сказки», «Обитатели морей и океанов».Оформили жалобную книгу природы, собрали гербарий, растения нашего края, лекарственные растения также были сделаны макеты: «Обитатели морей и океанов», «Животные севера», «Виды деревьев», «Зимние забавы пингвинов». И так, внедрение в работу проектной деятельности  позволила нам повысить интерес детей к природным объектам, развить их познавательный интерес. Дети стали осознанно бережно относиться к природным объектам, проявлять о них заботу, рассказывать окружающим о необходимости гуманного поведения в природе, они стали интересоваться не только деревьями, но и другими объектами природы, к которым раньше не проявляли интереса. Повысилась детская компетентность, они чувствовали себя уверенно на презентации проекта «Есть ли у природы друзья?», когда выступали перед родителями. Метод проектирования и использования инновационных технологий позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ, повысить экологические знания родителей, сформировать экологическое сознание в семье. Таким образом, в результате насыщенной и интересной работы у воспитанников сформированы начала экологической культуры, которые выразились:

  • в усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
  • в наличии потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
  • потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, бережное отношение ко всему окружающему;
  • в проявлении эстетических чувств, потребности самовыражения в творческой деятельности;
  • в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Организация развивающей предметно – пространственной среды

Еще одним из более важных условий реализации системы экологического образования является организации РППС. В нашей группе мы постарались создать развивающую предметно – пространственную среду, таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, сформировала его личность, а также создали условия формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения старались строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль.

  • Экологический центр – в нем растут и развиваются растения, здесь есть все необходимое для ухода за ними.
  • Игротека – в ней дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие игры: «Среда обитания», «Цепи питания», «Во саду ли в огороде», «Вершки и корешки» и др.
  • Уголок природы – в нем дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную.
  • Коллекции  –  собираем природные экспонаты: интересные и необычные.
  • ЛЭПБУК «Зона тайги»

Еще интересным в работе с детьми является такой игровой прием, как получение писем и жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять своего края и всех планеты. Таким образом, организация развивающей предметно – пространственной средыспособствует формированию и развитию экологических представлений.Таким образом, доступная, насыщенная, полифункциональная, безопасная, трансформируемая и вариативнаяразвивающая предметно – пространственная среда способствует формированию и развитию экологических представлений.

Диагностика

Реализуя в работе ООПДО (основная образовательная программа дошкольного образования), мы провели диагностику по разделу формирование элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста (см.приложение 4),  и вот какие результаты у нас получились:

Начало года

Высокий – 30%

Средний - 69%

Низкий – 1%

В течение года внедрялась система на занятиях и в режиме дня:

  • Дидактические игры (см. приложение5)
  • Чтение книг и стихов о природе (см. приложение 6)
  • Консультации для родителей (см. Приложение7)
  • Использование ИКТ
  • Использование проектной деятельности
  • ЛЭПБУК («Зона тайги»)
  • КВН и викторины («Знатоки природы», «Что мы знаем о природе и ее охране»)

В результате проведенной работы в течение года была отмечена положительная динамика развития знаний детей по данному разделу.  Концу года диагностика показала следующие результаты:

Конец года

Высокий – 80%

Средний - 20%

Низкий – 0%

Таким образом, использование в работе инновационных технологий: проектной деятельности, ИКТ (интерактивные игры, просмотр презентаций), современного компонента РППС - лэпбук, а так же дидактические игры, бесед, рассказов, просмотр презентаций, использование художественной литературы, является эффективным средством в формировании экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Помочь ребёнку войти в современный мир невозможно без воспитания  любви к природе своей необъятной Родины, любви к своему краю и ценностям своего народа. Чувство патриотизма так многогранно, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем  нас мире. Дети растут и познают природу, её красоту, глубину и огромное её значение для всего живого. Начиная с малой Родины, а потом изучая весь мир. И этому  способствует проектная  деятельность и использование инновационных технологий. Систематическое использование инновационных технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями; через понимание и осознание причинно - следственных связей в природе, дети познают нормыэкологически грамотного безопасного поведения в природе. Совместная деятельность родителей, нас (педагогов) и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, т. к. видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. Подводя итоги нашей работы, можно отметить, что цели и задачи, решаемые в процессе работы, были достигнуты. Так уж получилось, что 21 век – мир компьютерных гениев и нужно идти в ногу со временем, используя все новые и новые технологии.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • НИКОЛАЕВА С, Н. Юный эколог,М.1999.Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.- М: Просвещение 2002.
  • ВЕРАКСА Н.Е.,ВЕРАКСА А.Н Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М:Мозаика-Синтез. 2008.
  • Виноградова Н.А. Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для  воспитателей. М:Айрис-пресс, 2008.
  • Рыжова Н.А. «Наш дом- природа». М. 1998. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз» 2001
  • Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики\ А.И Савинков\\Дошкольное воспитание.- 2000 №2 . Исследования детей как средство обучения\ А.И. Савинков \\Обуч. -1998.-№3
  • Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания\\Дошкольное воспитание.-2002. №10
  • От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство « Мозаика-Синтез» 2010
  • Интернет ресурсы www.maam.ru
  • Интернет ресурсы www.rassudareke.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя

Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н...

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...

Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка» Симбирцевой Дарьи Алексеевны "Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста"

Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается сво...

ПРОЕКТ (опыт работы воспитателей средних групп в работе с родителями)

Совместный с родителями проект по ФЭМП у детей средней группы....

Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития ...

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста"

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми  раннего возраста"...

Опыт работы воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» Ширяевой Л.А. По теме: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в группе через досуговую деятельность».

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим усло...