Экологическое воспитание детей старшей дошкольной группы в летний период.
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей в летний период.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей старшей дошкольной группы в летний период.
Воспитатель : Агатова В. В.
Ребёнок, в нём беззащитном и слабом
Наша сила, наша надежда, наше бессмертие.
Какую Землю, какой мир
Оставим ему в наследство?
Лето – это расцвет жизни в природе, многообразии её проявлений. В этот период я продолжаю работу по экологическому воспитанию дошкольников.
Дети большую часть времени проводят на участке, поэтому организую различные мероприятия о природе, непосредственно их окружающей, расширяю представления, полученные в течение года.
Всё лето продолжается работа в цветнике: дети рассматривают цветы, радуются их красоте, убирают сорняки. Не забываю проводить наблюдения за растениями, насекомыми. Рассматриваем строение растений (стебель, листья, цветы, их высота, форма, окраска и пр.) сравнение с другими цветами. Можно сделать гербарий из засушенных листьев этих растений.
Летом в свободное время, в непринуждённой обстановке, продолжаю читать детям произведения В. Бианки, Е. Чарушина, К. Паустовского, связывая их с различными наблюдениями в природе.
Как и раньше, предлагаю детям рисовать иллюстрации к прочитанным сказкам.
Летом продолжается работа с календарём природы. Особое внимание при этом обращаю на изменения, которые от месяца к месяцу сменяют друг друга.
Проводится интересная работа по знакомству детей с лекарственными растениями. Неоднократно совершаю с детьми целевые прогулки по участку, выясняя, какие из ценных трав на нём растут. Разговариваю с детьми о целебных качествах подорожника, тысячелистника, чистотела, ноготков.
Не выпускаю из виду и многочисленных насекомых, которые обязательно найдутся среди зелени. Наблюдаем с детьми бабочек, их красоту, окраску, своеобразный полёт, места приземления.
Стремлюсь вызвать интерес к ползающим насекомым – жукам, муравьям.
Предлагаю детям разобраться в таких вопросах :
В каких местах можно встретить божью коровку,
Почему она хорошо заметна среди зелени;
Чем питается жучок, какие имеет крылья и как с их помощью летает.
Сколько у него лапок и как передвигается по твёрдой поверхности. Такой эксперимент дети проводят с майскими жуками.
Постоянно ищу новые педагогические приёмы, побуждающие детей к активности, самостоятельным наблюдениям, высказываниям, сочинению сказок и рассказов.
В процесс познания можно включать сенсорное и практическое обследование детьми объектов и явлений природы, игровые приёмы, моделирование. Всё это побуждает ребёнка к размышлению, к применению ранее приобретённого опыта в новых ситуациях. Я часто прибегаю к использованию коротких стихов, поговорок, загадок – новых и знакомых детям.
Например, наблюдая за погодой , за живой природой загадываю такие загадки:
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
Не пекарь, а печёт. (солнце)
Без крыльев летят,
Без ног бегут, без паруса плывут. (облака)
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задевает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (ветер)
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший-
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (дерево)
Дышит и растёт,
А ходить не может. (растение)
На большой цветной ковёр
Села эскадрилья-
То раскроет, то закроет
Расписные крылья (бабочка)
Домовитая хозяйка
Полетает над полянкой
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (пчела)
Так же с детьми разучиваю короткие стихи:
Радуга
Солнышко, играя
В капельках дождя
Радугой сверкает
В небо уходя
Связывает вместе
Речки берега
Мостик поднебесный-
Радуга – дуга!
Берёзка
Берёзка белоствольная
Склонилась у пруда
Её красой любуется
Зеркальная вода.
Лето
Тёплым дождиком согрето
Приходило наше лето
Постояло на пороге
Проскакало по дороге
Пробежалось по цветам
Слышно лето тут и там.
Солнышко
Нарядилось солнышко
В жёлтые одёжки,
Застегнуло солнышко
Жёлтые застёжки
Побежало солнышко
На другой край света
Догоняло солнышко
Золотое лето.
На свежем воздухе организовываю игры: «Зоопарк», «Никита – охотник», «Садовник» и др.
Использую каждую возможность для наблюдения с детьми за поведением домашних животных: как пасутся конь, корова, коза; как гусь ведёт свою гусыню и гусят, как куры гурьбой ходят с петухом, как плавает утка.
После наблюдений дети зарисовывают животных, выполняют поделки из природного материала.
Определённое время на прогулках уделяю уточнению представлений о деревьях, кустарниках участка.
Организую целевые прогулки по территории детского сада, учу осматривать кору, ветки, листья деревьев, узнавать их в «лицо», знакомить с названием.
Вместе наблюдаем кто живёт на деревьях.
Разнообразная работа по ознакомлению детей с природой, воспитанию у них заинтересованного и бережного отношения к растительному и животному миру, осознанного отношения к своему здоровью, должна завершаться весёлыми мероприятиями – развлечениями.
Цель развлечений- вызвать у детей эмоциональные переживания.
Развлечение «Земля - наш дом родной.»
Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом .
Дети читают стихотворение поэта Л. Дайнеко
1.Ребёнок: Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
2.Ребёнок: Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
3. Ребёнок: Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Воспитатель: Мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый.
- Без чего не могут жить на Земле живые существа?
Дети: Без воздуха, воды, солнца.
Воспитатель: А человек не может жить на Земле без природы.
Дидактическая игра «Живая и неживая природа».
Воспитатель: У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.
Ребята, как же можно назвать наш общий дом?
Дети: Земля
Воспитатель: Земля – это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений.
Воздух словно куполом, прикрыл Землю, всё живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Почему?
Дети: Воздухом мы дышим.
Воспитатель: Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от остывания и перегрева. Она охраняет всё живое на Земле от губительных космических лучей и палящих лучей Солнца.
А вода? Сегодня она для всех так обычна и привычна! Для нашей планеты слово «вода» равнозначно слову «жизнь». Без воды немыслимо существование всех живых организмов. Все живые существа имеют в своём составе воду.
Повсюду, где бежит вода,
Цветёт земля, цветёт страна…
- Да, дети. Много живых существ живёт в нашем общем доме, всех и не перечислить. Отгадайте некоторых из них.
В лесу огромный зверь живёт,
Он, как ребёнок, любит мёд,
Умеет драться и реветь.
А как зовут его? (медведь)
На узкой дорожке-
Голова да рожки.
Кто так медленно ползёт,
На себе свой дом везёт? (улитка)
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт.
Только мышь его боится
Угадали? Это (кот)
Одетый в зелёный весёлый наряд,
Стоит за полями могучий отряд,
Скрывая от взгляда немало чудес.
Да это же наш замечательный (лес)
На луговой клеверок
Опустился вертолет.
Золотистые глаза.
Отгадайте, кто я ? (стрекоза)
Вильну хвостом туда- сюда,
И нет меня, и нет следа. (рыба)
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)
-Вот сколько замечательных соседей живут с нами на Земле!
Хотя человек на Земле – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолёте летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т. д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы6 загрязнённые водоёмы, закопчённый воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений.
Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.
Чтение стихотворения Е. Шкловской
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим не солги.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»
-Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым.
Просмотр видеофильма «Земля наш общий дом.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в летний период"
Работа содержит практический материал по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста в летний период....
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12559658","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"390","width":"390"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12559661","...
Доклад на тему "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний период"
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний период. Экологические проблемы являются глобальной проблемой населения земли. Ухудшение экологии влияет на здоровье взр...
Виды игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста в летний период
Виды игровой деятельности...
Консультация для родителей “Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в летний период”
В летний период наиболее эффективными формами работы по экологическому воспитанию являются наблюдения в природе и труд в огороде и цветнике. Труд в огороде и цветнике способствуют всестороннему развит...
Консультация для педагогов "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период"
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период» Экологическое образование детей дошкольного возраста им...
Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...