Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чай пьёшь – до ста лет проживёшь»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Михалюк Ольга Михайловна

Цель: Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России. Способствовать расширению представлений детей о чае.

 

Задачи:

Образовательные:

• Продолжать знакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;

• Закреплять знания детей о предметах русского народного быта, их назначении;

• Познакомить детей с историей возникновения чаепития, происхождением чая;

• Познакомить детей разными видами чая;

• Дать детям представление как правильно заварить чай;

• Выявить полезные свойства чая;

Учить заботиться о своем здоровье.

Развивающие:

• Способствовать развитию познавательной активности и любознательности через экспериментальную деятельность;

• Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;

• Развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес. Поощрять стремление детей участвовать в беседе, обмене знаниями о чайных традициях.

• Развивать зрительное восприятие, логическое мышление

Воспитательные:

• Воспитывать в детях интерес к традициям гостеприимства и чаепития на Руси.

• Воспитывать у детей желание быть гостеприимными;

• Воспитывать аккуратность, чувство самостоятельности,

• Содействовать созданию эмоционального подъёма, желанию помогать дома готовить чай и накрывать на стол.

Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», рассматривание иллюстраций к данной книге, беседы о посуде, заучивание стихов, пословиц о чае, рассматривание картины Кустодиева «Купчиха за чаем», знакомство с устройством самовара, его эксплуатацией; наблюдение за завариванием чая в домашних условиях.

Оборудование: Различные сорта чая, чайный сервиз, салфетки, скатерть, заварочные чайники, самовар, угощение для чаепития.

Социализация:

- Освоение первоначальных представлений социального характера (отзывчивость, партнерство, взаимовыручка);

- Включение детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности.

Труд:

- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Познание:

- Развитие познавательных интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно-исследовательской деятельности;

- Расширение кругозора детей.

Коммуникация:

- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, произносительной стороны, связной речи);

- Закрепление навыков речевого этикета.

 

Ход:

1.Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь.

Если величать - так на пороге встречать с хлебом, с солью, да с горячим душистым чайком. Ребята, а к вам домой приходят гости? Как вы их встречаете?

(ответы детей: здороваемся, приглашаем на чай и т. д.)

Гостей надо поприветствовать, угостить и чем-то занять, чтобы им не было скучно.

 

2.Чаепитие на Руси – признак хорошего тона.

Отгадайте, без чего не обходиться ни одно чаепитие на Руси.

Стоит толстячок, подбочинивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар)

Самовар – старинное русское изобретение. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским.

Самовар – это символ семейного уюта, дружеского общения. Недаром в народе говорили: «печка – матушка» да самовар – батюшка».

Самовар видели все, но не все знают, как он устроен.

Есть старинный самовар. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

Такой самовар называют жаровым. В старину люди пользовались только жаровыми самоварами. Только он ребята, был очень неудобен в городских условиях. И тогда тульские мастера - умельцы придумали и стали изготавливать вот такие самовары.

Посмотрите, что у него внутри? Как такой самовар называется?

Самовар называется электрическим.

У многих людей есть самовары и сегодня. Правда, пользуются сейчас в основном электрическими самоварами. Ребята, у кого из вас дома есть самовар? Вам нравится пить из него чай? Дети, как вы думаете: «Почему назвали самовар «самоваром»?» (Ответы детей).

Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар».

 

3.Исследовательская деятельность (рассказ о чае Романько Вера Владимировна)

Пока наш самовар греется, позаботимся о заварке. А что такое заварка? Правильно, это чай. Посмотрите, какой разный чай я для вас приготовила. Какой вы видите?

Этот черный чай, байховый. Посмотрите, какой он? (рассмотреть черный чай.) Какие у него чаинки? (мелкие) Почему его называют черным?

А вот этот чай другой. Посмотрите, он какой? (Дети совместно с мамой рассматривают чёрный крупнолистовой чай и сравнивают его с байховым) Чаинки у него какие? (крупные)

Как же называют такой чай? (крупнолистовой) Какого он цвета?

Рассмотреть гранулированный чай, пикетированный.

Итак, чай бывает: листовой, крупнолистовой, гранулированный, в пакетиках. В современном мире используют пакетики с заваркой, которые были изобретены в Америке и сделаны были из тонкой ткани.

Напиток чая - один из самых распространенных на земном шаре. Впервые чай появился в Китае. В России чай появился более 300 лет назад и с тех пор чай стал неотъемлемой частью нашей жизни. Его любят и пьют во всем мире. На Руси издревле любили пить чай.

Много о чае и пословиц и поговорок.

В старину говорили:

«Чай человеку подать-уважение оказать»

«Чай не пьешь-какая сила»

«Чай пьешь – до ста лет проживешь»

«Выпей чайку – забудешь тоску»

«Чайных чашек три, а сила за троих»

«Чаем не насытишься, но жажду утолишь»

«Чай пить – не дрова рубить»

 «Чай пить – долго жить»

«За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем»

«Приходите к чаю – пирогами угощаю»

«Самовар кипит – уходить не велит»

«Чай крепче, если он с добрым другом разделён»

«Чай не пьёшь – откуда силу возьмёшь?»

«С чая лиха не бывает»

«Не ленись, а отличай, где солома, а где чай».

Чай с давних времён по праву носит звание целебного напитка. Дополненный травами чай используется для лечения различных недугов, способствует укреплению иммунитета, согревает в холод и повышает настроение своим насыщенным ароматом. Практически каждый травяной чай – это не только вкусный, но и удивительно полезный напиток, который обладает разнообразными лечебными свойствами.

Во все времена и во всем мире травяной чай ценится как напиток, дающий ключ к здоровью и долголетию и является самым древним напитком.

А вы знаете, что такое чай? Когда люди впервые узнали о нем? Тогда я предлагаю вам окунуться в историю чая. Чай – это кустарник, он растёт только в тёплых странах. Слово чай обозначает – молодой листочек. С кустиков собирают верхние листочки (сушат, упаковывают в коробочки и отправляют в магазин. Мы покупаем его, завариваем дома и пьём.

Скажите, а вы сами можете заваривать чай (ответы детей: нет, только взрослые, т. к. дети могут обжечься кипятком)

Сейчас давайте его заварим.

 

4.Экспериментальная деятельность

Сейчас мы будем заваривать чай. Как вы думаете, можно ли заварить чай прохладной обыкновенной водой? (нет). Какая вода нужна? Как раз у нас в самоваре вода горячая, кипяток. А в кувшине вода прохладная. Давайте проведем опыт и проверим, какая вода нужна для заваривания чая. А как мы узнаем, что чай заварился? (поменяется цвет воды). Мне понадобиться помощник (приглашаю одного из детей, надеваем фартуки, колпачки). Мы с Машей будем заваривать черный байховый чай. Маша будет заваривать чай прохладной водой, а я горячей (заливаем воду в заварочные чайники, дети наблюдают, определяют, в котором из чайников заварился чай). Что мы увидели? Какого цвета стала вода в заварочных чайниках? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Для заваривания чая нужна горячая вода.

Посмотрите, я приготовила ещё два чайника с заваркой. Можно ли по цвету воды в чайниках определить, какой чай я заварила? (дети определяют: зеленый, красный)

Оказывается, чай бывает не только черный, но и зеленый, красный, и даже белый. Попробуйте определить, где какой? (демонстрирую заварку)

(дети рассматривают разные виды чая, описывают чаинки по цвету, размеру)

 

5.Послушайте стихотворение про чай:

Если вы замерзли – чай СОГРЕЕТ вас,

Если вам жарко – чай ОСВЕЖИТ вас,       

Если вы расстроены –он вас ПОДБОДРИТ,

Если вы возбуждены – он вас УСПОКОИТ»

Чай нас в жару освежает, а в холод согревает

Чай восстанавливает силы.

Чай сохраняет бодрость.

Чай укрепляет здоровье.

Чай снимает головную боль.

Чай поднимает настроение.

Я хочу открыть секрет,

И полезный дать совет,

 

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться,

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью — лучший друг.

 

6.Рефлексия:

А вы помните, где впервые появился чай? (ответы детей: Китай)

Какие виды чая вы знаете?

(ответы детей: черный, красный, зелёный, смородиновый и т. д.)

Какие угощения подают к чаю?

(ответы детей: мёд, печенье, пряники, пироги, и т. д.)

Стол у нас накрыт, чай вскипел и заварен. Приглашайте гостей к столу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chay.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чай пьёшь – до ста лет проживёшь»

Цель: Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России. Способствовать расширению представлений детей о чае.

Задачи:

Образовательные:

• Продолжать знакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;

• Закреплять знания детей о предметах русского народного быта, их назначении;

• Познакомить детей с историей возникновения чаепития, происхождением чая;

• Познакомить детей разными видами чая;

• Дать детям представление как правильно заварить чай;

• Выявить полезные свойства чая;

Учить заботиться о своем здоровье.

Развивающие:

• Способствовать развитию познавательной активности и любознательности через экспериментальную деятельность;

• Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;

• Развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес. Поощрять стремление детей участвовать в беседе, обмене знаниями о чайных традициях.

• Развивать зрительное восприятие, логическое мышление

Воспитательные:

• Воспитывать в детях интерес к традициям гостеприимства и чаепития на Руси.

• Воспитывать у детей желание быть гостеприимными;

• Воспитывать аккуратность, чувство самостоятельности,

• Содействовать созданию эмоционального подъёма, желанию помогать дома готовить чай и накрывать на стол.

Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», рассматривание иллюстраций к данной книге, беседы о посуде, заучивание стихов, пословиц о чае, рассматривание картины Кустодиева «Купчиха за чаем», знакомство с устройством самовара, его эксплуатацией; наблюдение за завариванием чая в домашних условиях.

Оборудование: Различные сорта чая, чайный сервиз, салфетки, скатерть, заварочные чайники, самовар, угощение для чаепития.

Социализация:

- Освоение первоначальных представлений социального характера (отзывчивость, партнерство, взаимовыручка);

- Включение детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности.

Труд:

- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Познание:

- Развитие познавательных интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно-исследовательской деятельности;

- Расширение кругозора детей.

Коммуникация:

- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, произносительной стороны, связной речи);

- Закрепление навыков речевого этикета.

Ход:

1.Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь.

Если величать - так на пороге встречать с хлебом, с солью, да с горячим душистым чайком. Ребята, а к вам домой приходят гости? Как вы их встречаете?

(ответы детей: здороваемся, приглашаем на чай и т. д.)

Гостей надо поприветствовать, угостить и чем-то занять, чтобы им не было скучно.

2.Чаепитие на Руси – признак хорошего тона.

Отгадайте, без чего не обходиться ни одно чаепитие на Руси.

Стоит толстячок, подбочинивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар)

Самовар – старинное русское изобретение. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским.

Самовар – это символ семейного уюта, дружеского общения. Недаром в народе говорили: «печка – матушка» да самовар – батюшка».

Самовар видели все, но не все знают, как он устроен.

Есть старинный самовар. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

Такой самовар называют жаровым. В старину люди пользовались только жаровыми самоварами. Только он ребята, был очень неудобен в городских условиях. И тогда тульские мастера - умельцы придумали и стали изготавливать вот такие самовары.

Посмотрите, что у него внутри? Как такой самовар называется?

Самовар называется электрическим.

У многих людей есть самовары и сегодня. Правда, пользуются сейчас в основном электрическими самоварами. Ребята, у кого из вас дома есть самовар? Вам нравится пить из него чай? Дети, как вы думаете: «Почему назвали самовар «самоваром»?» (Ответы детей).

Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар».

3.Исследовательская деятельность (рассказ о чае Романько Вера Владимировна)

Пока наш самовар греется, позаботимся о заварке. А что такое заварка? Правильно, это чай. Посмотрите, какой разный чай я для вас приготовила. Какой вы видите?

Этот черный чай, байховый. Посмотрите, какой он? (рассмотреть черный чай.) Какие у него чаинки? (мелкие) Почему его называют черным?

А вот этот чай другой. Посмотрите, он какой? (Дети совместно с мамой рассматривают чёрный крупнолистовой чай и сравнивают его с байховым) Чаинки у него какие? (крупные)

Как же называют такой чай? (крупнолистовой) Какого он цвета?

Рассмотреть гранулированный чай, пикетированный.

Итак, чай бывает: листовой, крупнолистовой, гранулированный, в пакетиках. В современном мире используют пакетики с заваркой, которые были изобретены в Америке и сделаны были из тонкой ткани.

Напиток чая - один из самых распространенных на земном шаре. Впервые чай появился в Китае. В России чай появился более 300 лет назад и с тех пор чай стал неотъемлемой частью нашей жизни. Его любят и пьют во всем мире. На Руси издревле любили пить чай.

Много о чае и пословиц и поговорок.

В старину говорили:

«Чай человеку подать-уважение оказать»

«Чай не пьешь-какая сила»

«Чай пьешь – до ста лет проживешь»

«Выпей чайку – забудешь тоску»

«Чайных чашек три, а сила за троих»

«Чаем не насытишься, но жажду утолишь»

«Чай пить – не дрова рубить»

 «Чай пить – долго жить»

«За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем»

«Приходите к чаю – пирогами угощаю»

«Самовар кипит – уходить не велит»

«Чай крепче, если он с добрым другом разделён»

«Чай не пьёшь – откуда силу возьмёшь?»

«С чая лиха не бывает»

«Не ленись, а отличай, где солома, а где чай».

Чай с давних времён по праву носит звание целебного напитка. Дополненный травами чай используется для лечения различных недугов, способствует укреплению иммунитета, согревает в холод и повышает настроение своим насыщенным ароматом. Практически каждый травяной чай – это не только вкусный, но и удивительно полезный напиток, который обладает разнообразными лечебными свойствами.

Во все времена и во всем мире травяной чай ценится как напиток, дающий ключ к здоровью и долголетию и является самым древним напитком.

А вы знаете, что такое чай? Когда люди впервые узнали о нем? Тогда я предлагаю вам окунуться в историю чая. Чай – это кустарник, он растёт только в тёплых странах. Слово чай обозначает – молодой листочек. С кустиков собирают верхние листочки (сушат, упаковывают в коробочки и отправляют в магазин. Мы покупаем его, завариваем дома и пьём.

Скажите, а вы сами можете заваривать чай (ответы детей: нет, только взрослые, т. к. дети могут обжечься кипятком)

Сейчас давайте его заварим.

4.Экспериментальная деятельность

Сейчас мы будем заваривать чай. Как вы думаете, можно ли заварить чай прохладной обыкновенной водой? (нет). Какая вода нужна? Как раз у нас в самоваре вода горячая, кипяток. А в кувшине вода прохладная. Давайте проведем опыт и проверим, какая вода нужна для заваривания чая. А как мы узнаем, что чай заварился? (поменяется цвет воды). Мне понадобиться помощник (приглашаю одного из детей, надеваем фартуки, колпачки). Мы с Машей будем заваривать черный байховый чай. Маша будет заваривать чай прохладной водой, а я горячей (заливаем воду в заварочные чайники, дети наблюдают, определяют, в котором из чайников заварился чай). Что мы увидели? Какого цвета стала вода в заварочных чайниках? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Для заваривания чая нужна горячая вода.

Посмотрите, я приготовила ещё два чайника с заваркой. Можно ли по цвету воды в чайниках определить, какой чай я заварила? (дети определяют: зеленый, красный)

Оказывается, чай бывает не только черный, но и зеленый, красный, и даже белый. Попробуйте определить, где какой? (демонстрирую заварку)

(дети рассматривают разные виды чая, описывают чаинки по цвету, размеру)

5.Послушайте стихотворение про чай:

Если вы замерзли – чай СОГРЕЕТ вас,

Если вам жарко – чай ОСВЕЖИТ вас,        

Если вы расстроены –он вас ПОДБОДРИТ,

Если вы возбуждены – он вас УСПОКОИТ»

Чай нас в жару освежает, а в холод согревает

Чай восстанавливает силы.

Чай сохраняет бодрость.

Чай укрепляет здоровье.

Чай снимает головную боль.

Чай поднимает настроение.

Я хочу открыть секрет,

И полезный дать совет,

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться,

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью — лучший друг.

6.Рефлексия:

А вы помните, где впервые появился чай? (ответы детей: Китай)

Какие виды чая вы знаете?

(ответы детей: черный, красный, зелёный, смородиновый и т. д.)

Какие угощения подают к чаю?

(ответы детей: мёд, печенье, пряники, пироги, и т. д.)

Стол у нас накрыт, чай вскипел и заварен. Приглашайте гостей к столу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»

Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)

Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию,  познакомит  дошкольников с жизнью детей во время войны....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....