Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников
картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:
- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;
- разбудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;
- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности4
- предоставить возможности для проявления самостоятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад «Солнышко», Каргатского района, Новосибирской области
Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников
Подкорытова Вера Николаевна, воспитатель старшей/подготовительной группы «Непоседы»
Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:
- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;
- разбудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;
- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности4
- предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результата собственной экологически ориентированной деятельности.
Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с учетом сформированных у детей этого возраста представлений:
- о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
- о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы;
- о культуре поведения в природе.
Экологические игры объединены в три группы:
- для обогащения экологических представлений;
- для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе;
- для приобщения к экологически ориентированной деятельности.
Дидактические игры для обогащения экологических представлений
«Волшебный поезд»
Цель: закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.
Материал: два поезда, вырезанных из картона ( в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением животных.
Ход игры
Играют две команды ( в каждой по 4 ребенка-«проводника», которые сидят за отдельными столами. На столе перед командой лежит «поезд» и карточки с изображением животных.
Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам ( в первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвертом – земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир.
Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
«Зоологическая столовая»
Цель: формировать представления дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.
Материал: на каждую команду – лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего), комплект картинок с изображением животных (15-20 штук).
Ход игры
Играют две команды по 3-5 человек.
Воспитатель: как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым, всеядные – за синим.
Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.
«Лесной многоэтажный дом»
Цель: углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.
Материал: модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных, фишки.
Ход игры
1-й вариант. Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.
2-й вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.
Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.
«Кто рядом живет»
Цель: обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
Материал: маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш ) – по количеству детей; обручи красного, синего, зеленого цвета.
Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие – возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.
Ход игры
В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).
Воспитатель: определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять свои дома в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем.
После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнили задание: «животные» и «растения2 называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяется несколько раз.
«Живые цепочки»
Цель: расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.
Материал: маски (шапочки) животных и растений.
Примечание: могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем); рожь, мышь, аист (поле).
Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес – это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом .Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь , питаются хищники. Так образуются цепи питания.
Ход игры
Играют две команды ( по три ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок – растения, второй – растительноядного животного, третий – хищника. Игра проводится в несколько этапов.
Воспитатель: по команде «Цепочка, стройся!» вы должны построится так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.
Команда, которая первой правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем
На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.
На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается какой - либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.
Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинять.
Литература:
1.Николаева С.Н. ознакомление дошкольников с природой. Природопользование в детском саду. – М… Педагогическое общество России, 2003 год.
2.Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М… Линка-Пресс, 2004.
3.Журнал Ребенок в детском саду - № 5/2005, с. 48-50
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/18/picture-51094-1361183708.jpg)
Авторская программа "Капелька" - влияние дидактической игры на экологическое сознание старших дошкольников
Программа "Капелька" предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. Она представляет серию ...
дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников
Вв разработке представлена серия дидактических игр для обогащения экологических представлений детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-810524-1473150050.jpg)
Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников.
Подборка дидактических игр по экологическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/14/picture-113525-1710387404.jpg)
Картотека Дидактических игр в экологическом воспитании старших дошкольников.
Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлени...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/31/picture-1045777-1559308388.jpg)
"Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию старших дошкольников". Материал для воспитателей.
Данную картотеку можно использовать при составлении планов непосредственной образовательной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/02/picture-1038318-1672663481.jpg)
Дидактические игры по экологическому воспитанию (старшие группа)
Дидактические игры по экологическому воспитанию (старшие группа)....
Дидактические игры по экологическому воспитанию младших дошкольников
Ознакомление с миром природыЗнакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и...