Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников
картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Подкорытова Вера Николаевна

Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:

- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;

- разбудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;

- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности4

- предоставить возможности для проявления самостоятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkdou_detskiy_sad.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Солнышко», Каргатского района, Новосибирской области

Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников

Подкорытова Вера Николаевна, воспитатель старшей/подготовительной группы «Непоседы»

     Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:

- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;

- разбудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;

- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности4

- предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результата собственной экологически ориентированной деятельности.

     Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с учетом сформированных у детей этого возраста представлений:

- о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

- о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы;

- о культуре поведения в природе.

Экологические игры объединены в три группы:

- для обогащения экологических представлений;

- для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе;

- для приобщения к экологически ориентированной деятельности.

Дидактические игры для обогащения экологических представлений

«Волшебный поезд»

   Цель: закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

   Материал: два поезда, вырезанных из картона ( в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением животных.

Ход игры

   Играют две команды ( в каждой по 4 ребенка-«проводника», которые сидят за отдельными столами. На столе перед командой лежит «поезд» и карточки с изображением животных.

     Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам ( в первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвертом – земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир.

   Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

   Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

«Зоологическая столовая»

Цель: формировать представления дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.

     Материал: на каждую команду – лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего), комплект картинок с изображением животных (15-20 штук).

Ход игры

Играют две команды по 3-5 человек.

    Воспитатель: как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым, всеядные – за синим.

   Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.

«Лесной многоэтажный дом»

    Цель: углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

    Материал: модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных, фишки.

Ход игры

    1-й вариант. Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.

    2-й вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.

  Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.

«Кто рядом живет»

    Цель: обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

     Материал: маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш ) – по количеству детей; обручи красного, синего, зеленого цвета.

   Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие – возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.

Ход игры

    В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).

     Воспитатель: определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои  дома!» обитатели леса должны занять свои дома в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем.

   После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнили задание: «животные» и «растения2 называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяется несколько раз.

«Живые цепочки»

     Цель: расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.

    Материал: маски (шапочки) животных и растений.

      Примечание: могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем); рожь, мышь, аист (поле).

     Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес – это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом .Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь , питаются хищники. Так образуются цепи питания.

Ход игры

    Играют две команды ( по три ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок – растения, второй – растительноядного животного, третий – хищника. Игра проводится в несколько этапов.

    Воспитатель: по команде «Цепочка, стройся!» вы должны построится так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.

   Команда, которая первой правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем

    На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.

     На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается какой - либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.

    Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинять.

Литература:

1.Николаева С.Н. ознакомление дошкольников с природой. Природопользование в детском саду. – М… Педагогическое общество России, 2003 год.

2.Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М… Линка-Пресс, 2004.

3.Журнал Ребенок в детском саду - № 5/2005, с. 48-50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Капелька" - влияние дидактической игры на экологическое сознание старших дошкольников

Программа "Капелька" предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. Она представляет серию ...

дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников

Вв разработке представлена серия дидактических игр для обогащения экологических представлений детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников.

Подборка дидактических игр по экологическому воспитанию...

Картотека Дидактических игр в экологическом воспитании старших дошкольников.

Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлени...

"Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию старших дошкольников". Материал для воспитателей.

Данную картотеку можно использовать при составлении планов непосредственной образовательной деятельности....

Дидактические игры по экологическому воспитанию (старшие группа)

Дидактические игры по экологическому воспитанию (старшие группа)....

Дидактические игры по экологическому воспитанию младших дошкольников

Ознакомление с миром природыЗнакомить детей с доступными явлениями природы.   Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и...