Консультация для воспитателей в соответствии с ФГОС: «Детское экспериментирование и особенности его организации в ДОУ».
консультация по окружающему миру на тему
Экспериментирование, включенное в различные виды деятельности в ДОУ: игру, труд, наблюдения, прогулки, самотоятельную деятельность, способствует формированию познавательного интереса, наблюдательности, мыслительной активности, творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экспериментирование в ДОУ | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей в соответствии с ФГОС:
«Детское экспериментирование и особенности его организации в ДОУ».
Воспитатель: Агафонова Елена Анатольевна
На сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых методов работы с детьми. Современный образовательный процесс в ДОУ предполагает поиск более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению.
Вместе с тем, обилие новейших технологий связано с определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.
Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал и тесно связано со всеми видами детской деятельности, прежде всего с наблюдением, развитием речи. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Очевидна и связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
При организации экспериментальной деятельности в ДОУ необходимо учитывать некоторые особенности.
1.Эксперимент должен быть непродолжительным по времени.
2.Необходимо учитывать, что дошкольникам трудно работается без речевого сопровождения: дети проговаривают свои действия.
3.Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (темп работы, утомляемость).
4.Необходимо учитывать право ребенка на ошибку и использовать адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у кого не сформировались навыки: например, разделение одной процедуры на несколько мелких действий, порученных нескольким детям; помощь воспитателя детям; работа воспитателя по указанию детей; сознательное допущение воспитателем ошибок в работе и другое.
5.Не проводить четкой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а ознакомление с окружающей действительностью.
6. Необходимо учитывать возрастные особенности.
Так, в младшем возрасте нужно сообщать знания не в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.
На пятом году количество вопросов у детей возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослого в знакомой работе уже не так важно, но визуальный контроль необходим. В этой группе можно проводить длительные наблюдения, с их последующей фиксацией, эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.
Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними.
В старшей и подготовительной группах расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.
В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования.
Таким образом, детское экспериментирование способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентационный материал "Документация воспитателя в соответствии с ФГОС"
Материал представляет собой консультацию для молодых педагогов по ведению документации , особенностях планирования работы в группе детского сада....
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....
Консультация "Документация воспитателя в соответствии ФГОС ДО.
Повышение компетентности воспитателей в вопросах ведения основной документации в соответствии с ФГОс ДО и положении о документации ДОУ....
Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя. (В соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО)
В данном материале я обращаю внимание коллег на то, что главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, для ребенка непременным условием для его всест...
Консультация для воспитателей «С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?»
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Дети с удовольствием обследуют глину и песок, по...