Рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию.
консультация по теме

Кубынина Елена Олеговна

Рекомердации для родителей по патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Что такое патриотическое воспитание?

       Родина,  Отечество…  В корнях этих слов близкие каждому образы:  

мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Язык  в

данном случае, как и всегда, отражает самое важное в сознании народа.

Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы

патриотического воспитания в детском саду, встанем на путь, указанный

родным языком – главным инструментом человеческой культуры.

       Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и

взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и

семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких

людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и

эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это

и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического

воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

         Наследовать – значит делать своим, осваивать наследие – то, что

было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями.

Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому

ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так,

чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а

сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего

мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Итак,

патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения,

наследования традиционной отечественной культуры.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКТУГ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

 ШКОЛА № 1959 «ДЕТИ МИРА» д/о «УЛЫБКА»

 

 

 

 

 

Методические рекомендации для родителей

к  программному  разделу

«Ознакомление с окружающим

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Кубынина Елена Олеговна

 

                                                         

                                       Москва 2016г.

 

Методические рекомендации для родителей

к  программному  разделу

«Ознакомление с окружающим». Патриотическое воспитание.

       Результатом работы по методическим рекомендациям является

воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными

ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими

культурное, историческое прошлое России.

       Цель:

       Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных

будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

        Задачи:

  1. Обеспечение необходимых кадровых, научно-методических,   материально-технических условий для реализации программы, обучение педагогов, наличие методической литературы, пособий, художественной литературы для детей, организация экскурсий, создание развивающей среды в группах.

  1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

  1. Формирование чувства  любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

 

  1. Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России.

  1. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо деятельность, художественное слово.

  1. Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

       

 

Рекомендации для родителей.

Уважаемые родители!

       Тема этой недели – «Москва – столица России». Мы с ребятами беседовали о столице России, ее достопримечательностях, памятных местах.

       Рекомендуем вам в выходные дни организовать с ребенком познавательную прогулку по Москве – реальную или воображаемую (с помощью иллюстраций), во время которой он сможет узнать много интересного и увлекательного. Начните «прогулку» с рассматривания иллюстраций Красной площади. Надеемся, уважаемые родители, Вы помните, почему главная площадь нашего города называется Красной? На занятиях в детском саду ребята узнали, что в русском языке слово «красный» означает не только цвет, но является также синонимом слова «красивый», (недаром про самых красивых девушек на Руси говорили «красны девицы)». А тот холм, на котором расположились Кремль и Красная площадь, называется Боровицким. Почему? В прошлые времена та местность, которую сейчас занимает Москва, была сплошь покрыта густыми лесами, хвойными борами. Отсюда и название холма. Это же название «унаследовала» одна из Кремлевских башен.

       Во время прогулок по Москве побеседуйте с ребенком о происхождении названий Московских улиц. Например, почему так называются Пушечная улица, Кузнецкий мост? На этих улицах в центре Москвы раньше находились кузнечное и пушечное производства.

На одной из литейных дворов, расположенных на Пушечной улице, была отлита знаменитая Царь-пушка.

       А в Столешниковом переулке жили и работали ремесленники-ткачи. И делали здесь не столы, как может нам послышаться из названия переулка, а столешницы –скатерти, которыми устилались длинные столы в царских кремлевских палатах.

       Интересно и символично название улицы Сретенка. Раньше эта улица называлась «Устретенкой». А назвали ее так потому, что в 1395 году именно на этой улице москвичи встречали чудотворную икону Владимирской Божьей матери, у которой они просили защиты от иноземных захватчиков – от войск грозного хана Темерлана. Икона была принесена из Владимира пешим ходом, на руках богомольцев и помещена в Успенский собор Кремля. Она и в самом деле помогла защитникам города отбить врагов от стен Москвы.

       Есть на карте Москвы и название Китай-город. Откуда оно взялось  в нашем городе? Может быть, когда-то здесь жили гости из Китая? Нет, к стране Китай это название не имеет никакого отношения. Оно идет из древности. Когда-то через Китай-город проходила вторая московская крепостная стена (первая окружала Кремль). Эта стена была построена по такому принципу: толстые вертикально поставленные колья или бревна переплетались гибкими ветвями. Две, три, а иногда и четыре такие крепкие плетеные стены ставились на некотором расстоянии друг от друга, а промежуток между ними заполнялся землей, глиной, крупным щебнем, камнями. Так возводилась очень крепкая стена, которую трудно было пробить стенобитными машинами и пушечными ядрами. Плетеные стены в старину назывались «кита» или «кит» - вот Вам и Китай-город или город, окруженный китой.

       Всем известен московский стадион «Лужники». Он получил имя по названию района, в котором расположен. Происходит это название от слова «лужник», означавшее «небольшой луг, луговину посреди луж, озерков». То место, на котором расположены современные «Лужники», представляло собой луг, который заливался в половодье водой Москвы-реки, и на котором после спада воды оставалось много луж, озерков. Между озерками находились многочисленные зеленые лужки. Вот Вам и название «Лужники».

       Мы уверены, что такая интересная прогулка по Москве доставит удовольствие и Вам и Вашим детям.

Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

       Тема недели – «Народные праздники на Руси. Народный фольклер»

       Дети узнали о праздновании Нового года и рождества на Руси в древности, о традициях, сложившихся в народе при праздновании Нового Года.

       В частности, дети узнали о том, что в древности начало года приходилось на весну и совпадало с началом весенних полевых работ. Позже, в средние века, празднование Нового года было перенесено на 1 сентября. К этому времени завершались основные полевые работы по уборке урожая.

       Только при Петре Первом приход Нового Года стали отмечать 1 января. Эта традиция пришла к нам из стран Западной Европы.

       В разных странах этот праздник отмечают по – разному, у разных народов сложились свои традиции и обычаи при встрече Нового Года.

        В России перед приходом этого праздника в крестьянских избах и господских домах наводили порядок, выбрасывали старые, ненужные вещи, украшали дома. Новогодние елки стали украшать в России сравнительно недавно – этот обычай император Петр Первый также привез из-за границы. Впервые елки стали наряжать в Англии, эта традиция идет от друидов, веривших, что в каждом дереве живет живая душа. Вечнозеленая ель олицетворяла вечное могущество природы, и ее вечное возрождение.

       Дети узнали, что неделя между новогодними праздниками и Рождеством на Руси называется «Святочной неделей». Святки на Руси всегда праздновались весело, с ними связаны три народных обычая: гадание, ряжение и колядовали.

       С большим интересом дети слушали рассказы о разных гаданиях, которыми увлекались наши прабабушки и прадедушки,  и гадание над блюдом с водой, в которое бросали колечки и сережки, и над которым пели подблюдные песни; и гадание при свечах перед зеркалами; и бросание башмачка через забор; и гадание на имя своего суженого.

       Рекомендуем Вам побеседовать с детьми о старинных русских обычаях празднования Нового Года и Рождества. Придумайте вместе с ними новые колядки с пожеланиями счастья и здоровья всем родным и близким.

       Стихотворение для заучивания.

Встреча зимы

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам!

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас-

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам,                                                                                                                И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит.

И. Никитин

Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

       Тема этой недели на занятиях по ознакомлению с окружающим миром – «Старинные обычаи –взаимопомощь и сострадание» и «Старинный русский обычай – Гостеприимство»

       Целью наших занятий было знакомство детей со старинной русской жизнью; разговор о том, откуда произошли русские обычаи – гостеприимство, сострадание и взаимопомощь, где их исторические корни. Одна из основных целей таких занятий – воспитание у детей интереса к истории родной страны, русского народа; воспитание национального самосознания и национальной гордости у наших детей; воспитание у них таких качеств,  как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему, желание оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.

       Одновременно мы с детьми повторили современные правила поведения в гостях, приема гостей, правила жизни в обществе и работы в коллективе. Вместе с детьми рассуждали о том, много ли от старинных обычаев осталось в нашей современной жизни.

       Рекомендуем Вам повторить вместе с детьми и еще раз разъяснить им новые слова, которые они узнали на занятии: гостеприимство,  хлебосольство,  радушие, сострадание,  хлеб и соль, чаепитие, чистоплотность, доброта, сочувствие,  пир на весь мир, пир горой,  угощение,  утешение, добро, помощь, нужда.

       Объясните детям смысл пословиц и поговорок:

Гость доволен – хозяин рад.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Много гостей – много новостей.

Гостю щей не жалей – погуще  налей.

Доброе дело два века живет.

Добрые дела и до смерти живут.

Делай добро и жди добра.

С миру по нитке – голому рубаха.

Со всякого по крохе – голодному пироги.

Живи для людей – поживут и люди для тебя.

Как аукнется, так и откликнется.

Худо тому, кто добра не делает никому.

       

       

Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

       Тема недели на занятиях по ознакомлению с окружающим миром – «Народные праздники на Руси. Масленица»

       В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, мясом, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым – одним из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки: «Не житье, а масленица», «Как коту масленица».

       Каждый день Масленицы имеет свое название: понедельник – «встреча», вторник – «заигрыш», среда – «перелом», четверг – «широкий», пятница – «тещины вечера», суббота – «золовкины посиделки», воскресенье – «прощенный день»

       Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с языческих времен: в то время наши предки-славяне отмечали приход весны, и традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Женщины выходили к воде (колодцу, речке, озеру, ручью) и просили месяц:

«Месяц, месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару».

       Первый блин отдавался нищему на помин усопших. В некоторых местах России блины клали на слуховое окошко, считая, что души умерших родственников съедят их: «Честные родители наши, вот для Вашей души блинок».

       Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавалась икра, сметана, масло, рыба. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. «Блин не клин, живота не расколет», - говорилось в народе.

       Во вторник, на «заигрыш», приглашались девицы и парни – покататься  со снежных гор, поесть блинов: «У нас состроены горы и блины испечены – просим пожаловать!»

На таких встречах парни высматривали невест, ведь после Масленицы и следовавшего за ней Великого Поста наступал другой праздник – Красная горка – традиционное время свадеб.

       В среду теща приглашала на блины зятя: «Теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал, теще «Спасибо» сказал».

       С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром этот день называется «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, качались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни строили ледяные крепости с воротами, внутри помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» крепость: пешие лезли по ледяным стенкам, а конные пытались ворваться через ворот а. а стража крепости оборонялась метлами и нагайками.  После окончания боя победители и побежденные вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму. В воскресенье его сжигали, что в точности воспроизводило древний языческий ритуал проводов зимы.

       В пятницу, на «тещины вечера», наступала очередь зятьев угощать тещ и оказывать им всевозможные почести.

       В субботу, на «золовкины посиделки», молодая невестка приглашала в гости своих родных.

       Проводы Масленицы, «прощеное воскресенье», сопровождалось разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, которое олицетворяло зло, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями. В этот день за деревней жгли костры, и молодежь прыгала через огонь – в этом обычае нашел отражение древний обряд очищения огнем. В «прощеное воскресенье» было принято просить прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими – подготовиться к Великому Посту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Младший дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для форми...

Рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С.Михалков...

Рекомендации для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание"

Рекомендации для родителей.«Нравственно – патриотическое воспитание»    Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступ...

Рекомендации для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Рекомендации для родителей«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»...

Рекомендации для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. ...