Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему
Опыты на обогащение знаний детей о свойствах воды, воздуха, земли и др.
(В документе представлены опыты с указанием целей и материалом)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_eksperimentov_st.gr_.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов и экспериментов
(старшая группа)
Опыт№1
Эффект радуги.
Цель: формировать у детей умение создавать радугу
Материал: зеркало, миска с водой, картон
Ход: Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги. Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».
Опыт№2.
Свойства воды. Показать, что вода не имеет формы.
Цель: Познакомить етей со свойствами воды. Показать, что вода не имеет формы
Материал: 2 стакана с водой, 2-3 деревянных предмета(кубик, линейка, деревянная ложка и др.)
Ход: Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи. Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
Опыт№3.
С дождевыми червями.
Цель: Познакомить детей от куда появляются комочки на х/земле и кто их делает
Материал: сухие листья, дождевые черви, песок
Ход: На дно банки насыпаем почву, сверху — слой песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3—5 дождевых червей. Слегка польем содержимое банки водой и поставим банку в темное прохладное место. Через два-три дня рассмотрим, что произошло в банке. На песке — темные землистые комочки, напоминающие те, которые мы видели утром на дорожке. Часть листьев втянута под землю, а песок дорожками «протек» через почву, показывая нам пути, по которым передвигались в банке почво-строители, поедая растительные остатки и перемешивая слои.
Опыт № 4.
Показать сокодвижение в стебле растения.
Цель: Познакомить детей с тем, что такое сокодвижение в стебле дерева
Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).
Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.
Опыт № 5
Свойства воздуха. Прозрачность.
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха
Материал: Пакет
Ход: Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Опыт №6
Воздух есть внутри пустых предметов.
Цель:
Материал: банка, таз с водой
Ход: Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.
Опыт №7
Вода. Форма капли.
Цель:
Материал: бутылка с водой, блюдце
Ход: Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.
Опыт№8
Как передвигается вода в почве.
Цель: Обогащать знания детей о свойствах воды
Материал: земля, горшок, тарелка с водой
Ход: Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.
Опыт№9
Вода способна испаряться.
Цель: Показать детям, что в холодном помещении вода испаряется медленно. Чем сильнее нагревать воду, тем сильнее она испаряется
Материал: три банки с водой
Ход:. В три банки наливается одинаковое количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая – рядом с отопительной батареей, третья – на стол к воспитателю. Сравнить результаты через день.
Опыт№10
Ветер.
Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.
Опыт№11
Почему не тонут корабли?
Цель: Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли.
Материал: жестяная банка, металлические предметы
Ход: В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.
Опыт№12
Пар – это тоже вода.
Цель: Продолжать расширять знания детей о свойствах воды
Материал: термос, кипяток, зеркало
Ход: Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Опыт№13
Защитные свойства снега.
Цель:
Материал:
Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды: а) на поверхности сугроба, б) зарыть неглубоко в снег, в) зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.
Опыт №14
Выявление механизма образования инея.
Цель: Показать детям как образуется иней
Материал: ветка, горячая вода
Ход: Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.
Опыт№15
Лед легче воды.
Цель: продолжать обогащать знания детей
Материал: лед, стакан с водой
Ход: Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край. Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
Опыт№16
Свойства воды.
Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется
Материал: стеклянная бутылка с водой
Ход: На вечерней прогулке в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующее утро дети видят, что бутылка лопнула. Вывод: вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку.
Опыт№17
Магнит.
Цель: Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы.
Материал: магнит, предметы из железа
Ход: Предложить детям исследовать притяжение магнитом предметов из разных материалов, подвести детей к выводу: все, что притягивается магнитом, сделано из железа. Результаты опытов зарисовать.
Опыт№18
Прозрачность веществ.
Цель: Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность).
Материал: (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон), электрический фонарь
Ход: Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет.
Опыт№19
Солнечная лаборатория.
Цель: Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.
Материал: листы бумаги разных цветов
Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным? Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!
Опыт№20
Воздух внутри нас.
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха
Материал: стакан с водой, трубочки
Ход: Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки. Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Опыт №21
Ветер.
Цель: Познакомить детей с ветром и свойствами
Материал: тонкие полоски бумаги или легкой ткани,
Ход: Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый - от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.
Опыт №22
Песок может двигаться.
Цель: обогащать знания детей о свойствах песка
Материал: горсть сухого песка
Ход: Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.
Опыт №23
В почве есть воздух.
Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Вывод: в почве содержится воздух.
Опыт №24
В почве содержится вода.
Цель: Обогащать знания детей о воде и ее свойствах.
Материал: ком земли, стекло,
Ход: Нагреть на солнце ком земли, затем подержать на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды. Объяснить, что вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова превратился в воду – стал росой.
Опыт №25
Чем пахнет вода.
Предложить детям два стакана воды – чистую и с каплей валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.
Опыт№26
Свойства воздуха.
Цель: Воздух распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха
Материал: ароматизированные салфетки, корки апельсинов, пластиковая бутылка, шарик
Ход: Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
На пластиковую бутылочку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т.е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик сдулся, т.е. воздух внутри - сжался. Вывод: при нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9748268","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"334","width":"480"}}]]...
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)
Картотека опытов и экспериментов(старшая группа)...
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)
Картотека проведения опытов в старшей группе...
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)...
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)...
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)
Экспериментирование. Картотека опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста....
Картотека опытов и экспериментов (старшая группа)
Картотека опытов и экспериментов(старшая группа)...