Экологическое воспитание
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Проблема экологического воспитания дошкольников в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряли своей актуальности, а наоборот, выходят на первый план. Причиной этого является деятельность человека, который, вмешиваясь в привычный цикл природы, нарушает его экологическое равновесие, чем, сам того не подозревая, губит и без того хрупкий механизм. Такая экологически безграмотная, расточительная, пагубная для природы деятельность человека негативно влияет и на нас самих. Ведь все то, что необходимо человеку для жизни, для его существования даёт ему окружающая среда. Наша планета устроена таким образом, что даёт всё благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Человек, как разновидность живых существ, также имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которая обеспечивает природа. Отсюда вывод - значение природы в жизни человека первостепенна, основополагающая, фундаментальна.
А заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями, продвигаясь в едином ритме мы сможем решить главную нашу задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить все живое, бережно относясь к нему и желающего сберечь и сохранить то, что подарила ему мать-природа.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Поэтому, на плечи воспитателей дошкольных учреждений ложится огромная ответственность за экологическое воспитание подрастающего поколения. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, побудить их к содействию и на личном примере, а не на словах, демонстрировать ребенку верное поведение в природе.
Что же означает это понятие «экологическая культура»? Экологическая культура – это экологические знания, практические навыки, эстетические переживания (сопереживания, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой).
Цель: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, привлечение родителей к совместной работе по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Проектная деятельность способна систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы, активно привлекать родителей.
Конечно же никуда не деться без традиционных методов и форм работы, таких как родительские собрания, консультации, беседы, конференции. Но и нетрадиционные формы не уступают в своей эффективности, такие как деловые игры, игры – экскурсии, различные экологические акции, соревнования, домашнее задание, круглый стол, работа на участке, озеленение города, совместная с детьми деятельность.
При выборе той или иной формы работы следует обращать внимание на контингент родителей, их интересы, деятельность, творческие способности и возможности. То есть, как и в работе по воспитанию дошкольников придерживаться индивидуального подхода. Традиционные формы работы рассчитаны на широкий круг лиц, не всегда являются эффективными и результативными. Что касается нетрадиционных форм работы – здесь при помощи дифференцированного подхода к работе с родителями, результативность и эффективность работы возрастает, при том условии, что педагог будет находить и применять верные способы взаимодействия и работы.
Еще немаловажно при общении с родителями верно выстраивать диалог. Назидания, четкие инструкции, условность, рамки, конкретика – все то, что наши родители получают ежедневно на работе, ведет к тому, что ответной положительной реакции можно ждать лишь от малой доли родителей. А нам нужен эмоциональный отклик, желание помогать и совместно работать в заданном направлении. Поэтому жесткий диктат «откладываем в дальний ящик». Привлечь же родителей к совместной деятельности, решению важных задач и нахождению общих верных решений, поможет положительный настрой, дифференцированный подход и разнообразие форм работы.
Работа с родителями включает как традиционные, так и не традиционные формы работы. Расскажем о них подробнее.
Например, беседы и консультации мы проводим индивидуально или по подгруппам, применяя подходящие формы общения и взаимодействия. Например, с одними родителями достаточно доступно изложить информацию, других следует сначала заинтересовать, а затем приобщать. Одни бояться открыться и задать вопрос, другие с легкостью идут на контакт. А если не выстраивать такую дифференцированную систему взаимодействия, отдача и результат будут минимальными.
Еще одна нетрадиционная форма работы с родителями – участие в экологических акциях. При этом родители привлекаются не только к проведению акций, но и активно принимают участие в их подготовке и организации. (Добрые крышечки)
Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности и начинать эту работу необходимо с детских лет, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе.
Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом.
Организация образовательного процесса в современных условиях позволяет обеспечить интегрированный подход к системе эколого-оздоровительной работы в ДОУ.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Совместная с родителями (и другими членами семьи) работа, в системе экологического воспитания, способствует формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей; формированию представлений об окружающей природе, об опасных ситуациях в природе для человека и окружающего мира и способах поведения в них; способах предотвращения опасных ситуаций; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Рассмотрим некоторые направления работы с родителями:
1.Экологическая информация.
Наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:
•данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада;
•информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;
•правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);
•выращивание экологически безопасного урожая;
•комнатные, лекарственные, пищевые растения;
•развитие ребенка как личности в процессе экологического образования.
Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения территории детского сада. Так, родители проявляют большой интерес к данным "Экологических паспортов", особенно к разделу "Экологическая ситуация". Проблема "здоровье ребенка — окружающая среда" тесно связана с проблемой экологической безопасности.
2.Совместная деятельность с детьми:
•Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;
•участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
•совместный уход за растениями: активное привлечение детей к уходу за огородом;
•сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы;
•выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;
•помощь в оборудовании уголка природы, лаборатории, библиотеки;
•природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).
В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание.
Большое значение в экологическом воспитании детей придаем играм. Используем дидактические игры с экологическим и природоохранным содержанием. В играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся знания и представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, природных взаимосвязях. Например: «Что такое природа?», «Природа и человек», «Связь живой и неживой природы», «Что опасно для природы?», «Чьи следы?» и т.д. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. А наиболее доступная форма для детей – это игровые обучающие занятия и игра, т.к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, самостоятельность. В результате таких форм работы у детей возникает и развивается умение общения, взаимодействия и взаимоотношения, идет накопление знаний о природе, о бережном отношении к ней.
В процессе игр – экспериментов мы расширяем наш сенсорный опыт и обогащали жизненный опыт, а также развивали такие качества, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, целенаправленность, последовательность.
Особое внимание при формировании знаний у детей уделяли чтению художественной литературы. Знакомим детей с произведениями известных детских писателей – природоведов М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Н.Сладкова, К. Паустовского, Г. Скребицкого. Разучиваем о природе стихи А.С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, Ф. Тютчева.
В результате целенаправленной, планомерной и систематической работы по формированию экологической культуры у дошкольников предполагается добиться следующих результатов:
1.Повысить у детей уровень экологических представлений о признаках природных объектов и явлений. Научить устанавливать причинно – следственные связи между ними.
2.Повысить уровень наблюдательности и познавательный интерес к миру природы.
3.Повысить у детей в процессе экспериментирования уровень интеллектуальных, умственных и исследовательских способностей.
4.Сформировать у каждого ребёнка навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
5.Повысить уровень готовности детей к школе.
Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...