Познавательно исследовательский проект "Сибирский кедр"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
«Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sibirskiy_kedr.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно исследовательский
проект
в подготовительной группе
Тема: «Сибирский кедр»
Воспитатель
МАОУ Прогимназия №108
Кокорина Наталья Юрьевна
Бурятия город Улан-Удэ
Проблема. На каком дереве растут орешки, которыми нас угостил Никита.
Цель проекта: Расширять представления детей об окружающей природе и развивать творческое познавательное мышление.
Гипотеза: Используя методы и приемы работы по проекту можно добиться не только повышения уровня усвоения программного материала, но и изменению определенных качеств ребенка, способствующих развитию коммуникативных и рефлексивных навыков.
Задачи:
- Формировать экологическую культуру и познавательную деятельность.
- Развивать любознательность, наблюдательность, связную речь детей.
- Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически правильного поведения в природе.
- Уметь обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
Проектные идеи:
- В основе проекта интеграция экологического воспитания и художественного творчества.
- Конечным продуктом проекта является книга вопросов и ответов «Остров почемучек», демонстрирующая все виды деятельности детей при решении каждой проблемы (промежуточным результатом при ответе на какой-либо вопрос может быть выставка коллективных, семейных и индивидуальных творческих работ, показ инсценировки и прочее).
- Оформленная книга - энциклопедия вопросов и ответов «Сибирский кедр» с рисунками детей и информацией собранной детьми совместно с родителями и воспитателем, создана книжка раскраска «Сибирский кедр», данный материал может использоваться педагогами как методический материал для работы с детьми дошкольного возраста.
Участники проекта: - дети и родители старшей группы МАОУ Прогимназии № 108 в количестве 30 детей и 5 взрослых. Всего: 35 человека
- педагоги - МАОУ Прогимназии № 108 3 человека (музыкальный руководитель, директор, воспитатель группы).
Ожидаемый результат: Повышение знаний о родном крае, навыков художественно-творческой деятельности, уровня усвоения программного материала.
Способы оценки: Наблюдения, беседы, анализ творчества детей.
Материалы и оборудование: различная информация о кедре, собранная детьми совместно с родителями иллюстрированный материал, картотеки художественного слова, наблюдений и экспериментирования, художественная и методическая литература, фотоаппарат, ноутбук.
Методы работы:
- словесные: беседа, рассказ, литературное творчество.
- наглядные: наблюдение, демонстрация иллюстраций, экскурсия, выставка.
- практические: ручной труд, чтение стихов.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Проект по продолжительности – долгосрочный и рассчитан на учебный год, в основе интеграция экологического воспитания и художественного творчества. Таким образом, проект дает возможность педагогу расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
В этом педагогическом проектировании заключены следующие идеи:
- Содержание проекта тесно связано с сезонными наблюдениями в природе и со средой произрастания кедра.
- В развивающей среде групповой комнаты организуется место – «остров», где хранится книга вопросов и ответов «почемучек», иллюстрационный материал, дидактические игры. В любой момент ребенок может подойти просмотреть результат совместной деятельности, проверить свои знания, задать вопрос «почему?».
- Для решения проблемы на вопрос «Почему?», используются разные виды деятельности. Ведущий вид деятельности – игра. Поэтому большое внимание в содержании проекта уделяется различным видам игровой деятельности. Педагогу необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и включать детей в совместный проект.
- Для реализации проекта требуется большая подготовка педагога по систематизации материала, формируется системно-функциональная модель содержания проекта с учетом возрастных особенностей детей и образовательной программы; готовится сопутствующее методическое обеспечение.
Большое внимание в проекте уделяется исследовательской, поисковой продуктивной деятельности. Педагогом создаются условия для коллективного и самостоятельного художественного творчества в разных техниках. Таким образом, продолжается работа по формированию у детей технических умений и навыков; учим с учетом интересов девочек и мальчиков в рисунке выразительно передавать образы окружающего мира.
Данный проект дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. А именно успешными людьми я хочу видеть своих воспитанников в будущем!
План реализации проекта.
1. Подготовительный – постановка проблемы
- Угощение детей кедровыми орехами. Беседа об разновидности орех: виды, для чего их собирают люди? Какую роль дерево Сибирский кедр играет в природе? Какие разновидности хвойных деревьев знают? В чем красота деревьев? Что нужно кедру для роста?
Проблема кедр очень долго растет. Вырубка кедрача на распиловку. Что нужно для предотвращения вырубки кедрача? Как поступить с иллюстративным материалом, чтобы их красоту увидели многие?
Деятельность детей: принимают участие в беседе, обсуждают проблему, план, предстоящих дел.
2. Аналитический
- Поиск информации в литературе, интернете об искусстве, составление композиций из скорлупы и чешуек от шишки и ореха , подбор иллюстраций, открыток, стихов о кедре.
Деятельность детей: активные исследователи информации о хвойных деревьях, их названии, умения деревьев «дружить» друг с другом. Какие названия можно дать составленным композициям.
3. Основной этап проектной деятельности
- Занятие по художественному творчеству «Красивое панно»
- Чтение художественной литературы: стихи, загадки о деревьях
- Музыкальное занятие: разучивание песен о деревьях
- Экскурсия в ближайший лес и на Верхнею березовику, рассматривание строение сосны обыкновенной и сибирского кедра.
- Этическая беседа «Сибирский кедр – земли украшение»
Деятельность детей: Участвуют в образовательной деятельности. Знакомятся с правилами поведения в природе, обсуждают, сравнивают, участвуют в дискуссии: почему так называют дерево в народе? Что общего между человеком и сибирским кедром? Почему именно про это дерево говорят богатство Сибирских лесов? Что автор хотел рассказать, своем рассказе о сибирском кедре?
Принимают решение отдать голос, за понравившийся панно.
- Творческая мастерская «Хвойное очарование» - совместная творческая деятельность детей и сотрудников ДОУ на занятии по составлению панно из холодного фарфора, ткани, пряжи Выбор материала, задумка композиции оформление. Совместное обсуждение и принятие решения в названии панно на заданную тематику.
- Домашнее задание: совместно с родителями(7 детей) выучить стихи о кедре , (7 детей) придумать загадки о кедре , (7 детей) нарисовать рисунки сибирский кедр для презентации.
4. Презентационный
- презентация рисунков и панно, книжки раскраски (чтение стихов, загадывание загадок песня)
5. Рефлексивный – подведение итогов.
- Беседа по вопросам. Что случилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали что-то новое? Что удивило и порадовало? Что понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз.
Ресурсы.
Методические: конспекты занятий, бесед.
Дидактические: иллюстрации, открытки, аудио- кассеты, картотека игр, стихов, загадок.
Кадровые: Васильчук И.А. – воспитатель, организованная поддержка мероприятий проекта, фотографирование.
Номоконова Е.Н – директор.
Дианова Е.А – музыкальный руководитель – музыкальное сопровождение.
Черниговская Г.Ю. – руководитель кружка «Волшебная кисточка» – организатор выставки.
Кокорина Н.Ю. – воспитатель группы, Родительская общественность– проведение экскурсии в лесную зону.
Показатели результативности проекта.
- Увеличение знаний детей о хвойных и лиственных деревьях, переоценка собственных действий по отношению к природе.
- Проявление инициативности, творчества детей в процессе составления панно их кедровых шишек и орех.
- Активация интереса детей и родителей к мероприятиям проекта совместной деятельности ДОУ и семьи.
- Повышение интереса детей к участию в мероприятиях, с перспективой дальнейшего участия в творческих конкурсах.
- Трансляция проекта, как методического пособия для работы с детьми старшего дошкольного возраста для воспитателей ДОУ.
- Материальная (игрушки) награждение детей, как участников выставки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»
Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...
Познавательный семинар МБДОУ «ДС «Лада» по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории»
план проведения познавательного семинара...