Познавательно исследовательский проект "Сибирский кедр"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кокорина Наталья Юрьевна

«Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sibirskiy_kedr.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно исследовательский

 проект

в подготовительной группе

Тема: «Сибирский кедр»

Воспитатель

МАОУ Прогимназия №108

Кокорина Наталья Юрьевна

Бурятия город Улан-Удэ

Проблема. На каком дереве растут орешки, которыми нас угостил Никита.

Цель проекта: Расширять представления детей об окружающей природе и развивать творческое познавательное мышление.

Гипотеза: Используя методы и приемы работы по проекту можно добиться не только повышения уровня усвоения программного материала, но и изменению определенных качеств ребенка, способствующих  развитию коммуникативных и рефлексивных навыков.

Задачи: 

  • Формировать экологическую культуру и познавательную деятельность.
  • Развивать любознательность, наблюдательность, связную речь детей.
  •  Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
  • Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически  правильного поведения в природе.
  • Уметь обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.

Проектные идеи:

  1. В  основе проекта интеграция экологического воспитания и художественного творчества. 
  2. Конечным продуктом проекта является книга вопросов и ответов «Остров почемучек», демонстрирующая все виды деятельности детей при решении каждой проблемы (промежуточным результатом при ответе на какой-либо вопрос может быть выставка коллективных, семейных и индивидуальных творческих работ, показ инсценировки и прочее).
  3. Оформленная книга - энциклопедия  вопросов и ответов «Сибирский кедр» с рисунками детей и информацией собранной детьми совместно с родителями и воспитателем, создана книжка раскраска «Сибирский кедр», данный материал может использоваться педагогами как методический материал для работы с детьми дошкольного возраста.

Участники проекта: - дети и родители старшей группы  МАОУ Прогимназии № 108  в количестве 30 детей и 5 взрослых. Всего: 35 человека

- педагоги - МАОУ Прогимназии № 108  3 человека (музыкальный руководитель, директор, воспитатель группы).

Ожидаемый результат: Повышение знаний о родном крае, навыков художественно-творческой деятельности, уровня усвоения программного материала.

Способы оценки: Наблюдения, беседы, анализ творчества детей.

Материалы и оборудование: различная информация о кедре, собранная детьми совместно с родителями иллюстрированный материал, картотеки художественного слова, наблюдений и экспериментирования, художественная и методическая литература, фотоаппарат, ноутбук.

 Методы  работы:

- словесные: беседа, рассказ, литературное творчество.

- наглядные: наблюдение, демонстрация иллюстраций, экскурсия, выставка.

- практические: ручной труд, чтение стихов.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

 Проект по продолжительности  – долгосрочный и рассчитан на учебный год, в основе интеграция экологического воспитания и художественного творчества. Таким образом, проект дает возможность педагогу расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

     В этом педагогическом проектировании заключены следующие идеи:

  1. Содержание проекта тесно связано с сезонными наблюдениями в природе и со средой произрастания кедра.
  2. В развивающей среде групповой комнаты организуется место – «остров», где хранится книга  вопросов и ответов «почемучек», иллюстрационный материал, дидактические игры. В любой момент ребенок может подойти просмотреть результат совместной деятельности, проверить свои знания, задать вопрос «почему?».
  3. Для решения проблемы на вопрос «Почему?», используются разные виды деятельности. Ведущий вид деятельности – игра. Поэтому большое внимание в содержании проекта уделяется различным видам игровой деятельности. Педагогу необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и включать   детей в совместный проект.
  4. Для реализации проекта требуется большая подготовка педагога по систематизации материала, формируется системно-функциональная модель содержания проекта с учетом возрастных особенностей детей и образовательной программы; готовится сопутствующее методическое обеспечение.

 Большое внимание в проекте уделяется исследовательской, поисковой продуктивной деятельности. Педагогом создаются условия для коллективного и самостоятельного художественного творчества в разных техниках. Таким образом, продолжается работа по формированию у детей технических умений и навыков; учим с учетом интересов девочек и мальчиков в рисунке выразительно передавать образы окружающего мира.

Данный проект дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. А именно успешными людьми я хочу  видеть своих  воспитанников в будущем!

План реализации проекта.

1. Подготовительный – постановка проблемы

- Угощение детей кедровыми орехами. Беседа об разновидности орех: виды, для чего их собирают люди? Какую роль дерево Сибирский кедр играет в природе? Какие разновидности хвойных деревьев знают? В чем красота деревьев? Что нужно кедру  для роста?

Проблема кедр очень долго растет. Вырубка кедрача на распиловку. Что нужно для предотвращения вырубки кедрача? Как поступить с иллюстративным материалом, чтобы их красоту увидели многие?

Деятельность детей: принимают участие в беседе, обсуждают проблему, план, предстоящих дел.

2. Аналитический

- Поиск информации в литературе, интернете об искусстве, составление композиций из скорлупы и чешуек от  шишки и ореха , подбор иллюстраций, открыток, стихов о кедре.

Деятельность детей: активные исследователи информации о хвойных деревьях, их названии, умения деревьев «дружить» друг с другом. Какие названия можно дать составленным композициям.

3. Основной этап проектной деятельности

- Занятие по художественному творчеству «Красивое панно»

- Чтение художественной литературы: стихи, загадки о деревьях  

- Музыкальное занятие: разучивание песен о деревьях

- Экскурсия в ближайший лес и на Верхнею березовику, рассматривание строение  сосны обыкновенной и сибирского кедра.

- Этическая беседа «Сибирский кедр – земли украшение»

Деятельность детей: Участвуют в образовательной деятельности. Знакомятся с правилами поведения в природе, обсуждают, сравнивают, участвуют в дискуссии: почему так называют дерево в народе?  Что общего между человеком и сибирским кедром? Почему именно про это дерево говорят богатство Сибирских лесов? Что автор хотел рассказать, своем рассказе о сибирском кедре?

Принимают решение отдать голос, за понравившийся панно.

- Творческая мастерская «Хвойное очарование» - совместная творческая деятельность  детей и сотрудников ДОУ на занятии по составлению панно из холодного фарфора, ткани, пряжи Выбор материала, задумка композиции оформление. Совместное обсуждение и принятие решения в названии панно на заданную тематику.

- Домашнее задание: совместно с родителями(7 детей) выучить стихи о кедре  , (7 детей) придумать загадки о кедре  , (7 детей) нарисовать рисунки сибирский кедр для презентации.

4. Презентационный

- презентация рисунков и панно, книжки раскраски (чтение стихов,  загадывание загадок песня)

5. Рефлексивный – подведение итогов.

- Беседа по вопросам. Что случилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали что-то новое? Что удивило и порадовало? Что понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз.

Ресурсы.

Методические: конспекты занятий, бесед.

Дидактические: иллюстрации, открытки, аудио- кассеты, картотека игр, стихов, загадок.

Кадровые: Васильчук И.А. – воспитатель, организованная поддержка мероприятий проекта, фотографирование.

Номоконова Е.Н – директор.

Дианова Е.А – музыкальный руководитель – музыкальное сопровождение.

Черниговская Г.Ю. – руководитель кружка «Волшебная кисточка» – организатор выставки.

Кокорина Н.Ю. – воспитатель группы, Родительская общественность– проведение экскурсии в лесную зону.

Показатели результативности проекта.

  1. Увеличение знаний детей о хвойных и лиственных деревьях, переоценка собственных действий по отношению к природе.
  2. Проявление инициативности, творчества детей в процессе составления панно их кедровых шишек и орех.
  3. Активация интереса детей и родителей к мероприятиям проекта совместной деятельности ДОУ и семьи.
  4. Повышение интереса детей к участию в мероприятиях, с перспективой дальнейшего участия  в творческих конкурсах.
  5. Трансляция проекта, как методического пособия для работы с детьми старшего дошкольного возраста для воспитателей ДОУ.
  6. Материальная  (игрушки) награждение детей, как участников выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....