мастер- класс по музейной педагогике
методическая разработка по окружающему миру на тему

Коваленко Оксана Николаевна

как организовать экспозицию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.kl_._2.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Как организовать экспозицию в детском саду»

Цель: повышение практического уровня педагогов по изучаемой теме.

Задачи:

1. Познакомить с основами  организации  экспозиций в мини-музеях в ДОУ.

2. Помочь в определении тематики.

В последнее время музей, как элемент образовательного пространства в дошкольном учреждении получил широкое распространение.

На своём опыте я убедилась, что участие детей в создании музейных экспозиций, подготовка и поиск экспонатов способствует развитию у них познавательных способностей, связной речи, усвоению социального опыта.

Дети проявляют интерес к музею и их интересуют не только героико-патриотические темы, но и бытовые. На 5-ом году жизни у детей появляется интерес к истории предметов. Они способны понять, что каждый предмет имеет своё прошлое и настоящее. Цель нашего мастер-класса – узнать, как правильно составить экспозицию и познакомить с ней детей. Для начала нужно определиться с темой. Для этого проводим исследование, что же будет интересно детям, анализируем свои возможности. Затем подбираем экспонаты. Здесь нам потребуется помощь не только сотрудников, но и родителей. Особый вопрос-это отбор экспонатов. Как вы думаете, сколько экспонатов можно использовать в музейной экспозиции? Здесь нужно действовать по принципу «Лучше меньше, да лучше» и берём не более 7-10 предметов. Когда материал готов, мы приступаем к музейно-образовательной работе.

 Система и последовательность работы предполагает следующие этапы: 

1)информационный. Одним из важнейших условий этого этапа является предварительная работа. Это означает, что ребенок должен обладать определенным объемом знаний об интересующем предмете или явлении.

2)развивающий этап, на котором организуются непосредственно музейно-образовательные экскурсии.

3) творческий. На нём ведётся работа по осмыслению и творческому отражению полученных впечатлений с использованием игрового метода, дискуссий, проблемных вопросов.

Сегодня я покажу вам на примере, как можно организовать экспозицию и провести с детьми экскурсию в форме игры-путешествия, которая наглядно покажет, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым.Экспозиция наша сегодня будет виртуальная из-за невозможности представить все экспонаты в натуральном виде. Итак, внимание. Прошу вас отгадать загадку: 

У него четыре ножки,

Он не ходит по дорожке,

Он не прыгает, не скачет,

Не смеётся и не плачет.

Тихо у стены стоит –

Кто устал – присесть велит.

(Стул)

 Правильно,  стул.  Когда-то давным-давно люди жили в пещерах. В них прятались от дождя и холода, разжигали костры, готовили пищу, грелись около костра. Сидели люди на камнях (показывает иллюстрацию). Камни холодные, людям было неуютно сидеть на них. Однажды, когда охотники возвращались с охоты уставшие, они присели в лесу на сваленное дерево. Отдохнув, они обратили внимание на бревно (показывает иллюстрацию). Люди поняли, что удобнее сидеть на бревне, потому что дерево не остывает, а, наоборот, нагревается под ними, и принесли бревно к костру. Но как-то один человек нашел в лесу пенек с вывороченными корнями, присел на него и понял, что пенек удобнее, чем бревно. На нем можно сидеть одному. Так у людей появились пенечки-одиночки (показывает иллюстрацию). Шло время. Люди стали строить большие деревянные дома. Сидеть на бревнах и пеньках в доме неудобно, и человек придумал лавку (показывает иллюстрацию). Длинные лавки стояли вдоль стен. На них можно было посадить много людей. Но лавки были неудобными, большие, и их трудно было передвигать. Человек придумал табурет (показывает иллюстрацию). Его можно было поставить где угодно. Но человеку и этого мало. Ему нужно не только сидеть, но и отдыхать сидя. Человек прибил к табурету дощечки, и получился стул (показывает иллюстрацию). Вот такая история нашего стула. Сейчас стулья бывают разные: большие и маленькие.

А теперь ответьте мне, ребята, на чем человек сидел в пещере? ( На камне .) Правильно. А потом на чем? ( На бревне .) А еще на чем? ( На пеньке .) Правильно, молодцы! А что человек сделал, когда начал жить в домах? ( Лавку .) Правильно. А что потом он сделал? ( Табурет .) Молодцы, внимательно меня слушали. А чтобы было удобнее сидеть, что придумали люди? ( Стул ) ».

А теперь  предлагаю вашему вниманию игру, направленную на формирование умения вычленять существенные признаки предмета, понимать причинно следственные связи между назначением  предметов и потребностями людей в их преобразовании.

(Раздать алгоритм и карточки)

Представьте, что предметы из нашей экспозиции ожили и заговорили. Озвучить их должны будете вы. Каждый из вас получил картинку с изображением предмета, и табличку с алгоритмом, который поможет вам составить описательный рассказ, не забывайте, что речь идёт от лица предмета. Например: « Я стул. Меня сделал человек. Я синий, квадратный и лёгкий, потому, что сделан из дерева. Я являюсь преедметом мебели, служу для того, чтобы на мне сидели. Раньше человек сидел на камнях и брёвнах, а затем придумал меня, и ему стало намного удобнее».

Помните, если вы будете играть в эту игру сдетьми, алгоритм должен состоять только из иллюстраций.

Я надеюсь, что представленная мной пошаговая система организации экспозиции поможет вам легко организовать их в вашем саду и  ваши воспитанники с удовольствием будут всесторонне развиваться в музейном пространстве.

Рефлексия  В заключение хочется спросить:

*Что на Ваш взгляд было интересного  на нашем мастер - классе?

*Что Вам мешало?

*Что Вы возьмёте с собой?

Спасибо за внимание и активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Муз...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

презентация к мастер-классу "Изготовление музейного экспоната по мотивам Мезенской росписи"

презентация к мастер-классу "Изготовление музейного экспоната по мотивам Мезенской росписи"...

конспект к мастер-классу "Изготовление музейного экспоната по мотивам Мезенской росписи"

конспект к мастер-классу "Изготовление музейного экспоната по мотивам Мезенской росписи"...