мастер- класс по музейной педагогике
методическая разработка по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Как организовать экспозицию в детском саду»
Цель: повышение практического уровня педагогов по изучаемой теме.
Задачи:
1. Познакомить с основами организации экспозиций в мини-музеях в ДОУ.
2. Помочь в определении тематики.
В последнее время музей, как элемент образовательного пространства в дошкольном учреждении получил широкое распространение.
На своём опыте я убедилась, что участие детей в создании музейных экспозиций, подготовка и поиск экспонатов способствует развитию у них познавательных способностей, связной речи, усвоению социального опыта.
Дети проявляют интерес к музею и их интересуют не только героико-патриотические темы, но и бытовые. На 5-ом году жизни у детей появляется интерес к истории предметов. Они способны понять, что каждый предмет имеет своё прошлое и настоящее. Цель нашего мастер-класса – узнать, как правильно составить экспозицию и познакомить с ней детей. Для начала нужно определиться с темой. Для этого проводим исследование, что же будет интересно детям, анализируем свои возможности. Затем подбираем экспонаты. Здесь нам потребуется помощь не только сотрудников, но и родителей. Особый вопрос-это отбор экспонатов. Как вы думаете, сколько экспонатов можно использовать в музейной экспозиции? Здесь нужно действовать по принципу «Лучше меньше, да лучше» и берём не более 7-10 предметов. Когда материал готов, мы приступаем к музейно-образовательной работе.
Система и последовательность работы предполагает следующие этапы:
1)информационный. Одним из важнейших условий этого этапа является предварительная работа. Это означает, что ребенок должен обладать определенным объемом знаний об интересующем предмете или явлении.
2)развивающий этап, на котором организуются непосредственно музейно-образовательные экскурсии.
3) творческий. На нём ведётся работа по осмыслению и творческому отражению полученных впечатлений с использованием игрового метода, дискуссий, проблемных вопросов.
Сегодня я покажу вам на примере, как можно организовать экспозицию и провести с детьми экскурсию в форме игры-путешествия, которая наглядно покажет, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым.Экспозиция наша сегодня будет виртуальная из-за невозможности представить все экспонаты в натуральном виде. Итак, внимание. Прошу вас отгадать загадку:
У него четыре ножки,
Он не ходит по дорожке,
Он не прыгает, не скачет,
Не смеётся и не плачет.
Тихо у стены стоит –
Кто устал – присесть велит.
(Стул)
Правильно, стул. Когда-то давным-давно люди жили в пещерах. В них прятались от дождя и холода, разжигали костры, готовили пищу, грелись около костра. Сидели люди на камнях (показывает иллюстрацию). Камни холодные, людям было неуютно сидеть на них. Однажды, когда охотники возвращались с охоты уставшие, они присели в лесу на сваленное дерево. Отдохнув, они обратили внимание на бревно (показывает иллюстрацию). Люди поняли, что удобнее сидеть на бревне, потому что дерево не остывает, а, наоборот, нагревается под ними, и принесли бревно к костру. Но как-то один человек нашел в лесу пенек с вывороченными корнями, присел на него и понял, что пенек удобнее, чем бревно. На нем можно сидеть одному. Так у людей появились пенечки-одиночки (показывает иллюстрацию). Шло время. Люди стали строить большие деревянные дома. Сидеть на бревнах и пеньках в доме неудобно, и человек придумал лавку (показывает иллюстрацию). Длинные лавки стояли вдоль стен. На них можно было посадить много людей. Но лавки были неудобными, большие, и их трудно было передвигать. Человек придумал табурет (показывает иллюстрацию). Его можно было поставить где угодно. Но человеку и этого мало. Ему нужно не только сидеть, но и отдыхать сидя. Человек прибил к табурету дощечки, и получился стул (показывает иллюстрацию). Вот такая история нашего стула. Сейчас стулья бывают разные: большие и маленькие.
А теперь ответьте мне, ребята, на чем человек сидел в пещере? ( На камне .) Правильно. А потом на чем? ( На бревне .) А еще на чем? ( На пеньке .) Правильно, молодцы! А что человек сделал, когда начал жить в домах? ( Лавку .) Правильно. А что потом он сделал? ( Табурет .) Молодцы, внимательно меня слушали. А чтобы было удобнее сидеть, что придумали люди? ( Стул ) ».
А теперь предлагаю вашему вниманию игру, направленную на формирование умения вычленять существенные признаки предмета, понимать причинно следственные связи между назначением предметов и потребностями людей в их преобразовании.
(Раздать алгоритм и карточки)
Представьте, что предметы из нашей экспозиции ожили и заговорили. Озвучить их должны будете вы. Каждый из вас получил картинку с изображением предмета, и табличку с алгоритмом, который поможет вам составить описательный рассказ, не забывайте, что речь идёт от лица предмета. Например: « Я стул. Меня сделал человек. Я синий, квадратный и лёгкий, потому, что сделан из дерева. Я являюсь преедметом мебели, служу для того, чтобы на мне сидели. Раньше человек сидел на камнях и брёвнах, а затем придумал меня, и ему стало намного удобнее».
Помните, если вы будете играть в эту игру сдетьми, алгоритм должен состоять только из иллюстраций.
Я надеюсь, что представленная мной пошаговая система организации экспозиции поможет вам легко организовать их в вашем саду и ваши воспитанники с удовольствием будут всесторонне развиваться в музейном пространстве.
Рефлексия В заключение хочется спросить:
*Что на Ваш взгляд было интересного на нашем мастер - классе?
*Что Вам мешало?
*Что Вы возьмёте с собой?
Спасибо за внимание и активное участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического музея «Русская горница». Муз...
Мастер-класс"Использование развивающей педагогики оздоровления для обеспечения жизнедеятельности дошкольников"
Мастер-класс...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
презентация к мастер-классу "Изготовление музейного экспоната по мотивам Мезенской росписи"
презентация к мастер-классу "Изготовление музейного экспоната по мотивам Мезенской росписи"...
конспект к мастер-классу "Изготовление музейного экспоната по мотивам Мезенской росписи"
конспект к мастер-классу "Изготовление музейного экспоната по мотивам Мезенской росписи"...