экскурсия по музею здоровья
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Дать понятие о том, что значит быть здоровым.
Подвести детей к пониманию необходимости укреплять свое здоровье - самое дорогое, что есть у человека.
Уточнить с детьми, какие условия надо выполнять, чтобы быть здоровым.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Экскурсия по музею здоровья»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
- познакомить детей с экспонатами музея здоровья;
- уточнить правила поведения в музее;
- подвести детей к пониманию необходимости укреплять свое здоровье - самое дорогое, что есть у человека;
- дать понятие о том, что значит быть здоровым;
- уточнить с детьми, какие условия надо выполнять, чтобы быть здоровым;
- использовать малые формы фольклора (загадки. пословицы и поговорки) о здоровье.
Оборудование: Экспонаты музея здоровья:
- костюм градусника;
- книга «Травник» с иллюстрациями лекарственных растений (крапива и подорожник);
- таблица строения тела человека;
- игра-пособие «Собери куклу»;
- книги из серии «Как мы устроены»;
- таблица «Распорядок дня»;
- умывальные принадлежности (мыло, зубная щетка, паста, полотенце, мочалка, расческа);
- книги «Спасик» и «О поведении на воде»;
- игрушки: машина «скорая помощь», доктор, чемоданчик с инструментами медицинскими, кукла с имитацией раны на ноге;
- шапочка врача с красным крестом - костюм;
- перевязочные средства (перекись водорода, йод, бинт, палочка с ватным тампоном);
- муляжи овощей, фруктов и витаминов;
- книга К. Чуковского «Мойдодыр»;
- приборы: микроскоп и лупа;
- медицинская эмблема (чаша со змеей).
Использована книга:
И. Семенова «Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой» Издательство «Педагогика», Москва, 1991 год.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей около себя.
Сегодня мы с вами пойдем в музей здоровья. В нашем музее много разных экспонатов. Экспонаты - это предметы, собранные в музее. Подолгу у экспонатов не задерживайтесь, а то все посмотреть не успеем. Экспонаты без разрешения нельзя трогать руками. Музейные вещи любят жить в тишине и рассказывать свои истории тихими голосами, поэтому прошу вас разговаривать потише. Внимательно слушать и стараться все понять и запомнить. Еще в музей нельзя ходить с сумками, портфелями и брать с собой всякие ненужные вещи. Посмотрите, нет ли у вас лишних, ненужных вам сейчас вещей. Теперь приведите в порядок свой внешний вид, заправьтесь, поправьте воротнички, рукава. Вот теперь вы опрятные и нам можно войти.
Посмотрите, нас кто-то встречает у входа в музей?
Здравствуйте. Кто вы такой?
Здравствуйте! Вы меня не узнали? - отвечает градусник.
Правильно, это я - градусник. Скажите, а для чего я нужен?
Правильно, молодцы, я измеряю температуру тела? Вы знаете, какая температура бывает?
Совершенно верно, нормальная и высокая. Посмотрите на моем стеклянном плаще есть цифры, которые обозначают температуру. Тридцать шесть и шесть - это нормальная температура, а вот тридцать семь, тридцать восемь, тридцать девять и даже сорок - это высокая температура. И она на моем стеклянном плаще обозначена красными цифрами. Моя красная шапочка - это ртуть, которая передвигается по трубочке внутри меня и показывает, какая температура. Если температура нормальная - человек здоров, а если высокая - человек болен.
А как я измеряю температуру, что для этого делаю?
Правильно: Я подмышкой посижу
И что делать укажу
Или разрешить гулять,
Или уложу в кровать.
Мой плащ стеклянный, поэтому со мной надо обращаться очень осторожно, чтобы не разбить.
Вот мы с вами и познакомились. Я проведу вас по нашему музею здоровья.
Градусник: Проходите, пожалуйста. Осмотритесь, а теперь полная тишина! Все вопросы потом!
Давным-давно, когда люди жили в пещерах, носили звериные шкуры, не умели пасти скот и растить хлеб, питались дикими растениями и случайной добычей, в племенах - это крупные объединения людей, появились первые лекари. Племена кочевали по земле, сражались друг с другом, в этих сражениях кто-то погибал, кто-то получал ранения. Древние лекари им оказывали помощь, подбирали травы, помогавшие человеку справиться с болезнью, учили искусству оказания помощи. С тех давних времен дошли до нас «рецепты лекарей от всякой хвори и злого недуга», которые готовились на основе лекарственных растений-трав.
Посмотрите, в музее у нас есть книги, в которых можно узнать о тех травах, которые считаются лекарственными. Есть книги, которые рассказывают, как собирать, сушить, хранить травы, как приготовить настои и травяные чаи. Научат, как правильно использовать травы.
Давайте откроем книгу и посмотрим. Вот, например, трава, вы ее хорошо знаете, послушайте загадку:
Не пустили в огород,
Оттого она и жжет.
(крапива)
Правильно, посмотрите, это крапива - кусачая трава. Зубов у нее нет и колючки небольшие, но в крапиве есть кислота, как в лимоне. Колючки крапивы прокалывают кожу, а кислота попадает в ранку и щиплет. Но это не опасно, а даже полезно. Крапиву раньше вместо йода применяли. Делали кашицу и к ранкам прикладывали.
- А вот еще одна трава, хорошо вам известная, послушайте загадку:
Лекарь вырос у дороги,
Он больные лечит ноги.
(подорожник)
- А вы знаете, как подорожник лечит ноги?
Точно, если, например, вы разбили колено. Надо сорвать свежий лист подорожника, слегка потереть его между пальцами и приложить к ссадине. Травы используют для приготовления лекарств.
Воспитатель: «И собака знает, что травой лечатся» - говорят в народе.
Градусник: До сих пор мы используем советы древних лекарей. Хотя с тех пор прошло немало времени. За это время знания наших далеких предков становились все разнообразнее, каждый день им удавалось освоить какое-то новое дело. Они больше не жили в пещерах. Они строили города и селения. Учились считать и писать. И о самих себе стремились узнать, как можно больше, сохранить здоровье, продлить жизнь. Люди очень внимательно стали относиться к своему телу, изучали его строение.
- А почему, как вы думаете?
Верно, каждый человек должен знать строение своего тела. Это поможет ему поддерживать организм в порядке, а значит, сберечь самую большую ценность - здоровье.
Узнать строение тела человека нам поможет вот эта таблица. По ней вы можете назвать все части тела. Кто может назвать и показать части тела?
Молодцы, правильно, вы знаете все части тела. Еще в нашем музее есть вот такой экспонат - игра «собери куклу», которая поможет нам запомнить, как располагаются части тела.
Еще здесь есть книги, которые знакомят со строением тела человека, рассказывают о том, как устроен человек и его организм, о роли органов в жизни человека и что надо делать, чтобы органы работали правильно, а организм был крепким и выносливым. Воспитатель говорит:
Недаром считают, что «в здоровом теле - здоровый дух» и кто «крепок телом - богат делом».
- Градусник: - Точно!
Многие ученые - врачи изучали, как работает организм человек, определяли, что являлось причиной болезней и какие средства необходимы, чтобы вылечить болезнь.
Знаете, как звали первого ученого - врача? Гиппократ. Он жил в Древней Греции. Сделал много важных открытий, написал много серьезных взрослых книг на медицинские темы.
Воспитатель: - «Испокон века книга учит человека».
Градусник: - А еще Гиппократ оставил письмо ко всем врачам, которые будут жить и работать после него. В этом письме он подробно рассказал, каким должен быть настоящий врач - медик, как нужно заботиться о тех, кого лечишь. И сам он поклялся всегда следовать тому, о чем писал. Его письмо дошло до наших дней и называется «Клятва Гиппократа». Мудрый древнегреческий врач призывал «заботиться о здоровых ради того, чтобы они не болели».
Воспитатель: - Недаром говорят: «здоровье всего дороже», «здоровье дороже богатства», «здоровье за деньги не купишь».
Градусник: - А вы знаете, что делать, чтобы сберечь здоровье?
Воспитатель: - Прежде всего надо знать, что у человека самое ценное после здоровья - это время. С раннего детства каждый должен научиться беречь его и правильно использовать, не терять время зря. И тогда «время всему научит». А чтобы не терять время зря надо соблюдать режим дня.
Градусник: - А что такое режим дня?
- Верно, это четкое распределение в течение суток времени на сон,
питание, прогулки, занятия, игры и отдых.
- В нашем музее есть вот такой распорядок дня, посмотрите.
- Какие части суток на нем изображены?
- Что мы делаем в течение каждого периода времени в течение суток?
Соблюдение распорядка - режима дня позволяет человеку в течение дня быть активными, бодрыми, работоспособными, избежать усталости. В нашем режиме отводится время не только для занятий и интересных игр, но есть время для отдыха. Мы с вами отдыхаем во время сна. Сон - это источник самочувствия, работоспособности, и конечно - здоровья.
Воспитатель: - «Сон - лучшее лекарство».
Но мы еще отдыхаем во время прогулок на свежем воздухе, особенно в теплый солнечный день. Прогулки способствуют еще и закаливанию организма.
Воспитатель: - Точно говорят: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».
Градусник: - Верно, это лучшие средства закаливания. Закаленный организм сам сохраняет столько тепла, сколько надо. То есть не перегревается и не переохлаждается – значит, не болеет. Чтобы закаляться, надо знать три правила закаливания:
Первое - одеваться по погоде. Не кутаться.
Второе - делать зарядку и дружить со спортом, активно двигаться на воздухе.
Третье - обтираться прохладной водой или принимать прохладный душ или купаться в водоеме - дружить с водой.
Воспитатель: - Значит, «Если хочешь быть здоров - закаляйся».
А дружба с водой поможет нам содержать в чистоте наше тело, одежду и жилище - все это необходимо для того, чтобы не болеть и сохранить здоровье.
- «Чистота - залог здоровья».
Чтобы содержать наше тело в чистоте, нужны еще умывальные принадлежности.
Градусник: - Умывальные принадлежности тоже экспонаты нашего музея здоровья.
Я сейчас узнаю, дружите ли вы с этими принадлежностями, сможете ли вы отгадать про них загадки:
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(мыло)
Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
Ничего не забываю,
Все я чисто отмываю.
(мочалка)
Хвостик из пластмассы,
А на спинке - щетинка.
(зубная щетка)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей, или
Частый, зубастый вцепился
В чуб вихрастый.
(расческа)
Что поможет с щеткой нам Чистить зубы по утрам?
(зубная паста)
Говорит дорожка-
Два вышитых конца:
-Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.
(полотенце)
(За каждый правильный ответ градусник вручает предмет - отгадку).
Градусник: - Молодцы, вы все загадки отгадали правильно. Продолжайте и дальше пользоваться этими умывальными принадлежностями. Я их вам дарю! - поощряет градусник. Воспитатель:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым Трубочистам-
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
В ванне и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Градусник: - Какие верные стихи. Но чтобы сохранить здоровье необходимо еще быть очень осторожным, не подвергать опасностям здоровье и жизнь. Авы знаете, какие опасности вас могут подстерегать и угрожать вашему здоровью?
Воспитатель: - Устроят ребята бой на палках, ткнут друг друга и ранят, и пожалуйста, беда. Или побежит кто-то на проезжую часть улицы за укатившимся футбольным мячом прямо под колеса машины - и снова беда. А вот качели? Какая замечательная вещь! Летишь туда - сюда, чувствуешь себя бабочкой. Однако об осторожности и тут забывать не стоит. Держаться нужно крепко. Стоя качаться нельзя, закружилась голова - упадешь. А уж прыгать с разлета совсем опасно. Не успеешь отбежать, и доска ударит сзади по голове. Те, кто не думает об осторожности, подвергают себя опасности, покушаются на свое здоровье.
Градусник: - Чтобы этого избежать, в нашем музее есть книги, которые научат вас быть осторожными в любых жизненных ситуациях. Дадут советы о поведении в бытовых ситуациях и в экстремальных случаях. Подскажут, куда обратиться при несчастных случаях, если их не удалось избежать. Научат, как оказывать первую медицинскую помощь.
А кто из вас знает, куда надо обратиться за медицинской помощью, если случилась беда?
Верно, нужно вызвать «скорую помощь» по номеру телефона - 03. И тогда к вам поспешит машина «скорой помощи» с врачом.
Посмотрите, тут у нас в музее есть такая машина «скорая помощь» и конечно врачи в белых халатах с красным крестом. У каждого врача «скорой помощи» с собой чемоданчик, в котором много различных инструментов и лекарств.
Воспитатель: - Ой, посмотрите, с нашей куклой случилась беда, она поранила ногу. (Показывает куклу с имитацией раны на ноге).
Градусник: - Надо ей оказать помощь. А кто ей окажет помощь? Отгадайте еще одну загадку:
Кто в дни болезней
Всех полезней? (врач)
Верно, врач, а вот и он. (Воспитатель надевает шапочку врача с красным крестом и берет чемоданчик с инструментами).
Воспитатель: - Из чемоданчика достаем все необходимое. Сначала маленькая бутылочка с перекисью водорода. Плеснем на ранку, чуть-чуть пощипало, и кровь идти перестала. Теперь достаем из чемоданчика еще одну баночку, а что в ней угадайте:
Врач живет
В стеклянной банке,
Лечит он болячки, ранки.
- Ай, как щиплет!
- Ой, как жжет! Узнаете? Это
(йод)
Воспитатель: - Верно, это йод. Смажем каря ранки и осторожно - ранку, но ни в коем случае нельзя поливать йодом, а нужно намотать ватку на палочку, обмакнуть в йод и слегка провести ей по больному месту: Ну, а: теперь забинтуем: ногу бинтом, чтобы грязь не попала- Boт и все - повязка на ноге. Помощь оказана!
Градусник: - Спасибо! А теперь посмотрите, в нашем музее есть овощи и фрукты. Почему они стали экспонатами музея здоровья?
Верно, это продукты питания. Они необходимы нашему организму для жизни, как воздух и вода. А чтобы быть здоровым надо правильно питаться, не привередничать и не переедать, иначе, можно нарушить свое телосложение и стать толстым. Бывают люди толстые от переедания - это плохо. Бывают от того, что мало двигаются. Тоже нехорошо. Переев - далеко не убежишь, ведь с болью в животе не справиться. Это толщина по собственной вине. Надо знать меру!
Воспитатель: - «Кто ест мало, тот живет долго».
Градусник: - Это верно, но и недостаток питания также угроза здоровью. Ведь в продуктах питания содержится много питательных веществ, которые необходимы организму и, конечно, витамины.
Вот посмотрите, в нашем музее среди овощей и фруктов они находятся. Вот эти веселые разноцветные шарики. Красный шарик - это витамин А. Он живет в морковке, помидоре, чесноке.
Воспитатель: - А мы уже знаем, что «Морковь прибавляет кровь». И если «Ешь чеснок и лук - не возьмет недуг».
Градусник: - А вот в луке находится другой витамин - витамин С - зеленый шарик. Еще витамин С находится в смородине, лимоне, винограде, капусте и яблоке.
Воспитатель: - Недаром говорят: «Яблоко в день - доктора в дверь».
Градусник: - А вот желтый шарик - это витамин В. Витамин В можно найти в кукурузе, но главная кладовая этого витамина в черном хлебе. Каждая буханка хлеба набита вот такими волшебными желтыми шариками, чтобы вы росли сильными, ничего не боялись, не плакали, а вас порой невозможно уговорить съесть кусочек черного хлеба.
Воспитатель: - В народе так говорят: «Без хлеба нет обеда!», «Хлеб всему голова».
Градусник: - Витаминов в продуктах питания не видно, но они там есть и очень нужны человеку. Не будет витамина А - ты начинаешь хуже видеть; не будет витамина С - станешь слабым, выпадут зубы, а когда нет в пище витамина В, человек плохо спит и много плачет.
Витамины не могут долго находиться в воздухе и на солнце, в таких условиях они быстро погибают. Поэтому овощи и фрукты надо есть свежими, прямо с грядки или с дерева, и как можно больше!
Воспитатель: - Но только не на ходу - это опасно! И болтать во время еды нельзя: можно подавиться. Поэтому и говорят: «Когда я ем - я глух и нем». Вот так.
Градусник: - Ой, вы устали?
Воспитатель: - Лучший способ отдохнуть и размяться - сделать зарядку. Объявляется физкультминутка. (Дети выполняют комплекс физкультурных упражнений).
Воспитатель: Отдых наш - физкультминутка
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы умеем отдыхать!
Наклониться - три, четыре,
Но колени не сгибать!
А теперь присесть и встать
Спину прямо держать!
Руки вверх
И потянитесь дружно.
Закаляться всем нам нужно!
И на месте поскакать.
Раз, два, три, четыре, пять.
На носок, потом на пятку,
Все, мы сделали зарядку!
Воспитатель: - Вот молодцы! Так держать! «Здоровье в порядке - спасибо зарядке».
Градусник: - Не лениться, заниматься физкультурой, дружить со спортом - это главное условие, чтобы всегда быть здоровым. Без преувеличения скажу, что «Движения для человека - это жизнь».
- А теперь я вам покажу приборы, которые помогают врачам - ученым
увеличивать. Посмотрите - это микроскоп. У микроскопов вообще такое
свойство - все увеличивать. Возьмешь, например, муху, положишь ее под
микроскоп, и кажется она величиной со слона.
Воспитатель: - Так вот почему говорят: «Her делай из мухи слона. Муха под микроскопом начинает занимать много места, всем мешать...
Градусник: - Нет, на самом деле муха не становится больше. Под микроскопом ее просто лучше видно. Так же действует и лупа.
Вот посмотрите в выпуклое стекло лупы и произойдет чудо, (детям дают лупу).
- Видите, все маленькое превращается в великана.
Вот при помощи микроскопа ученые смогли увидеть и изучать мелкие живые организмы - микробы, которых без увеличения не разглядишь, но они могут влиять на здоровье человека. Поэтому микроскоп и лупа - тоже экспонаты нашего музея здоровья.
А вот посмотрите еще один экспонат - медицинская эмблема. Воспитатель: - Эмблема - это условное изображение чего-то. Например, посмотрят люди на картинку с голубем - и подумают о мире. Голубь - эмблема мира. Сова - эмблема учености.
Градусник: - А если нарисована чаша со змеей, то люди думают о медиках-врачах. Чаша со змеей - медицинская эмблема.
- Вы встречались с этой эмблемой? А где?
Точно, в аптеке, в поликлинике, на медицинских книгах. А почему змея изображена?
Всем известно: капля змеиного яда нередко убивает человека, а малая доля капли лечит! Поэтому змея - эмблема медицины. А в чаше всегда больным дают лекарство, исцеляя их.
А еще какой символ используется для обозначения медицины?
Верно, это красный крест на белом фоне. Посмотрите, на наших экспонатах он тоже встречается. Крест - символ милосердия, которое присуще всем врачам. Красный - по цвету крови.
Вот мы с вами посмотрели все экспонаты нашего музея здоровья. Воспитатель: - Спасибо. Все было очень интересно. Мы много нового увидели и узнали.
Градусник: - На здоровье! Запомните, как бы ни старались медики, какие бы чудо - приборы ни использовали в работе, у них ничего не получится, если каждый из вас сам не будет внимательно и бережно относиться к своему здоровью. Здоровье каждого - богатство всех! Не забывайте об этом! И будьте здоровы и счастливы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзорная экскурсия по музею " Космонавтики"
Материал по проектной деятельности...
Экскурсия в музей трудовой и боевой славы им.П.Т.Василенко ст.Васюринской
Экскурсияв музей «Боевой и трудовой славы» им. П.Т.ВасиленкоСт. ВасюринскойЦель: Познакомить детей с историей своей станицы, что представляла собой Васюринская много лет назад, какие велики...
Конспект занятия по познавательно-оздоровительному направлению «Экскурсия в музей «Здоровье». (для слушателей МРИО)
Закрепление знания детей об органах слуха, зрения, обоняния. Учить детей заботиться о своем здоровье....
Конспект экскурсии в музей краеведения «Добро пожаловать в музей!»
Задачи экскурсии в музей краеведения:- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;- развивать логическое мышление, любознател...
Экскурсия в музей. Тема: "Что такое музей"
Цель нашей экскурсии было: Познакомить с понятием "музей" и его назначениемПознакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музеяФормировать интерес к истории и культуре своего н...
«Добро пожаловать в музей!» (конспект экскурсии в музей краеведения)
познакомить детей с историей родного города.познакомить детей с жизнью коренных народов, населяющих наш город....
«Музей нашего города!» (конспект экскурсии в музей)
Познакомить детей с историей родного города....