экскурсия по музею здоровья
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Соцкова Светлана Александровна

  Дать понятие о том, что значит быть здоровым.

Подвести детей к пониманию необходимости укреплять свое здоровье - самое дорогое, что есть у человека.

Уточнить с детьми, какие условия надо выполнять, чтобы быть здоровым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Экскурсия по музею здоровья»
для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

  • познакомить детей с экспонатами музея здоровья;
  • уточнить правила поведения в музее;
  • подвести детей к пониманию необходимости укреплять свое здоровье - самое дорогое, что есть у человека;
  • дать понятие о том, что значит быть здоровым;
  • уточнить с детьми, какие условия надо выполнять, чтобы быть здоровым;
  • использовать   малые   формы   фольклора  (загадки. пословицы   и поговорки) о здоровье.

Оборудование: Экспонаты музея здоровья:

  • костюм градусника;
  • книга «Травник» с иллюстрациями лекарственных растений (крапива и подорожник);
  • таблица строения тела человека;
  • игра-пособие «Собери куклу»;
  • книги из серии «Как мы устроены»;
  • таблица «Распорядок дня»;
  • умывальные принадлежности (мыло, зубная щетка, паста, полотенце, мочалка, расческа);
  • книги «Спасик» и «О поведении на воде»;
  • игрушки: машина    «скорая    помощь»,    доктор,    чемоданчик    с инструментами медицинскими, кукла с имитацией раны на ноге;
  • шапочка врача с красным крестом - костюм;
  • перевязочные средства (перекись водорода, йод, бинт, палочка с ватным тампоном);
  • муляжи овощей, фруктов и витаминов;
  • книга К. Чуковского «Мойдодыр»;
  • приборы: микроскоп и лупа;
  • медицинская эмблема (чаша со змеей).

Использована книга:

И. Семенова «Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой» Издательство «Педагогика», Москва, 1991 год.

Ход занятия:

Воспитатель собирает детей около себя.

Сегодня мы с вами пойдем в музей здоровья. В нашем музее много разных экспонатов. Экспонаты - это предметы, собранные в музее. Подолгу у экспонатов не задерживайтесь, а то все посмотреть не успеем. Экспонаты без разрешения нельзя трогать руками. Музейные вещи любят жить в тишине и рассказывать свои истории тихими голосами, поэтому прошу вас разговаривать потише. Внимательно слушать и стараться все понять и запомнить. Еще в музей нельзя ходить с сумками, портфелями и брать с собой всякие ненужные вещи. Посмотрите, нет ли у вас лишних, ненужных вам сейчас вещей. Теперь приведите в порядок свой внешний вид, заправьтесь, поправьте воротнички, рукава. Вот теперь вы опрятные и нам можно войти.

Посмотрите, нас кто-то встречает у входа в музей?

Здравствуйте. Кто вы такой?

Здравствуйте! Вы меня не узнали? - отвечает градусник.

Правильно, это я - градусник. Скажите, а для чего я нужен?

Правильно, молодцы, я измеряю температуру тела? Вы знаете, какая температура бывает?

Совершенно верно, нормальная и высокая. Посмотрите на моем стеклянном плаще есть цифры, которые обозначают температуру. Тридцать шесть и шесть - это нормальная температура, а вот тридцать семь, тридцать восемь, тридцать девять и даже сорок - это высокая температура. И она на моем стеклянном плаще обозначена красными цифрами. Моя красная шапочка - это ртуть, которая передвигается по трубочке внутри меня и показывает, какая температура. Если температура нормальная - человек здоров, а если высокая - человек болен.

А как я измеряю температуру, что для этого делаю?

Правильно:         Я подмышкой посижу

И что делать укажу

Или разрешить гулять,

Или уложу в кровать.

Мой плащ стеклянный, поэтому со мной надо обращаться очень осторожно, чтобы не разбить.

Вот мы с вами и познакомились. Я проведу вас по нашему музею здоровья.

Градусник: Проходите, пожалуйста. Осмотритесь, а теперь полная тишина! Все вопросы потом!

Давным-давно, когда люди жили в пещерах, носили звериные шкуры, не умели пасти скот и растить хлеб, питались дикими растениями и случайной добычей, в племенах - это крупные объединения людей, появились первые лекари. Племена кочевали по земле, сражались друг с другом, в этих сражениях кто-то погибал, кто-то получал ранения. Древние лекари им оказывали помощь, подбирали травы, помогавшие человеку справиться с болезнью, учили искусству оказания помощи. С тех давних времен дошли до нас «рецепты лекарей от всякой хвори и злого недуга», которые готовились на основе лекарственных растений-трав.

Посмотрите, в музее у нас есть книги, в которых можно узнать о тех травах, которые считаются лекарственными. Есть книги, которые рассказывают, как собирать, сушить, хранить травы, как приготовить настои и травяные чаи. Научат, как правильно использовать травы.

Давайте откроем книгу и посмотрим. Вот, например, трава, вы ее хорошо знаете, послушайте загадку:

Не пустили в огород,

Оттого она и жжет.

(крапива)

Правильно, посмотрите, это крапива - кусачая трава. Зубов у нее нет и колючки небольшие, но в крапиве есть кислота, как в лимоне. Колючки крапивы прокалывают кожу, а кислота попадает в ранку и щиплет. Но это не опасно, а даже полезно. Крапиву раньше вместо йода применяли. Делали кашицу и к ранкам прикладывали.

-        А вот еще одна трава, хорошо вам известная, послушайте загадку:

Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги.

             (подорожник)

-        А вы знаете, как подорожник лечит ноги?

Точно, если, например, вы разбили колено. Надо сорвать свежий лист подорожника, слегка потереть его между пальцами и приложить к ссадине. Травы используют для приготовления лекарств.

Воспитатель: «И собака знает, что травой лечатся» - говорят в народе.

Градусник: До сих пор мы используем советы древних лекарей. Хотя с тех пор прошло немало времени. За это время знания наших далеких предков становились все разнообразнее, каждый день им удавалось освоить какое-то новое дело. Они больше не жили в пещерах. Они строили города и селения. Учились считать и писать. И о самих себе стремились узнать, как можно больше, сохранить здоровье, продлить жизнь. Люди очень внимательно стали относиться к своему телу, изучали его строение.

-        А почему, как вы думаете?

Верно, каждый человек должен знать строение своего тела. Это поможет ему поддерживать организм в порядке, а значит, сберечь самую большую ценность - здоровье.

Узнать строение тела человека нам поможет вот эта таблица. По ней вы можете назвать все части тела. Кто может назвать и показать части тела?

Молодцы, правильно, вы знаете все части тела. Еще в нашем музее есть вот такой экспонат - игра «собери куклу», которая поможет нам запомнить, как располагаются части тела.

Еще здесь есть книги, которые  знакомят  со  строением  тела человека, рассказывают о том, как устроен человек и его организм, о роли органов в жизни человека и что надо делать, чтобы органы работали правильно, а организм был крепким и выносливым. Воспитатель говорит:

Недаром считают, что «в здоровом теле - здоровый дух» и кто «крепок телом - богат делом».

-        Градусник: - Точно!

Многие ученые - врачи изучали, как работает организм человек, определяли, что являлось причиной болезней и какие средства необходимы, чтобы вылечить болезнь.

Знаете, как звали первого ученого - врача? Гиппократ. Он жил в Древней Греции. Сделал много важных открытий, написал много серьезных взрослых книг на медицинские темы.

Воспитатель: - «Испокон века книга учит человека».

Градусник: - А еще Гиппократ оставил письмо ко всем врачам, которые будут жить и работать после него. В этом письме он подробно рассказал, каким должен быть настоящий врач - медик, как нужно заботиться о тех, кого лечишь. И сам он поклялся всегда следовать тому, о чем писал. Его письмо дошло до наших дней и называется «Клятва Гиппократа». Мудрый древнегреческий врач призывал «заботиться о здоровых ради того, чтобы они не болели».

Воспитатель: - Недаром говорят: «здоровье всего дороже», «здоровье дороже богатства», «здоровье за деньги не купишь».

Градусник: - А вы знаете, что делать, чтобы сберечь здоровье?

Воспитатель: - Прежде всего надо знать, что у человека самое ценное после здоровья - это время. С раннего детства каждый должен научиться беречь его и правильно использовать, не терять время зря. И тогда «время всему научит». А чтобы не терять время зря надо соблюдать режим дня.

Градусник: - А что такое режим дня?

-        Верно, это четкое распределение в течение суток времени на сон,
питание, прогулки, занятия, игры и отдых.

  • В нашем музее есть вот такой распорядок дня, посмотрите.
  • Какие части суток на нем изображены?
  • Что мы делаем в течение каждого периода времени в течение суток?

Соблюдение распорядка - режима дня позволяет человеку в течение дня быть активными, бодрыми, работоспособными, избежать усталости. В нашем режиме отводится время не только для занятий и интересных игр, но есть время для отдыха. Мы с вами отдыхаем во время сна. Сон - это источник самочувствия, работоспособности, и конечно - здоровья.

Воспитатель: - «Сон - лучшее лекарство».

Но мы еще отдыхаем во время прогулок на свежем воздухе, особенно в теплый солнечный день. Прогулки способствуют еще и закаливанию организма.

Воспитатель: - Точно говорят: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».

Градусник: - Верно, это лучшие средства закаливания. Закаленный организм сам сохраняет столько тепла, сколько надо. То есть не перегревается и не переохлаждается – значит, не болеет. Чтобы закаляться, надо знать три правила закаливания:

Первое - одеваться по погоде. Не кутаться.

Второе - делать зарядку и дружить со спортом, активно двигаться на воздухе.

Третье - обтираться прохладной водой или принимать прохладный душ или купаться в водоеме - дружить с водой.

Воспитатель: - Значит, «Если хочешь быть здоров - закаляйся».

А дружба с водой поможет нам содержать в чистоте наше тело, одежду и жилище - все это необходимо для того, чтобы не болеть и сохранить здоровье.

-        «Чистота - залог здоровья».

Чтобы содержать наше тело в чистоте, нужны еще умывальные принадлежности.

Градусник: - Умывальные принадлежности тоже экспонаты нашего музея здоровья.

Я сейчас узнаю, дружите ли вы с этими принадлежностями, сможете ли вы отгадать про них загадки:

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

                      (мыло)

Там, где губка не осилит,

Не домоет, не домылит

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

Ничего не забываю,

Все я чисто отмываю.

                   (мочалка)

Хвостик из пластмассы,

А на спинке - щетинка.

(зубная щетка)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей, или

Частый, зубастый вцепился

В чуб вихрастый.

(расческа)

Что поможет с щеткой нам Чистить зубы по утрам?

(зубная паста)

Говорит дорожка-

Два вышитых конца:

-Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.

(полотенце)

(За каждый правильный ответ градусник вручает предмет - отгадку).

Градусник: - Молодцы, вы все загадки отгадали правильно. Продолжайте и дальше пользоваться этими умывальными принадлежностями. Я их вам дарю! - поощряет градусник. Воспитатель:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым Трубочистам-

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

В ванне и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Градусник: - Какие верные стихи. Но чтобы сохранить здоровье необходимо еще быть очень осторожным, не подвергать опасностям здоровье и жизнь. Авы знаете, какие опасности вас могут подстерегать и угрожать вашему здоровью?

Воспитатель: - Устроят ребята бой на палках, ткнут друг друга и ранят, и пожалуйста, беда. Или побежит кто-то на проезжую часть улицы за укатившимся футбольным мячом прямо под колеса машины - и снова беда. А вот качели? Какая замечательная вещь! Летишь туда - сюда, чувствуешь себя бабочкой. Однако об осторожности и тут забывать не стоит. Держаться нужно крепко. Стоя качаться нельзя, закружилась голова - упадешь. А уж прыгать с разлета совсем опасно. Не успеешь отбежать, и доска ударит сзади по голове. Те, кто не думает об осторожности, подвергают себя опасности, покушаются на свое здоровье.

Градусник: - Чтобы этого избежать, в нашем музее есть книги, которые научат вас быть осторожными в любых жизненных ситуациях. Дадут советы о поведении в бытовых ситуациях и в экстремальных случаях. Подскажут, куда обратиться при несчастных случаях, если их не удалось избежать. Научат, как оказывать первую медицинскую помощь.

А кто из вас знает, куда надо обратиться за медицинской помощью, если случилась беда?

Верно, нужно вызвать «скорую помощь» по номеру телефона - 03. И тогда к вам поспешит машина «скорой помощи» с врачом.

Посмотрите, тут у нас в музее есть такая машина «скорая помощь» и конечно врачи в белых халатах с красным крестом. У каждого врача «скорой помощи» с собой чемоданчик, в котором много различных инструментов и лекарств.

Воспитатель: - Ой, посмотрите, с нашей куклой случилась беда, она поранила ногу. (Показывает куклу с имитацией раны на ноге).

Градусник: - Надо ей оказать помощь. А кто ей окажет помощь? Отгадайте еще одну загадку:

Кто в дни болезней

Всех полезней?            (врач)

Верно, врач, а вот и он. (Воспитатель надевает шапочку врача с красным крестом и берет чемоданчик с инструментами).

Воспитатель: - Из чемоданчика достаем все необходимое. Сначала маленькая бутылочка с перекисью водорода. Плеснем на ранку, чуть-чуть пощипало, и кровь идти перестала. Теперь достаем из чемоданчика еще одну баночку, а что в ней угадайте:

Врач живет

В стеклянной банке,

Лечит он болячки, ранки.

  • Ай, как щиплет!
  • Ой, как жжет! Узнаете? Это

(йод)

Воспитатель: - Верно, это йод. Смажем каря ранки и осторожно - ранку, но ни в коем случае нельзя поливать йодом, а нужно намотать ватку на палочку, обмакнуть в йод и слегка провести ей по больному месту: Ну, а: теперь забинтуем: ногу бинтом, чтобы грязь не попала- Boт и все - повязка на ноге. Помощь оказана!

Градусник: - Спасибо! А теперь посмотрите, в нашем музее есть овощи и фрукты. Почему они стали экспонатами музея здоровья?

Верно, это продукты питания. Они необходимы нашему организму для жизни, как воздух и вода. А чтобы быть здоровым надо правильно питаться, не привередничать и не переедать, иначе, можно нарушить свое телосложение и стать толстым. Бывают люди толстые от переедания - это плохо. Бывают от того, что мало двигаются. Тоже нехорошо. Переев - далеко не убежишь, ведь с болью в животе не справиться. Это толщина по собственной вине. Надо знать меру!

Воспитатель: - «Кто ест мало, тот живет долго».

Градусник: - Это верно, но и недостаток питания также угроза здоровью. Ведь в продуктах питания содержится много питательных веществ, которые необходимы организму и, конечно, витамины.

Вот посмотрите, в нашем музее среди овощей и фруктов они находятся. Вот эти веселые разноцветные шарики. Красный шарик - это витамин А. Он живет в морковке, помидоре, чесноке.

Воспитатель: - А мы уже знаем, что «Морковь прибавляет кровь». И если «Ешь чеснок и лук - не возьмет недуг».

Градусник: - А вот в луке находится другой витамин - витамин С - зеленый шарик. Еще витамин С находится в смородине, лимоне, винограде, капусте и яблоке.

Воспитатель: - Недаром говорят: «Яблоко в день - доктора в дверь».

Градусник: - А вот желтый шарик - это витамин В. Витамин В можно найти в кукурузе, но главная кладовая этого витамина в черном хлебе. Каждая буханка хлеба набита вот такими волшебными желтыми шариками, чтобы вы росли сильными, ничего не боялись, не плакали, а вас порой невозможно уговорить съесть кусочек черного хлеба.

Воспитатель: - В народе так говорят: «Без хлеба нет обеда!», «Хлеб всему голова».

Градусник: - Витаминов в продуктах питания не видно, но они там есть и очень нужны человеку. Не будет витамина А - ты начинаешь хуже видеть; не будет витамина С - станешь слабым, выпадут зубы, а когда нет в пище витамина В, человек плохо спит и много плачет.

Витамины не могут долго находиться в воздухе и на солнце, в таких условиях они быстро погибают. Поэтому овощи и фрукты надо есть свежими, прямо с грядки или с дерева, и как можно больше!

Воспитатель: - Но только не на ходу - это опасно! И болтать во время еды нельзя: можно подавиться. Поэтому и говорят: «Когда я ем - я глух и нем». Вот так.

Градусник: - Ой, вы устали?

Воспитатель: - Лучший способ отдохнуть и размяться - сделать зарядку. Объявляется физкультминутка. (Дети выполняют комплекс физкультурных упражнений).

Воспитатель:        Отдых наш - физкультминутка

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы умеем отдыхать!

Наклониться - три, четыре,

Но колени не сгибать!

А теперь присесть и встать

Спину прямо держать!

Руки вверх

И потянитесь дружно.

Закаляться всем нам нужно!

И на месте поскакать.

Раз, два, три, четыре, пять.

На носок, потом на пятку,

Все, мы сделали зарядку!

Воспитатель: - Вот молодцы! Так держать! «Здоровье в порядке - спасибо зарядке».

Градусник: - Не лениться, заниматься физкультурой, дружить со спортом - это главное условие, чтобы всегда быть здоровым. Без преувеличения скажу, что «Движения для человека - это жизнь».

-        А теперь я вам покажу приборы, которые помогают врачам - ученым
увеличивать. Посмотрите - это микроскоп. У микроскопов вообще такое
свойство - все увеличивать. Возьмешь, например, муху, положишь ее под
микроскоп, и кажется она величиной со слона.

Воспитатель: - Так вот почему говорят: «Her делай из мухи слона. Муха под микроскопом начинает занимать много места, всем мешать...

Градусник: - Нет, на самом деле муха не становится больше. Под микроскопом ее просто лучше видно. Так же действует и лупа.

Вот посмотрите в выпуклое стекло лупы и произойдет чудо, (детям дают лупу).

-        Видите, все маленькое превращается в великана.

Вот при помощи микроскопа ученые смогли увидеть и изучать мелкие живые организмы - микробы, которых без увеличения не разглядишь, но они могут влиять на здоровье человека. Поэтому микроскоп и лупа - тоже экспонаты нашего музея здоровья.

А вот посмотрите еще один экспонат - медицинская эмблема. Воспитатель: - Эмблема - это условное изображение чего-то. Например, посмотрят люди на картинку с голубем - и подумают о мире. Голубь - эмблема мира. Сова - эмблема учености.

Градусник: - А если нарисована чаша со змеей, то люди думают о медиках-врачах. Чаша со змеей - медицинская эмблема.

-        Вы встречались с этой эмблемой? А где?

Точно, в аптеке, в поликлинике, на медицинских книгах. А почему змея изображена?

Всем известно: капля змеиного яда нередко убивает человека, а малая доля капли лечит! Поэтому змея - эмблема медицины. А в чаше всегда больным дают лекарство, исцеляя их.

А еще какой символ используется для обозначения медицины?

Верно, это красный крест на белом фоне. Посмотрите, на наших экспонатах он тоже встречается. Крест - символ милосердия, которое присуще всем врачам. Красный - по цвету крови.

Вот мы с вами посмотрели все экспонаты нашего музея здоровья. Воспитатель: - Спасибо. Все было очень интересно. Мы много нового увидели и узнали.

Градусник: - На здоровье! Запомните, как бы ни старались медики, какие бы чудо - приборы ни использовали в работе, у них ничего не получится, если каждый из вас сам не будет внимательно и бережно относиться к своему здоровью. Здоровье каждого - богатство всех! Не забывайте об этом! И будьте здоровы и счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзорная экскурсия по музею " Космонавтики"

Материал по проектной деятельности...

Экскурсия в музей трудовой и боевой славы им.П.Т.Василенко ст.Васюринской

Экскурсияв музей «Боевой и трудовой славы» им. П.Т.ВасиленкоСт. ВасюринскойЦель: Познакомить детей с историей своей станицы, что представляла собой Васюринская много лет назад, какие велики...

Конспект занятия по познавательно-оздоровительному направлению «Экскурсия в музей «Здоровье». (для слушателей МРИО)

Закрепление знания детей об органах слуха, зрения, обоняния. Учить детей заботиться о своем здоровье....

Конспект экскурсии в музей краеведения «Добро пожаловать в музей!»

Задачи экскурсии в музей краеведения:- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;- развивать логическое мышление, любознател...

Экскурсия в музей. Тема: "Что такое музей"

Цель нашей экскурсии было: Познакомить с понятием "музей" и его назначениемПознакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музеяФормировать интерес к истории и культуре своего н...

«Добро пожаловать в музей!» (конспект экскурсии в музей краеведения)

познакомить детей с историей  родного города.познакомить детей с жизнью коренных народов, населяющих наш город....

«Музей нашего города!» (конспект экскурсии в музей)

Познакомить детей с историей родного города....