Педагогический проект "К нам Весна шагает..."
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Сегодня в дошкольном образовании и воспитании детей экологическая составляющая становится одной из доминантных. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе становятся залогом выживания человека на нашей планете. Человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, понимать, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей средыЭта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям, 4 формируется экологическая культура, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентиров.
Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы, сострадательны и воспринимают природу как живой организм.Эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является проектная деятельность, которую мы активно используем в работе по экологическому образованию детейработая над проектом «К нам Весна шагает…» - участвовали в создании огорода на подоконнике, фотоальбома «Зеленая книга Весны», мастерили скворечники, разучивали стихи о весне, рисовали платье для Весны;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lebedevoy_po_vesne.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦРР - детский сад «Парус»
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
По доминирующему методу: познавательно – творческий.
По характеру содержания: ребенок и природное окружение.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы (младшая группа).
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: среднесрочный (1 месяц).
Составила воспитатель
I квалификационной категории:
Лебедева Ольга Николаевна
г. Урень – 2017 г.
Актуальность проекта:
Мы живём на Земле и тесно связаны с природой. Природа дарит нам свои богатства, свою красоту и радость общения с ней. И, конечно, мы должны относиться к ней бережно, заботливо, как рачительные хозяева. А это нужно воспитывать с детства. Ребенок должен вырасти толерантным и творческим созидателем, не наносящим вреда окружающему миру, должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его, должен сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, родители, должны трепетно и осторожно ввести ребенка в мир природы, дать необходимые знания о ней, научить беречь, любить природу с малых лет.
Обоснование проблемы:
В настоящее время работа, порой, отнимает все силы молодых родителей, не оставляя им времени для общения с детьми. Даже в выходные дни родители и дети больше проводят времени у телевизора и компьютера, чем на природе, любуясь её красотой, обогащая и дополняя её своей заботой, наблюдая за происходящими изменениями.
В связи с этим у детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, не воспитано заботливое и эмоционально-трепетное отношение к пробуждающейся природе. У малышей нет представления о первоцветах, о жизни насекомых в этот период, о труде людей весной. Дети владеют небольшими знаниями о диких животных, перелетных птицах, о их жизни в весенний период, но не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности.
Цели проекта:
Дать детям представление о времени года «весна», о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег, появились лужи, травка, набухают почки.
Способствовать формированию бережного отношения к пробуждению природы, к её отдельным явлениям.
Активизировать творческий потенциал родителей и детей.
Задачи проекта:
Для детей -
Образовательные.
Дать детям представление о времени года «весна», о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег, появились лужи, травка, набухают почки.
Способствовать формированию бережного отношения к пробуждению природы, к её отдельным явлениям.
Активизировать творческий потенциал родителей и детей.
Развивающие. Развивать умение устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, состоянием растительности.
Способствовать установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы, появлению любопытства и любознательности.
Развивать эмоциональную отзывчивость на ее красоту.
Для родителей -
Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности в условиях детского сада и семьи, вызывать положительные эмоции в процессе данной деятельности.
Предполагаемый результат:
Для детей:
Знакомство с сезонными изменениями в жизни растений, птиц, животных.
Умение устанавливать простейшие взаимосвязи в природе: греет солнце – тает снег, тает снег – появляются лужи, ручейки, сосульки.
Умение классифицировать периоды весны: ранняя и поздняя весна.
Навыки безопасного поведения в природе (хорошо или плохо, можно или нельзя так себя вести в природе).
Интерес к природным явлениям, бережное отношение к живой природе, эмоциональная отзывчивость на ее красоту.
Для родителей:
- Интерес к деятельности ДОУ в целом и группы в частности, возможность участвовать в образовательном процессе, проявлять свое творчество.
- Сближение с детьми при совместной деятельности, установление близких, доверительных отношений.
Для педагогов:
- Приобретение опыта использования проектного метода в работе с детьми.
- Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.
Схема проекта:
1 этап – подготовительный.
2 этап – основной.
3 этап – заключительный.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие.
- Физическое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
Участники проекта:
дети и воспитатели младшей группы, родители детей, музыкальный руководитель.
Формы и методы реализации проекта: - Познавательно-исследовательская деятельность. - Наблюдения, экскурсии.
- Чтение художественной литературы, пословиц по теме.
- Просмотр презентаций.
- Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, альбомов, фотографий.
- Решение проблемных ситуаций.
- Сюжетные, пальчиковые, дидактические игры.
- Беседы, творческое рассказывание.
- Выставка рисунков, поделок, фотовыставки.
- Разучивание стихов, песен, отгадывание загадок.
- Рисование, аппликация, лепка.
- Познавательно-музыкальное развлечение «Приключение в весеннем лесу».
Ресурсное обеспечение:
•методическая литература о проектной деятельности.
.мульти-медийное оборудование.
• художественная и специальная литература по теме.
• материалы для практической работы (цветная бумага, гуашь, карандаши, пластилин, ножницы, цветной картон).
• наглядный материал (презентации, картинки, фотографии, книги).
Работа с детьми:
Просмотр презентаций: «Приметы весны», «Пришла весна – прилетели птицы»; НОД: Ознакомление с природным окружением - «Подарки весны» «К нам весна шагает»; Коммуникация (развитие речи) – «Снежная баба, зайчик и солнышко» «Детские забавы весной»
Беседы: «Как мы одеваемся весной?», «Что изменилось вокруг?» «Звери рады приходу весны», «Пришла весна – прилетели птицы», «Первоцветы и насекомые» Беседа на тему безопасного поведения в природе: «Опасный лёд», «Ног не намочи – не становись в ручьи!», «Какие опасности таятся на улице весною».
Творческое рассказывание «Весна пришла».
Познавательно-исследовательская деятельность: Огород на подоконнике: посадка лука на перо, посев семян укропа и петрушки.
Опытная деятельность: «Куда бежит ручеек?», «Где снег быстрее растает: в поле или на реке?», «Как тают сосульки?», «От солнышка тепло», «Солнечные зайчики».
Решение проблемной ситуации «О чем поет капель?», «Где встретятся ручейки?»
Наблюдения на прогулке за: состоянием погоды, таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, набуханием почек на деревьях, цветением ивы, прилетом грачей и скворцов, одеждой прохожих, скворечником, длиной светового дня.
Альбомы для рассматривания: «Времена года», «Зеленая книга весны», «Дикие животные весной», «Пришла весна – прилетели птицы», «Первоцветы и насекомые».
Рассматривание сюжетных картин: «Ранняя весна», «Пускаем кораблики», «Весна в лесу», «Прилетели птицы», « Весенний пейзаж», «Ледоход».
Игровая деятельность. Дидактические игры: «Что сначала, что потом?», «Сложи пчелку», «Мир насекомых», «Доскажи словечко», «Весенние слова», «Когда это бывает?», «Назови приметы», «Кто где живёт?», «Кого разбудило солнышко?», «Назови птиц», «Одень куклу на прогулку», «У кого картинка?» «Времена года», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», «Собери скворечник», «Наша одежда», «Узнай птицу по описанию», «Посади грядку»,
Пальчиковые игры: «Чудные птицы», «Дует ветер нам в лицо...», «Дождь идет», «Весна», «Веер», «Первые цветы», «Возвращение птиц», «Бабушка – погодушка в марте, апреле, мае».
Подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Клетка и птичка», «Шустрые воробушки», «Гуси «Воробей», «Перепрыгни через ручеек» », «Поймай солнечного зайчика». Хороводные игры: «Вейся венок», «Колпачок».
Ритмическая игра «Шаловливые сосульки». Речевая подвижная игра «В гости к нам весна пришла». Закличка «Солнышко» с движениями.
Сюжетные игры: «Путешествие в весенний лес», «Кукла идет гулять» Театрализованная игра «Заюшкина избушка».
Игры в центре песка и воды: «Тонет- плавает», «Теплый – холодный»
«Плывет, плывет кораблик!», «Строим муравейник из песка».
Чтение художественной литературы: Стихи - Ф.Тютчев «Весенние воды», С.Маршак «Весенняя песенка», М. Клокова «Зима прошла», В.Орлов «По весне набухли почки…», В.Берестов «Март», Е. Авдоленко «Воробей», А. Майков «Ласточка примчалась…», Г. Ладонщиков «Подснежники», Л. Аграчев «Ау», Л. Плещеев «Весна» (в сокр.), «Божья коровка», Л.Толстой «Пришла весна…», А. Барто «Кораблик», И.Белоусова «Весенняя гостья», О. Высоцкая «Весна-красавица», Е. Благинина «Весна пришла», Е.Карганова «Март» Рассказы: В.Бианки «Купание медвежат», Л. Толстой «Птица свила гнездо…», В.Даль «Ворона». И Демьянова «Под самым карнизом», р.н.с. «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «Разговор лягушек» пер. с чеш. С. Маршака, р.н.п. «Травка-муравка».
Разучивание песен: «Есть у солнышка друзья» муз. Е. Тиличеевой, «Дождик» муз. Н. Любарского, «Дождик и радуга» муз. С. Прокофьева, «Солнышко - ведрышко» муз. В. Карасевой; музыкальные игры: «Солнышко и дождик», «Птички прилетели…», «Бабочки на лугу». Прослушивание аудиозаписи (звон капели, журчание ручейка, весенний дождик, пение птиц), Слушание: «Весною» муз. Майкопара , «Дождик и радуга» муз. С. Прокофьева.
Раскраски на тему весны: птиц, животных, цветов, деревьев.
Трудовая деятельность: участие в посадке лука на перо, цветов на клумбе, посеве семян укропа и петрушки. Рассматривание инструментов для труда людей весной.
Рисование: «Плачут сосульки на крыше», «Скворечник», «Весенний дождик», «Светит солнышко в окошко», «Расцвели цветы», «Божья коровка».
Аппликация: «Скворечник», «Заюшкина избушка». «Ледоход».
Лепка: «Пушистая верба, «Птичка», «Цветы методом барельефа на заранее заготовленных крышках».
Конструирование: «Мостик через ручеек», «Теремки для зверей», «Божья коровка из грецкого ореха».
Выставка рисунков «Платье для Весны» (совместное с родителями)
Взаимодействие воспитателя с родителями:
помощь воспитателю в подборе иллюстраций, фотографий для альбомов, презентаций; в создании огорода на подоконнике, в создании альбома «Зеленая книга весны»; помощь детям в разучивании стихов и песен; изготовление скворечников.
Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем:
Разучивание с детьми стихов, песен, танцев, игр к празднику.
Взаимодействие родителей с детьми:
Помощь детям в разучивании стихов и песен; беседы о весне, жизни растений, животных, птиц в этот период; совместное рисование на тему «Платье для Весны»; участие в познавательно-музыкальном развлечении «Приключение в весеннем лесу».
План поэтапной деятельности педагога с детьми и родителями в рамках проекта:
Формы работы | Цель | |
2. Разработка стратегии реализации проекта. 3. Определение целей и задач проектной деятельности. 4.Составление тематического планирования мероприятий. 5. Создание комфортной предметно-развивающей среды. 6. Подбор оборудования, наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр. 7.Ознакомление и привлечение музыкального руководителя и родителей к реализации проекта. | ||
2 этап – основной: тельности. проходит через все виды деятельности. | См. выше | |
с родителями | ||
Информационный блок | ||
Фотоотчет результатов совместной работы над проектом. | Познакомить родителей с деятельностью детей в рамках проекта. Пробудить у родителей интерес к разделению своих увлечений, к совместным занятиям с детьми. | |
Практический блок |
Формы работы | Цель | |
Создание альбома «Зеленая книга Весны». Выставка рисунков «Платье для Весны» (совместное рисование детей с родителями). Создание огорода на подоконнике. Изготовление и вывешивание на прогулочном участке скворечника. Участие в познавательно-музыкальном развлечении «Весеннее приключение в лесу» | Привлечь родителей к подбору иллюстраций на заданную тему. Пробудить у родителей интерес к совместному с детьми творчеству. Развивать желание делиться своими умениями с окружающими. Интерес к деятельности ДОУ в целом и группы в частности, возможность участвовать в образовательном процессе, проявлять свое творчество. Сближение с детьми при совместной деятельности, установление близких, доверительных отношений. Разучивание с детьми стихов, песен, танцев, игр к празднику. |
Список литературы:
1. ВИНОГРАДОВА Н.Ф. ПРИРОДА И МИР ВОКРУГ НАС. М.1992
2. НИКОЛАЕВА С.Н. ЮНЫЙ ЭКОЛОГ. СИСТЕМА РАБОТЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
ДЕТСКОГО САДА. 2-4 ГОДА 1992
3.СОЛОМЕННИКОВА О. А. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ДЕТСКОМ САДУ (МЛАДШАЯ ГРУППА 3-4 ГОДА). МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014.
4. ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 2-7 ЛЕТ
5.ТЕПЛЮК С. Н. ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ НА ПРОГУЛКЕ С ДЕТЬМИ 2-4 ЛЕТ. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014.
6. ШОРЫГИНА Т.А. ЗЕЛЁНЫЕ СКАЗКИ: ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. 2011
7. ЩЕРБАНЕВА Е.А. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ.2011
Презентация проекта прилагается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами" во второй младшей группе.
Программное содержание:1. Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.2. Ра...
"К нам весна шагает быстрыми шагами.."
Продолжать закреплять знания детей о признаках весны, о том, как просыпается природа после зимней спячки. Создать радостное настроение....
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"
Познакомить детей с особенностями жизни леса, луга в весенний период, формировать реалистическое представление о жизни лесных животных. Развивать творческое воображение, логическое мышлени...
Конспект открытого занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами"
Конспект занятия по развитию речи в саршей группе...
"К нам весна шагает быстрыми шагами»
Дети запоминают названия весенних месяцев, рассказывают об изменениях , происходящих ранней весной в природе. участвуют в исследовательской деятельности, логически мыслят....
Педагогический проект « К нам весна шагает…»
Проектв средней группе «К нам весна шагает…»Проект: среднесрочный, групповой.Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: 2 неделиУчастники проекта...