Методическое пособие для специалистов по реабилитационной работе на тему: «Экологическое воспитание дошкольников».
методическая разработка по окружающему миру на тему
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Узнай место
Игра проверяет точность органолептических ощущений, ориентировку в пространстве.
Играющие разделяются на пары. Одному из участников игры в паре маской или повязкой закрывают глаза. Несколько раз поворачивают его вокруг себя — «сбивают» ориентировку в пространстве. Затем второй участник, многократно меняя направление, водит своего товарища с завязанными глазами по школьному двору или лужайке в течение 3—5 минут и останавливает его в определенном месте, давая возможность осязать, чувствовать обстановку и предметы (деревья, камни, кустарники и другие объекты) на расстоянии. Затем играющие сложным маршрутом возвращаются на старое место. Оценка точности определения дается по 10-балльной шкале.
Найди спрятанные предметы
Игра проверяет память, способность к отсроченному наблюдению, объем внимания.
В начале игрового занятия каждому участнику игры выдают три ореха (или гранулы керамзита) и предлагают спрятать их незаметно для других в разных укромных местах. Далее выполняется программа урока, а в конце занятия ученики по очереди, на глазах товарищей, отыскивают свои предметы. Побеждает тот, кто быстрее отыщет спрятанное (учет времени по секундомеру).
Фотография
Троим участникам игры выдают листки картона с прорезью («фотоаппараты»), В течение 5 секунд играющие смотрят в определенном направлении, обязательно фиксируя какой-нибудь предмет в пространстве, и запоминают все, что они увидят вокруг него. Затем все они отворачиваются, и один из них перечисляет, что зафиксировало его внимание, а другие анализируют и дополняют.
Другой вариант подведения итогов: все трое записывают в блокноте, что они наблюдали. Победитель тот, кто назовет больше наблюдаемых объектов.
Для учащихся начальной школы предлагается следующий вариант игры: участникам выдают «очки» (карточка с прорезями) круглой (квадратной или треугольной) формы. Надев очки, дети в течение 5 секунд рассматривают окружающие предметы. Затем им предлагают перечислить все предметы соответствующей формы, находящейся, например, в классе или на игровой площадке. Побеждает тот, кто назовет больше предметов заданной формы.
Выяви несоответствие
Игровое поле для этой игры готовится заранее. Игра проводится как соревнование двух команд.
На определенном участке парковой аллеи или лесной тропинки, выбранной в качестве игрового поля, раскладываются (развешиваются, расставляются) предметы, не соответствующие обстановке: игрушки, искусственные цветы, остатки пленки, пластмассовых изделий, ветки отсутствующих деревьев и другие, всего 10—20 предметов. Участникам предлагается за 5 минут отыскать и предъявить эти предметы жюри. Победитель — команда, которая найдет больше предметов. Абсолютный победитель тот, кто найдет все предметы. Контрольный список предметов для каждой команды хранится у членов жюри.
Сова и мышь
Все участники становятся в круг, и из их числа по желанию выделяются двое — «сова» и «мышь» (или любые персонажи типа «хищник — жертва»), «Сове» завязывают глаза, и она должна схватить «мышь» в этом кругу как можно быстрее. «Мышь» издает сигнальные звуки, а «сова» старается ее поймать. «Сова» и «мышь» не могут выйти за границы круга. Играют последовательно три-четыре пары. Это необходимо для того, чтобы проанализировать поведение партнеров-соперников в игре. Для этого после игры проводится беседа по следующим вопросам:
1. Как двигались мышь и сова в начале игры?
2. Почему они двигались медленно?
3. Почему темп движения со временем увеличился?
4. От чего зависит жизнь мыши и совы?
5. Какие «советы» можно дать мышке и сове в каждой игровой паре, чтобы они «выжили»?
Сопоставим наши оценки
Играть можно в классе, на занятии кружка, на отдыхе.
Перед играющими вывешивается шкала оценок от 1 до 10 баллов (числа написаны крупно на плакатах). Всем играющим дается задание: оценить конкретный поступок человека в природе — вспомнить и оценить свой поступок, поведение по отношению к природе на последней прогулке, в походе, на работе и поставить себе оценку, встав у плаката с соответствующим баллом. Затем все участники игры распределяются по группам, в которых проводится обмен рассказами с объяснением, за что и почему была поставлена определенная оценка.
Обмен мнениями покажет, что оценки одного и того же события, личных поступков по отношению к природе (даже у людей одной группы) различны. Они зависят не только от значительности или незначительности поступков и действий, но и отличного отношения к событию, от требовательности, предъявляемой к самому себе.
Следует отметить, кто из игравших обладает высокой требовательностью к своему поведению в природе, к своим поступкам и их последствиям.
Педагог должен подвести детей к выводу, что у каждого своя шкала ценностей, но есть высокие морально-этические нормы и ценности, которые обязательны для всех.
Оперативное решение
Игра помогает развивать ситуационное мышление и обучает быстрому принятию разумных решений.
В определенной природной среде (в лесу, поле, на лугу, на берегу реки или озера и т. п.) дается ситуационная задача. Пример: вас застал в пути грозовой дождь, где и как вы укроетесь от дождя? Играющие выбирают места укрытия. Затем идет обсуждение: каждый обосновывает свой выбор. Критика и несогласие должны носить доброжелательный характер.
Экологический пост
Играют во время прогулки по городу, селу, парку, лесу, по берегу реки. Учащиеся разбиваются на экологические микрогруппы по 3—5 человек. У каждого звена должны быть листы альбомной бумаги и фломастеры. Учащимся предлагается выявить экологически неблагополучное место и обосновать необходимость экологического поста вблизи него, написать сигнальные и познавательные плакаты и обосновать перечень мероприятий по благоустройству. На это дается 15—20 минут. Каждая микрогруппа ведет своих товарищей к этому месту и показывает результаты своей работы. Из числа наиболее подготовленных учащихся неплохо выбрать жюри, которое проведет оценку выполненного задания по следующим показателям:
1. Обоснован ли выбор места для экологического поста?
2. Правильно и достаточно ли полно выявлены признаки экологического неблагополучия?
3. Какое «сигнальное» или предупреждающее оформление сделали учащиеся на экологическом посту?
4. Какие конкретные меры по устранению причин неблагополучия или по благоустройству они предложили?
Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале. Максимальная оценка задания — 20 баллов. Следует ограничить время выступления каждой группы (3—5 минут).
Творческий конкурс
Перед проведением конкурса учащимся предлагается принести с собой различные материалы, которые могут быть использованы для аппликации: пленку, пластик, цветную бумагу, фольгу, ткани, различные упаковки из-подлекарств, а также 1 —2 альбомных листа. Для занятия должны быть приготовлены нитки, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.
Учащимся дается задание: придумать сюжет экологического плаката и выполнить его методом художественной аппликации. Для младших школьников вариантом этой игры может быть изображение любимых зверей, птиц, растений, героев любимых сказок о растениях и животных и т. п. Результаты конкурса (сюжет, оформление) оценивает жюри. Экспонаты конкурса могут быть подготовлены как домашнее задание. Заключительное мероприятие — выставка детского экологического плаката.
Метод аппликации показывает полезное использование бытовых отходов в детском творчестве, его можно применить для изготовления памятных подарков.
Превратим отхода в дохода
Это игра для четвероклассников. Сначала проводится вступительная беседа по теме «Какие у вас в семье бывают отходы» (бумага, пищевые остатки, старая одежда, пленки, кости, волосы и т. п.). Далее предлагается выбрать какой- либо тип отходов, наиболее докучающий семье, и разработать технологию его переработки и полезного применения. Проект рецикла (превращения отхода в полезный продукт) должен быть обоснован и в основных его стадиях изображен схематически на плакате.
Съедобное и несъедобное
Учитель показывает грибы. Если они съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если грибы несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.
Эстафета цветов
Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Если ученик назвал цветок — можно сделать шаг вперед; повторился с названием или не сказал — нужно оставаться на месте. Победил тот, кто переступил условную черту первым.
Времена года
Оборудование: набор больших картинок с изображением времен года и четыре набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).
Класс делится на четыре команды. Каждой команде дают наборы больших и маленьких картинок. Дети должны положить предметные картинки на соответствующее изображения времени года. Выигрывает та команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.
Найди дерево
Игра проводится в парке или в саду. Учитель описывает внешний вид дерева: его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Учителя самостоятельно определяют, какое это дерево. После слов учителя «Раз, два, три — беги!» — ребята бегут к намеченному дереву. Учитель отмечает самых внимательных и наблюдательных.
Что сначала, что потом?
Оборудование: овощи и фрукты (4—5 наименований) разной спелости (например, помидор зеленый, бурый, красный).
Учитель раздает детям овощи и фрукты. По сигналу «Найди свой овощи фрукт!» дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, объединяются в группу. в каждой группе они размещаются, соблюдая последовательность созревания — от неспелого к спелому. Выигрывает группа, которая в правильной последовательности быстрее построится.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbu_so9.docx | 46.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Методическое пособие для специалистов по реабилитационной работе на тему:
«Экологическое воспитание дошкольников».
Составил: специалист по реаб. работе
ГБУ СО ЕРЦ
Пинчук Н.Н.
Ершов - 2018 год.
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Узнай место
Игра проверяет точность органолептических ощущений, ориентировку в пространстве.
Играющие разделяются на пары. Одному из участников игры в паре маской или повязкой закрывают глаза. Несколько раз поворачивают его вокруг себя — «сбивают» ориентировку в пространстве. Затем второй участник, многократно меняя направление, водит своего товарища с завязанными глазами по школьному двору или лужайке в течение 3—5 минут и останавливает его в определенном месте, давая возможность осязать, чувствовать обстановку и предметы (деревья, камни, кустарники и другие объекты) на расстоянии. Затем играющие сложным маршрутом возвращаются на старое место. Оценка точности определения дается по 10-балльной шкале.
Найди спрятанные предметы
Игра проверяет память, способность к отсроченному наблюдению, объем внимания.
В начале игрового занятия каждому участнику игры выдают три ореха (или гранулы керамзита) и предлагают спрятать их незаметно для других в разных укромных местах. Далее выполняется программа урока, а в конце занятия ученики по очереди, на глазах товарищей, отыскивают свои предметы. Побеждает тот, кто быстрее отыщет спрятанное (учет времени по секундомеру).
Фотография
Троим участникам игры выдают листки картона с прорезью («фотоаппараты»), В течение 5 секунд играющие смотрят в определенном направлении, обязательно фиксируя какой-нибудь предмет в пространстве, и запоминают все, что они увидят вокруг него. Затем все они отворачиваются, и один из них перечисляет, что зафиксировало его внимание, а другие анализируют и дополняют.
Другой вариант подведения итогов: все трое записывают в блокноте, что они наблюдали. Победитель тот, кто назовет больше наблюдаемых объектов.
Для учащихся начальной школы предлагается следующий вариант игры: участникам выдают «очки» (карточка с прорезями) круглой (квадратной или треугольной) формы. Надев очки, дети в течение 5 секунд рассматривают окружающие предметы. Затем им предлагают перечислить все предметы соответствующей формы, находящейся, например, в классе или на игровой площадке. Побеждает тот, кто назовет больше предметов заданной формы.
Выяви несоответствие
Игровое поле для этой игры готовится заранее. Игра проводится как соревнование двух команд.
На определенном участке парковой аллеи или лесной тропинки, выбранной в качестве игрового поля, раскладываются (развешиваются, расставляются) предметы, не соответствующие обстановке: игрушки, искусственные цветы, остатки пленки, пластмассовых изделий, ветки отсутствующих деревьев и другие, всего 10—20 предметов. Участникам предлагается за 5 минут отыскать и предъявить эти предметы жюри. Победитель — команда, которая найдет больше предметов. Абсолютный победитель тот, кто найдет все предметы. Контрольный список предметов для каждой команды хранится у членов жюри.
Сова и мышь
Все участники становятся в круг, и из их числа по желанию выделяются двое — «сова» и «мышь» (или любые персонажи типа «хищник — жертва»), «Сове» завязывают глаза, и она должна схватить «мышь» в этом кругу как можно быстрее. «Мышь» издает сигнальные звуки, а «сова» старается ее поймать. «Сова» и «мышь» не могут выйти за границы круга. Играют последовательно три-четыре пары. Это необходимо для того, чтобы проанализировать поведение партнеров-соперников в игре. Для этого после игры проводится беседа по следующим вопросам:
1. Как двигались мышь и сова в начале игры?
2. Почему они двигались медленно?
3. Почему темп движения со временем увеличился?
4. От чего зависит жизнь мыши и совы?
5. Какие «советы» можно дать мышке и сове в каждой игровой паре, чтобы они «выжили»?
Сопоставим наши оценки
Играть можно в классе, на занятии кружка, на отдыхе.
Перед играющими вывешивается шкала оценок от 1 до 10 баллов (числа написаны крупно на плакатах). Всем играющим дается задание: оценить конкретный поступок человека в природе — вспомнить и оценить свой поступок, поведение по отношению к природе на последней прогулке, в походе, на работе и поставить себе оценку, встав у плаката с соответствующим баллом. Затем все участники игры распределяются по группам, в которых проводится обмен рассказами с объяснением, за что и почему была поставлена определенная оценка.
Обмен мнениями покажет, что оценки одного и того же события, личных поступков по отношению к природе (даже у людей одной группы) различны. Они зависят не только от значительности или незначительности поступков и действий, но и отличного отношения к событию, от требовательности, предъявляемой к самому себе.
Следует отметить, кто из игравших обладает высокой требовательностью к своему поведению в природе, к своим поступкам и их последствиям.
Педагог должен подвести детей к выводу, что у каждого своя шкала ценностей, но есть высокие морально-этические нормы и ценности, которые обязательны для всех.
Оперативное решение
Игра помогает развивать ситуационное мышление и обучает быстрому принятию разумных решений.
В определенной природной среде (в лесу, поле, на лугу, на берегу реки или озера и т. п.) дается ситуационная задача. Пример: вас застал в пути грозовой дождь, где и как вы укроетесь от дождя? Играющие выбирают места укрытия. Затем идет обсуждение: каждый обосновывает свой выбор. Критика и несогласие должны носить доброжелательный характер.
Экологический пост
Играют во время прогулки по городу, селу, парку, лесу, по берегу реки. Учащиеся разбиваются на экологические микрогруппы по 3—5 человек. У каждого звена должны быть листы альбомной бумаги и фломастеры. Учащимся предлагается выявить экологически неблагополучное место и обосновать необходимость экологического поста вблизи него, написать сигнальные и познавательные плакаты и обосновать перечень мероприятий по благоустройству. На это дается 15—20 минут. Каждая микрогруппа ведет своих товарищей к этому месту и показывает результаты своей работы. Из числа наиболее подготовленных учащихся неплохо выбрать жюри, которое проведет оценку выполненного задания по следующим показателям:
1. Обоснован ли выбор места для экологического поста?
2. Правильно и достаточно ли полно выявлены признаки экологического неблагополучия?
3. Какое «сигнальное» или предупреждающее оформление сделали учащиеся на экологическом посту?
4. Какие конкретные меры по устранению причин неблагополучия или по благоустройству они предложили?
Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале. Максимальная оценка задания — 20 баллов. Следует ограничить время выступления каждой группы (3—5 минут).
Творческий конкурс
Перед проведением конкурса учащимся предлагается принести с собой различные материалы, которые могут быть использованы для аппликации: пленку, пластик, цветную бумагу, фольгу, ткани, различные упаковки из-подлекарств, а также 1 —2 альбомных листа. Для занятия должны быть приготовлены нитки, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.
Учащимся дается задание: придумать сюжет экологического плаката и выполнить его методом художественной аппликации. Для младших школьников вариантом этой игры может быть изображение любимых зверей, птиц, растений, героев любимых сказок о растениях и животных и т. п. Результаты конкурса (сюжет, оформление) оценивает жюри. Экспонаты конкурса могут быть подготовлены как домашнее задание. Заключительное мероприятие — выставка детского экологического плаката.
Метод аппликации показывает полезное использование бытовых отходов в детском творчестве, его можно применить для изготовления памятных подарков.
Превратим отхода в дохода
Это игра для четвероклассников. Сначала проводится вступительная беседа по теме «Какие у вас в семье бывают отходы» (бумага, пищевые остатки, старая одежда, пленки, кости, волосы и т. п.). Далее предлагается выбрать какой- либо тип отходов, наиболее докучающий семье, и разработать технологию его переработки и полезного применения. Проект рецикла (превращения отхода в полезный продукт) должен быть обоснован и в основных его стадиях изображен схематически на плакате.
Съедобное и несъедобное
Учитель показывает грибы. Если они съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если грибы несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.
Эстафета цветов
Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Если ученик назвал цветок — можно сделать шаг вперед; повторился с названием или не сказал — нужно оставаться на месте. Победил тот, кто переступил условную черту первым.
Времена года
Оборудование: набор больших картинок с изображением времен года и четыре набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).
Класс делится на четыре команды. Каждой команде дают наборы больших и маленьких картинок. Дети должны положить предметные картинки на соответствующее изображения времени года. Выигрывает та команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.
Найди дерево
Игра проводится в парке или в саду. Учитель описывает внешний вид дерева: его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Учителя самостоятельно определяют, какое это дерево. После слов учителя «Раз, два, три — беги!» — ребята бегут к намеченному дереву. Учитель отмечает самых внимательных и наблюдательных.
Что сначала, что потом?
Оборудование: овощи и фрукты (4—5 наименований) разной спелости (например, помидор зеленый, бурый, красный).
Учитель раздает детям овощи и фрукты. По сигналу «Найди свой овощи фрукт!» дети, в руках у которых овощи и фрукты одного названия, объединяются в группу. в каждой группе они размещаются, соблюдая последовательность созревания — от неспелого к спелому. Выигрывает группа, которая в правильной последовательности быстрее построится.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Наш адрес
Саратовская область,
г. Ершов,
ул. Мелиоративная, д.39.
Телефон: 5-71-52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательност...
Презентация "Календарь природы". Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»
Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»...
Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих эко...
Выступление из опыта работы на тему: "Экологическое воспитание дошкольников"
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуа...
Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектной деятельности»
Данный проект направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста. Он носит комплексный характкр - включает в себя познавательно - исследовательскую, творческую и практическую де...
Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта....
Опыт работы по теме : "Экологические сказки в экологическом воспитании дошкольников"
quot;Экологические сказки в экологическом воспитании дошкольников"...