Развлечение-викторина "Путешествие в лес" (Экологическое воспитание)
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie-viktorina_puteshestvie_v_les.docx | 48.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида
г . Ядрин Чувашской Республики
Развлечение-викторина
«Путешествие в лес»
(Викторина для детей старшего дошкольного возраста)
Разработала:
Воспитатель
1 квалификационной категории
Селиванова Н.В.
2017год
Цель:
- Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.
Задачи:
- Воспитывать бережное и доброе отношение к природе .
- Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно соревноваться в командах.
- Доставлять детям радость от участия в общем празднике.
Материал и оборудование:
- Аудиозапись звуков леса и пение птиц.
- Проектор, презентация по теме.
- Игра «С какого дерева листок?
- Игра «Подбери плод к дереву» (на проекторе)
- Следы зверей для игры «Чьи следы?».
- Н/ п игра «У кого какой дом?»
- Разрезная картинка птиц синицы и ласточки для каждой команды.
- Разрезная картинка с дикими животными.
- Иллюстрация птиц и наборное полотно с изображением места их обитания
- Веточка дерева с названием каждой команды и набором листочков к ней для фиксации результата викторины.
- Косынки разного цвета для команд.
- .
- Медали для участников викторины.
ХОД ВИКТОРИНЫ:
Воспитатель:
Добрый день, детишки. Сегодня, здесь и сейчас состоится игра для самых любознательных детей. Мы проведем экологическую викторину и проверим ваши знания. Встречайте участников.
(Под музыку в зал входят дети)
«Представление команд»
Воспитатель:
Для начала командам нужно дать название. Для этого я предлагаю вам собрать разрезную картину, и мы узнаем название команды.
(Разрезная картинка птицы для каждой команды, дети собирают из частей одно целое и называют получившееся изображение.)
Воспитатель спрашивает у детей название их команды.
У нас есть команда «Синички» и «Ласточки». Девиз команды «Ласточек»: «Весна нам солнышко несет, ласточки вперед !» , а у «Синичек» - «Мы синички – невелички, все на свете знать хотим !»
Воспитатель:
В конце нашего маршрута определим, какая команда находчивее и лучше других знает природу и их обитателей. Поединок будет судить жюри.
За правильный ответ команда получает листочек на свою ветку. Победит та команда, на чьей ветке будет больше листочков. А на каком виде транспорта отправимся, сейчас команды отгадают.
(Загадывание загадки про велосипед).
Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок.
Мои рога в его руках,
А быстрота в его ногах.
Устойчив я лишь на бегу,
Стоять секунды не могу... (Велосипед)
Воспитатель: Мы выбрали экологически безопасный, надежный вид транспорта. С условиями викторины познакомились, можно отправляться в путешествие.
Воспитатель:
Команды, занимайте свои места. Мы отправляемся в интересное путешествие в лес.
Вот мы и на лесной поляне, как хорошо здесь, красиво, птицы поют.
(Звучит аудиозапись - звуки леса)
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою.
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
1 остановка « В гостях у птиц» (Слайд с птицами)
Разминка « Блиц - опрос»
Воспитатель: На этой остановке вас ждет много интересных конкурсов. С которыми, я надеюсь, вы быстро справитесь.
Нашу игру начинаем с разминки. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них.
1. Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи)
2. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
3. Какую птицу называют «лесное радио»? (Сорока)
4. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник)
5. Какую птицу называют « почтовой» (Голубь).
6.Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам первым снегом, а весной улетают на север в родные края).
7.Какая птица умеет дразниться? (Попугай).
8.Ко ни разу шаг не сделал? (Воробей).
9.Какую птицу называют «березовой» (Дятел).
10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (Лесник)
Воспитатель: Молодцы. Хорошо справились с вопросами.
1 конкурс «Кто как голос подает»
Воспитатель: Все звери и птицы – это часть живой природы. Ребята, кто в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)
Воспитатель: Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт.
(Прослушивание записи пения птиц).
По мере отгадывания, ответ проектируется на экран.
Слово жюри.
За правильный ответ команде начисляются очки - листья.
Воспитатель: Наш следующий конкурс:
2 конкурс «Загадки про птиц»
(По мере отгадывания загадки ответ проектируется на экране)
Для команды«Синички»:
1.Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...(Cнегири)
2.В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ...(Дятел)
3.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ...(Cорока)
4. Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
И щебечут под окном
Утром , вечером и днём.
И с птенцами ласковы,
И красивы ... (Ласточки)
5. Клин летит курлыча к югу,
Не желая встретить вьюгу.
Облетая пол Земли,
Вдаль несутся - …(Журавли)
6.Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?(Кукушка)
7.Красный клюв
И пестрый хвост –
Как красив поющий … (Дрозд)
Для команды «Ласточки»:
1.На шесте - дворец, во дворце - певец.(Скворец)
2. Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло.(Сова)
3.Маленький мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.(Воробей)
4.Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет.( Голубь)
5.Солнце греет у порога,
Тают снежные сугробы,
И бегут рекой ручьи,
С юга к нам летят ...(Грачи)
6.Эта маленькая птица
Петь большая мастерица
На берёзке средь ветвей
Трель заводит ... (Соловей)
7. Птица сверху налетает,
И цыплят внизу хватает.(Ястреб)
(Ответы проектируются на экране)
Воспитатель Молодцы, справились с загадками быстро.
Слово жюри.
За правильный ответ команде начисляются очки - листья.
3 конкурс «Сказочные герои».
Воспитатель поочередно задает каждой команде по вопросу.
-Какие птицы унесли брата у сестриц Аленушки?
-Какая птица помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов?
-Волшебная птица с золотым оперением?
-Кем была жена царя Гвидона в « Сказке о царе Гвидоне?».
-Птица, которая снесла золотое яйцо?
- Какая птица сидела на плече у царя Дадона?
-Какие птицы несли на прутике лягушку – путешественницу?
- В кого превратился «гадкий утенок?»
Слово жюри.
За правильный ответ команде начисляются очки - листья.
Игра со зрителями «Добавь словечко»
Воспитатель : Пусть наши игроки немного отдохнут, сейчас поиграем со зрителями. Я буду задавать вопросы, а вы должны дать быстрый ответ.
У человека квартира, а у птицы …….. гнездо.
У людей ногти, а у птиц ……………… когти.
Дом из кирпича, а гнездо из… ……….. веточек.
У человека руки, а у птиц ………….. крылья.
У зверей шерсть, а у птиц ……………. перья.
У человека нос, а у птиц ….. ……….. ..клюв.
У человека ребенок, а у птиц…………..птенец.
У человека ноги, а у птиц …………… .лапы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно ответили.
4 конкурс «Перелётные и зимующие птицы»
Воспитатель: Продолжим нашу игру. Скажите, а какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).
Что значит – перелётные? (ответы детей)
Что значит – зимующие? (ответы детей)
Воспитатель:
Правильно. Продолжим, команды соревнуются дальше.
Нужно правильно отобрать птиц и повесить их на мольберт.
Команде «Синички» найти зимующих птиц .
Команде «Ласточки» найти перелетных птиц.
Воспитатель: Желаю вам удачи. А пока наши команды выполняют задание, скажите мне, дети, как мы можем помочь птицам зимой?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.
Дети, птичек берегите
И почаще их кормите.
Поможем птицам, люди!
Они ведь так малы,
Давайте не забудем
Их в долгий день зимы.
Воспитатель:
Наши команды выполнили задание.
Слово жюри.
За правильный ответ команде начисляются очки - листья.
Воспитатель: На этой остановке мы узнали многое и мы продолжим наше путешествие дальше, но вначале немного отдохнем.
Проводится физкультминутка « Звериная зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок.
Это заячья зарядка (прыжки)
А лисята как проснуться ( кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться ( потянуться)
Обязательно зевнуть ( зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!(Развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
2 остановка «Звериное царство» ( Слайд с животными)
1 конкурс «Загадки про животных»
Воспитатель: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё – попробуйте отгадать.
(Каждой команде поочередно загадываются загадки. По мере отгадывания загадки ответ проектируется на экране).
Для команды «Синички»:
1.За деревьями, кустами,
Промелькнуло, будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)
2 Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят.
(Ежи)
3. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
4.Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
(Белка)
5.На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
Для команды «Ласточки»:
1.Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
(Рысь)
2.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
3. Этот зверь с двумя клыками
Сочень мощными ногами.
И с лепешкой на носу,
Роет землю он в лесу
(Кабан)
4. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
(Заяц)
5. Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины.
(Бобры)
Слово жюри
За правильный ответ команде начисляются очки – листья.
2 конкурс Игра «Чьи следы?»
Воспитатель:
Ребята, мы узнали, кто же прячется от нас в лесной глуши. А сейчас я хочу посмотреть, узнаете ли вы следы этих лесных зверей. И поможет нам в этом игра.
Команды по очереди из «Чудесного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат.
Слово жюри.
За правильные ответы начисляются очки – листья.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Наш следующий конкурс покажет , внимательны ли вы. Выиграет та команда, которая быстро соберет картину.
3 конкурс «У кого какой дом» (Рассели животных по месту обитания)
В это время проводится игра со зрителями.
Игра со зрителями «Загадки о природных явлениях», «Собери целое».
1. Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются (дождь).
2. С неба – звездой, на ладошку – водой (снежинка).
3. В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет - и всех разбудит (солнце).
4. Через поля, через луга встает нарядная дуга (радуга).
5. Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем (роса)
7. Мы лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью (муравьи).
8. Домовитая хозяйка полетала над лужайкой, похлопочет над цветком, он поделится медком (пчела).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все правильно отгадали. Сейчас проверим, как справились наши команды с заданием.
Проверяется работа команд.
Слово жюри.
За правильные ответы начисляются очки – листья.
Воспитатель: Дети, вы любите природу? Значит вы хорошо знаете, как надо вести себя в лесу, не причиняя природе вред:
3 остановка «Деревья – наши друзья»
Воспитатель: Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:
Что такое лес?
Зачем люди ходят в лес?
Почему нельзя в лесу шуметь?
Какую пользу приносит лес людям?
1 конкурс «Загадки про деревья»
По мере отгадывания загадки ответ проектируется на экране
Для команды «Синички»
1.Прямо в небо рвутся ввысь,
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки (ель).
2.Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья - звезды яркие,
Золотые, жаркие (клен).
3.Не береза, не сосна
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит
Вся листва на ней дрожит (осина).
Для команды «Синички»
1.Летом цветёт, зимой греет,
Настанет весна – потечёт слеза. (берёза)
2.Весной зеленела, летом загорела,
Осенью красные кораллы надела. (рябина)
3.Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зелёной.
Погляди, среди ветвей,
Сколько спеет желудей (дуб).
Воспитатель: Молодцы, ребята.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.
2 конкурс: «С какого дерева листок ?»
Воспитатель: К каждому дереву надо подобрать лист и поставить в кармашки под картинкой дерева.
Каждый ребенок берет листочек и называет, с какого дерева он слетел и ставит в кармашек.
Слово жюри.
За правильные ответы начисляются очки - листья.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете деревья. Листья подобрали, а угадаете ли их плоды?
3 конкурс: «Подбери плод к дереву»
(Игра на проекторе, команды поочередно выполняют задание)
Слово жюри.
За правильные ответы начисляются очки - листья.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сейчас немного отдохнем. Поиграем в игру.
Подвижная игра «Совушка»
В уголке группы - обруч. Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.
На слова воспитателя: «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, игра начинается сначала.
3 конкурс: «Экологические ситуации».
I ситуация для команды «Синички»
Маша была в лесу с родителями, и ей очень понравились весенние ландыши. Их было видимо-невидимо, целая полянка. Маша собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать ландыши?
Дети рассказывают о решении данной проблемы.
Нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветках есть нектар для бабочек и пчел, нельзя рвать ландыши, они занесены в красную книгу, как лекарственное растение.
II ситуация для команды «Ласточки»
Ребята на прогулке набрали банку дождевых червей, закрыли крышкой, поставили, и забыли про них. Что случилось с червями? И как бы вы поступили?
Дети рассказывают о решении данной проблемы:
Без воздуха и влаги червяки погибнут, их надо выпустить, они очень полезны, червяки рыхлят землю, чтобы к корням растений проходила влага и воздух.
Слово жюри.
За правильные ответы начисляются очки - листья.
Воспитатель: Но вот и подошло к концу наше путешествие. Молодцы, ребята, вы много знаете про лес и его обитателей, но еще знаете, как надо вести себя в лесу, не причиняя природе вред. В конце нашего маршрута жюри определило победителя. Обе команды набрали одинаковое количество очков - листьев. Это значит, что вы все победители! Вы показали себя настоящими знатоками и друзьями природы.
(Награждение медалями)
1 ребенок: Берегите землю! Берегите!
Любите родную природу:
Озера, леса и моря.
2 ребенок: Ведь это же наша с тобой,
Навеки родная земля!
3 ребенок: На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Дети хором: Давайте же, люди, все вместе
Относиться к ней добрей!
Воспитатель: Давайте будем беречь наш общий дом - нашу Землю!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...