Программное содержание: Закрепить знания детей о традициях народного праздника «Сороки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Перова Ольга Владимировна

Закрепить знания детей о традииях народного праздника "Сороки".Продолжить знакомить с частью традиционной культуры русского крестьянина, отраженной в народном (земельном) календаре и тесно связанной с ним. Зазвивать образное восприятие истории нашего прошлого, способность самостоятельно мыслить. Воспитывать желание больше узнаватьо традициях наших предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Сороки Святые"


Программное содержание: Закрепить знания детей о традициях народного праздника «Сороки». Продолжать знакомить с частью традиционной культуры русского крестьянина, отраженной в народном (земледельческом) календаре и тесно связанной с ним. Развивать образное восприятие истории нашего прошлого, способность самостоятельно мыслить. Воспитывать желание больше узнавать о традициях наших предков.

Предварительная работа: акцентировать внимание детей на прогулках на окружающем мире. Познакомить с понятиями: земледельческий календарь. Познакомить с книгами, иллюстрациями по теме. Прослушивание аудиозаписи (голоса птиц). Поэтическое слово, пословицы, поговорки, заклички. Экскурсия в музей.

Методические приемы: игровой, показ, пояснения, беседа по вопросам, художественное слово, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, словесные игры, поощрения, работа со схемами.

Методическое сопровождение: конверт, схема весны, календари: настенный, настольный, ежедневник, отрывной, маленький карманный; схемы пословиц; испеченные из теста «Жаворонки», «колобаны». На каждого ребенка: дидактическая игра «Узнай птицу», «Дневничок – здоровячек», карандаши цветные.

Ход занятия

- Кто-то бросил мне в окошко,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко пролетая, обронил?

- Ребята, вам хочется узнать, от кого пришло письмо?

- Письмо зашифровано в виде таблиц. Но мы с вами и по таблицам догадаемся, кто же нам письмо прислал.

Показываю детям мнемо-таблицы и решаем, что это весна нам письмо прислала. А потом из конверта достаю маленький календарик.

- Что это? Какие календари вы знаете?

(Большие настенные, украшенные картинками, портретами знаменитых артистов; настольные для деловых людей, специальные ежедневники блокноты, тематические для детей, женщин, маленькие карманные, отрывные настенные).

- Зачем нужен календарь?

(Современный человек всю свою жизнь сверяет с календарем учеба, работа, праздники, дни рождения, отпуск).

- Потребность в измерении промежутков времени возникла еще в глубокой древности. (Впервые у народов древности ведущих кочевой образ жизни появился лунный календарь. Когда люди стали заниматься земледелием появился – земледельческий календарь).

- Лунным календарем пользуются и сейчас. Кто? Как?

- Полная зависимость от природы заставляла земледельца быть тонким наблюдателем, замечать изменения в природе и устанавливать связь одних явлений с другими. По народным представлениям две половины года взаимно влияют друг на друга. Отсюда в приметах, пословицах так много сравнений.

- Давайте и мы с вами с помощью пословиц сравним весну и осень.

(По схемам дети вспоминают пословицы: «Весенний дождь растит, а осенний гноит» (Рисунок 1); «Увидел скворца – весна у крыльца» (Рисунок 2); «Весна и осень – на дворе погод восемь» (Рисунок 3); «Весна с цветами, а осень с пирогами» (Рисунок 4); «Весной ведро воды – ложка грязи, осенью ложка воды – ведро грязи» (Рисунок 5)).

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5 

- Сколько месяцев у каждого времени года?

- Назовите весенние месяцы?

- Как в народе называли март? («капельник», «протальник», «утро весны»).

- Как называли апрель? («водопол»,«снегогон», «прилетень», «березень»).

- Как называли май? («травень», «цветень», «розоцвет»).

- Сегодняшний день по народному календарю - Крилл – дери полоз.

- Дороги портятся, ездить на санях становится трудно.

- А какие еще приметные дни в марте регулировали трудовую и хозяйственную деятельность крестьян.

(Василий – капельник; С Василия весна идет. С крыш капает, а за нос цапает. Евдокия - плющиха 14; «Герасим – грачевник»; «Сороки»)

- С 22 марта и до Зосимы – пчельника (30 апреля) считается , что должно быть сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно. То лето будет теплое.

На сороки обычно хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков – «сороки – святые – колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая:

Мороз, красный нос
Вот тебе хлеб и овес
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову.

Верили, что наевшись хлебных шариков, мороз уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их посевных весенних работах.

Еще на «Сороки» пекли «Жаворонков» и в этот день- день был равен ночи.

Физминутка.

Жаворонки,
Жаворонки
Прилетите!
Красну весну
Принесите
Зиму холодну
Унесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

- Мы не зря с вами о птицах вспомнили. Сейчас будет задание для вас. Перед вами карточка. Возьмите первую букву от названия каждого нарисованного здесь предмета – и запишите ее в «Дневничке – здоровячке» получите птицу, которая с юга прилетела, а затем вспомните примету, связанную с этой птицей. (Рисунок 6)

Рисунок 6

Дидактическая игра «Узнай птицу и скажи примету».

Приметы:

Журавушка курлычет – весть о тепле передает.

Прилетел кулик из-за моря – вывел весну из затворья.

Жаворонки звонко поют на лету – к ясной погоде.

Ласточки летают высоко – дождик далеко, ласточки летают низко – дождик близко.

Соловей всю ночь поет без перерыва – к ясному знойному дню.

Если скворцы сидят смирно и их не слышно – к дождю.

Если грачи поднимаются высоко и стрелой опускаются на землю - к дождю.

Если кукушка кукует регулярно – к теплой погоде.

Если кукушка издает звуки похожие на кваканье – к дождю.

Если зяблик, сидя на ветке, тихо щебечет – к дождю.

- Кто закончил задание рисует в «Дневничке – здоровячке» весеннюю картинку.

- А теперь ребята давайте с вами вспомним, как и о ком в народе говорят, используя названия птиц:

  • Могучий, как (орел)
  • Вольный, как (птица).
  • Мудрый, как (ворон).
  • Верный, как (лебедь).
  • Взгляд зоркий, как у (сокола).
  • Желторотый, как (птенец).
  • Болтает и трещит, как (сорока).
  • Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь)
  • Какие птицы едят грибы? (глухари)
  • Кто кукует у кукушки? (самец)
  • Какая птица выше всех летает? (орел)
  • Какая птица лучший бегун в мире? (страус)
  • У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
  • У какой птицы крылья покрыты чешуей? (у пингвина)
  • Какая птица кричит как кошка? (иволга)

Затем дети задают вопросы гостям и воспитателю.

Ребята посмотрите, а у нас в конверте еще что-то осталось.

(Вместе с детьми достаем из конверта карманные календари.)

- Это сюрприз для вас. Возьмите эти календари на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Юные пожарные спешат на помощь» Программные задачи: Углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня, способствовать формированию навыков правильного обращения с ним.

Предварительная работа:Чтение художественных произведений по теме «Пожар» «Пожарные собаки», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», «Опасная шалость», «Спичка-невеличка». Материал:Рюк...

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Страна Правил Дорожного Движения» (средняя группа) Программные задачи: • закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах; • систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении; • закрепить знания

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Страна Правил Дорожного Движения»(средняя группа) Программные задачи:закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;систематизировать зна...

Весна пришла!Тематический праздник Веснянка!Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: • Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях.

Игра-упражнение “CОЛНЫШКО” (На развитие общей моторики, проводится под музыку) Маленькое солнышко Я держу в ладошках (дети показывают руками маленькое солнышко) А большое солнце, Вижу из окошка...

Конспект НОД «Что такое дружба?» в старшей группе с использованием ИКТ- технологии Цель: подвести детей к пониманию того, что такое дружба. Задачи: Образовательные: формировать у детей представления о дружбе; закрепит знания детей о положительных и от

Конспект НОД «Что такое дружба?» в старшей группе с использованием  ИКТ- технологииЦель: подвести детей к пониманию того, что такое дружба.Задачи:Образовательные: формировать у д...

НОД : Развитие речи Тема: «В гостях у сказки» Цель: - закрепить знания детей о русских народных сказках; Задачи:

НОД : Развитие речи Тема: «В гостях у сказки»Цель: - закрепить знания детей о русских народных сказках; Задачи:формировать умение узнавать и называть их по отдельн...

Русско-народный праздник "Сороки или Прилет жаворонков и казахский народный праздник Наурыз (22 марта)

Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта. В православном церковном календаре это день почитания памяти сорока мучеников Севастийских – воинов-христиан, принявших мученическую с...

Презентация Закрепить знания детей о русских народных сказках.

Закрепить знания детей о русских народных сказках....