Программное содержание: Закрепить знания детей о традициях народного праздника «Сороки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Закрепить знания детей о традииях народного праздника "Сороки".Продолжить знакомить с частью традиционной культуры русского крестьянина, отраженной в народном (земельном) календаре и тесно связанной с ним. Зазвивать образное восприятие истории нашего прошлого, способность самостоятельно мыслить. Воспитывать желание больше узнаватьо традициях наших предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_okruzhayushchemu_miru_na_temu.docx | 330.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Сороки Святые"
Программное содержание: Закрепить знания детей о традициях народного праздника «Сороки». Продолжать знакомить с частью традиционной культуры русского крестьянина, отраженной в народном (земледельческом) календаре и тесно связанной с ним. Развивать образное восприятие истории нашего прошлого, способность самостоятельно мыслить. Воспитывать желание больше узнавать о традициях наших предков.
Предварительная работа: акцентировать внимание детей на прогулках на окружающем мире. Познакомить с понятиями: земледельческий календарь. Познакомить с книгами, иллюстрациями по теме. Прослушивание аудиозаписи (голоса птиц). Поэтическое слово, пословицы, поговорки, заклички. Экскурсия в музей.
Методические приемы: игровой, показ, пояснения, беседа по вопросам, художественное слово, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, словесные игры, поощрения, работа со схемами.
Методическое сопровождение: конверт, схема весны, календари: настенный, настольный, ежедневник, отрывной, маленький карманный; схемы пословиц; испеченные из теста «Жаворонки», «колобаны». На каждого ребенка: дидактическая игра «Узнай птицу», «Дневничок – здоровячек», карандаши цветные.
Ход занятия
- Кто-то бросил мне в окошко,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко пролетая, обронил?
- Ребята, вам хочется узнать, от кого пришло письмо?
- Письмо зашифровано в виде таблиц. Но мы с вами и по таблицам догадаемся, кто же нам письмо прислал.
Показываю детям мнемо-таблицы и решаем, что это весна нам письмо прислала. А потом из конверта достаю маленький календарик.
- Что это? Какие календари вы знаете?
(Большие настенные, украшенные картинками, портретами знаменитых артистов; настольные для деловых людей, специальные ежедневники блокноты, тематические для детей, женщин, маленькие карманные, отрывные настенные).
- Зачем нужен календарь?
(Современный человек всю свою жизнь сверяет с календарем учеба, работа, праздники, дни рождения, отпуск).
- Потребность в измерении промежутков времени возникла еще в глубокой древности. (Впервые у народов древности ведущих кочевой образ жизни появился лунный календарь. Когда люди стали заниматься земледелием появился – земледельческий календарь).
- Лунным календарем пользуются и сейчас. Кто? Как?
- Полная зависимость от природы заставляла земледельца быть тонким наблюдателем, замечать изменения в природе и устанавливать связь одних явлений с другими. По народным представлениям две половины года взаимно влияют друг на друга. Отсюда в приметах, пословицах так много сравнений.
- Давайте и мы с вами с помощью пословиц сравним весну и осень.
(По схемам дети вспоминают пословицы: «Весенний дождь растит, а осенний гноит» (Рисунок 1); «Увидел скворца – весна у крыльца» (Рисунок 2); «Весна и осень – на дворе погод восемь» (Рисунок 3); «Весна с цветами, а осень с пирогами» (Рисунок 4); «Весной ведро воды – ложка грязи, осенью ложка воды – ведро грязи» (Рисунок 5)).
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
- Сколько месяцев у каждого времени года?
- Назовите весенние месяцы?
- Как в народе называли март? («капельник», «протальник», «утро весны»).
- Как называли апрель? («водопол»,«снегогон», «прилетень», «березень»).
- Как называли май? («травень», «цветень», «розоцвет»).
- Сегодняшний день по народному календарю - Крилл – дери полоз.
- Дороги портятся, ездить на санях становится трудно.
- А какие еще приметные дни в марте регулировали трудовую и хозяйственную деятельность крестьян.
(Василий – капельник; С Василия весна идет. С крыш капает, а за нос цапает. Евдокия - плющиха 14; «Герасим – грачевник»; «Сороки»)
- С 22 марта и до Зосимы – пчельника (30 апреля) считается , что должно быть сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно. То лето будет теплое.
На сороки обычно хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков – «сороки – святые – колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая:
Мороз, красный нос
Вот тебе хлеб и овес
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову.
Верили, что наевшись хлебных шариков, мороз уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их посевных весенних работах.
Еще на «Сороки» пекли «Жаворонков» и в этот день- день был равен ночи.
Физминутка.
Жаворонки,
Жаворонки
Прилетите!
Красну весну
Принесите
Зиму холодну
Унесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
- Мы не зря с вами о птицах вспомнили. Сейчас будет задание для вас. Перед вами карточка. Возьмите первую букву от названия каждого нарисованного здесь предмета – и запишите ее в «Дневничке – здоровячке» получите птицу, которая с юга прилетела, а затем вспомните примету, связанную с этой птицей. (Рисунок 6)
Рисунок 6
Дидактическая игра «Узнай птицу и скажи примету».
Приметы:
Журавушка курлычет – весть о тепле передает.
Прилетел кулик из-за моря – вывел весну из затворья.
Жаворонки звонко поют на лету – к ясной погоде.
Ласточки летают высоко – дождик далеко, ласточки летают низко – дождик близко.
Соловей всю ночь поет без перерыва – к ясному знойному дню.
Если скворцы сидят смирно и их не слышно – к дождю.
Если грачи поднимаются высоко и стрелой опускаются на землю - к дождю.
Если кукушка кукует регулярно – к теплой погоде.
Если кукушка издает звуки похожие на кваканье – к дождю.
Если зяблик, сидя на ветке, тихо щебечет – к дождю.
- Кто закончил задание рисует в «Дневничке – здоровячке» весеннюю картинку.
- А теперь ребята давайте с вами вспомним, как и о ком в народе говорят, используя названия птиц:
- Могучий, как (орел)
- Вольный, как (птица).
- Мудрый, как (ворон).
- Верный, как (лебедь).
- Взгляд зоркий, как у (сокола).
- Желторотый, как (птенец).
- Болтает и трещит, как (сорока).
- Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь)
- Какие птицы едят грибы? (глухари)
- Кто кукует у кукушки? (самец)
- Какая птица выше всех летает? (орел)
- Какая птица лучший бегун в мире? (страус)
- У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
- У какой птицы крылья покрыты чешуей? (у пингвина)
- Какая птица кричит как кошка? (иволга)
Затем дети задают вопросы гостям и воспитателю.
Ребята посмотрите, а у нас в конверте еще что-то осталось.
(Вместе с детьми достаем из конверта карманные календари.)
- Это сюрприз для вас. Возьмите эти календари на память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Юные пожарные спешат на помощь» Программные задачи: Углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня, способствовать формированию навыков правильного обращения с ним.
Предварительная работа:Чтение художественных произведений по теме «Пожар» «Пожарные собаки», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», «Опасная шалость», «Спичка-невеличка». Материал:Рюк...
Конспект занятия по ПДД в средней группе «Страна Правил Дорожного Движения» (средняя группа) Программные задачи: • закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах; • систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении; • закрепить знания
Конспект занятия по ПДД в средней группе «Страна Правил Дорожного Движения»(средняя группа) Программные задачи:закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;систематизировать зна...
Весна пришла!Тематический праздник Веснянка!Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: • Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях.
Игра-упражнение “CОЛНЫШКО” (На развитие общей моторики, проводится под музыку) Маленькое солнышко Я держу в ладошках (дети показывают руками маленькое солнышко) А большое солнце, Вижу из окошка...
Конспект НОД «Что такое дружба?» в старшей группе с использованием ИКТ- технологии Цель: подвести детей к пониманию того, что такое дружба. Задачи: Образовательные: формировать у детей представления о дружбе; закрепит знания детей о положительных и от
Конспект НОД «Что такое дружба?» в старшей группе с использованием ИКТ- технологииЦель: подвести детей к пониманию того, что такое дружба.Задачи:Образовательные: формировать у д...
НОД : Развитие речи Тема: «В гостях у сказки» Цель: - закрепить знания детей о русских народных сказках; Задачи:
НОД : Развитие речи Тема: «В гостях у сказки»Цель: - закрепить знания детей о русских народных сказках; Задачи:формировать умение узнавать и называть их по отдельн...
Русско-народный праздник "Сороки или Прилет жаворонков и казахский народный праздник Наурыз (22 марта)
Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта. В православном церковном календаре это день почитания памяти сорока мучеников Севастийских – воинов-христиан, принявших мученическую с...
Презентация Закрепить знания детей о русских народных сказках.
Закрепить знания детей о русских народных сказках....