Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе
картотека по окружающему миру (старшая группа) по теме
Картотека дидактических игр в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_d.i._po_ekologii_st._gr.docx | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Береги природу» Цель: закреплять знания детей об охране объектов природы. Активизировать предметный и глагольный словарь. Игровой материал: картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д., фишки. Воспитатель: «Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки. Что вы видите? - (Дети отвечают). Это все есть в природе. А сейчас представьте, что вдруг не стало ни одного насекомого. Что будет птицами, с животными, с человеком, с растениями? Выигрывает тот, кто получит больше фишек. | «Кто где живет?» Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Игровой материал: настольно-печатная игра «Где чей домик?» Взрослый объясняет детям правила игры: злой колдун заколдовал всех наших животных и птиц. Они забыли, кто в каком домике живет. Мы можем им помочь, если назовем и поселим каждое животное и птицу в свой домик. Тогда они вспомнят, где их домик и расколдуются. Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище. Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике. Собака – в конуре… |
«Кто где живет?» (птицы) Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах, местах их обитания. Расширение словаря по теме. Игровой материал: картинки с изображением птиц, местами их обитания. Воспитатель раздает каждой паре конверт с карточками с изображением птиц. Дети должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями: «болото» - цапля, аист, журавль; «водоем» - лебедь, дикая утка, чайка; «лес» - кукушка, дятел, сова, клест, соловей; «город» - воробей, голубь, ворона, сорока; «птичий двор» - курица, гусь, утка, индюк. «Кто как голос подает?» Цель: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме. Игровой материал: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок. Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет и вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица. мишутка: «Воробей… - чирикает, ворона… - каркает, голубь… - воркует, синица… - свистит, утка… - крякает, соловей… - поет, кукушка… - кукует. | «Куда спряталась мышка?» Цель: учить детей находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, за, слева, справа. Игровой материал: мышка – игрушка. Игра начинается с загадки: Под полом таится, Кошки боится. Кто это? (Мышка). К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставлю ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа. «Назови жилище» Цель: употребление именительного падежа существительных. Игровой материал: настольно-печатная игра «Где чей домик?». «Дети, скоро зима и звери готовят свои жилища, чтобы не замерзнуть. На столе лежат карточки. На одних нарисованы животные, на других – их жилища. Нужно каждое животное поселить в его домик и назвать их. Выигрывает тот, кто соберет больше пар. |
«Рыба, птица, зверь» Цель: активизация словаря, переключение внимания с одного предмета на другой. Игровой материал: мяч. Дети встают в ряд. взрослый по очереди указывает на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на ком я остановилась, должен быстро, пока я считаю до трех, назвать в данном случае птицу. Причем, названия не должны повторяться. Если слово названо правильно, ребенок продолжает игру, если название не правильное, игрок покидает игру. Игра продолжается, пока не останется один игрок – он и выигрывает. | «Скажи одним словом» Цель: учить детей определять и называть обобщенное слово, активизировать словарь по теме. Игровой материал: мяч. Взрослый называет 3 предмета, бросает мяч ребенку. Ребенок повторяет слова, называет обобщающее слово, возвращает мяч. Взрослый снова бросает мяч малышу, предлагает из трех названных слов назвать лишнее и объяснить почему. Слова для активизации: Волк, заяц, корова. Воробей, курица, соловей. Курица, орел, гусь. Олень, слон, белка. |
«Угадай птицу» Цель: учить детей узнавать знакомых птиц по описанию. Игровой материал: картинки с изображением зимующих птиц, медали с изображениями снегиря, синицы, воробья, сороки, вороны. Воспитатель: «Ребята, скажите пожалуйста, каких птиц вы знаете? Какие из них улетают в теплые края и почему? Какие из них остаются зимовать с нами? Сегодня мы поговорим о зимующих птицах и научимся узнавать их по описанию. Поиграем в игру, которая называется «Угадай птицу». Я буду загадывать вам загадки, а вы должны будете их отгадывать. - Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает. - Я весь день ловлю жуков, уплетаю червяков. В теплый край я не летаю. Здесь под крышей обитаю. - Серая кофта, черный кафтан. Гнезда вьет из прутьеви кричит «Кар-кар». - Непоседа-невеличка, с желтым животом та птичка. Любит сало и пшеницу. Кто узнал ее? - Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют. Не боится он простуды. С первым снегом тут как тут. | «Чей хвост?» Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие и домашние животные»; создать условия для активизации словаря детей по данным темам, учить детей образовывать притяжательные прилагательные. Игровой материал: настольно-печатная игра. Воспитатель объясняет правила игры: «К нам в гости пришли зверюшки. Но видите, у них потерялись хвостики и они просят вас помочь их отыскать.» Дети находят хвосты и называют чей хвост каждый из них нашел (лисий, собачий, заячий…) |
«Природа и человек» Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа. Материалы: мяч. Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход. | |
«Кто живет в Африке?» Цель: закрепление правильного употребления окончаний имен существительных в косвенных падежах множественного числа. Игровой материал: картинки с изображением животных Африки по несколько животных одного вида, изображение доктора Айболита. Педагог: «Дети, к нам в гости пришел доктор Айболит. Он хочет узнать, знаете ли вы сказку про него. Давайте вспомним, кто живет в Африке? – ( Тигры, львы…). Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить? (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (Львов, тигров…). Кого вылечил добрый доктор? (Львов, тигров…). Звери лечились охотно. Кем был доволен доктор? (Львами, тиграми…). О ком вспоминал Айболит дома? (О львах, тиграх…). | «Четвертый лишний». Цель: развивать логическое мышление, учить детей анализировать и обобщать. Активизация словаря по теме. Игровой материал: настольно-печатная игра. Воспитатель: «Ребята, в наш город приехал цирк с новой программой. Но по дороге зверей перепутали и клоун Кеша просит рассмотреть картинки. На них изображении четверо животных. 3 из них участвуют в цирковом номере, а четвертое – нет. Найдите, пожалуйста, лишнее животное и объясните, почему вы решили, что оно лишнее. Лев, тигр, морж, зебра. Песец, белый медведь, овцебык, чайка. Верблюд, зебра, лев, жираф. Носорог, бегемот, тигр, волк. |
Игра с мячом «Воздух, земля, вода». Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Материалы: мяч. Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д. Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов. «Вершки – корешки» Цель: учить детей составлять целое из частей. Материалы: два обруча, картинки овощей. Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д. Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару. Д/и «Сравни зверей» Цель: учить детей сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. Игровой материал: предметные картинки. Воспитатель предлагает рассмотреть мишку и мышку. -Мишка большой, а мышка (маленькая). Еще какой мишка? - … (толстый, неуклюжий, толстопятый, косолапый). А мышка какая … (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая). Что любит Мишка? - …(мед, малину), а мышка любит - …(сыр, семечки, сухарики). - Лапы у Мишки толстые, у мышки – … (тоненькие). - Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка - …(тихим, тоненьким). - А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а и Мишки - …(короткий). | «Угадай, что в мешочке?». Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам. Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др. Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки. «Что в корзинку мы берем». Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы. Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок. Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие. «Где снежинки?» Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Ход игры: Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор. Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы: - В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень). |
«С какой ветки детки?» Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников. Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. | «Выбери нужное». Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность. Материалы: предметные картинки. Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д. |
«Природа и человек»
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа. Материалы: мяч. Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход. «Прилетели птицы». Цель: уточнить представление о птицах. Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Дети топают – Что не правильно? (мухи) - А мухи это кто? (насекомые) - Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы… Дети топают. Игра продолжается. Прилетели птицы: Голуби синицы, Галки и стрижи, Чибисы, стрижи, Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки, Лебеди, скворцы. Все вы молодцы. Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц. «Что это такое?» Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление. Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы. «Я знаю». Цель: закреплять знания о природе. Развивать познавательный и нтерес. Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы. «Что было бы, если из леса исчезли…» Цель : закреплять знания о взаимосвязи в природе. Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. | Живое – неживое. Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают. «Когда это бывает?» Цель: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы. Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении. Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит. Лето. И светла, и широка Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться… Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. Зима. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Где снежинки?» Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Ход игры: Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор. «Узнай птицу по силуэту». Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту. Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе.
картотека дидактических игр по экологии для старших дошкольников....
Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе.
Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе....
картотека дидактических игр по экологии в старшей группе
картотека дидактических игр по экологии в старшей группе...
Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе
Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению..... и т.д....
"Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе.
В картотеке собраны экологические игры по данному возрасту....
Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе
Игры экологического направления помогают решать многие задачи воспитания и развития, оказывают огромную помощь в формировании нравственных качеств дошкольников. Экологические игры оказывают большое вл...
Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе
картотека дидактичесчких игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста...