Формирование экологической культуры, проведение наблюдений и бесед с детьми дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Удивительный мир природы встречает детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 16.5 КБ |
ekologiya.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
г. Калининград
МАДОУ ЦРР д/с № 98
воспитатель Денисова В.А.
Формирование экологической культуры, проведение наблюдений и бесед с детьми дошкольного возраста.
В сердце каждого из нас с детства остаются нежные воспоминания: тропинка в лесу, тихий пруд, море, горы, пшеничное поле, душистая земляника. Эти памятные картинки согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяют невидимыми нитями с детством…
Удивительный мир природы встречает детей морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, дети с радостью будут тянуться к новым знаниям.
Основные экологические понятия дети могут усваивать посредством самых разнообразных форм:
- Групповые центры экологии;
- Экологическая тропа на территории ДОУ;
- Опытно-экспериментальная деятельность;
- Чтение художественной литературы;
- Познавательные фильмы, мультфильмы, компьютерные программы и игры, презентации на экологическую тему;
- Викторины, кроссворды, интеллектуальные игры;
- Праздники и развлечения;
- Детское творчество;
- Прогулки.
Главными составляющими компонентами всех выше перечисленных форм являются БЕСЕДА И НАБЛЮДЕНИЕ.
БЕСЕДА – это целенаправленное обсуждение чего –либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.
Классификация бесед.
- Вводная;
- Сопутствующая деятельности и наблюдению;
- Заключительная.
Беседы имеют важное место в процессе накопления детьми знаний в повседневной жизни, во время экскурсий и наблюдений.
НАБЛЮДЕНИЕ – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное, планомерное, активное восприятия детьми объектов и явлений природы.
Виды наблюдений.
- По времени:
- кратковременные (эпизодические);
- длительные (складывающиеся из эпизодических).
2. По месту проведения:
- в естественных условиях (лес, поле ...);
- в специально созданных условиях (огород, живой уголок…)
3. По плановости:
- по плану педагога (ежедневно);
- по инициативе детей (нашел червяка…).
4. По новизне решаемых задач:
- первичные (знакомство);
- повторные (даются новые сведения);
- сравнительные;
- итоговые.
5. по форме организации:
- индивидуальные;
- групповые;
Фронтальные.
Психологическая классификация наблюдений.
- РАСПОЗНАЮЩЕЕ наблюдение – используется для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств. Оно обеспечивает накопление у дошкольников ярких, «живых» знаний о природе.
- ВОССОЗДАЮЩЕЕ наблюдение – воссоздание целого по памяти, по части увиденного. (следы на снегу...);
- ДЛИТЕЛЬНОЕ наблюдение – взаимодействие распознающего и воссоздающего наблюдений (рост лука, календарь роста).
Структура наблюдений.
1.МОТИВ (для чего), используется разная постановка познавательной задачи:
- прямая (мы должны познакомиться…)
- игровая (поможем кому-либо)
- косвенная (мне дали задание, вы помогите мне…).
2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТА (выделение свойств и качеств)
3. ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА (осмысление, отражение в речи или продуктивной деятельности).
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Задача воспитателей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Центр экологии
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УЧЕНЫЕ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Экологическая тропа
ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Чтение художественной литературы
Познавательные фильмы, презентации..
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
Детское творчество
«Золотая осень»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЭРУДИТ»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « СЛЕДОПЫТЫ»
БЕСЕДА – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему
Классификация бесед: - вводная с опутствующая заключительная
ВИДЫ наблюдений п о времени п о месту проведения п о плановости п о новизне решаемых задач п о форме организации
Психологическая классификация: -распознающее наблюдение -воссоздающее наблюдение -длительное наблюдение
Структура наблюдений -мотив -обследование предмета -выявление результата
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Презентацию подготовила воспитатель высшей категории Денисова Валентина Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры у детей особой заботы старшего дошкольного возраста
В презентации отражена актульность экологического воспитания дошкольников, цели, задачи, результативность, а также рассмотрены основные аспекты системного подхода....
Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания»
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....
План работы по самообразованию Тема «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр»
Повышение профессиональной квалификации...
Отчет по самообразованию Тема «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр»
Реализация творческих возможностей....
Педагогический опыт работы Бережной Людмилы Анатольевны по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной организации процесса воспитания»
Все мы - дети Природы. ...
Методические рекомендации проведения бесед с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендации проведения бесед с детьми дошкольного возраста...