Формирование экологической культуры, проведение наблюдений и бесед с детьми дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Денисова Валентина Александровна

  Удивительный мир природы встречает детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx16.5 КБ
Файл ekologiya.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:

г. Калининград

МАДОУ ЦРР д/с № 98

воспитатель Денисова В.А.

Формирование экологической культуры, проведение наблюдений  и бесед с детьми дошкольного возраста.

  В сердце каждого из нас с детства остаются нежные воспоминания: тропинка в лесу, тихий пруд, море, горы, пшеничное поле, душистая земляника. Эти памятные картинки согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяют невидимыми нитями с детством…

  Удивительный мир природы встречает детей морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, дети с радостью будут тянуться к новым знаниям.

   

 Основные экологические понятия дети могут усваивать посредством самых разнообразных форм:

  • Групповые центры экологии;
  • Экологическая тропа на территории ДОУ;
  • Опытно-экспериментальная деятельность;
  • Чтение художественной литературы;
  • Познавательные фильмы, мультфильмы, компьютерные программы и игры, презентации на экологическую тему;
  • Викторины, кроссворды, интеллектуальные игры;
  • Праздники и развлечения;
  • Детское творчество;
  • Прогулки.

Главными составляющими компонентами всех выше перечисленных форм являются БЕСЕДА И НАБЛЮДЕНИЕ.

  БЕСЕДА – это целенаправленное обсуждение чего –либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.

Классификация бесед.

  • Вводная;
  • Сопутствующая деятельности и наблюдению;
  • Заключительная.

 Беседы имеют важное место в процессе накопления детьми знаний в повседневной жизни, во время экскурсий и наблюдений.

 НАБЛЮДЕНИЕ – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное, планомерное, активное восприятия детьми объектов и явлений природы.

Виды наблюдений.

  1. По времени:

- кратковременные (эпизодические);

          - длительные (складывающиеся из эпизодических).

    2.  По месту проведения:

          - в естественных условиях (лес, поле ...);

         - в специально созданных условиях (огород, живой уголок…)

   3. По плановости:

          - по плану педагога (ежедневно);

          - по инициативе детей (нашел червяка…).

  4. По новизне решаемых задач:

          - первичные (знакомство);

          - повторные (даются новые сведения);

          - сравнительные;

          - итоговые.

   5. по форме организации:

          - индивидуальные;

          - групповые;

          Фронтальные.

Психологическая классификация наблюдений.

  • РАСПОЗНАЮЩЕЕ наблюдение – используется для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств.  Оно обеспечивает накопление у дошкольников ярких, «живых» знаний о природе.
  • ВОССОЗДАЮЩЕЕ наблюдение – воссоздание целого по памяти, по части увиденного. (следы на снегу...);
  • ДЛИТЕЛЬНОЕ наблюдение – взаимодействие распознающего и  воссоздающего наблюдений (рост лука, календарь роста).

Структура наблюдений.

1.МОТИВ (для чего), используется разная постановка познавательной задачи:

 - прямая (мы должны познакомиться…)

- игровая (поможем кому-либо)

- косвенная (мне дали задание, вы помогите мне…).

2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТА (выделение свойств и качеств)

3. ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА (осмысление, отражение в речи или продуктивной деятельности).

   

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Задача воспитателей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ ЦРР д/с №98 «Звездочка» г ород КАЛИНИНГРАД Формирование экологической культуры, проведение наблюдений и бесед с детьми дошкольного возраста 2016

Слайд 11

Центр экологии

Слайд 12

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УЧЕНЫЕ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Экологическая тропа

Слайд 14

ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 15

Чтение художественной литературы

Слайд 16

Познавательные фильмы, презентации..

Слайд 17

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

Слайд 18

Детское творчество

Слайд 20

«Золотая осень»

Слайд 21

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЭРУДИТ»

Слайд 22

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « СЛЕДОПЫТЫ»

Слайд 23

БЕСЕДА – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему

Слайд 24

Классификация бесед: - вводная с опутствующая заключительная

Слайд 25

ВИДЫ наблюдений п о времени п о месту проведения п о плановости п о новизне решаемых задач п о форме организации

Слайд 26

Психологическая классификация: -распознающее наблюдение -воссоздающее наблюдение -длительное наблюдение

Слайд 27

Структура наблюдений -мотив -обследование предмета -выявление результата

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Презентацию подготовила воспитатель высшей категории Денисова Валентина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры у детей особой заботы старшего дошкольного возраста

В презентации отражена актульность экологического воспитания дошкольников, цели, задачи, результативность, а также рассмотрены основные аспекты системного подхода....

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Методические рекомендации проведения бесед с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендации проведения бесед с детьми дошкольного возраста...