«Экологическое воспитание дошкольников»
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Богонович Надежда Петровна

Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, детском саду, школе. Поэтому бережное отношение к живому, осознание важности его сохранения необходимо воспитывать у детей с ранних лет. И если эту работу пустить на самотек, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Прежде всего – пассивность. Когда дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях.  Встречаются дети, которые бережно относятся к какому – либо ограниченному кругу предметов и явлений природы ближайшего окружения. Иногда наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности ( собирают насекомых, обрывают бутоны растений для «угощения» куклам и пр.). Поэтому важнейшим  содержательным элементом экологического образования в  первые 7 лет жизни является формирование у дошкольников первоначального понимания специфики живого организма, его самоценности и неповторимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание дошкольников»

Богонович Надежда Петровна, воспитатель, высшая квалификационная категория МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша», пгт.Федоровский, Сургутский район, ХМАО-Югра

                                                                             «Нет в природе ни полезных, ни вредных.

                                                                              Одни только необходимые»

                                                                                                                            Н.Сладков.

Как можно донести до дошкольников сущность и важность всех экологических проблем нашей жизни? Как научить ребенка правильно относиться к природе, не вредя ей, используя все ее богатство во благо человека и во благо ее самой? Это сложная задача, но все же решаемая.

Экологи выделяют три группы факторов, определяющих особенности жизни живых существ:

  1. Живая природа
  2. Неживая природа
  3. Человек как социальный фактор воздействия на природу.

Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, детском саду, школе. Поэтому бережное отношение к живому, осознание важности его сохранения необходимо воспитывать у детей с ранних лет. И если эту работу пустить на самотек, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Прежде всего – пассивность. Когда дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях.  Встречаются дети, которые бережно относятся к какому – либо ограниченному кругу предметов и явлений природы ближайшего окружения. Иногда наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности ( собирают насекомых, обрывают бутоны растений для «угощения» куклам и пр.). Поэтому важнейшим  содержательным элементом экологического образования в  первые 7 лет жизни является формирование у дошкольников первоначального понимания специфики живого организма, его самоценности и неповторимости.

Необходимо, чтобы дети поняли. Что и животные, и растения  - живые, они дышат, едят, размножаются. Для этого  надо детей познакомить с признаками всего живого и научить выделять по этим признакам живой объект из окружающего нас мира.

Из практики работы с детьми видно, что дошкольники могут выделять все живое из общего предметного окружения. Среди основных признаков отличия дети выделяют способность всего живого перемещаться и потребность в пище. Дошкольники могут устанавливать разницу в живом и неживом, но их знания неполны, не систематизированы и часто запутаны. Например, многие дети считают солнце, тучи, луну живыми, потому что они перемещаются, а растения неживыми, так как они не двигаются, и не нуждаются в пище; здесь сказывается также и влияние сказок, в которых многие объекты неживой природы оживляются и наделяются признаками живых существ.

Поэтому моя работа заключается в уточнении знаний детей о признаках живых организмов, для решения  этой задачи я придерживаюсь теории понятия о живом (основатель – биолог К.Вилли).

Основа теории: всем живым организмам присущи определенные размеры и формы, обмен веществ. Подвижность, рост, размножение и приспособляемость. В этом определении конкретно выражены основные свойства жизни или отличительные признаки всего живого. Можно утверждать. Что большинство этих признаков доступно пониманию дошкольников, так как они внешне представлены, наглядны, а значит – доступны наблюдению, но систематизировать эти знания детям еще трудно, поэтому предлагается следующий план ознакомления с любым объектом внешней среды (на основе отличительных признаков живого организма), с помощью которого можно добиться того, что сам ребенок будет делать вывод – живое это или нет, больно ему  или он не чувствует боли и т.д.

По теории понятия о живом этот план будет выглядить следующим образом:

  1. Определенные размеры и формы. Это понятие формируется при ознакомлении дошкольников с разнообразием растительного и животного мира, внешним строением живого организма. Это этап классификации всего живого, доступный даже детям раннего дошкольного возраста, на котором детям даются понятия отличительных признаков растений и животных.
  2. Обмен веществ. Все живые организмы нуждаются в пище, едят и выделяют продукты обмена веществ. Дошкольники легче усваивают этот признак применительно к животным, чем к растениям, и это объяснимо, ведь рацион питания животных понятен и без особого труда в процессе ознакомления с ними. Например, при наблюдении за кроликом дети узнают: что он ест как себя ведет. Подобные наблюдения, а также чтение художественной литературы, рассказы взрослых помогают подвести старших дошкольников к обобщениям: одни животные питаются растениями, другие – животными, а некоторые – любят и первое, и второе. По этому признаку дети усваивают классификацию животных по признаку питания: травоядные, хищники, всеядные.

А как же быть с растениями? Прежде всего следует показать  детям, что питание растений и животных различается как по составу, так и по способам добычи. Питание для растений находится в почве,  с помощью воды оно всасывается корнями.

В детском саду детей знакомят с различными условиями развития животных и растений - свет, тепло, наличие воздуха, влаги. Важно обратить внимание детей на то, что питание - один из основных факторов роста и развития всего живого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...