Проект "Что такое Рождество?"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чтобы не исчезла, не растворилась в  неотразимой  Вселенной душа русского народа, так же как встарь,

должны наши дети быть участниками традиционных русских праздников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rozhdestvo_dlya_seminara.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Рождественские святки ».

Авторы:

воспитатель Сальжак Ирина Сергеевна,

библиотекарь  сельской  библиотеки п. Новоселово  Попова Алла Генриховна.

Дата создания: декабрь  2017 год.

Характеристика проекта:   игровой,  информационно-творческий;

По количеству участников:  групповой.

По продолжительности:  краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей –подготовительной  группы, воспитатель, библиотекарь.

Образовательная область: «Художественно-творческая деятельность» «Познание», «Коммуникация

Актуальность проблемы:

В настоящее время назрела острая необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал русской жизни в духовно-нравственном, культурном, патриотическом воспитании подрастающего поколения. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда,  даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы. Из бесед с детьми было выявлено, что они очень мало знают о народных традициях празднования

«Рождества Христова» и «Крещения Господня», и следующей между ним и святочной недели, они не знакомы с обрядом колядования на Руси.

У детей недостаточно сформирован интерес к народным играм, песням, развлечениям.

 Цель проекта:

Приобщение детей к истокам русской национальной традиционной культуры.

Задачи проекта:

- прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма;

 - знакомство с праздником «Рождество Христово» и следующей за ним  святочной

неделей, с обрядом колядования на Руси, с праздником «Крещение Господне»;

- продолжать расширять знания о народных традициях, формировать интерес к народным играм, песням, развлечениям;

- расширять знания детей о зимних явлениях и приметах с помощью пословиц, загадок, прибауток;

- развивать познавательную, эмоциональную и творческую активность, используя русский народный фольклор.

Ожидаемый результат:

Для детей:

- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника "Колядки», через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

- Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

Для педагога:

-Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.

- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

- Самореализация.

 Предварительная работа:

Подбор материалов:

- Скачивание из интернета репродукций картин: Бём (Эндаурова ), Елизавета

Меркурьевна «К Празднику Рождества Христова », «К праздничку Христову»; Маковский К.Е.«Святочные гадания»; Б.Кустодиев «Крещенское водосвятие»,

 «Елочный торг»  для создания презентации: «Праздник Рождества Христова».

Подбор литературы:

 - Колядки, загадки, скороговорки, небылицы.

- П.Н. Воздвиженский «Рождество Христово».

 - И. Рутенин сказка «Рождественская ёлочка».

- Монахиня Варвара «Рождество Христово - детство золотое».

- Е.Санин «Рождественский ангел».

Подбор музыкальных произведений, игр, их предварительное слушание и разучивание :

- П.И.Чайковский « Декабрь. Святки» .

Составить план по ознакомлению с обычаями празднования Святок.

- Разучить с детьми: Колядки. Игра с пением «Как на тоненький ледок».

Общий импровизированный танец, Игра «Плетень»; Игра «Бубенцы»; Игра «Золотые ворота».

Реализация проекта:

- Ознакомительная беседа о значении, обычаях праздника «Рождество Христово» и следующей за ним святочной неделей .

Вопросы для обсуждения:

- Что вы знаете о празднике «Рождество Христово»?

 - Что такое «Святки»?

 - Вы хотите узнать, как праздновали «Святки» ваши прабабушки и прадедушки?

- Чтение и заучивание колядок, небылиц, скороговорок, примет.

- Просмотр презентации: «Рождество Христово».

- Назови новогодние праздники.

 - Ты любишь эти праздники ? Почему ?

- Как колядуют на «Святки»?

- Какие ты знаешь колядки?

- В какие игры играли на «Святки»?

 - Игра-импровизация «Как на тоненький ледок».

- Эстафета «Пройдём в ворота».

 - Игра «Плетень».

- Беседа с детьми: «Можно ли использовать пиротехнику?»

Сотрудничество с семьёй:

-Ознакомление с информационным материалом на тему «Святки» через папку - передвижку.

-Рекомендовала побеседовать с детьми о старинных русских обычаях празднования Нового года и Рождества.

-Подбор родителями народных загадок, колядок, небылиц, скороговорок, примет.

 -Придумывание родителями вместе с детьми новых колядок с пожеланиями счастья и здоровья всем родным и близким.

-Разучивание с детьми колядок и стихов по теме.

Итоги проекта: Дети узнали о праздновании Нового года и Рождества на Руси в древности,  о традициях, сложившихся в народе при праздновании Нового года.

В разных странах этот праздник отмечают по-разному, у разных народов сложились свои традиции и обычаи при встрече Нового года. В России перед приходом этого праздника в крестьянских избах и господских домах наводили порядок, выбрасывали старые, ненужные вещи, украшали дома. Новогодние елки стали украшать в России сравнительно недавно - этот обычай император Петр I также привез из-за границы. Впервые елки стали наряжать в Англии, эта традиция идет от друидов, веривших, что в каждом дереве живет живая душа. Вечнозеленая ель олицетворяла вечное могущество природы, и ее вечное возрождение. Дети узнали, что неделя между новогодним праздником и Рождеством на Руси называется святочной неделей.  Святки на Руси всегда праздновались весело, с ними связаны три народных обычая: гадание, ряженье и колядования. С большим интересом дети слушали рассказы о разных гаданиях, которыми увлекались наши прабабушки и прадедушки: и гадание над блюдом с водой, в которое бросали колечки и сережки, и над которым пели подблюдные песни; и гадание при свечах перед зеркалами; и бросание башмачка через забор; и гадание на имя своего суженого.

Игры с детьми на празднике:

1.Закидушка.

Нужно с определенного расстояния забросить небольшой деревянный шарик в чашку.

2.Калеина –малечина.

Нужно как можно дольше удержать деревянную палочку на локте, колене, запястье, пальце или  любой другой  части тела

3.Замиралочка.

Все танцуют по веселую музыку. Ведущий произносит «Замри, левая рука!» или «Замри правая нога!» и т.д. После этих слов двигать можно только теми частям тела, которые еще не замерзли. Задействовать можно даже глаза и рот.

4.Игра «Примерзли»

На листочках заранее написаны части тела, например губы, рука, нога, ухо, мизинец, нос и т.д. Листочки складываются в коробку. Выходят два участника, каждый берет по одному листочку, они должны присоединяться друг с другом указанными частями тела. Таким образом, два участника примерзают друг к другу. К ним подходит следующий участник, он и один из первых участников берут по одному листочку, примерзают друг другу и т.д.

Получается забавная цепочка.

5.Шуточное гадание.

Заранее подготовить листочки бумаги, на которых написано все что угодно (машины, еда, любые животные,  счастье, ну и все что взбредет в голову).

Участнику завязывают глаза и подводят к листочкам. Что он возьмет, то и ожидает его в следующем году.

6.Забавные одежды.

Рождество принято встречать в новой одежде. Одежда заранее приготовлена. Участники должны надеть эту одежду за минимальное время. Кто наденет быстрее,  и при этом будет выглядеть забавнее всех, тот  и выиграл.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...