НОД "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему
Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности "Зимушка-зима" с детьми младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta-nod_zimushka-zima.docx | 38.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной образовательной деятельности с детьми
Тема (проект, событие): Образовательная деятельность по познавательному развитию«Зимушка - зима в гости к нам пришла».
Возрастная группа: младшая группа (3-4 года)
Форма НОД: познавательно-исследовательская
Форма организации: подгрупповая
Учебно-методический комплект: образовательная программа дошкольного образования
Средства: Наглядные: Декорация (сугробы, елочки в снегу, тучка, снежинки), предметные картинки (шапка, шубка, рукавички, сапожки, туфли). Мультимедийные: ИКТ – презентация на тему «Зима». Литературные: стихотворение «Здравствуйте!», загадка о зиме, стихотворение «Зима» И.Сурикова. Оборудование: ведро (таз) со снегом,
ЦЕЛЬ: Обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, приобщать к словесному искусству, формировать эмоциональную отзывчивость. | |||||
ЗАДАЧИ | ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТЬМИ | ||||
Образовательные: - Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.);- Формировать понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий); - Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает на теплой руке и в теплой комнате). Развивающие: - Развивать исследовательский и познавательный интерес к экспериментированию со снегом. - Развивать умение использовать в беседе накопленные знания. - Продолжать работу над развитием диалогической формы речи. - Развивать произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции взрослого. Воспитательные: - Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь и бережное отношение к природе, способностьзамечать красоту зимней природы. - Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности. | - Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений; - Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт; - Активизировать словарь детей по теме «Зима», «Одежда»; - Закреплять произношение звука [у] с усилением голоса; - Формировать навыки координации речи с движением. | ||||
Предварительная работа: - Просмотр мультипликационного фильма: «Времена года» из серии «Уроки тетушки Совы». - Чтение стихов о зиме. - Рассматривание иллюстрации о зиме. - Наблюдение за снегом на прогулке. - Настольная игра – лото: «Времена года». - Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Оденем куклу на прогулку». | |||||
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат | |
Организационныйэтап | |||||
Создание мотивации на совместную деятельность | Звучит легкая музыка. Приветствие «Здравствуйте». | Педагог приветствует детей. | Дети свободно располагаются в зале. Заинтересованные дети присоединяются. | Установление зрительного и эмоционального контакта. Готовность детей к общению с взрослым и совместной деятельности. | |
Вводный этап | |||||
Актуализация знаний детей | Загадка: «Дел немало у меня. Я белым одеялом всю землю укрываю. Белю поля, дома. Зовут меня…» (Зима) Вопросы: - Ребята, а как вы догадались, что сейчас на улице зима? - Зима – это одно из красивых времен года! Какая же она, зима? Вывод: Действительно, зима можетбыть разной, и поэтому ее так любят взрослые и дети. | Стимулирует любознательность, интерес. Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления Закрепляет понятие – зима Ведет диалог с детьми. Поощряет детей к высказыванию, эмоционально вовлекает детей в беседу. | Сосредотачивают внимание. Отгадывают загадку. Дети отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт, вступают в диалог с воспитателем. Вступают в диалог с воспитателем | Организация и настрой детей на познавательную деятельность Умение выделить характерные признаки зимы. Обогащение словаря по теме «Зима» Участвует в разговоре во время наблюдений за объектом. Стремится к общению с взрослыми Проявляет интерес к беседе. Обладает элементарными представлениями из области природы. | |
Основной этап | |||||
1.Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой | Приглашение на прогулку. Проблемная ситуация: забыли одеться. | Педагог создает проблемную ситуацию Предоставляет детям возможность обсудить. | Отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт | Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях | |
2.Использование дидактического материала | Дидактическая игра «Дети одеваются» Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением одежды. Из них выбирают только изображение зимней одежды и на магнитной доске выставляют одежду в определенной последовательности. | Вовлекает детей в игру | Принимают правила игры, выполняют их. | Участие в игре. Закрепление последовательности одевания, знаний о зимней одежде. | |
3. Использование личностно-ориентированного подхода к организации образовательной деятельности (учет утомляемости детей, смена формы их организации и вида деятельности) | Динамическая пауза: Посмотрите - за окном (обзорный жест рукой) Белые дорожки. Все равно гулять пойдем, (шагают на месте) Топать по дорожкам. Наденем на ножки (наклонились, указать на ноги) Теплые сапожки; Этот с правой ножки, (надевают на правую ногу сапожок») Этот с левой ножки.(надевают на левую ногу) сапожок») На ручки - рукавички (руки вверх) Теплые сестрички.(вращают ладошками)Эту на левый кулачок (показывают правый кулачок) | Организует двигательную деятельность, показывает движения, | Двигаются в соответствии с текстом | Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. | |
Эту на правый кулачок.(показывают левый кулачок) Шубки меховые, (надевают «шубку») Шапки пуховые. (надевают «шапку»). | |||||
4. Использование момента неожиданности | Рассматривание тучи, снежинок. Вопросы: - Какая большая туча висит над головой. А как вы думаете, что может посыпаться из тучи зимой! - Рассмотрите их, какие они? | Создает момент неожиданности, сюрприз. Предлагает рассмотреть снежинки | Рассматривают тучу, снежинки. Подбирают определения, описывают снежинки | Участвует в разговоре во время рассматривания объекта. | |
5. Использование технологии экспериментирования | Предложение экспериментировать (подбросим снежинки вверх и поймаем их, подуем на них) Вывод: снежинки легкие, они кружатся, летают, падают. | Создает условия для экспериментирования. Предоставляет детям возможность обсудить. | Экспериментируют (побрасывают и ловят снежинки, дуют на них). Отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт | Стремится к общению с взрослыми Проявляет интерес к экспериментированию, беседе. Обладает элементарными представлениями из области природы. Делают вывод. | |
6. Использование приема вхождения в образ (превращения) | Игра: "Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь, Мы танцуем день и ночь, встанем вместе все в кружок, получается снежок" (повтор игры два раза) | Вовлекает детей в игру | Выполняют движения под музыку, участвуют в игре. | Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. | |
7. Актуализация знаний | Вопросы: - Как называется такое явление, когда много-много снежинок падает на землю? (Снегопад). | Ведет диалог с детьми. Поощряет детей к высказыванию, эмоционально вовлекает детей в беседу. | Дети отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт, вступают в диалог с воспитателем | Обладает элементарными представлениями из области природы. | |
- А когда снежинки кружатся, ветер их несет, как это называется? Упражнение на закрепление силы голоса: (воет вьюга - сначала она воет тихо: у-у-у, затем усиливается, воет громче. | Показ звукоподражания | Дети произносят звукоподражание хором и индивидуально. | Умение владеть голосом. | ||
8. Применение в процессе деятельности ИКТ-технологии. Актуализация знаний. | Показ слайда с анимацией: Зима. Идет снег. Чтение стихотворения И. Сурикова. Вопросы по картине: - Какой снег? - Где лежит снег? - С чем можно сравнить снег, когда он покрывает улицы, дома, деревья. На что он похож? (на полотно, ковер, одеяло, шапку и т.д.) - Для чего снег на деревьях и под деревьями? -Зачем еще зимой нужен снег? ( играть в снежки, лепить снежную бабу, кататься на лыжах и санках…) - Что можно делать, когда снег идет? (Рассматривать на шубе снежинки, ловить снежинки, лопаткой разгребать снег, чистить дорожки и т.д.) - Что можно делать, когда снег мокрый? (Играть в снежки, строить крепость, заборчики, лепить снеговика и т.д.) - Что можно делать, когда холодно и надо согреться? (Побегать по дорожкам, покатать друг друга на санках, походить на лыжах и т.д.) | Использует наглядные, информационные средства. .Привлекает детей к рассматриванию слайда презентации. Активизирует обсуждение, комментирует высказывания детей, одобряет ответы детей. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. | Рассматривают слайд. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. | |
9. Создание условий, способствующих усвоению детьми правил безопасности во время катания на санках | Песня «Кукла» (инсценировка, слушание) | Инсценирует песню. | Слушают песню | .Знают правила безопасности во время катания на санках | |
10. Применение технологии исследовательской деятельности | Опыт со снегом | Создает условия для исследовательской деятельности (для проведения опыта) Актуализирует знания, побуждает к познавательно-исследовательской деятельности. Стимулирует любознательность, интерес. Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления. Побуждает делать выводы, умозаключения. Побуждает к дальнейшей экспериментальной деятельности. | Участвуют в исследовательской деятельности: наблюдают, экспериментируют. Выражают собственные мысли. | Проявляют интерес к исследовательской деятельности. Овладение способами познавательной деятельности. Любознательность и активность. Восприятие и усвоение нового, расширение имеющихся представлений. | |
Заключительный этап | |||||
1.Рефлексия 2. Использование приема стимулирования | Вопросы: Путешествие закончилось. Что вам запомнилось? Что нового и интересного вы узнали во время нашего путешествия? Подарки из сундучка | Инициирует, активизирует общее обсуждение. Благодарит детей за активное участие в деятельности | Выражают собственные мысли. Получают подарки | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |