Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с птицами
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Название

игры

Цель

игры

Содержание игры

«Расскажи о птицах»

 

- гуманно относиться к птицам, любить их и ухаживать за ними;

- учить детей различать птиц;

 

Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки (на рисунках изображены птицы )  и их  назвать. Как можно назвать этих птиц? (зимующие) Каких еще птиц вы знаете?                                            Педагог предлагает детям рассказать, как человек заботится о птицах, а затем сам рассказывает о какой-либо птиц  по плану: название, внешний вид, где живет, чем питается, какую приносит пользу.

«Назови каких ты знаешь птиц»

Закреплять названия птиц.

 

Дети  в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Что за птица?»                  Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название птицы).             Затем он передает вещь другому ребенку,  с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан ( следить за тем , чтобы ответы детей не повторялись)

«Сложи птицу».

 

Закрепить  представления детей о птицах. Учить описывать по наиболее типичных признакам.

Один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение птицы, но без образца.

«Угадай – ка»

 

Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить  представления детей о  птицах.

На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

 

 

«Четвертый лишний»

Закреплять  представления детей о  птицах.

Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:   1) заяц, ворона, воробей, синица;                                  2) голубь, снегирь, собака, ласточка;  и т. д.       

«Чудесный мешочек»

 

Закрепить  представления у детей, чем питаются птицы. Развивать познавательный интерес.

В мешочке находятся карточки с изображением : семечки, сало, орехи, сыр, пшено, яблоко и т.д.

Дети  называют подходит ли этот корм для птиц.

«Кто где живет»

 

Закреплять  представления детей о зимующих и перелетных птицах.

У воспитателя - картинки с изображением птиц, а у детей картинки с изображениями мест обитания ( зима, лето).

  Воспитатель показывает картинку с изображением птицы, а дети поднимают картинку , которая соответствует данной птице ( зимующие- зима, перелетные –лето) .

« Кто, как разговаривает»

Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции

Вариант 1: Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя птицу. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как та или иная птица подаёт голос.

Вариант 2:  педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто так кричит?» , дети называют птицу.

«Чего не стало?»

Развитие внимания и наблюдательности.

Педагог на столе выкладывает 4  картинки с изображением птиц: «Дети, посмотрите, какие карточки лежат на столе.   Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает  одну картинку. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют  птицу, которой не стало.

«Чья голова?»

Расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например :У сороки – сорочья. У орла – орлиная и так далее.

«Подбери признаки»

Активизация глагольного словаря.

Педагог задаёт вопрос «Что умеют делать птицы?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Птицы умеют летать. Птицы умеют клевать. Птицы умеют скакать…

«Назови птицу  ласково»

Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

 Педагог, бросая мяч ребёнку, называет птицу (например, воробей), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово ( воробышек) и так далее.

«Весёлый счет»

Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными

Педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один   воробей – пять   воробьев.   Одна синица– пять синиц...

«Найди ошибку»

Способствовать  умению отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Воспитатель показывает  картинку с изображением птиц и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит эта птица. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле изображены на картинке. Например:

« Синица играет мячом. Это верно?» Дети : «Нет». А что делает синица? Дети отвечают: пьет воду из лужи. Затем называются другие картинки с изображением птиц.

«Загадай, мы отгадаем»

Закрепить  представления о птицах; умение называть их , описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

 

Водящий описывают любую птицу в следующем порядке : форма, окраска,  где живет. Дети по описанию должены узнать  птицу.

«Назови птицу»

Формировать умение детей отчетливо  и громко произносить слова, развивать слуховое внимание.

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова с названиями птиц, в которых есть звук «с» . (Сорока,, мышка, синица, коза, машина, снегирь, книга, звонок)

Воспитатель должен  произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать..

Второй вариант: воспитатель называет звук и предлагает детям назвать  птицу , которая начинается на этот звук.

«Зимующие и перелетные птицы»

Дифференциация зимующих и перелетных птиц; увеличение словарного запаса по теме «Птицы»,  развивать слуховое внимание .

Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить названия  зимующих и перелетных птиц. Если дети услышат названия  зимующих птиц , они должны присесть, сгруппироваться, как бы съежиться от холода ,  а если услышат названия  перелетных птиц,  подняться, помахать крыльями , имитируя полет в теплые края.

«Кто скорее соберет?»

Способствовать умению  детей группировать зимующих и перелетных птиц;  

Дети делятся на две команды.  По команде воспитателя они начинают сортировать птиц .   Чья команда  разделила  птиц на две группы первыми ,  считаются победителями.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей 5–7 лет с окружающим миром

Эта картотека содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем критериям:1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животн...

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет....

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.

Финансовая грамотность - это качество человека, которое формируется с малого возраста....

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.

Профориентация - это неотъемлемая часть общекультурной среды....

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет. ...

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями....

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями для детей 5-7 лет.

Материалы для помощи педагогам ДОУ в ранней профориентации старших дошкольников....