Проект "Осень" для детей старшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данный проект позволит спланировать воспитательно-образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в осенний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_osen_starsh.gr_.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта в старшей логопедической группе «Цветик – Семицветик»
Воспитатели: Зубковская Е.П., Жигулова Е.В.
Тема: «Золотая осень».
Тип проекта: познавательно- исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный (c 2.10 17г. – 31.10.17г.).
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.
Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Цель проекта: Создание условий для совершенствования у детей представления об осени, ее характерных особенностях.
Задачи проекта:
Задачи:
- Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
- Расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
- Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
- Расширить и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
- Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
- Способствовать развитию памяти, восприятия;
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание оберегать ее, охранять.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Праздник «Если б Осень потерялась!».
Ожидаемый результат:
- Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
- Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
- Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
- Сближение педагогов и детей, создание атмосферы общности интересов и партнерских отношений.
Проект включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (с 2. 10. 2017г. по 6.10.2017г.):
- Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.
- Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений.
- Разработка циклов ООД.
- Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
- Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.
2. Содержание проекта (основной этап деятельностный) (с 9.10. 2017г. по 25.10. 2017 г.):
Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:
Познавательное развитие | ООД «Прогулка в осенний лес» (Приложение № 1). Цель: Создание условий для расширение у детей представления о многообразии и пользе осенних даров природы. Рассматривание и обследование: муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья?». Цикл наблюдений: - за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём); -за красотой и богатством осенних красок; -за цветником; -за перелетными птицами; -за насекомыми; -за деревьями, растущими на территории детского сада. Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»; «Ищем приметы осени». Цель: Создание условий для развитие у детей умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий. Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»; «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»; «Почему я люблю (не люблю) осень?». Цель: Создание условий для систематизации представления у детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях. |
Речевое развитие | ООД «Осень и её краски» (Приложение № 2). Цель: Создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира. Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке»; «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок. Цель: Создание условий для развитие у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи. Словесные игры: «Опиши словами осень!»; «Осень в лесу»; «Вспомни – назови»; «Один – много»; «Будь внимательным»; «Осенние деревья»; «Подбери действие». Цель: Создание условий для развитие у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи. Чтение художественной литературы: Рассказы: Катаев В. «Мухомор»; «Грибы». Лопатина А. «Грибная аптека; Пришвин М. «Листопад», «Осенние листочки»; Скребицкий М. «Четыре художника», «Осень», «Белка готовится к зиме»; Соколов – Микитов Г.И. «Листопадничек»; Снегирев Г. «Как птицы к зиме готовятся»; Сладков И. «По грибы», Ушинский К. «Осенняя сказка», «Спор деревьев»; Шим Э. «Храбрый опенок». Сказки: Афанасьева М. «Красивые грибы»; Белых С. «Спор деревьев»; Скребцова М. «Разговорчивая берёзка». Стихи: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»; К. Бальмонт «Осень»; И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…». Пословицы, поговорки, приметы об осени (Приложение №7). Цель: Создание условий для эмоционально-образного восприятия детьми литературного произведения; развитие умения замечать образные слова и выражения, осознание единства человека с природой в художественной литературе. |
Социально-коммуникативное развитие | ООД «Осенние заботы животных и птиц» (Приложение №3). Цель: Создание условий для закрепление у детей знаний об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья собирается на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Прогулка в осенний лес». Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы». Цель: Создание условий для развитие интереса у детей к экологическим играм. Игры-драматизации: «Лисичка со скалочкой», «Под грибом». Настольно – печатные игры: «Времена года». |
Художественно -эстетическое развитие | ООД (Рисование) «Ветка рябины» (Приложение № 4). Цель: Создание условий для закрепление умения у детей передавать в рисунке характерные черты ветки рябины. ООД (Лепка) «Фрукты на тарелке» (Приложение № 5). Цель: Создание условий для закрепление у детей знаний о фруктах, развитие умения передавать более точную форму фруктов и вазы. ООД (Аппликация) «Овощи» (Приложение № 6). Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «Овощи». Рассматривание: картины Левитана «Золотая осень», иллюстраций на тему «Осень в лесу» Раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику.
Слушание музыкальных произведений: П.И.Чайковский «Октябрь»; Пьеса Р. Бойко «Осенний пейзаж» Пение: «Веселый огород»; «Осень золотая» сл.и муз. Л. Старченко; «Осень, осень, осень». Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку». Музыкальные игры: «Ёжик», народная игра «Тара-тара-тара-ра…». Цель: Создание условий для формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения об осени. |
Физическое развитие | Беседы: «Как одеваться осенью?»; «Если хочешь быть здоров». Цель: Создание условий для развитие у детей начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!»; «Бывает-не бывает»; «Хитрая лиса»; «Перелёт птиц» Игры - соревнования: «Кто быстрее обежит лужи». Цель: Создание условий для формирование у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения. Физкультминутки: «Клён»; «Листопад»; «Грибы» Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Есть у каждого свой дом», «Компот», «Мы капусту рубим…», «Птицы». Цель: Создание условий для развитие у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев. |
Трудовое воспитание | Сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листочков для гербария), уборка опавшей листвы, подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листвою. Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»; «В мире животных»; «Почему перелетные птицы покидают нас осенью?» Цель: Создание условий для формирование у детей умение трудиться , добиваться результата труда общими усилиями. |
Работа с родителями:
- Консультация «Профилактика гриппа в осенний период» (Приложение №8);
- Изготовление поделок из природного материала и овощей «Волшебный сундучок» (Приложение № 9).
3. Заключительный этап (с 26. 10. 2017 г. по 31. 10. 2017г.):
- анализ результатов проекта;
- проведение праздника: «Если б Осень потерялась» (Приложение № 10).
Приложение
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей 5–6 лет.
Тема: «Прогулка в осенний лес»
Цель: Создание условия для формирование у детей обобщенного представления о лесе, культуру общения с природой.
Задачи:
1. Систематизировать представления детей о грибах и деревьях;
2. Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
3. Прививать любовь к родной природе;
4. Развивать навыки проведения простых опытов, а так же культуру восприятия, умение наблюдать, сравнивать;
5. Воспитывать познавательный интерес к растительному миру.
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: плакат «Деревья», картинки - «Грибы съедобные и несъедобные»; аудиозапись «Звуки леса»; губка, блюдце, емкость с «грязной» водой; корзина из картона, нарезанные нитки, клей.
1. Организационный момент.
В.: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку, чтобы узнать, куда мы с вами пойдем вы должны отгадать загадку.
Загадка.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом
– Чудеса увидишь в нем.
В.: - Куда мы сегодня пойдем? (В лес).
- А вы знаете как нужно вести себя в лесу?
2. Основная часть:
Стихотворение «Лесные правила»
- Вы знаете лесные правила? Давайте их повторим.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять;
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, Т
опать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
В.: - Прогуляемся по тропинкам леса?
Упражнение «Приятный запах» ( Развитие длительного плавного выдоха)
В.: - Чувствуете, какой здесь чистый воздух?
Давайте подышим. (Глубокий вдох, одновременно поднимая руки вверх, на выдохе произносим «Ах»).
Зрительная гимнастика (Снятие зрительного напряжения).
В.:- Посмотрите глазками влево - вправо, кто так щебечет? (Аудиозапись «Звуки леса»)
Игровое упражнение «Отгадай загадку».
В.: - Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете самых главных обитателей леса.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Пальчиковая гимнастика «Дерево».
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета (Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх, шевелить кистями и пальцами).
В.: - Посмотрите, сколько деревьев в нашем лесу.
- А какие деревья вы знаете? (береза, осина, дуб, ель, сосна и т. д.)
- Деревья в лесу служат домом, укрытием, пищей.
- А что растет в лесу под деревьями? (Мох, грибы, ягоды).
Беседа о грибах.
В.: - Грибы в моем лесу растут с лета до осени, а для роста им необходимы тепло и влага.
- Какие грибы вы знаете? (Боровик, подберезовик, подосиновик и т. д.)
- Правильно, это съедобные грибы.
В каком виде вы любите есть грибы? (Грибной суп, соленые, жареные и т. д.)
- А еще в лесу есть ядовитые грибы. Назовите их (Мухомор, поганки).
- Можно ли их собирать в корзинку? (Нет).
- Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат лекарством для лесных обитателей – зайцев, лосей и украшают лес.
- Кто знает, как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные дети леса радовали не только вас, но и других людей через несколько лет? (Осторожно срезать ножиком, не топтать несъедобные и т. д.).
- Знаете ли вы, как долго живет гриб? (гриб живет 3-4 дня, а грибница долго – иногда больше 10 лет.).
- А что такое грибница? (Грибница – это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба).
3. Итог деятельности: - Какие правила мы должны соблюдать в лесу?
Приложение
Пословицы и поговорки об осени:
Батюшка-сентябрь не любит баловать.
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
В ноябре снег надует — хлеба прибудет.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
В сентябре синица просит осень в гости.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.
Готовые хлеба хороши, а на лето по-старому пашню паши!
День прозевал — урожай потерял.
Октябрь — месяц близкой пороши.
Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Октябрь плачет холодными слезами.
Октябрь развезет — ноябрь подберет.
Октябрьский гром — зима бесснежная.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.
Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.
Осень — перемен восемь.
Осень велика, зима долга.
Осень идет и за собою дождь ведет.
Осень прикажет, весна свое скажет.
Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.
Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
С березы лист не опал — снег ляжет поздно.
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.
Соха кормит, веретено одевает.
Теплая осень — к долгой зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.
Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)
Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы, с участием детей старшего дошкольного возраста...