Проект по экологии "Я люблю природу"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по экологии "Я люблю природу" | 293.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Колосок»
ПРОЕКТ
«Я ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ»
экологическое воспитание
Выполнил: воспитатель старшей группы
1 кв. категории, стаж работы 6 лет
Елшанкина Елена Сергеевна
г.о. Семеновский,2017
Содержание:
- Аннотация……………………………………………………………………..3
- Характеристика проекта……………………………………………………...7
- Этапы разработки и реализации проекта……………………………………8
- Список используемой литературы………………………………………….24
- Приложение…………………………………………………………………..25
АННОТАЦИЯ
"Охранять природу - значит охранять Родину" (М. Пришвин)
Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.
Актуальность
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.
Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.
Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.
Огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.
Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Гипотеза исследования: реализация нестандартного подхода к работе с воспитанниками. Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.
Цель: Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.
Задачи:
- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы.
- Познакомить с правилами поведения в природе.
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности. - Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Охранять и укреплять здоровье детей.
- Повышать уровень экологической культуры родителей в необходимости экологического воспитания детей.
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников:
- у детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
- у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
- дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Для родителей:
- повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
- создано единое воспитательно - образовательное пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Для педагогов:
- обобщение, распространение и презентация работы по данной теме;
- инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса работы с детьми;
- формирование знаний у детей по экологической культуре поведения в природе;
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТА
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.
По доминирующему признаку наш проект «Я люблю природу» - Информационно-исследовательский, цель которого предполагается получение ответов на вопросы о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Продуктами информационно-исследовательского проекта могут быть – альбомы на разные темы, рисунки, аппликации, книжки-раскладушки, книжки-малышки, фотоальбом, эксперименты по разным темам, презентации, видеофильмы, обыгрывание различных ситуаций и многое другое.
Продукт нашего проекта – это создание альбомов с записями о разных экспериментах, создание видеофильма «Земля наш общий дом», презентация проекта, создание книжек-малышек и дидактических игр своими руками, создание лепбука «Природные явления» и «Осень».
Участники будут совместно находить материал для проекта.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Работа над проектом включает совместную деятельность педагога, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта | Задачи на данном этапе | Деятельность |
I этап Организационный |
(При постановке цели определяется и продукт проекта)
|
|
II этап Основной |
|
|
III этап Заключительный |
|
|
Выполнение проекта
Реализация проекта была распределена на несколько недель:
- 1неделя (2.10 – 6.10) – Организационный этап проекта.
- 2-4 неделя (9.10 – 27.10) – Основной этап проекта.
- 5 неделя (30.10 – 3.11 ) –Заключительный этап проекта
Цели и задачи | Мероприятия | Сроки | Ответствен ные |
I этап Организационный | |||
Создание информационных, методических и организационных условий для реализации проекта. |
| 1неделя (2.10 – 6.10) | Воспитатели |
II этап Основной | |||
Освоение теоретических основ и применение их на практике, накопление педагогического опыта по развитию знаний и умений у детей по экологической направленности. |
Цикл бесед на тему «Наш дом – природа»:
Наблюдения:
Труд в природе:
Дидактические игры:
Цикл игр на интерактивной доске:
Рассматривание картин и иллюстраций:
«Времена года» «Зима» «Животные зимой» «Природа родного края» «Россия – Родина моя» «Сбережем первоцветы» «Насекомые» «Керженский заповедник»
Чтение художественной литературы:
Загадывание загадок:
Аппликация:
Цель: Формировать умение детей изготавливать аппликацию из листьев. Развивать мелкую моторику рук, любовь к природе, усидчивость, воображение. Воспитывать интерес к аппликации, аккуратность в работе, эстетический вкус детей.
Цель: Повторить названия овощей и фруктов. Тренироваться вырезать круглые и овальные формы из квадратов и прямоугольников, плавно срезая углы. Сочетать элементы композиции по цвету, размеру, форме. Развивать координацию движений обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение. Лепка
Цель: познакомить детей с несколькими приемами лепки птиц, воспитывать у детей интерес к птицам, развивать любознательность, уметь передавать характерные признаки птиц, учить контролировать свои действия при лепке. Рисование
Цель: Учить детей создавать в рисунке образ дерева, находит красивое композиционное решение( одно дерево на всем листе).Закреплять умение использовать разный нажим на восковый мелок для передачи более светлых и более темных частей изображения. Учить использовать линии разной интенсивности как средство выразительности. Закрепить умение рисовать методом тычка. Развивать эстетическое восприятие, эстетическую оценку. Воспитывать внимание, умение аккуратно работать с кистью, любовь к природе.
Цель: Учить детей подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво располагать птиц на листе; закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное восприятие, способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, внимания; Воспитывать любовь и заботливое отношение к зимующим птицам.
Цель: учить детей рисовать несложный пейзаж в соответствии с содержанием стихотворения, изображать ели большие и маленькие, располагая по всему листу бумаги. Воспитывать любовь к природе, к поэзии.
Цель: Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции.
Цель: учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середины; учить использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки); продолжать учить рисовать красками; развивать эстетическое восприятие, чувство композиции, чувство симметрии; воспитывать эстетический вкус;
Цель: Закрепить навыки работы красками, учить правильно, держать кисть. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, ветки. Воспитывать самостоятельность, творчество.
Цель: Учить выразительно передавать в рисунке образы животных (форму тела, расположение и форму частей тела, их величину, пропорции) с опорой на схему. Выбирать животное по своему желанию. Развивать образное восприятие и воображение. Учить рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.
Пальчиковые игры:
Игры на развитие дыхания:
Игры на развитие координации слова с движением:
Подвижные игры:
Сюжетно-ролевые игры:
«Растения нашего края», «Берегите природу» «Красная книга»
| 2-4 неделя (9.10 – 27.10) | Воспитатели родители, дети. |
III этап Заключительный | |||
Анализ результатов работы. Планирование дальнейшей работы по данному направлению. |
| 5 неделя (30.10 – 3.11 ) | Воспитатели родители, дети. |
Принципы реализации проекта:
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
условий для полного проявления способностей каждого ребенка и
своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что
образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и
внешним условиям.
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия
взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между
взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием
воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности предусматривает осуществление экологической
работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
требований в процессе экологической деятельности.
Формы реализации проекта:
- Беседы;
- Непосредственная образовательная деятельность;
- Наблюдения и экологические экскурсии;
- Познавательное чтение;
- Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты);
- Подвижные, дидактические, имитационные игры,
инсценировки экологической направленности.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок экологии и экспериментирования в группе;
- Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.);
- Подборка художественной литературы;
- Подборка опытов и экспериментов.
Результаты проекта:
- Просмотр видеофильма «Земля наш общий дом»
- Создание дидактических игр и книжек-малышек сделанных своими руками по экологии.
- Создание лепбуков «Природные явления», «Осень»
- Представление опыта работы на педсовете.
- Участие родителей и детей в интернет-конкурсе «Я люблю природу»
- Занявших 1 место с видеороликом «Земля наш общий дом», семья Рожковых.
- Родители и дети создали кормушки для птиц своими руками, которые потом повесили на участке детского сада.
- Посадка деревьев и кустарников на территории детского сада.
- Выставка совместных работ родителей и детей «Вторая жизнь упаковки»
Рефлексия:
- Пополнение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе.
- Представление своего опыта работы для обсуждения на педсовете и дальнейшего использования педагогами детского сада.
- Привлечение родителей к совместной деятельности в воспитательно-образовательном процессе.
- Обогащение знаний детей о природе и экологии в целом.
- Опыт удался и дал хорошие результаты, как в работе с детьми, так и в взаимодействии с родителями.
- Надо продолжать работу дальше, так как ФГОС одним из принципов организации образовательного процесса считается принцип интеграции, а он возможен при организации проектной деятельности.
- Уровень знаний и умений детей стал выше.
Список литературы:
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
- Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
- Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.
- Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
- Т. С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2016 г.
- Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 20015.; №7, 20016 г. ; №7, 20017г. ; №10, 20016 г. ; №3, 7, 2014 г.
- Интернет источники:
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota
- http://bukvic.ru/god-ekologii-dlya-detey/
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/
- http://uchitelya.com/biologiya/42689-prezentaciya-god-ekologii.html
- https://multiurok.ru/files/priezientatsiia
- http://uchitelya.com/pedagogika/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологии "Будь природе другом"
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как мн...
Проект по экологии "Беречь природу, значит беречь Родину"
Проект содержит план реализации проекта, методическую копилку. В методической копилке отражена совместная деятельность взрослого и ребенка, а также совместная деятельность с родителями....
Проект по экологии "Сохраним природу вместе"
Данный проект поможет понять детям взаимосвязь природы и человека; поможет вовлечь детей в разнообразные виды деятельности в природе и ее охране; поможет сформировать навыки экологически грамотн...
Проект по экологии «Сохраним природу вместе».
Проект по экологии «Сохраним природу вместе» старшая группа....
Проект по экологии: "Стань природе другом"
Экологическое воспитание дошкольников - является важной и неотъемлемой частью воспитания детей. Мир природы очень богат и прекрасен и все его великолепие нужно донести до ребенка. ...
Проект по экологии "Мастерская природы"
Проект по экологии "Мастерская природы"...