Проект "Пасха"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья средствами литературы, музыки, театрализации, изобразительной и двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pasha.docx | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д / с « Солнышко».
Проект «Пасха».
(Средняя группа).
Составитель: Брысина Н. Н.
Актуальность темы:
Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Пасха - самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.
Мы решили познакомить детей с народными праздниками, так как именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.
В настоящее время дети, да и мы взрослые, не знаем русских обычаев, традиций, связанных с народными христианскими праздниками. И если взрослые будут интересоваться русской народной культурой и рассказывать своим детям, играть в игры, придерживаться обычаев русского народа, то дети тоже будут в дальнейшем знать культуру и традиции нашего народа.
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья средствами литературы, музыки, театрализации, изобразительной и двигательной активности.
Задачи работы с детьми:
1.Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресенье Христово», его историей, обычаями и обрядами, связанными с праздником.
2.Познакомит с литературными произведениями, посвященными празднику Пасхи.
3.Создать условия для реализации творческой деятельности детей и развивать их творческие умения.
4.Развивать интерес к русской культуре. Воспитывать патриотические чувства к православным традициям своего народа.
5.Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства.
Задачи работы с родителями:
1.Ознакомить родителей с темой, целью и актуальностью данного проекта.
2.Предоставить консультационный материал для проведения бесед с детьми по ознакомлению и празднованию Пасхи.
3.Совместная деятельность родителей и детей по теме проекта.
Участники проекта: дети средней группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Вид проекта: Творчески - информационный.
Продолжительность проекта:
Краткосрочный -2 неделя (с 18.04 по 01.05).
Ожидаемый результат:
1.Пробуждение интереса у детей и родителей к русской культуре.
2.Дети и родители получат знания об обычаях и традициях празднования Пасхи.
3.Дети познакомятся со стихами, сказками, рассказами, песнями и картинами, посвященными празднику.
4.Дети научатся играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.
5.Дети получат практические навыки, необходимые в декоративно-прикладном искусстве.
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: дети получают новые знания, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания по теме проекта, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий.
Реализация проекта
Первый этап: Подготовительный.
1.Составление перспективного плана мероприятий.
2.Изучение методических рекомендаций по ознакомлению воспитанников группы с православной культурой.
3.Создание развивающей среды: подбор материалов для проведения занятий, бесед, консультаций, иллюстраций, художественной литературы, фольклора, изготовление пособий и атрибутов.
4.Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
Второй этап: Основной (практический).
1.Познавательное развитие. Компьютерная презентация и НОД «Пасха», НОД «Почему красят яйца», НОД «Наблюдение за вербой», НОД «Составление рассказа описания о вербе
2.Социализация. – Дидактическая игра «Найди отличия» Сюжетно-ролевая игра: «Семья» сюжеты: «Празднуем Пасху», «Готовимся к Пасхе». - Пасхальные игры-забавы: «Минус один»; «Раскручивание яиц»; «Прокати яйцо в воротики»; «Игра несушка» «Сдувание яйца» , Игры по сказкам: настольный театр «Колобок» и «Курочка Ряба», Подвижные и хороводные игры: «Горелки»; «Баба- Яга»; «Игра с Солнцем»; «Карусель»
3.Художественная литература. – К Островский «Пасхальный колобок». - Стихи о пасхе: А. Н. Майков «Христос Воскрес!», А. А. Блок «Вербочки», К. Д. Бальмонт «Вербы», С. Есенин «Пасхальный благовест», А. Усачев «Пасха» , «Доброта»
Разучивание стихов о Пасхе к утреннику
4.Художественное творчество.
Лепка: «Пасхальные яйца», «Птицы», «Пасхальные куличи»
Рисование: «Верба в вазе», «Птицы», «Корзина с Пасхальными яйцами»
Аппликация:
Коллективная работа: «Пасхальные яйца», «Вербочка»
5.Музыка.
Разучивание песен о весне: «Веснянка»; русская народная песня «Светит месяц»; русская народная игра «Гори, гори ясно», танец «Ангелов»,танец «С вербочкой», игра «Солнышко вёдрышко», слушание колокольного перезвона, разучивание физкультминутки под песню Кота Леопольда о доброте
Труд: уборка группы к Пасхе
Добавление материала о Пасхе в альбом «Весна:праздники»
6.Работа с родителями.
Родительское собрание «Родителям о духовно нравственном воспитании дошкольников»(Мастер класс: игры с яйцами; вырезание из бумаги, сложенной вдвое : яйцо)
Беседа и презентация «Как объяснить детям: Что такое Пасха?»
Папка - ширма: «Следим за собой- растим добро»
Оформление стенда «Праздник Пасхи у ворот»
Выставка Пасхальных яиц
Мини проекты «Встречаем Пасху всей семьёй»
Привлечение родителей в проведение праздника «Пасха в гости к нам пришла». (Изготовление костюмов Ангелов, атрибуты-вербочка)
Третий этап. Заключительный.
1.Приняли участие в музыкальном развлечении «Праздник Пасхи у ворот»
2.Провели выставку рисунков и поделок из пластилина «Пасхальное яйцо» , «Куличи», «Птицы», «Вербочка»
3.Организовали выставку совместных поделок детей и родителей «Дорого яичко во Христов день»
4.Совместная творческая деятельность детей и родителей.
5.Выступление с проектом.
- ПРОГРАММЫ, МЕТОДИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА:
- 1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вервксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:Мозаика – Синтез, 2010.
- 2. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
- 3. . О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.
- 4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- 5. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
- 6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- 7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.