Рабочая программа кружка "Очевидное и невероятное"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме
Рабочая программа кружка "Очевидное и невероятное", функционирующего в МБДОУ д/с №8 "Улыбка", для детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ochevidnoe_i_neveroyatnoe.docx | 34.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю_______________
Заведующая МБДОУ д/с №8
И.Н.Артемова
«04» сентября 2017 г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
кружка «Очевидное и невероятное»
(опытно-экспериментаторская деятельность)
для детей дошкольного возраста
от 5 до 6 лет
Срок реализации программы
2017 - 2018 г.
Руководитель кружка:
воспитатель Антонова Е.И.
2017 г.
Пояснительная записка
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила».
А.Энштейн.
Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Почемучки» для детей дошкольного возраста (4-7 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Цель программы:
∙ расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности;
∙ способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие умственных способностей.
4. Социально - коммуникативное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
6. Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Основное оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена.
Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Ожидаемые результаты: дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
«Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
Направленность программы кружка «Очевидное и неверотное» является научно - познавательной, по форме организации - кружковой, по времени реализации –1 год. Занятия проводятся 4 раза в месяц, во второй половине дня, продолжительность: 20 минут. Всего36 занятий в год. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями, явлениями социальной жизни.
Программа направлена на создание условий для развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка, развитие мотивации к исследовательской деятельности и творчеству.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения старших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.
Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Примерный перспективный план экспериментальной деятельности
№ п/п
| Тема
| Цель занятия | Используемый материал | Источник |
Сентябрь | ||||
Экспериментирование с песком и глиной | ||||
1. | Посадим дерево. | Помочь определить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость). | Песок, глина. Емкости, палочки. | № 7, с. 158 |
2. | Где вода? Волшебный материал. | Помочь определить, что песок и глина по – разному впитывают воду. Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. | Сухой песок, сухая глина, вода. Прозрачные емкости, мерные стаканчики. Емкости с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики, клеенка. | № 7, с. 159 № 3, с. 45
№ 7, с. 160 № 3, с.45-46
|
Наблюдения за жизнью растений | ||||
3. | Что любят растения? Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении? | Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Помочь определить, что срезанные растения раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем. | 2-3 одинаковых растения. Предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности. Растение с бутонами. | № 7, с. 174-175 № 7, с. 177 |
4. | Где живут зернышки? | Познакомить со строением колоска. | Колоски, подносы. | № 7, с. 175 |
Октябрь | ||||
1. | 1. Где прячутся детки? 2. Хитрые семена. | 1. Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. 2. Познакомить со способом проращивания семян. | 1. Почва, лист и семена клена (или другого растения), овощи. 2. Семена бобов, кабачков, земля. | № 7, с. 175-176, 177-178
№ 3, с. 40-42 |
2. | 1.Соревнование. 2. Что есть в почве. | 1. Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность. 2. Помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений) | 1. Почва (рыхлая и уплотненная), черенок традесканции. Две стеклянные банки, палочка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). 2. Комочек земли, остатки сухих листочков, металлическая тарелочка, спиртовка, лупа, пинцет. | № 7, с. 178-179, С. 115-116 |
3. | 1. Знакомство с микроскопом. 2.Увеличительное стекло, бинокль, очки. | 1. Познакомить детей с микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу. 2. Выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами. | 1. Микроскоп, лупа, листочек, скальпель или бритва, предметные стекла, клеенка, игрушка Незнайка. 2. Увеличительные стекла по количеству детей, бинокль, очки с увеличением, спички, пучок сухой травы, настольная лампа. | № 3, с. 60, 59-60 |
Экспериментирование с воздухом | ||||
4. | 1. Танец горошин. 2. Поиск воздуха. | 1. Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. 2. Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. | 1. Вода, горошины. Баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). 2. Вода. Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость. | № 7, с. 168-169 № 7, с. 169 № 3, с. 56-57 |
5. | 1. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? 2. Веселая полоска. | 1. Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул. 2. Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать наблюдательность. | 1. Воздушный шарик, скотч, игла. 2. Полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). | № 7, с. 170-171 |
Ноябрь | ||||
1. | Подводная лодка из винограда. | Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба. | Свежая газированная вода (лимонад), виноградинка, стакан. | № 7, с. 171-173 |
2. | Делаем облако. | Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь. | Горячая вода, кусочки льда, трехлитровая банка, противень. | № 7, с. 173-174 |
Экспериментирование с водой | ||||
3. | 1. Свойства и признаки воды. 2. Откуда берется вода. | 1. Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания. 2. Познакомить детей с процессом конденсации. | 1. Вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега. Горячая вода, стекло (зеркальце), акварельные краски. 2. Стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинки для коктейля, термос (кипятильник), охлажденная металлическая крышка. | № 7, с. 97-100 |
4. | 1. Пар – это тоже вода. 2. Вода бывает теплой, холодной, горячей. | 1. Познакомить детей с одним из состояний – паром. 2. Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. | 1. Термос (емкость с кипятильником. 2. Вода – холодная, теплая, горячая, три кусочка льда. Три стаканчика, водный термометр. | № 7, с. 100-101, 166-168
|
Декабрь | ||||
1. | 1. Замерзание жидкостей. 2.Разноцветные сосульки. | 1. Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессе замерзания различных жидкостей. 2. Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре). | 1. Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло. Емкости, алгоритм деятельности. 2. Краски, формы для замораживания льда, нитки. | № 7, с. 101-103
№ 3, с. 44-45 |
2. | 1.Окрашивание воды. 2. Играем красками. | 1. Помочь выявить свойства воды. 2. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. | 1. Вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель. Емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики. 2. Прозрачная вода, краски, де баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). | № 7, с. 161-163
№ 3, с. 43-44 |
3. | 1. Водяные весы. 2. Реактивный кораблик. 3. Друзья. | 1. Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается. 2. Помочь определить, как с помощью воды можно придать ускорение кораблику. 3. Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. | 1. Высокая стеклянная банка, круглая палка длиной 20-30 см из легкого дерева (сосны, липы, осины), гайка, картон. 2. Вода, дощечка в форме кораблика, пустая жестяная банка с отверстием в дне. 3. Вода, стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). | № 7, с. 164-166 |
Январь | ||||
Человек | ||||
1. | 1. Наши помощники – органы чувств. 2. Потеря воды во время дыхания. | 1. Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств. 2. Дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания. | 1. Лимон, яблоко, сахар, вода. «Чудесная» коробочка (с дырочками), коробочка с бубном, «чудесный» мешочек, непрозрачный чайник. 2. Холодное стекло. | № 7, с. 120-121, 179-180
№ 3, с. 28-29 |
2. | 1. Язычок – наш помощник. 2. Вкусовые зоны языка. 3. Отгадай на вкус. | 1. Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнения в определении вкуса продуктов. 2. Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражнять в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. 3. Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее). | 1. Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус), схематичное изображение языка с вкусовыми зонами. 2. Сахар, соль, горчица, кусочки лимона, вода. Зеркала, 4 блюдца, деревянные палочки (с ваткой на конце), стаканы (для смачивания палочек) по количеству детей. 3. От 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов. | № 7, с. 124-126, 180-181, 182-183
№ 3, с. 55 |
3. | 1. Носарий. 2. Угадай по запаху.
| 1. Познакомить с функцией носа, его строением. 2. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | 1. Рисунки (контурные) профилей, изображающих разную форму носа (орлиный, пуговкой, курносый и др.), схематичное изображение носа. 2. Продукты – лимон, шоколад, хлеб и т.д. | № 7, с. 122-123, 183-184
№ 3, с. 39 - 40 |
Февраль | ||||
1. | 1. Ухо – орган слуха. 2. Значение расположения ушей. 3. Откуда берется голос? | 1. Познакомить с органом чувства (ухом), его назначением, с охраной органов чувств. 2. Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. 3. Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | 1. Коробочка с бубном, музыкальные инструменты, знаки, запрещающие действия, которые могут привести к опасности для ушей.
| № 7, с. 128 – 129, 181-182 |
2. | 1. Глаза – орган зрения. 2. Поверка зрения. | 1. Познакомить с органом чувств – глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз. 2. Выявить зависимость видения объекта от расстояния до него. | 1. Вода, непрозрачный чайник. 2. Картинки с изображением предметов. | № 7, с. 126-128 |
3. | 1. Рукам своим не верю. 2. Ящик ощущений. 3. Тайный похититель варенья. | 1. Показать разницу в ощущениях рук при опускании в воду разной температуры. 2. Развивать тактильную чувствительность. 3. Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.
| 1. Вода – холодная, комнатная и горячая. Три миски. 2. Коробка, закрывающаяся со всех сторон. Разнообразные предметы природного происхождения. 3. Измельченный ножом карандашный грифель. | № 7, с. 185-186, 187-189 |
Экспериментирование с солнечным светом | ||||
4. | 1. Черное и белое. 2. Солнечные зайчики. 3. Радуга. | 1. Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. 2. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. 3. Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате. | 1. Салфетки из ткани черного и белого цвета, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). 2. Вода, зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (для каждого ребенка). 3. Вода, миска, зеркало, белый лист бумаги. | № 7, с. 189-192 |
Март | ||||
Наблюдение за жизнью растений | ||||
1. | 1. На свету и в темноте. 2. В тепле и в холоде. 3. Может ли растение дышать? | 1. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. 2. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений. 3. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений. | 1. Лук, земля, коробка из прочного картона. 2 емкости. 2. Модель зависимости растений от тепла. 3. Комнатное растение, вазелин, трубочки для коктейля, лупа. | № 7, с. 108-110, 113-114
№ 3, с. 62-63 |
2. | 1. Что внутри? 2. Как увидеть движение воды через корни? | 1. Помочь установить, почему стебель может проводить воду к листьям; подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями. 2. Доказать, что корень растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции. | 1. Стебель петрушки, вода, растение, деревянные бруски, лупа, емкость, алгоритм деятельности. 2. Черенок бальзамина (герани) с корнями, вода с пищевым красителем. | № 7, с. 111-113 |
Экспериментирование с предметами | ||||
3. | Бумага, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | Вода, писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости. Алгоритм описания свойств материала. | № 7, с. 140-141 |
4. | Ткань, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, рвется, режется, намокает, горит). | Образцы хлопчатобумажной ткани 2-3 цветов, вода. Ножницы, спиртовка, спички, емкости, алгоритм описания свойств материала. | № 7, с. 141-142 |
Апрель | ||||
1. | Пластмасса, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (толщина, структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | Вода, пластмассовые стаканчики, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | № 7, с. 142-143 |
2. | 1. Резина, ее качества свойства. 2. Узнай все о себе, шарик. | 1. Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). 2. Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления. | 1. Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки. Спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. 2. Воздушные шары (2 надутых. 1 сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос. | № 7, с. 143-144, 199-201 |
3. | 1. В мире стекла. 2. Необычные кораблики. 3. Естественная лупа. | 1. Помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. 2. Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. 3. Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы. | 1. Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан. 2. Вода, 2 стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). 3. Насекомое, трехлитровая банка, пищевая пленка. | № 7, с. 206-207, 193-194, 205-206 |
4. | 1. Мой веселый, звонкий мяч. 2. На чем полетят человечки? | 1. Дать понятие о том, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. 2. Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью, доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны. | 1. Вода, ванночка, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши, лист бумаги (для каждого ребенка). 2. Вода, резиновые шары и маленькие резиновые мячи по числу детей; шар, сшитый из ткани, набор резиновых предметов (игрушки, коврик, автомобильные покрышки, обувь); емкость; набивные мячи из ткани по числу детей. | № 7, с. 198-199, 201-203 |
5. | 1. Чудесные спички. 3. Секрет сосновой шишки. | 1. Показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярности. 2. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку. | 1. Вода, 5 спичек, пипетка. 2. Две сосновые шишки, теплая вода, ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). | № 7, с. 194-195, 210-211 |
Май | ||||
1. | 1. Мыло – фокусник. 2. Умывальников начальник. | 1. Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом. 2. Показать способ изготовления умывальника. | 1. Кусочек мыла туалетного или хозяйственного, ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). 2. Пластиковая бутылка, гвоздь или шило. | № 7, с. 196-197, 209 |
2. | 1. Волшебная рукавичка. 2. Волшебные зеркала. | 1. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. 2. Познакомить со свойством зеркала. | 1. Мелкие предметы из разных материалов. Магнит, рукавичка с вшитым внутри магнитом. 2. Яблоко, два зеркала. | № 7, с. 208-209, 210
№ 3, с. 60-61 |
3. | 1.Почему все звучит? 2. Угадай – ка (опыты № 1, 2). | 1.Помочь выявить причины возникновения звука. 2. Наглядно показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Помочь детям понять зависимость веса предмета от материала. | 1. Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан. 2. Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи, мешочек, непрозрачные коробки разных размеров. Предметы одинаковых формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот внутри), металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком. Шарики одинакового цвета из разных материалов. | № 7, с. 212-213, 204-205
№ 3, с. 57-58, с. 50-51 |
4. | Необычное рисование. | Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. | Кусочек чистой светлой однотонной ткани – белой, голубой, розовой, светло – зеленой (для каждого ребенка); лепестки цветков разных растений: желтые, оранжевые, красные, синие, голубые, а также зеленые листья разного оттенка. | № 7, с. 211-212 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
2. А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
3. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»
4. Л. Н. Менщикова Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.
5. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»
6. Н. В. Нищева Опыты, эксперименты, игры.
7. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
8. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
9. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
Приложение
Работа с родителями.
Месяц | № | Тема | Форма работы |
| |||
Октябрь | 1 | Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка | Консультация |
Ноябрь | 2 | Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию | Памятка
|
Декабрь | 3 | Родители гиды на пути к познанию | Консультация |
Февраль | 4 | Несколько золотых правил для родителей | Памятка |
Март | 5 | Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования | Консультация |
Апрель | 6 | Литература в помощь | Выставка литературы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
- Мне нравится (1)