Проект "насекомые"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Иванова Ольга Викторовна

Старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx205.44 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Лопатино с/п «Детский сад «Улыбка»

Проект «Насекомые»http://boombob.ru/img/picture/Jun/29/7f1e16fff74c22dc83460571402115bc/12.jpg

Старший дошкольный возраст

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –
Всё благоухает!                                            
 Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с пылью!)
http://os1.i.ua/3/1/3042349_d92e6e70.jpg

Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю,
С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза  летает…
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет.                                                                                    
Подготовила: воспитатель

Иванова Ольга Викторовна

с. Лопатино,2016

Актуальность: Экологическому воспитанию дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. Экологическая культура дошкольников может быть сформирована, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование у ребёнка правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.

 

К сожалению, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, задача взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.

 

Понимание важности заботы об окружающем мире, наряду с традиционными методами и формами работы отдаётся предпочтение опытам, занятиям – исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности, проведению игр – занятий на развитие фантазии и творческих способностей детей и т.д. В процессе работы дети овладевают элементарными приемами наблюдения в природе, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.

Вид проекта: познавательный, информационно-творческий.

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи:

1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;

2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

3. Воспитание бережного отношения к природе.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, родители.

Длительность проекта: с 14.06 по 31.08.2016год, среднесрочный.

Ожидаемый результат:

1.Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
2.Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
3.Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
4.Бережное, созидательное отношение к объектам природы, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
5.Формирование у детей интереса к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
6.Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

 

Этапы реализации проекта

- Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение консультаций, КВН по данной тематике, информационно-справочных буклетов для детей и родителей.

- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.

- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых луга их образе жизни.

- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.

- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления декораций к сказкам, костюмов, масок насекомых; костюмы к сюжетно-ролевым играм, материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.

Создание уголка «Насекомые»
• Детская художественная, энциклопедическая литература.
• Папки:
- иллюстративный материал;
- «Жители луга»;
- «Удивительные бабочки»;
- «Кто под землей живет?».
• Карточки «Расскажите детям о насекомых».
• Коллаж – макет «Наш лужок».
• Настольно – дидактические игры: «Кто где живет?», «Кому, что по вкусу», «Хорошо – плохо», «Кто лишний», «Экологическое поведение на лугу».
• Пополнение материала «Мы их знаем».
• Пазлы «Насекомые».

Взаимодействие с родителями дошкольников:

1. Изготовление поделок для выставки творчества «Удивительные насекомые».

2. Изготовление поделок для экспонатов мини-музея «Бабочки-красавицы».

3. Создание иллюстрированного тематического альбома «Такие разные насекомые».

4. Выставка иллюстраций к произведению К.И. Чуковского «Муха-цокотуха».

Перспективное планирование проектной деятельности

Область развития

Познавательное

Беседы с детьми:

«Кто такие насекомые?»,

«Где дом у насекомых?»,

«Кто, как, где спит?»,

«Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края"

«В чём польза насекомых?»,

«Опасные насекомые». 

«Разноцветные бабочки»,

 «У нас в гостях гусеница», «Стрекоза»,

«Муравьи и муравейники»,

 

Рассматривание иллюстраций из «Красной книги».

Просмотр видео-аудиосказок:

«Пчелы», «Стрекоза», «Оса», «Шмель»,  «Комар», «Кузнечик», «Бабочки», «Светлячок» и тд.

Иллюстраций, презентаций  на тему «Насекомые луга», «Пчелы», «Муравьи»,

«Строение насекомого»; «По лесным тропинкам», «Насекомые вредители», «Бабочки», « Пауки» и тд.

- Экскурсия на луг;

- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);

Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;

Ведение дневника наблюдений с соответствующими записями и зарисовками о насекомых.

Задания на количественный счёт насекомых:

- сосчитай всех насекомых

- решение простейших арифметических примеров с использованием наглядных картинок с насекомыми

Например:

На цветке сидело 3 пчёлки, к ним прилетела ещё одна пчёлка, сколько всего пчёлок сидит на цветке?

Задания и поручения на порядковый счёт

- расположи в ряд насекомых по заданию педагога: первой положи божью коровку, у которой на спине 2 пятнышка, второй положи самую большую пчёлку, третьей положи божью коровку, у которой на спине 1 пятнышко и т.д.

Задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством:

- с помощью картинок с насекомыми составить количественные соответствия.

Например:

Сколько насекомых нам собрать, чтоб составить цифру пять? (дети подбирают картинки 2 пчелы и 3 бабочки и т.д.)

подобрать соответствующую цифру к картинкам с различным количеством насекомых и т д.

Дидактические игры:

«Собери насекомое» из многоугольников;

«Четвёртый лишний», «Помоги Незнайке», «Четвертый лишний», «Почему они так называются?» и тд.

Речевое

Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т.д.

-Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой червяк»;

К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»;

 И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д. К. Чуковский «Тараканище»,

- Д. Мамин-Сибиряк «Сказочка про козявочку»,

- Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»,

- Д. Мамин–Сибиряк «Сказка о том, как жила-была последняя муха»,

- В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,

- А. Брызгалов и С. Гуляевский «Как комары стали маленькими».

Просмотр мультфильмов: 

«Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т.д.

Составление рассказов о насекомых, оформление книжек – малышек;

Дидактическая игра

«Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

- Муравей сидел около….

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

- Составление описательных загадок про насекомых.

Дидактическая игра

«Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).

Дидактическая игра 

«Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).

- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.

Дидактическая игра 

«Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая? - …

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».

Примерные вопросы:

1. Как вы думаете, что такое луг?

2. Чем насекомые отличаются от птиц?

3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?

4. Как вы считаете, насекомые полезны?

5. Если бы ты был насекомым то, каким?

Игровая ситуация «Колобок знакомится с шестиногим народцем» (умение классифицировать насекомых не путать с животными и птицами).

Художественно-эстетическое

Игры с рисованием:

 «Дорисуй насекомое по образцу»;

Рисование 

«В траве сидел кузнечик»; «Насекомые»

Лепка:

«Божьи коровки на листике», «Улитка и стрекоза»,  «Пчела на цветке»,

Аппликация:

Аппликация из бумаги в технике обрывания «Стрекоза».

Объемная аппликация «Бабочки».

Аппликация из пластилина «Насекомые», Аппликация с применением фантиков

Конструирование из бросового материала «Божьи коровки жучки, паучки»;

Конструирование из бросового материала «Паучок на паутинке»;

Конструирование из природного материала «Пчёлки».

Слушание. Н.А. Римский – Корсаков «Полет шмеля» 

П.И. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают»
Разучивание песен: Ю.Жетенеевой «Божие коровки»;

И.Кушниковой «Как прекрасен мир»; Е.Гомоновой «Доброта»; игра с пением В.Золотарёвой «Жучок».

Прослушивание аудиозаписи песен «Бабочка капустница», «В траве сидел кузнечик», «Светлячок» и др.

Физическое

Физкультминутка «Бабочка».

 «Кузнечики».

 «Вот выходим мы на луг…»

 «Божьи коровки» и т.д.

Подвижные игры: 

«Жуки», «Медведь и пчелы».

Цель: научить бегать в рассыпную по сигналу; менять направление; развивать двигательную активность.

Социально-коммуникативное

Сюжетно-ролевые игры:

«Приключение в лесу»

Цель:

1. Способствовать развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей.

2. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.

3. Формировать социально-активную жизненную позицию дошкольников, умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).

 Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

Основные этапы реализации проекта:

Проект состоит из трёх этапов:

I этап – подготовительный:

•Разработка проекта
• Подбор литературных произведений о насекомых в течение всего проекта,
• Изготовление презентации;
• Подбор методической, энциклопедической литературы и иллюстрированного материала по теме;
• Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности;
• Подбор музыкальных произведений по теме;
• Планирование и проектирование основного этапа;
• Определение целей и задач проектной деятельности.

II этап – основной (реализация проекта):

• Познавательные беседы по теме с использованием презентации;
• Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу;
• Чтение художественной литературы;
• Разучивание считалки, потешек и стихотворения; Отгадывание загадок по теме;
• Пальчиковая гимнастика;
• Разучивание песен: Ю.Жетенеевой «Божие коровки»; И.Кушниковой «Как прекрасен мир»; Е.Гомоновой «Доброта»;

• Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом»;
• Дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно?» «Собери цветок»;
• Развивающие игры: речь с движением «Жук»;
• С/Р игры, свободная деятельность детей (обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»);
• Подвижные игры: «Медведь и пчёлы», «День и ночь»;
• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка);

III этап – Заключительный

•Оформление выставки детских поделок «Удивительные насекомые»;
•Проведение досуга «Праздник насекомых»;
• Оформление выставки рисунков по произведению К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»;
• Создание презентации проекта;

Продукт проектной деятельности: создание мини-музея «Насекомые» в группе.