Проект "насекомые"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Лопатино с/п «Детский сад «Улыбка»
Проект «Насекомые»
Старший дошкольный возраст
Насекомые весной
Вьются и порхают –
На полянке на лесной –
Всё благоухает! Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с пылью!)
Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю,
С зелени, с листочков.
Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза летает…
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет. Подготовила: воспитатель
Иванова Ольга Викторовна
с. Лопатино,2016
Актуальность: Экологическому воспитанию дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. Экологическая культура дошкольников может быть сформирована, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование у ребёнка правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.
К сожалению, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, задача взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.
Понимание важности заботы об окружающем мире, наряду с традиционными методами и формами работы отдаётся предпочтение опытам, занятиям – исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности, проведению игр – занятий на развитие фантазии и творческих способностей детей и т.д. В процессе работы дети овладевают элементарными приемами наблюдения в природе, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.
Вид проекта: познавательный, информационно-творческий.
Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
3. Воспитание бережного отношения к природе.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, родители.
Длительность проекта: с 14.06 по 31.08.2016год, среднесрочный.
Ожидаемый результат:
1.Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
2.Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
3.Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
4.Бережное, созидательное отношение к объектам природы, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
5.Формирование у детей интереса к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
6.Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Этапы реализации проекта
- Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение консультаций, КВН по данной тематике, информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых луга их образе жизни.
- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.
- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления декораций к сказкам, костюмов, масок насекомых; костюмы к сюжетно-ролевым играм, материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.
Создание уголка «Насекомые»
• Детская художественная, энциклопедическая литература.
• Папки:
- иллюстративный материал;
- «Жители луга»;
- «Удивительные бабочки»;
- «Кто под землей живет?».
• Карточки «Расскажите детям о насекомых».
• Коллаж – макет «Наш лужок».
• Настольно – дидактические игры: «Кто где живет?», «Кому, что по вкусу», «Хорошо – плохо», «Кто лишний», «Экологическое поведение на лугу».
• Пополнение материала «Мы их знаем».
• Пазлы «Насекомые».
Взаимодействие с родителями дошкольников:
1. Изготовление поделок для выставки творчества «Удивительные насекомые».
2. Изготовление поделок для экспонатов мини-музея «Бабочки-красавицы».
3. Создание иллюстрированного тематического альбома «Такие разные насекомые».
4. Выставка иллюстраций к произведению К.И. Чуковского «Муха-цокотуха».
Перспективное планирование проектной деятельности
Область развития | |
Познавательное | Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края" «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые». «Разноцветные бабочки», «У нас в гостях гусеница», «Стрекоза», «Муравьи и муравейники»,
Рассматривание иллюстраций из «Красной книги». Просмотр видео-аудиосказок: «Пчелы», «Стрекоза», «Оса», «Шмель», «Комар», «Кузнечик», «Бабочки», «Светлячок» и тд. Иллюстраций, презентаций на тему «Насекомые луга», «Пчелы», «Муравьи», «Строение насекомого»; «По лесным тропинкам», «Насекомые вредители», «Бабочки», « Пауки» и тд. - Экскурсия на луг; - Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.); Наблюдение за насекомыми на участке детского сада; Ведение дневника наблюдений с соответствующими записями и зарисовками о насекомых. Задания на количественный счёт насекомых: - сосчитай всех насекомых - решение простейших арифметических примеров с использованием наглядных картинок с насекомыми Например: На цветке сидело 3 пчёлки, к ним прилетела ещё одна пчёлка, сколько всего пчёлок сидит на цветке? Задания и поручения на порядковый счёт - расположи в ряд насекомых по заданию педагога: первой положи божью коровку, у которой на спине 2 пятнышка, второй положи самую большую пчёлку, третьей положи божью коровку, у которой на спине 1 пятнышко и т.д. Задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством: - с помощью картинок с насекомыми составить количественные соответствия. Например: Сколько насекомых нам собрать, чтоб составить цифру пять? (дети подбирают картинки 2 пчелы и 3 бабочки и т.д.) - подобрать соответствующую цифру к картинкам с различным количеством насекомых и т д. Дидактические игры: «Собери насекомое» из многоугольников; «Четвёртый лишний», «Помоги Незнайке», «Четвертый лишний», «Почему они так называются?» и тд. |
Речевое | Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т.д. -Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д. К. Чуковский «Тараканище», - Д. Мамин-Сибиряк «Сказочка про козявочку», - Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост», - Д. Мамин–Сибиряк «Сказка о том, как жила-была последняя муха», - В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», - А. Брызгалов и С. Гуляевский «Как комары стали маленькими». Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т.д. Составление рассказов о насекомых, оформление книжек – малышек; Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе) - Муравей сидел около…. - Божья коровка полезла по … - Жук спрятался под… - Муха села на… - Гусеница сидела на… - Муха ползла по… - Составление описательных загадок про насекомых. Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного). Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций). - Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая? - … Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга». Примерные вопросы: 1. Как вы думаете, что такое луг? 2. Чем насекомые отличаются от птиц? 3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка? 4. Как вы считаете, насекомые полезны? 5. Если бы ты был насекомым то, каким? Игровая ситуация «Колобок знакомится с шестиногим народцем» (умение классифицировать насекомых не путать с животными и птицами). |
Художественно-эстетическое | Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»; Рисование «В траве сидел кузнечик»; «Насекомые» Лепка: «Божьи коровки на листике», «Улитка и стрекоза», «Пчела на цветке», Аппликация: Аппликация из бумаги в технике обрывания «Стрекоза». Объемная аппликация «Бабочки». Аппликация из пластилина «Насекомые», Аппликация с применением фантиков Конструирование из бросового материала «Божьи коровки жучки, паучки»; Конструирование из бросового материала «Паучок на паутинке»; Конструирование из природного материала «Пчёлки». Слушание. Н.А. Римский – Корсаков «Полет шмеля» П.И. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают» И.Кушниковой «Как прекрасен мир»; Е.Гомоновой «Доброта»; игра с пением В.Золотарёвой «Жучок». Прослушивание аудиозаписи песен «Бабочка капустница», «В траве сидел кузнечик», «Светлячок» и др. |
Физическое | Физкультминутка «Бабочка». «Кузнечики». «Вот выходим мы на луг…» «Божьи коровки» и т.д. Подвижные игры: «Жуки», «Медведь и пчелы». Цель: научить бегать в рассыпную по сигналу; менять направление; развивать двигательную активность. |
Социально-коммуникативное | Сюжетно-ролевые игры: «Приключение в лесу» Цель: 1. Способствовать развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей. 2. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе. 3. Формировать социально-активную жизненную позицию дошкольников, умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость). Инсценировка басни «Стрекоза и муравей». |
Основные этапы реализации проекта:
Проект состоит из трёх этапов:
I этап – подготовительный:
•Разработка проекта
• Подбор литературных произведений о насекомых в течение всего проекта,
• Изготовление презентации;
• Подбор методической, энциклопедической литературы и иллюстрированного материала по теме;
• Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности;
• Подбор музыкальных произведений по теме;
• Планирование и проектирование основного этапа;
• Определение целей и задач проектной деятельности.
II этап – основной (реализация проекта):
• Познавательные беседы по теме с использованием презентации;
• Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу;
• Чтение художественной литературы;
• Разучивание считалки, потешек и стихотворения; Отгадывание загадок по теме;
• Пальчиковая гимнастика;
• Разучивание песен: Ю.Жетенеевой «Божие коровки»; И.Кушниковой «Как прекрасен мир»; Е.Гомоновой «Доброта»;
• Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом»;
• Дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно?» «Собери цветок»;
• Развивающие игры: речь с движением «Жук»;
• С/Р игры, свободная деятельность детей (обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»);
• Подвижные игры: «Медведь и пчёлы», «День и ночь»;
• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка);
III этап – Заключительный
•Оформление выставки детских поделок «Удивительные насекомые»;
•Проведение досуга «Праздник насекомых»;
• Оформление выставки рисунков по произведению К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»;
• Создание презентации проекта;
Продукт проектной деятельности: создание мини-музея «Насекомые» в группе.