Дидактическая игра своими руками "Умный куб"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Куприянова Елена Владимировна

Данная дидактическая игра создана с  целью: Закреплять умение узнавать и называть птиц; классифицировать на зимующие, перелётные, кочующие, экзотические, домашние; развивать зрительную память,  мышление;  воспитывать любовь к природе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnyy_kub.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра по экологическому воспитанию

 «Умный куб»

Представляет из себя: шестигранный куб с размерами сторон 40см. x 40см. Каждая сторона обшита тканью определённого цвета с нашитыми на каждую грань бельевыми крючками и липучками. Верхняя грань-крышка откидная (на молнии). Внутри куба находятся папки с комплектами картинок и инструкцией вариантов игры.

Комплект картинок  из серии «Птицы домашние», «Птицы перелётные»,     «Птицы зимующие», «Экзотические птицы» с проделанными дыроколом отверстиями.  

                                                                         

Пояснительная записка.

        В процессе данной дидактической игры у дошкольников формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Она расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. , способствует развитию наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы.

Цель: Закреплять умение узнавать и называть птиц; классифицировать на зимующие, перелётные, кочующие, экзотические, домашние; развивать зрительную память,  мышление;  воспитывать любовь к природе .

Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности.

Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями.

Игра предназначена для детей 5-7 лет.

1. «На каждую загадку найди отгадку»

Цель.  Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности.

В игре может участвовать 4-8 детей. В центре стола выкладываются карточки с птицами. Воспитатель читает загадки о птицах. Ребенок, который правильно отгадал, берет картинку с той или иной птицей и прикрепляет к кубу. Выигрывает тот, кто больше отгадает.

Ответь на вопросы

•   Какие птицы зимуют в наших краях?

(Ворона, воробей, сорока, дятел, клест, сова.)

•   Какие птицы прилетают к нам с севера?

(Снегирь, свиристель.)

•   Какие птицы улетают зимовать в теплые края?

(Журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка, соловей, скворец.)

•   Зачем журавлю длинные ноги?

•   Зачем клесту крестообразный клюв?

•   Какая птица охотится ночью?

•   У какой птицы зимой появляются птенцы?

•   Какую птицу называют самым лучшим певцом?

•   Какую птицу называют «ледоломкой»?

•   Какую птицу называют «лесной газетой»?

•   Каких птиц называют «березовыми птицами»?

•   Птенцы, каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?

•   Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

•   Какие птицы умеют подражать голосам других пернатых?

•   Какие птицы танцуют весной?

 2. «Каждой птице своё место»

Цель. Закрепить умение классифицировать птиц .

В игре может принимать участие 2-4 ребенка. Каждый играющий выбирает себе грань куба определенного цвета (синего или красного). Вверху каждой грани прикреплено название класса птиц. Все карточки с птицами выкладываются на столе. У играющих воспитатель спрашивает какую группу птиц они будут собирать на своей грани (перелётные, кочующие, зимующие, экзотические). Затем по сигналу дети начинают собирать птиц. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее заполнит свою грань куба.

 3. «Четвертый лишний»

Цель.  Закрепить умение различать птиц и отмечать их характерные признаки.

В игре может участвовать 2-4 ребёнка.

На каждую грань куба крепится по 1карточке с изображением птиц. Например:

а) лебедь, грач, гусь, утка (грач не водоплавающая);

б) грач, гусь, скворец, ласточка (гусь травоядный);

в) лебедь, вьюрок, сыпь, журавль (вьюрок мелкая птица)и т.п.

 Дети должны объяснить, какая птица лишняя.

.

4. «Прятки»

Цель. Развивать зрительную память,  мышление.

В игре может участвовать 4-6 детей.

На гранях куба выкладываются 4-8 карточек с изображением птиц. Воспитатель просит внимательно посмотреть на них и запомнить.

В это время взрослый убирает одну карточку (для усложнения можно две). Дети должны отгадать какой (их) птиц не стало.

Можно просто поменять карточки местами.

5.«Птичий концерт».

Цель.  Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь.

Вариант 1: Детям предлагается изображение тех или иных птиц и предлагается назвать, как эти птицы поют: 

Голубь – (воркует).

Кукушка – (кукует).

Утка – (крякает).

Гусь – (гогочет).

Соловей (свищет).

Филин – (ухает).

Журавль – (курлычет).

Сорока – (стрекочет).

Ворон – (каркает).

Воробей – (чирикает).

Синица – (тинькает).

Клёст- (цокает).

Снегирь- (дюкает)

Сверистель- (тюркает).

Глухарь- (токует), и т.д.

Вариант 2: Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик. 

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр и т.д.

6. «Расскажи по плану»

Цель. Развивать связную речь, умение составлять рассказ по картинкам по плану.

На грань куба выставляется картинка с той или иной птицей и предлагается составить описательный рассказ о ней по плану:

1.   Как называется птица?

2.   Внешний    вид, особенности строения  частей тела  (клюв, хвост и т. д.).

3.   Чем питается? (На кого охотится?)

4.   Где проводит зиму? (Зимующая, перелетная, пролетная.)

5.  Дополнительные сведения о повадках, образе жизни птицы, известные детям.

7. «Счёт птиц»

Цель. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными.

Материал: карточки с цифрами от 1 до 5, картинки с изображением птиц.

На  грани куба выставляются карточки с птицами. Воспитатель показывает карточку с цифрой, а дети согласовывают существительное с числительным:

Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.

8. «Кафе для птиц»

Цель. Закреплять знания детей о  пище птиц и способах их питания (по картинкам с изображением корма для птиц)

вариант 1. Ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок) выставляет картинку с изображением  корма на грани куба. Дети отыскивают картинку соответствующей птицы и выставляют ее рядом.

вариант 2. Воспитатель выставляет изображение птицы, дети подбирают картинку с изображением корма, который необходим данной птице.

9. «Птичий базар»

Цель. Закреплять умения узнавать по внешнему виду, находить сходные и различительные признаки, называть и делить на группы птиц по характерным признакам (зимующие, перелётные, кочующие, домашние, экзотические); объяснять свой выбор.

10. «Подбери  признак»

Цель. Закреплять умение подбирать тот или иной признак названной птице.

Ворона (какая?) - …; голубь (какой?) -……; синица (какая?) -…; снегирь (какой?)-…. и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры своими руками

Данное пособие поможет воспитателю создать дидактические игры для работы с детьми к разным разделам образовательной деятельности...

Дидактическая игра своими руками "два медведя"

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов.Игровое действие: Подбор соответствующих слов, картинок.Материал: Предметные картинки.Ход игры: Дет...

Дидактическая игра своими руками "Угостим гостей чаем"

Цель игры: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.Игровой материал: чайные пакетики с изображением садовых ягод.Ход игры: Дети по указанию логопеда ...

Дидактическая игра своими руками «Собираем из частей»

Это увлекательная игра для детей дошкольного возраста. С помощью этой игры ребенок научится осознавать целостность чего-либо, складывать из частей единое. Она развивает знания детей о внутренних орган...

Дидактические игры своими руками.

Развивающие тренажеры из бросового материала....

Дидактическая игра своими руками "Волшебные пуговички"

Данная работа посвещена описанию дидактической игры, какие цели она приследует, как с ней работать, и как можно изготовить....

Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры своими руками»

Дидактические игры – это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и раз...