Дидактическая игра своими руками "Умный куб"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данная дидактическая игра создана с целью: Закреплять умение узнавать и называть птиц; классифицировать на зимующие, перелётные, кочующие, экзотические, домашние; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnyy_kub.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра по экологическому воспитанию
«Умный куб»
Представляет из себя: шестигранный куб с размерами сторон 40см. x 40см. Каждая сторона обшита тканью определённого цвета с нашитыми на каждую грань бельевыми крючками и липучками. Верхняя грань-крышка откидная (на молнии). Внутри куба находятся папки с комплектами картинок и инструкцией вариантов игры.
Комплект картинок из серии «Птицы домашние», «Птицы перелётные», «Птицы зимующие», «Экзотические птицы» с проделанными дыроколом отверстиями.
Пояснительная записка.
В процессе данной дидактической игры у дошкольников формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Она расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. , способствует развитию наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы.
Цель: Закреплять умение узнавать и называть птиц; классифицировать на зимующие, перелётные, кочующие, экзотические, домашние; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе .
Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности.
Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями.
Игра предназначена для детей 5-7 лет.
1. «На каждую загадку найди отгадку»
Цель. Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности.
В игре может участвовать 4-8 детей. В центре стола выкладываются карточки с птицами. Воспитатель читает загадки о птицах. Ребенок, который правильно отгадал, берет картинку с той или иной птицей и прикрепляет к кубу. Выигрывает тот, кто больше отгадает.
Ответь на вопросы
• Какие птицы зимуют в наших краях?
(Ворона, воробей, сорока, дятел, клест, сова.)
• Какие птицы прилетают к нам с севера?
(Снегирь, свиристель.)
• Какие птицы улетают зимовать в теплые края?
(Журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка, соловей, скворец.)
• Зачем журавлю длинные ноги?
• Зачем клесту крестообразный клюв?
• Какая птица охотится ночью?
• У какой птицы зимой появляются птенцы?
• Какую птицу называют самым лучшим певцом?
• Какую птицу называют «ледоломкой»?
• Какую птицу называют «лесной газетой»?
• Каких птиц называют «березовыми птицами»?
• Птенцы, каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?
• Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?
• Какие птицы умеют подражать голосам других пернатых?
• Какие птицы танцуют весной?
2. «Каждой птице своё место»
Цель. Закрепить умение классифицировать птиц .
В игре может принимать участие 2-4 ребенка. Каждый играющий выбирает себе грань куба определенного цвета (синего или красного). Вверху каждой грани прикреплено название класса птиц. Все карточки с птицами выкладываются на столе. У играющих воспитатель спрашивает какую группу птиц они будут собирать на своей грани (перелётные, кочующие, зимующие, экзотические). Затем по сигналу дети начинают собирать птиц. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее заполнит свою грань куба.
3. «Четвертый лишний»
Цель. Закрепить умение различать птиц и отмечать их характерные признаки.
В игре может участвовать 2-4 ребёнка.
На каждую грань куба крепится по 1карточке с изображением птиц. Например:
а) лебедь, грач, гусь, утка (грач не водоплавающая);
б) грач, гусь, скворец, ласточка (гусь травоядный);
в) лебедь, вьюрок, сыпь, журавль (вьюрок мелкая птица)и т.п.
Дети должны объяснить, какая птица лишняя.
.
4. «Прятки»
Цель. Развивать зрительную память, мышление.
В игре может участвовать 4-6 детей.
На гранях куба выкладываются 4-8 карточек с изображением птиц. Воспитатель просит внимательно посмотреть на них и запомнить.
В это время взрослый убирает одну карточку (для усложнения можно две). Дети должны отгадать какой (их) птиц не стало.
Можно просто поменять карточки местами.
5.«Птичий концерт».
Цель. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь.
Вариант 1: Детям предлагается изображение тех или иных птиц и предлагается назвать, как эти птицы поют:
Голубь – (воркует).
Кукушка – (кукует).
Утка – (крякает).
Гусь – (гогочет).
Соловей (свищет).
Филин – (ухает).
Журавль – (курлычет).
Сорока – (стрекочет).
Ворон – (каркает).
Воробей – (чирикает).
Синица – (тинькает).
Клёст- (цокает).
Снегирь- (дюкает)
Сверистель- (тюркает).
Глухарь- (токует), и т.д.
Вариант 2: Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:
Воробьи – чирик – чирик.
Синицы – тинь – тинь.
Ворона – кар – кар.
Дятел – тррр – тррр.
Снегирь – дю – дю – дю.
Клёст – цок – цок – цок.
Свиристель – тюр –тюр – тюр и т.д.
6. «Расскажи по плану»
Цель. Развивать связную речь, умение составлять рассказ по картинкам по плану.
На грань куба выставляется картинка с той или иной птицей и предлагается составить описательный рассказ о ней по плану:
1. Как называется птица?
2. Внешний вид, особенности строения частей тела (клюв, хвост и т. д.).
3. Чем питается? (На кого охотится?)
4. Где проводит зиму? (Зимующая, перелетная, пролетная.)
5. Дополнительные сведения о повадках, образе жизни птицы, известные детям.
7. «Счёт птиц»
Цель. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными.
Материал: карточки с цифрами от 1 до 5, картинки с изображением птиц.
На грани куба выставляются карточки с птицами. Воспитатель показывает карточку с цифрой, а дети согласовывают существительное с числительным:
Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.
8. «Кафе для птиц»
Цель. Закреплять знания детей о пище птиц и способах их питания (по картинкам с изображением корма для птиц)
вариант 1. Ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок) выставляет картинку с изображением корма на грани куба. Дети отыскивают картинку соответствующей птицы и выставляют ее рядом.
вариант 2. Воспитатель выставляет изображение птицы, дети подбирают картинку с изображением корма, который необходим данной птице.
9. «Птичий базар»
Цель. Закреплять умения узнавать по внешнему виду, находить сходные и различительные признаки, называть и делить на группы птиц по характерным признакам (зимующие, перелётные, кочующие, домашние, экзотические); объяснять свой выбор.
10. «Подбери признак»
Цель. Закреплять умение подбирать тот или иной признак названной птице.
Ворона (какая?) - …; голубь (какой?) -……; синица (какая?) -…; снегирь (какой?)-…. и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры своими руками
Данное пособие поможет воспитателю создать дидактические игры для работы с детьми к разным разделам образовательной деятельности...
Дидактическая игра своими руками "два медведя"
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов.Игровое действие: Подбор соответствующих слов, картинок.Материал: Предметные картинки.Ход игры: Дет...
Дидактическая игра своими руками "Угостим гостей чаем"
Цель игры: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.Игровой материал: чайные пакетики с изображением садовых ягод.Ход игры: Дети по указанию логопеда ...
Дидактическая игра своими руками «Собираем из частей»
Это увлекательная игра для детей дошкольного возраста. С помощью этой игры ребенок научится осознавать целостность чего-либо, складывать из частей единое. Она развивает знания детей о внутренних орган...
Дидактические игры своими руками.
Развивающие тренажеры из бросового материала....
Дидактическая игра своими руками "Волшебные пуговички"
Данная работа посвещена описанию дидактической игры, какие цели она приследует, как с ней работать, и как можно изготовить....
Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры своими руками»
Дидактические игры – это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и раз...