Экологическая викторина
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Экологическая викторина «Путешествие в природу» для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
- обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.
Задачи:
- продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с расте-ниями и животными.
- упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего ок-ружения.
- узнавать и называть птиц, животных по их изображению.
- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
- воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
- воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней.
Предшествующая работа:
Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы.
Материал:
Аудиозапись пения птиц, рисунки с графическим изображением правил поведения в лесу, карточки по количеству детей (магнитная доска с буквами для выкладывания ответов на загадки, карточки с вопросами для конкурса, лепестки и круги для цветка, призы, презентация.
Ход викторины: (звучит запись пения птиц)
Воспитатель: Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду нас окружают загадки и таинства. Ребята, мы с вами оказались на лесной поляне. Посмотрите, какая красота вокруг. Как красиво поют птицы. Сейчас я вас, ребята, познакомлю с лесными правилами: «Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь. Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай: мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать.
Мы сегодня с вами проведём викторину: «Путешествие в природу». Она предназначена для того, чтобы закрепить ваши знания об окружающей природе. Я вас разделили на 2 команды: совушки и бельчата. Послушайте правила поведения во время викторины: выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку, если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды; каждый правильный ответ оценивается лепестком. После проведения викторины мы подсчитаем количество лепестков и определим победителя.
1 задание. Дидактическая игра «Угадай правило».
Воспитатель. Ребята, вы должны посмотреть на картинку и по ней определить, что нельзя делать. Ваш ответ должен начинаться с фразы в лесу нельзя так делать потому что….
Рис. 2. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса!
Рис. 1. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!
Рис. 4. Не лови и не уноси с собой птиц и детёнышей зверей!
Рис. 3. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе.
Рис. 5. Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
Задание 2. «Угадай дерево».
Воспитатель. Ребята, вы должны на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, а после ответа нужно будет поднять листик этого дерева.
1.Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина) .
2. Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сло-жено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поник-шими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза).
3. Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.
Это дерево или кустарник с опадающими, простыми, лопастными, довольно крупными черешковыми листьями. Плоды этого дерева имеют лёгкие своеобразные крылья, с помощью которых семена разносятся ветром по округе.
Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета: лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Это дерево - это постоянный обитатель городов и посёлков.
Задание 3. Конкурс капитанов.
Воспитатель. Капитаны команд, вам нужно отгадать загадку и выложить отгадку из букв на магнитной доске.
- Рыжая плутовка с пушистым хвостом, живёт под кустом. (Лиса) .
- Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк).
Музыкальная пауза
Задание 4. «В мире природы» (ответы на вопросы) .
- Какое растение может вас обжечь? (Крапива). Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник) .
- Время года, когда просыпается природа? (Весна). В какое время года бывает гололёд? (Зимой) .
- Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел). Кто является санитаром леса из животных? (Волк) .
- - Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет). Готовят ли запасы еды белки? (Да) .
- Зимняя квартира медведя? (Берлога). Где живет белка? (Дупло) .
Задание 5. Загадки о птицах.
Воспитатель. Ребята, нужно разгадать загадки о птицах, найти нужную картинку - отгадку на столе и вывесить на мольберте.
- Озорной мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет, крохи собира-ет. (Воробей)
- Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. (Сова) .
- Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока) .
- Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда,
Сядет где-то на суку и кричит ку-ку, ку-ку. (Кукушка) .
Задание 6. «Собери пазл»
Задание 7. «Раздели на слоги»
Воспитатель: Нужно разгадать загадку и ответить из скольких слогов состоит отгадка.
- Сок с цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд. (Пче-ла) .
- Не зверь, не птица; а нос как спица; летит-кричит.
- Сядет – молчит. Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Ко-мар) .
- У неё четыре крыла, тело тонкое, как стрела,
И большие, большие глаза, назовём её… (Стре-ко-за) .
- Она легка, красива, изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Ба-боч-ка) .
Воспитатель:
Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба) .
Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках) .
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки) .
Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания) .
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег) .
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба) .
Воспитатель: Послушайте стихотворение об одном очень трудолюбивом насекомом:
- Вот в лесочке, на пенёчке выросла большая кочка:
Муравьиный это дом и жильцов без счёту в нём;
Муравьи спешат, снуют по дорожкам там и тут.
То травинку, то личинку вместе тащат по тропинке.
Этот город муравьиный, охранять должны мы с вами.
Музыкальная пауза «песня «Не обижайте муравья».
Задание 7. «Сказочные объявления»
(Вы должны догадаться, какое животное написало это объявление, и изобра-зить его) .
- «Друзья, кому нужны иголки, обращайтесь ко мне». (Ёж)
- «Что-то очень скучно одному, скучно одному, выть на луну. (Волк) .
- «Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! » (Лиса) .
- «Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости. Я живу в лесу на дереве». (Белка) .
- «Я очень люблю мед. Угостите меня, ребята, медом». (Медведь) .
- «Кто хочет со мной попрыгать наперегонки? Победителя я угощу морков-кой».
Воспитатель подводит итоги викторины. Награждение команд.
Воспитатель:
Мы любим все лес в любое время года,
Мы слышим ручеек медлительную речь.
Все это называется природа,
Давайте же, всегда ее беречь!
В лучах ромашки солнечного света,
Такие, что светлей, на свете нет.
Природой называется все это,
Дружить с ней будем много лет.
Музыкальная пауза «песня «В траве сидел кузнечик».
Воспитатель: Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в свою группу, но мы с вами еще раз обязательно придем в гости на эту лесную поляну
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая викторина "Здравствуй, осень золотая".
Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в живой и неживой природе....
Экологическая викторина «Жизнь прекрасна!»
Викторина проводится с детьми старшей группы с использованием загадок, отрывков из художественных произведений. ...
Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...
«Экологическая викторина для детей в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Экологическая викторина для детей...
«Экологическая викторина для педагогов и родителей в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Экологическая викторина для педагогов и родителей...
Экологическая викторина "Экологическая тропинка"
Викторина для тетей старшего возраста...
Экологическая викторина «Экологический эрудит» в ДОУ (с ответами)
Целью викторины является расширение и углубление природоведческих знаний, воспитание бережного отношения к природе....