Конспект "Четыре стихии"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Непосредственно-образовательная деятельность по теме "Четыре стихии" проходит в рамках проекта "Весна. Наша планета Земля",тема недели "Воздуз, Вода, Огонь, Земля" /месяц апрель/
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №387»
Московского района города Казани Республики Татарстан
Непосредственно образовательная деятельность
взрослого с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательная область - Познание (окружающий мир)
Воспитатель
1 кв. категории
Хуснуллина А.Р.
Непосредственно образовательная деятельность по теме «Четыре стихии» проходит в рамках проекта «Весна. Наша планета Земля», тема недели «Воздух. Вода. Огонь. Земля. » / месяц апрель /
Тема: Четыре стихии.
Цель:
- Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках четырех стихий, учить находить их самостоятельно.
- Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле.
- Научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, а чистая вода – это бесценный дар природы.
- Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений и о пользе и вреде огня.
- Развивать у детей способность наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха, воды и земли.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, музыка, физкультура, художественное творчество.
Материалы и оборудование: аудиозапись песни «Буратино», силуэт человека с изображением его органов дыхания, воздушные шарики по количеству детей, стаканчики с водой и краски по количеству детей, два ящика с проросшей рассадой, свечка, спички и полоска бумаги, бумага по количеству детей на которой нарисовано свечкой солнышко, желтая гуашь и стаканчики с водой, аудиозапись «Ручеек».
Методы и приёмы: беседа, объяснение, показ.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1-Организационный момент
В роли Буратино в непосредственно-образовательной деятельности выступает воспитатель.
Под музыку (из мультфильма «Приключение Буратино») в группу входит Буратино.
- Здравствуйте, ребята! Меня прислал к вам папа Карло, который велел мне побольше узнать о четырех стихиях: воздухе, воде, огне и земле. Вы мне поможите? (Да.)
2-Непосредственно образовательная деятельность
- Хорошо. Ребята, а чем мы дышим? (Воздухом.)
- Давайте вдохнем воздух. Куда он попал? (В нос.)
- Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в легкие. (При этом показывается силуэт человека, его органы дыхания.)
- Давайте, еще раз вдохнем и выдохнем. А теперь проведем опыт. (Раздает каждому ребенку шарики.)
Дети надувают и сдувают шарики.
- Вот так работают наши легкие. Наши легкие трудятся постоянно и мы должны заботиться о них: стараться не простужаться и дышать чистым воздухом. Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез? Давайте проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно. (Нам нечем дышать.)
- Без воздуха нет жизни. Ребята, а как вы думаете, откуда берется чистый воздух? ( Чистый воздух нам дают растения, листочки.)
- А чтобы жили растения, что для этого им нужно? (Растениям необходима вода.)
- Ребята, чистая вода берется из родника. Родник образует ручеек, а потом ручейки стекаются в озера и реки. Звери пьют воду из озер и рек. А растения пьют воду из–под земли. Дождь поливает всю растительность. А теперь я предлагаю вам поиграть.
3-Физминутка
Игра «Ручеек».
- Ребята, а теперь обратите внимание, какого цвета вода? (Прозрачная.)
- А сейчас мы ее покрасим и посмотрим, что произойдет.
Дети красят воду разными красками.
- Какого цвета стала вода? (Разноцветная.)
- А имеет вода форму? ( Нет.)
- А вода имеет запах? ( Нет.)
- А вода имеет вкус? ( Нет.)
Детям предлагается попить кипяченой воды.
-А если я добавлю в воду сахар, что произойдет? (Вода станет сладкая.)
- А сейчас мы с вами будем в воду запускать бумажные кораблики.
Дети встают возле тазиков с водой напротив друг друга и дуют на кораблик, для того, чтобы он плыл.
Игра «Плыви мой кораблик».
- Ребята, есть еще одна стихия. Это огонь. Сейчас мы с вами проведем один опыт со свечами. И узнаем, когда огонь необходим, а когда он приносит вред. Если в вашем доме не будет света, что нам поможет? (Свеча.)
- Правильно, а сейчас я возьму бумагу поднесу к огню. Что с ней произойдет? ( Она сгорит.)
- Огонь - это опасно, но он необходим, так как он греет, освещает и люди готовят на нем еду. Если человека поместить на долгое время в темную комнату, он ослепнет или у него испортиться зрение. А растение без света зачахнет, будет плохо расти. Сегодня я предлагаю вам провести следующий эксперимент со светом. Один ящик с рассадой мы поставим на подоконник, а другой в темное место, в закрытый шкаф, где не будет света. А через несколько дней посмотрим, что произойдет с растениями. ( Без света растения в шкафу зачахнут.)
- А теперь я, конечно, не хочу возвращаться домой к папе Карло без подарков и предлагаю вам сделать их для меня.
4-Итог непосредственно образовательной деятельности
Рисование свечой. (На белых листах бумаги воспитатель рисует свечей солнышко. А дети с помощью воды и желтых красок раскрашивают этот рисунок. На рисунках появляется очертание солнца.)
-Теперь мы с вами знаем, что и воздух, и вода, и огонь, и земля необходимы для жизни человека. А эти замечательные рисунки я заберу с собой, а вам в подарок оставлю воздушные шарики. До свидания!
Буратино прощается с детьми и уходит с рисунками к папе Карло.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №387»
Московского района города Казани Республики Татарстан
Непосредственно образовательная деятельность
взрослого с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательная область – Познавательное развитие
«ШЕСТИНОГИЕ МАЛЫШИ»
Воспитатель:
первой кв. категории
Хуснуллина Альбина
Рафаилевна
Непосредственно образовательная деятельность по теме «Шестиногие малыши» проходит в рамках проекта «Весна. Наш дом планета Земля»
Тема недели: «Зеленый мир»
Тема: «Шестиногие малыши»
Цель:
Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных
признаках.
Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать
их в речи.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материалы и оборудование: большие и маленькие листы бумаги коричневого и зеленого цвета; игрушки - божья коровка, муравей, бабочка, пчела; вырезанный из бумаги зеленый лист дерева и паутина из ниток; карточки «Развитие бабочки» на каждого ребенка; интерактивная доска; карточки-схемы: насекомое, птица, животное, рыба; иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, тли, муравья, пчелы.
Методы и приемы: беседа, объяснение, видеопоказ, самостоятельная деятельность детей.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте мы с ними поздороваемся. (дети здороваются)
Воспитатель: А теперь повернитесь все ко мне и посмотрите все на меня. (покружилась) Вы ничего необычного не замечаете? Какое время года я вам напоминаю?
Дети: Весна.
Воспитатель: Да, правильно я сегодня превратилась в весну. Как вы узнаете весну, по каким признакам?
Дети: Тает снег, день становится длиннее, прилетели птицы.
Воспитатель: А почему птицы от нас улетали? С наступлением холодов попрятались жуки, мошки, гусеницы, которыми питались птицы. А раз они вернулись, значит-…..
Дети: Наступила весна.
Непосредственно образовательная деятельность
Воспитатель: Все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметить можно.
( На столе лежат большие листы бумаги коричневого и зеленого цвета и маленькие квадраты таких же цветов.)
Воспитатель: Подойдите и посмотрите. Представьте, что маленький квадратик-это ваше насекомое. А давайте попробуем спрятать на насекомое на большом квадрате.
(Каждый ребенок берет маленький квадрат и кладет его на большой лист бумаги такого же цвета.)
Воспитатель: Правильно, зеленое насекомое на зеленом листе, а коричневое на коричневом.
Воспитатель: Почему насекомые легко прячутся? Потому что у них окраска такая же, как и места, на которых они любят находиться. Посмотрите, ребята, кузнечик такого же цвета, как листок. Поэтому его и не видно. А жук-короед спрятался на коре дерева. И его тоже практически не видно. (Воспитатель показывает детям изображение кузнечика на зеленой траве и жука-короеда на стволе дерева)
Воспитатель: Зачем им такая окраска?
Дети: Для защиты от врагов.
Воспитатель: А вы хотите превратиться в маленьких насекомых? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте, попробуем.
(Включается красивая и медленная музыка)
Воспитатель: Представьте, что стоите вы на поляне, над головой деревья шумят, а под ногами молодая травка. И начинаете вы становиться все меньше и меньше. Вот вы становитесь с кустик, с травку, с муравья. Что вы видите вокруг себя?
Дети: Травка – как деревья, песчинки - как большие камни.
(музыка выключается)
Воспитатель: А теперь отгадайте ребятки, кто это? Спинка красная, на ней черные круги, каждой стороны по три ноги.
Дети: Божья коровка.
Воспитатель: А теперь мы с вами станем божьими коровками. (Воспитатель показывает на руке игрушку – божью коровку)
Воспитатель: Посмотрите, вот лист, на котором божья коровка. У нее яркий окрас и ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Но оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуты опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Оно-то и отпугивает врагов. Подошла божья коровка к травинке и начала есть небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Кто это, что за существа ест божья коровка?
Дети: Это тля.
Воспитатель: Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Дети: Божья коровка приносит пользу, а тля приносит вред.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой? (ответы детей)
Воспитатель: Имя божья коровка ей дал народ. Там где много божьих коровок, там будет хороший урожай. А вот теперь представьте, что перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих «лошадок». Кто тащит «бревно» - иголку от елки, кто гусеницу. Как вы думаете, кто это?
Дети: Это муравьи.
Воспитатель: Вот теперь мы с вами муравьи. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат - не шевелятся. Но пройдет еще несколько дней, и муравьи примутся за работу.
(включается музыка для физминутки «Муравьи»)
Физминутка
Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалил на спину,
Он домой ее несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
Воспитатель: Ребята, а иногда по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разбирает лапами муравьиную кучу, но муравьев не ест. А муравьи заползают ей под крылья и быстро «вычесывают» все, что скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы муравьиной кислотой.
(Включается звук пчелы)
Воспитатель: Ребята, слышите сильный шум: «ж-ж-ж». Летит что-то огромное, лохматое. Кто это?
Дети: Это пчела.
Воспитатель: Правильно, это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов, чтобы потом у нас был вкусный и очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: Пчела, как бы говорит: «Не подходи. Ужалю!»
Ой, ребята, посмотрите, снова кто-то к нам летит.
Отгадайте-ка загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотела –
Она вспорхнула и улетела.
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Правильно. Да, все крылья бабочки покрыты маленькими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. А как вы думаете, есть у бабочки дом?
Дети: Нет.
Воспитатель: А где дом муравья?
Дети: Муравейник.
Воспитатель: А где дом пчелы?
Дети: В улье.
Воспитатель: Да, у бабочки нет дома, ее дом-это каждая шелковистая травка. И живет она всего две недели. Она откладывает много яиц. Из них-то и выйдет гусеница. Потом гусеница превратится в куколку. А из куколки появится бабочка. А теперь вы можете самостоятельно выложить у себя на столе, как появляется бабочка. (Дети выкладывают по карточкам развитие бабочки)
Воспитатель: А теперь, посмотрим, все ли правильно выполнили работу. А сейчас, ребята, я повею весенним ветерком и мы из насекомых превратимся снова в детей. И я вас приглашаю к нашему волшебному экрану, где вы увидите, что-то интересное. (Воспитатель подводит детей к интерактивной доске)
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний». (Воспитатель раздает каждому ребенку схемы: насекомое, рыба, птица, животное)
Работа со слайдами.
Итог непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Как много мы с вами сегодня узнали и увидели! А о каких насекомых мы говорили?
Дети: О божьей коровке, тле, пчеле, муравьях, бабочке.
Воспитатель: Правильно, о божьей коровке, о тле, о муравьях, о пчеле, о бабочке. (воспитатель вешает на доску картинки с этими насекомыми) А что у них одинаково?
Дети: У них всего шесть ног и все они насекомые.
Воспитатель: Мы должны защищать и беречь насекомых. Ведь они приносят нам пользу и для природы тоже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим стихи по мнемотаблицам "Колючие стихи "
Презентация содержит текстовый материал для заучивания с помощью мнемотаблиц...
Стихи детям о весне и весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)
Стихи о весне и о весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)...
Стихи о России. Стихи о Родине для детей.
Красивые стихи....
Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки.
Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки. ...
"Стихи для дошкольников на тему спорт и здоровье" Данный материал можно использовать для прочтения, заучивания, На спортивных развлечениях и праздниках.Стихи легко запоминаются , доступны и понятны детям.
СТИХИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ «СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ.»...
Стихи для детей, стихи о ФГОС, стихи о празднике 8 марта, стихи
Сочиняю стихи для детей и для взрослых, пишу сказки....
"Салют стихов" Сборник стихов для детей дошкольного возраста
В пособии собраны стихи, которые могут быть использованы при проведении праздничных мероприятий в детском саду...