Картотека игр, экспериментов с коллекциями
картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Картотека игр, экспериментов с коллекциями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_3.kartoteka_igr_eksperimentov_po_rabote_s_kollektsiyami.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 3
Картотека игр, экспериментов
с коллекциями
Камни
Художественная литература по теме: «Камни»
- Чтение сказок Бажова «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Хозяйка медной горы»; «Горный мастер»; «Голубая змейка»;
- Чтение сказки Андерсена «Огниво»;
- И. Рыжова «О чём шептались камешки»;
- «Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;
- Е. Чуйко «Как живут камни»;
- А. Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге»;
- А. Гайдар «Горячий камень»;
- Анн-Гаэль Бальп «Голубой камень»;
- сочиняем рассказы и сказки о камнях:
где жил раньше, как он появился на свет, как попал в детсад, нужен ли он людям.
- Игра-экспериментирование «Каждому камешку свой домик»
Цель: Учить классифицировать камни по размеру, цвету, округлости, шероховатости.
- Эксперимент «Извержение вулкана»
Цель: Показать, что камни происходят из вулкана.
- Эксперимент «Как древние люди добывали при помощи камней огонь»
Цель: Объяснить возникновение огня с помощью камня.
- Игра-эксперимент «Можно ли менять форму камня»
Цель: Дать понятие о прочности камня.
Эксперимент: «Выращиваем кристалл из соли»
Цель: Развивать умение наблюдать и делать выводы. Показать, как вырастить кристалл из соленого раствора.
Игра – исследование: «Какие камешки бывают»
цель: учить самостоятельно через лупу рассматривать узор на камнях и находить такие же в коллекции.
Игра – исследование: «Может ли камень быть прозрачным».
Цель: показать прозрачность камня с помощью свечи.
Игра – исследование «Мы - геологи»
Цель: развивать тактильные ощущения, познавать «на ощупь» свойства камня: твердость, гладкость, плавучесть. Учить сравнивать и различать камни.
Исследование: « Определение цвета и формы»;
Цель: Учить обследовать и делать вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Исследование: «Определение размера»
Цель: Учить обследовать и делать вывод: камни бывают разных размеров.
Исследование: « Определение характера поверхности»
Цель: Учить обследовать и делать вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Исследование: «Определение веса»
Цель: Учить обследовать и делать вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Исследование: «Определение температуры»
Цель: Учить обследовать и делать вывод: температура зависит от окружающей среды.
Исследование: «Плавучесть»
Цель: Учить обследовать и делать вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Исследование: «Камни не растворяются в воде»
Цель: Учить обследовать и делать вывод: камни не растворяются в воде.
Дидактическая игра «Конструктор - Лего»
Цель: учить составлять узоры из цветных камней.
Дидактическая игра «Из какой семьи камень»
Цель: Учить классифицировать камни по размеру, цвету, округлости, шероховатости.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Цель: Закреплять умение называть лишний предмет, обосновывать свой выбор.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: Закреплять умение подбирать камни определяя их свойства и внешний вид.
Дидактическая игра «Продолжи цепочку»
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание.
Логопедический конструктор «Ящик ощущений»
цель: развивать тактильное внимание, уметь на ощупь сказать, какой камень.
- Игры на воображение: «Живые камни», «Превращение камешков»
Цель: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить СС разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику.
- «Разноцветные камешки и картины» (аппликация)
Цель: познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции.
- Лепка по замыслу: «Животные или насекомые» (из камней)
Цель: Развивать воображение, умение видеть в камнях сходство с частями тела животных, птиц и насекомых, использовать их в творческих работах по лепке.
Сюжетно-ролевая игра «Дома, улицы, дорога»
Цель: учить строить из камней дорогу, дома, улицы; обыгрывать расписанными камнями на песке свои постройки.
Сюжетно-ролевая игра «Геологи»
Цель: Развивать умение вести ролевые диалоги, развивать сюжетную линию, использовать полученные ранее знания о камнях.
Сюжетно-ролевая игра «Музей камней»
Цель: выявить полученные знания о предложенной теме.
Подвижные игры
- Ходьба по камням (профилактика плоскостопия);
- Змейка (бег и ходьба между камнями);
- Чья команда больше камешков соберет (скоростные качества, внимание, умение действовать в команде);
- Найди свою пару (умение ориентироваться, находить нужный камень);
Ракушки
Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе исследования ракушек, созданных природой.
Дидактическая игра «Мемори» (парочки)
Цель: развитие памяти и внимания детей.
Ход игры: перевернуть все ракушки картинками вниз, затем по одной открывать и смотреть, что нарисовано внутри. Если попадется парная картинка, то обе ракушки надо перевернуть картинками вверх. И так до тех пор, пока не откроются все картинки.
Дидактическая игра «Поиграем в прятки»
Цель: закрепить знание цветовой гаммы и оттенков.
Ход игры: надо подобрать фон для ракушки:
- Где она будет незаметна;
- На каком фоне она будет очень красиво выглядеть.
Дидактическая игра – воображение «На что похоже?»
Цель: Развивать воображение, умение добавлять элементы, чтобы получить полноценный образ.
Ход игры: Предложить ребенку рассмотреть ракушку, спросить, на что она похожа, добавить недостающие элементы (мелкие ракушки, камешки и т.д. по выбору ребенка)
Дидактическая игра «Музыка ракушек»
Цель: изготовление с детьми музыкального инструмента из ракушек, умение запомнить и повторить ритмический рисунок.
Ход игры: положить мелкие ракушки в металлическую или пластмассовую баночку. Передавать несложные ритмические рисунки с помощью изготовленных музыкальных инструментов.
Дидактическая игра «Найди сходство и различие»
Цель: развивать внимание, память, умение обосновывать свой ответ.
Ход игры: взять две любые ракушки и найти сходство и различия.
Дидактическая игра «Мозаика»
Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики детей.
Ход игры: положить на стол лист бархатной бумаги, чтобы ракушки не скользили. На этом фоне выкладываются всевозможные узоры.
Дидактическая игра « Продолжи ряд»
Цель: развивать внимание, память, усидчивость, мелкую моторику.
Ход игры: выкладывать ракушки в предложенной последовательности (в разных вариациях).
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: развивать внимание, умение быстро находить нужную ракушку.
Ход игры: Предложить детям внимательно рассмотреть свою ракушку и найти ей пару.
Дидактическая игра «Мешочек сюрпризов»
Цель: развитие тактильных способностей.
Ход игры: Дети по очереди берут одну ракушку в мешочке, не вынимая ее, рассказывают о ней.
Дидактическая игра «Сосчитай не глядя»
цель: Развитие тактильных способностей, закрепление навыков счета.
Ход игры: на столе выкладываются в ряд несколько ракушек и накрываются салфеткой. Ребенок опускает руку под салфетку и пересчитывает на ощупь ракушки.
Творческая игра «Собери ожерелье»
Цель: развитие творческих способностей: фантазии, воображения, эстетический вкус.
Ход игры: предложить детям выложить ожерелье или другое украшение из различных ракушек.
Дидактическая игра «Как ракушка к нам попала»
Цель: Закреплять умение составлять небольшие рассказы (по схеме воспитателя, по замыслу). Развивать связную речь, умение выражать свои мысли.
Ход игры: дети придумывают рассказы, по схеме воспитателя или по замыслу.
Художественная литература для детей о ракушках
- сказка «Фея из ракушки»;
- С. Година «Добрая ракушка»;
- А. Фрейфельд «У морской ракушки горе…»;
- С. Цапаева «Море спряталось в ракушку»;
- Ю. Симбирская «На песке лежит ракушка…»;
- Ю. Поляков «Тетушка Ау»;
- Е. Нечаева сказка «Про ракушку»;
- Т. Бакей «сказка о ракушке».
Куклы
Сюжетно-ролевые
«Магазин игрушек»
Цель:
- Формировать умение взаимодействовать с игрушками и друг с другом в качестве партнеров;
- Совершенствовать умение вести ролевые диалоги;
- Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение;
- развивать интерес к сюжетно-ролевым играм, умение создать игровую обстановку.
«Выставка кукол»
Цель: Обогатить знание детей о разновидностей кукол. Расширить их представление о материалах изготовления кукол и их применение. Научить применять свои знания в сюжетно-ролевой игры. Воспитывать любознательность, умение задумывать и организовывать сюжет игры, выбирая соответствующих кукол.
Ход игры: Предложить для игры куклы из различных материалов (соломенную, тряпичную, современную, беби-бон и т.д.)
«Мастерская по изготовлению кукол»
Цель: Дать детям знания об изготовлении кукол в разные времена. Расширить представления о мастерах по изготовлению кукол. Воспитывать бережливое отношение к куклам, умение использовать свои знания в игре, вовлекать в игру большое количество детей при помощи расширения сюжета.
Ход игры: Предложить детям для игры различные материалы для изготовления простейших кукол (тряпочки, нитки, солому)
«Модельеры»
Цель: Расширять знания детей о различных видах ткани. О работе модельера дать понятие слово «эскизы», воспитывать чувство художественного вкуса, развитие цветового восприятия.
Ход игры: Показать детям как происходит показ мод. Использовать уголок ряжений для создания оригинального костюма. Научить самостоятельно рассказывать о придуманном детьми костюме.
Дидактические игры
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Цель: Научить детей составлять описательные рассказы о внешности и материале из которого изготовлена кукла.
Дидактическая игра «О чем рассказывает эта кукла?»
Цель: Знать историю происхождения куклы, ее наряда и ее назначения.
Дидактическая игра «Угадай, какая кукла спряталась?»
Цель: развивать зрительную память детей, умение распознавать куклу по характерным признакам.
Дидактическая игра «Подбери одежду кукле»
Цель: учить подбирать сезонную одежду и одежду по назначению для каждой куклы.
Дидактическая игра «Где находится кукла?»
Цель: учить находить, узнавать и называть место положения куклы.
Дидактическая игра «Дорисуй кукле элементы одежды».
Цель: Закрепить знания детей о предметах одежды, уметь находить недостающие детали прорисовывать их.
Художественная литература по теме «Куклы»
- Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»;
- Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»;
- Индийская сказка про куклу;
- Норвежская сказка «Куколка в траве»;
- Т. Кирюшатова Кукольные сказки: «Убоженька», «Параскева-Пятница», «Крупеничка», «Куколка-Покосница», «Талашечка», «Кукла-мамушка», «Десятиручка», «Мартинички»;
- В. Чижиков «Про девочку Машу и куклу Наташу»,
- «Ненужная кукла»,
- В. Свальнов «Настоящая кукла».
Игры с часами
Сюжетно- ролевая игра «Мастерская по ремонту часов»
Цель: Расширять знания детей о времени, познакомить с работой мастера по ремонту часов, дать такие понятия как: часовой механизм, корпус и механизм для завода часов.
Сюжетно- ролевая игра «Музей часов»
Цель: Расширять знания детей о разновидности часов и различном их применении и назначении. Закрепить знания о профессии экскурсовода и правила поведения в музее.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин часов»
Цель: Закрепить знания о профессии продавца, о назначении и применении часов, повторить правила поведения в общественных местах, вести ролевые диалоги.
Сюжетно- ролевая игра «Семья» сюжет: «Покупаем новые часы».
Цель: Предложить развить сюжет игры в направлении посещения музея часов или магазина часов. Закрепить умение распределять роли между собой, расширять сюжетную линию.
Сюжетно- ролевая игра «Поликлиника» сюжет: «отмеряем время для процедуры по песочным часам».
Цель: Знакомить детей с разновидностью и назначением часов, применением их в области медицины. Учить манипулировать с предметом (песочные часы).
Сюжетно ролевая игра «Завод по изготовлению часов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр - экспериментов
Материал для педагогов....
Картотека: опыты, эксперименты, фокусы.
Картотека: опыты, эксперименты, фокусы....
Картотека опытов, экспериментов для дошкольников
Картотека опытов, экспериментов для дошкольников...
картотека игр - экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста
Игры-эксперименты с различными источниками света Солнечный зайчикЦель: познакомить с естественным источником света – солнцем.Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный светВыбрав момент, ...
Картотека игр-экспериментов в средней группе.
Экспериментальная работа в доу....
Картотека игр- экспериментов. Эксперименты с красками, с различными источниками света и почвой. Часть 1.
Эксперименты с красками, с различными источниками света и почвой....
Картотека игр-экспериментов.Эксперименты с воздухом, с водой и красками. Часть 2
Эксперименты с воздухом, с водой и красками....