Проектная деятельность "Бережем планету вместе"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Никишина Анна Васильевна

Долгосрочный проект по окружающему миру для подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

«Центр развития  ребенка «Алёнушка» - детский сад №3»

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«БЕРЕЖЕМ ПЛАНЕТУ ВМЕСТЕ»

Воспитатель:

Никишина Анна Васильевна

г. Воронеж

2017

Цель проекта – Формирование у детей начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, а так же к человеку как части экосистемы.

Тип проекта – исследовательско-творческий.

Вид проекта – групповой.

Продолжительность – долгосрочный (1 год).

Участники проекта – дети группы «Непоседы» (6 – 7 лет), родители и воспитатели группы.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей знания о живой и неживой природе.

2. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой. Дать понимание того, что человек – часть природы.

3. Развивать познавательный интерес детей к природе во всем ее многообразии, желание активно изучать природный мир.

4. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру природы, через понимание ее красоты.

5. Воспитывать потребность бережного отношения к природе и ее охране.

6. Развивать экологическое мышление у детей в процессе исследовательской деятельности, развивать творческое воображение, любознательность, усидчивость.

7. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности детей в природе – труд на участке, уход за растениями.

Принципы: 

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  •  принцип системности;
  • интеграционный принцип.

Предполагаемый результат – накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой и желание отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру. Осознание детьми неразрывной связи и взаимовлияния человека и природы.

Актуальность темы:

Экологическое воспитание сравнительное новое направление дошкольной педагогики. Суть его заключается в целенаправленном развитии у детей экологической культуры.

Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Юный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии эмоциональному единству с живой и неживой природой, чувству товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному восприятию мира, высоким нравственным идеалам. Ребёнок чувствует чужую боль, остро воспринимает несправедливость своих и чужих поступков, стремится к подражанию, справедливым делам и поступкам. Тонко чувствующая и легко восприимчивая психология юного человека соединяет воедино материальный и духовный мир. Без подобного воссоединения невозможно воспитание и развитие экологического мировоззрения и сознания.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап в процессе развития основ экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок. В значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру. В том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своём мироощущении и расстояние от «Я – природа» до «Я и природа», акцент смещается на формирование отношений к самому себе (какой я? За что меня хвалят или ругают?) и к ближайшему социальному окружению – сверстникам, взрослым.

У детей старшего дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются непосредственные объект-объектные, межъобъектные отношения. Ребёнок старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.

Экологическое сознание ребёнка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой  проблеме.

В старшем дошкольном возрасте более отчётливо проявляются элементы основ экологической культуры ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более сознательные оценки поведения людей в природе, формируется способность к мотивационной оценке поведения в природе.

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерны следующие элементы экологического сознания:

  • потребность в общении с природой. Это отправная точка развития основ экологической культуры ребёнка (ещё не отделяет себя от природы);
  • эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой (различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные).

Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью.

Формы работы с детьми в рамках проекта:

1. Метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные ситуации, позволяющие открыть «новое знание».

2. Словесные методы – беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание.

3. Практическая деятельность в природе – труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы

4. Игровые методы и игра, практическая работа и поисковая деятельность.

5. Экскурсии, в том числе совместно с родителями.

Этапы реализации проекта:

I – Организационный – подготовка материального обеспечения для детского экспериментирования, изучение методической литературы

II – Практический – проведение эксперимента.

III – Заключительный – подведение итогов работы, диагностика и презентация проекта.

Тематический план по организации

поисково-исследовательской деятельности детей.

ИЗУЧЕНИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

1

Наблюдение за жизнью растений

«Что такое природа? Живая и неживая природа»;

«Осенний уход за комнатными растениями»;

Эксперимент «Лук от всех недуг»;

«Лекарственные растения – средство оздоровления»;

Эксперимент «Упрямое растение».

2

Наблюдение за жизнью животных

Какими бывают насекомые;

Беседа о дождевом черве;

Перелетные и зимующие птицы;

Акция в рамках проекта «Птицы – наши друзья, в беде их бросать нельзя».

ИЗУЧЕНИЕ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

1

Экспериментирование с песком

и глиной

«Удивительный песок»;

Эксперимент «Где вырастет растение?»;

«Сухая и влажная почва»;

Занятие «Чтобы почва не болела».

2

Экспериментирование с водой

Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе;

«Свойства воды»;

Эксперимент «Фильтрование воды».

3

Экспериментирование с воздухом

Знакомство со свойствами воздуха;

«Эксперимент «Что нужно для горения свечи?».

ЧЕЛОВЕК КАК ЧАСТЬ ЭКОСИСТЕМЫ

1

Человек и природа

 «Я – человек»;

Эксперимент «Вкус и запах»;

Опыт Мариотта.

ВЫВОДЫ:

1. У детей сформированы элементарные знания и живой и неживой природе и о неразрывной связи человека с природой.

2. Ребята больший интерес стали проявлять к природе, к ее явлениям ,к элементам неживой природы.

3. Проявилось активное желание изучать природу, ее явления в том числе с помощью эксперимента.

4.  Дети научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы с помощью взрослого.

5. Ребята стали более гуманно относиться к объектам живой и неживой природы, осознали, что от нашего бережно отношения зависит будущее человечества.

6. Проявилась потребность охранять природу и привлекать к этому своих родственников и знакомых.

7. Более наполненной и осознанной стала практическая деятельность в природе – труд на участке, изготовление кормушки для зимующих птиц, уход за комнатными растениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сказка "Сбережем планету вместе"

Сценарий экологической сказки для старших дошкольников...

Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе "Вода. Бережем планету вместе"

Цикл занятий по исследовательской деятельности в старшей группе по теме "Вода" начался еще в начале зимы 2014 года и продолжается по сей день, поскольку эта тема очень интересна и многогранна, особенн...

««Бережём планету вместе»

Участники проекта: дети, родители и воспитатели старшей и подготовительной группы.4.  Адрес организации: 127322  г.Москва, улица Милашенкова, д.10б 5. Вид проекта: межгрупповой, долгос...

Проект по теме "Сохраним планету вместе"

Проект по теме : "Сохраним планету вместе"Прекрасен мир!Щедра своей красой природа!Нас каждый раз чарует время года:Зима- морозом, весна- листком,А лето – ягодой, а осень – колоском!Прозрачны реки, ле...

Проект "Бережем планету вместе"

Информационная карта проекта...

Презентация "Сохраним планету вместе" (промежуточный результат)

В презентации представлены этапы прохождения нашегодолгосрочного проекта....

Творческий проект социально-экологической направленности "Защитим планету вместе"

Цель проекта - экологическое воспитание подростающего поколения. Проект реализован на базе МБУ ДО "ДШИ" г. Нефтеюганска. Март 2016 г....