Проект мини-музея «Птицы – наши друзья»
методическая разработка по окружающему миру на тему
Расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни, воспитывание бережного отношения к пернатым друзьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey.docx | 34.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект создания в группе мини-музея
«Птицы – наши друзья»
Вид проекта: познавательный
Участники: воспитатели, родители и дети старшей группы.
Продолжительность проекта: сентябрь 2015 – май 2016 (долгосрочный)
Актуальность. В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелетных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к птицам, побуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе.
Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
-развивать интерес к изучению природы
-формировать бережное отношение к птицам
-расширять представления детей о зимующих, перелетных, экзотических птицах
-формировать элементарные экологические представления
-создать положительный эмоциональный фон
Планируемый результат: изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети научатся относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Этапы реализации проекта:
1.подготовительный
2.основной
3.заключительный
Подготовительный этап:
1.Изучение познавательной литературы.
2.Чтение художественной литературы: В.Бианки «Чей нос лучше?», «Сова»; К.Чуковский «Цыпленок», Б.Житков «Храбрый утенок», Е.Чарушин «Болтливая сорока», Н.Сладков «Лесные сказки», В.Сутеев « Цыпленок и утенок», русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Кочеток и курочка».
3.Наблюдение за птицами на прогулках.
4.Беседы «Зимующие и перелетные птицы», «Домашние птицы», «Удивительные птицы» (экзотические).
5.Продуктивная деятельность: рисование «Голубь», «Дымковская утка», «Что это за птица», «Филимоновский петушок»; лепка «Птичка» (по мотивам народных игрушек), «Птицы на кормушке», «Лебедь»; аппликация»Снегирь на ветке рябины», «Синичка», «Птенцы в гнезде», «Сказочная птица»; конструирование «Снегири и яблоки»(украшение на елку), «Сова», «Птичка», «Грач». .
6.Слушание аудиозаписей «Птичьи голоса».
7.Работа с родителями: сбор экспонатов для мини-музея, заучивание с детьми стихов о птицах.
8.Сделали карточки «Птицы Красной книги».
Основной этап – открытие мини-музея. Дети прочли стихи о птицах, загадывали загадки. Дети совестно с родителями подготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведет в то или иное время года, где и когда гнездится, о ее оперении и т.д. Из рассказов детей мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами. Следовательно, с наступлением зимы, когда природа замирает, птицам нечем питаться, и они улетают в теплые края, в лучшие для них условия выживания. Остальные птицы ( ворона , воробей, синица, сорока и др.) остаются зимовать, т.к. переносят климат нашей местности.
Разделы мини-музея:
-«Чучела птиц». Экспонаты данной коллекции могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
-«Сами своими руками». Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в самостоятельной игровой деятельности детей.
-«Пугало птиц», «Птицы Красной книги». Экспонаты используются для закрепления знаний о зимующих и перелетных птицах, исчезающих птицах.
-«Библиотека». Здесь собраны карточки, познавательная и художественная литература о птицах, которые могут быть использованы в образовательной деятельности.
-«Игротека». Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.
В мини-музее оформлен альбом «Птицы глазами детей», в который вошли рисунки, аппликации, выполненные детьми старшей группы.
На открытии музея дети рассматривали экспонаты, слушали рассказы воспитателя, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Некоторые дети сами рассказывали о своей птице, принесенной из дома.
Заключительный этап.
Мини-музей послужил площадкой для проведения занятия «Тайны птичьего мира».
Совестно с детьми были сформулированы правила поведения в природе относительно птиц:
-Не шуметь в лесу, не пугать птиц!
Не разорять птичьи гнезда!
-Не уносить домой птенцов, выпавших из гнезда!
-Подкармливать птиц зимой!
-Делать скворечники!
Проделанная работа нашла положительный эмоциональный отклик в сердцах детей и их родителей.
Перспектива развития мини-музея:
-Проведение экскурсий для других групп детского сада.
-Разработка экологических знаков по правилам поведения в природе относительно птиц.
-Написание книжек-малышек или большой книги о птицах.
-Проведение досуга «Вечер стихов».
-На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
Литературные произведения о птицах
1.В.Бианки «Рассказы и сказки»
2.Л.Толстой «Воробей на часах»
«Лебеди»
3.А.Куприн «Скворцы»
«Песня скворца»
4.И.Соколов-Микитов «Жаворонок»
5.С.Аксаков «Лебедь»
6.Е.Чарушин «Яша»
«Воробей»
7.Б.Житков «Галка»
«Храбрый утенок»
8.Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш»
9.М.Пришвин «Журка»
«Лесной доктор»
10.Г.Скребицкий «Смышленые птицы»
«Сиротка»
«Чир Чирыч»
11.Н.Сладков «Воробьишкина весна»
«Зимние долги»
«Курорт « Сосулька»
«Топик и Катя»
12.Н.Романова «Котька и птичка»
13.Т.Домаренок «Кукушечка»
«Два гнезда»
«Кто разукрасил синичку»
«Кого лечит дятел»
14.Русские народные сказки
«Ворона и рак»
«Лиса и тетерев»
«Журавль и цапля»
«Мышка и воробей»
«Орел и ворона»
«Кривая уточка»
«Птичий язык»
«Про мышь зубатую да про воробья богатого»
«Хвастливая ворона»
«Скворец и горошина»
Сценарий презентации мини-музея
- Прекрасен и многолик мир птиц. Маленькие и большие, с великолепным оперением и самые обыкновенные, домашние и лесные, черные и белые, певчие и стучащие – всякие, ценимы людьми.
Птицы сопровождают нас повсюду. Птицы – это наши друзья. Многие из них — санитары лесов, полей, парков. Люди любят и ценят птиц. Поэтому
1 апреля отмечается «Международный День Птиц» — всемирный экологический праздник.
Мы тоже любим птиц и создали в группе мини-музей «Птицы - наши друзья» .Девиз нашего музея -…..
В нашем мини-музее есть разные экспонаты. Это:
-чучела птиц
-поделки птиц, сделанные своими руками
-фотографии птиц
-познавательная и художественная литература о птицах.
В экспозиции представлено «Пугало птиц», где находятся изображения птиц, объединенные по определенному признаку.
-Ребята, посмотрите сюда и назовите птиц, которых здесь видите (дети называют).
-Как можно назвать всех этих птиц?(зимующие)
-А почему их так называют?(приспособлены жить в нашей местности и не улетают осенью в теплые края)
-А как называют птиц, которые улетают на юг?(перелетные)
-А почему птицы улетают на юг?(им нечего есть, т.к. природа замирает, и нет ягод, насекомых, а также они не могут переносить холод)
-А вот эта экспозиция о птицах, занесенных в Красную книгу.
-Ребята, а что такое Красная книга?(здесь записаны животные и растения, которых осталось очень мало и которые нужно особенно беречь)
-А вы знаете какие птицы занесены в Красную книгу?(дети называют и показывают)
-У нас также есть альбом «Птицы глазами детей», куда вошли рисунки и аппликации детей нашей группы.
-А теперь , ребята, давайте расскажем нашим гостям, что мы знаем о птицах, т.е. будем экскурсоводами.
Загадываю загадки, дети отгадывают, а потом один ребенок показывает эту птицу и рассказывает о ней.
Хищный нрав у этой птицы,
С ней вам лучше не водиться.
Клюв раскрыл в порыве страсти
Кровожадный хищник… (ястреб)
ЯСТРЕБ
Ястреб – одна из самых быстрых и сильных хищных птиц. У него острое зрение и отличный слух. У ястреба широкие крылья, они помогают птицам долгие часы парить в воздухе, высматривая добычу. Разные виды ястребов живут как в лесах, так и в степях. Свои гнезда устраивают в земле. Как только самка откладывает первое яйцо, она начинает его насиживать. Из-за этого птенцы вылупляются из яиц по очереди, и часто в одном гнезде живут малыши разного возраста.
Ястребы охотятся на перепелок, голубей и тетеревов. Могут они нападать и на домашних кур, если оставить их без присмотра. Нередко добычей ястреба становятся зайцы и кролики.
Роль хищных птиц в природе очень важна. Они охотятся не ради удовольствия, а чтобы прокормить себя и свою семью. При этом их добычей, как правило, становятся слабые или больные животные.
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло. (сова)
Сова
Сова - ночная хищная птица. Её организм хорошо приспособлен для ночной охоты на мелких птиц и грызунов. Превосходное зрение, отличный слух, бесшумный полёт, исключительная подвижность головы, острые когти, сильные лапы - это качества хорошего охотника. Глаза у птицы большие и круглые, но днём сова видит плохо, и поэтому до заката солнца прячется в дуплах деревьев и старых строениях. Совы живут поодиночке. Гнезд не строят. Одним из видов совы является сыч.
Он в черной одежде,
Но все-таки врач.
Спасает поля от вредителей…(грач)
Грач
Грач– стройная черная птица.
Он внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от вороны, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в стаях.
Грач летает на большие расстояния, но много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях за городом или в городских садах.
Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. А зимует на побережье Черного моря,. Для перелётов весной и осенью грачи собираются в огромные стаи.
В апреле мама-самка откладывает яйца. Через месяц после рождения птенцы оставляют гнездо. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях насекомых. Мы рады этому, т.к. это насекомые-вредители.
Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, может поймать даже молодого зайчонка.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая, (сорока)
Сорока
У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные ". Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока селится на открытом месте, где много деревьев и кустов. Её гнездо большое, сверху прикрытое колючей крышей. Оно построено из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи. Самка насиживает яйца, а самец помогает ей кормить птенцов. Сороки держатся парами и не удаляются далеко от гнезда. К зиме большинство сорок разлетаются по деревням и ищут себе еду. Сорока ест насекомых, гусениц, разоряет гнёзда других птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, зерна. |
Сорока очень смышленая птица и хорошо привыкает к неволе. Выращенная из птенца сорока становится совершенно ручной. Она может научиться подражать голосам многих животных, скрипу двери, другим звукам, а также голосу человека.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
АИСТ
С древних времен люди считали белых аистов символом удачи. Если аисты свили гнездо на крыше дома – это непременно должно принести счастье его хозяину.
Люди сочинили про аистов множество легенд. По одной из них, аисты приносят родителям новорожденных детей. Аисты селятся рядом с человеком. Аист-самец выбирает себе подругу, с которой живет всю жизнь. Пара аистов вьет большое гнездо из веток, которое устраивает на деревьях , скалах, на домах.
Гнездо служит для аистов уютным домом много лет. Каждый год, возвращаясь весной из теплых стран, аисты ремонтируют гнездо, вплетают в него новые ветки.
В середине весны самка откладывает от 3 до 8 яиц. Насиживают их оба родителя. Питаются аисты лягушками и ящерицами, червями, насекомыми и их личинками.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
СНЕГИРЬ
Снегирь получил своё название потому, что он с первым снегом прилетает к нам с севера. У самца грудка красная, а у самки - буровато-серая. Селятся снегири в лесах и держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а с приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. В апреле снегири строят гнезда на ветвях деревьев невысоко над землей. Самка свивает его из веточек, затем выстилает слоем тонких корешков и шерсти. Птенцов родители выкармливают поочередно семенами и насекомыми. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают. Лучшие грозди рябины снегирь, даже если он голоден, все равно уступит самке. Гордая птица, ЛебедьЛебедь считается самой крупной и красивой водоплавающей птицей. Окраска оперения белая, но есть и чёрные лебеди. Шея у этой птицы длинная и гибкая. Гнездится она в зарослях стоячих водоёмов. Стаи лебеди не образуют, а держатся парами, кормятся водными растениями, сочной травой прибрежных лугов и рыбой. Лебеди - перелётные птицы, на зиму улетают в тёплые страны. |
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.(Воробей)
ВОРОБЕЙ
Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнезда рядом с домами людей, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен или за карнизами окон и дверей. Воробьи едят любую пищу, помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. Но при случае могут навредить и посевам, выклевывая зернышки. «Вора бей!» – кричали в старину крестьяне, завидев на своих полях стайку маленьких птичек. Отсюда и пошло название воробья.
Воробьи бывают городские и полевые. Городские воробьи – небольшие серенькие птички, а полевые окрашены ярче – у них коричневая шапочка на голове и две светлые полоски на крыльях.
Воробьи общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая о местах кормежки или о том, что к стае подкрадывается хищник. Вместе проще находить пищу и избегать опасности. Порой стайка воробьев давала отпор даже грозному ястребу!
За теплое время года воробьиха успевает 2–3 раза отложить яйца и вывести потомство. Ученые подсчитали, что при такой плодовитости воробьи должны были бы уже вытеснить с нашей планеты всех остальных птиц. Но этого не происходит, потому что не все птенцы выживают, погибая от хищных зверей и птиц.
-Молодцы, ребята! Вы настоящие знатоки птиц!
А теперь давайте послушаем стихи о пернатых друзьях.(дети читают стихи)
-Молодцы!
А знаете ли вы о правилах поведения в природе относительно птиц?(да)
-Давайте их назовем:
1.Не шуметь в лесу, не пугать птиц!
2.не разорять птичьи гнезда!
3.Не уносить домой птенцов, выпавших из гнезда!
4.Подкармливать птиц зимой!
5.Делать скворечники!
А какое значение играют птицы в жизни человека?(истребляют насекомых и оберегают от них поля, сады и огороды, хищные птицы уничтожают мелких грызунов-вредителей полей и распространителей разных болезней, из пуха и перьев делают одежду, одеяла и подушки, домашние птицы дают яйца и мясо, перьями птиц в старину писали как теперь пишут ручкой, птицы приносят радость своей красотой и пением, питаясь семенами переносят их с места на место, что способствует распространению растений, помет птиц служит удобрением и позволяет получать большой урожай овощей и фруктов).
-Умнички! Вы уже много знаете о птицах и можете поделиться своими знаниями с другими. Цените и берегите птиц, заботьтесь о птицах в трудные для них времена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по теме «Птицы наши друзья»
1. Ааналитико-прогностическое обоснование проекта.1.1 Актуальность выбранного направления, определившая необходимость проекта...
Педагогический проект по теме «Птицы наши друзья»
1. Ааналитико-прогностическое обоснование проекта.1.1 Актуальность выбранного направления, определившая необходимость проекта...
Проект в старшей группе «Наши друзья - растения в детском саду и дома»
Проект: состоит из совместного группового и семейных мини-проектов. Фотографии по проекту можно найти в специальном альбоме на моей странице.Полностью разместить презентацию не удалось, т....
Проект "Овощи и фрукты - наши друзья"
Открытый образовательный проект в группе раннего возраста...
Краткосрочный проект в подготовительной группе "Наши друзья из леса"
данный проект представляет собой работу по ознакомлению детей с окружающим миром, развитие речи. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков по воспитанию бережного от...