"Путешествие в осенний лес".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Дети на этом ОД знакомятся с признаками ранней осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_osenniy_les.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию

в средней группе.

Тема: «Путешествие в осенний лес».

Воспитатель: Краснова Т.И.

Возрастная группа: средняя.

Цель :  систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе,  изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень).

Программное содержание:

- продолжать учить детей отгадывать загадки, в некоторых случаях объясняя свой ответ;

- учить образовывать существительные при помощи суффиксов –ата, -ята во множественном числе;

- развивать познавательную речевую активность по теме «Осень», «Жизнь диких животных осенью».

- развивать цветовое восприятие и мелкую моторику рук  в процессе продуктивной деятельности при передаче окраски осенних листье

- способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, мышления.      

 воспитывать бережное отношение к природе в процессе беседы о жизни диких животных        осенью, в продуктивной деятельности.

- воспитывать аккуратность и усидчивость в процессе продуктивной деятельности.

 - воспитывать  активность, самостоятельность.

 - воспитывать умение работать  в коллективе.

Предварительная работа с детьми: наблюдение за деревьями, листьями, растениями  на цветнике, за птицами, насекомыми. В речевом уголке размещены картинки с изображением диких животных и их детенышей, д/игры «Кто чем питается», «Кто где живет».  

Чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Еж», «Белка», Г. Снегирев «Как птицы и звери готовятся к зиме.

Предварительная работа воспитателя : приготовление конспекта, фонограммы. Кисточки, краски, баночки с водой, бумагу в виде листочков.

Обогащение и активизация словаря: берлога, дупло, логово, норка.

Оборудование и материалы:  демонстрационный: магнитофон, картинки с изображением диких животных.

Раздаточный: кисти , краски желтого , красного, оранжевого цвета.

Методы и приемы: использование фонограммы, отгадывание загадок, художественное слово, беседа, рассматривание иллюстраций, вопросы, показ, индивидуальный контроль.

Структура  ООД.

Вводная часть- 2 мин.    

 Основная часть – 13 мин.

 Заключительная часть – 5 мин.

Интеграция  образовательных областей:  «Социально -  коммуникативное  развитие»,  «Художественно- эстетическое развитие»,  «Познание»,  «Физическое развитие»,  «Речевое развитие».

Виды детской деятельности :игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная.

Организация детей на ООД.

1Дети стоят полукругом .

2.Дети сидят на стульчиках.

3.Дети  размещены за столами.

4. Дети стоят полукругом.

Литература:

 1 .Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. О.В. Дыбина. Мозаика – синтез, Москва 2011.

2. Ознакомление с окружающим миром . И.А. Морозова, М.А.Пушкарева .Мозаика – синтез, 2006.

Содержание  организованной деятельности детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в осенний лес».

Воспитатель под фонограмму детской песни С. Насауленко «Осень наступила» встречает детей на ковре .

Воспитатель:

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку - стихотворение:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я .... (Осень)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Какой сейчас месяц осени?

Дети: Ноябрь.

Воспитатель: А какие еще времена года вы знаете?

Дети: Зима, весна, лето.

Воспитатель: Ребята, назовите мне признаки осени.

Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, люди одевают теплую одежду.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет".

Осенью идут дожди?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Звери норки утепляют?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать:

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (да).  Тогда я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в осенний лес.

Чтобы отправиться в лес, нам нужно подумать, а на чем мы можем отправиться?

Дети: на машине, на самолете, на автобусе, на лошадке.

Воспитатель: А на чем быстрее всех мы доберемся до осеннего леса?

Дети: На самолете.

Воспитатель: Как здорово! Мы с вами быстро доберемся на самолете до леса .

Физкультминутка «Самолет»

Вот мы и добрались до осеннего леса. Садитесь на пенечки, отдохнем. (дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если отгадаете загадку.

1) Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц)

(Воспитатель достаёт картинку зайчика )

Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?

Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.

Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?

Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.

Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики.     (Прыгают).

2) Воспитатель: Кого же ещё мы встретим в лесу?

- Он в берлоге спит зимой

под большущею сосной,

а когда придет весна,

просыпается от сна. (Медведь).

(В - ль достаёт картинку медведя)

- А вы знаете, что медведь делает осенью?

Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.)

Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают медведя).

3) Воспитатель: Ребята,  может, мы ещё кого-нибудь встретим.

Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь в следующей загадке?

В дупле живет, да орешки грызет. (Белка).

Показывает картинку белки.

Воспитатель: Что делает белка осенью?

Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.

Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)

Воспитатель: Какого цвета шёрстка становится у белочки? (серая)

Воспитатель: Почему серая? (потому что деревья серые)

Воспитатель: Давайте попрыгаем, как белочки.   (прыгают)

4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверёк?

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)

Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. А как вы догадались? - А что же будет ёж делать зимой? (ответ детей)

Спать. Ёж летом и осенью нагуливает жирок, что бы всю зиму сытым быть

 Воспитатель предлагает детям превратиться  в ёжиков.

           ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЁЖИК»

Вдох носом: короткий шумный ( «как ёжик» ) с напряжением мышц всей носоглотки

(ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через полу открытые губы.

Воспитатель: А каких животных еще можно встретить в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, енот и т.д.)

Воспитатель: А у наших животных есть детки. Д/ игра «Кто у кого»

Воспитатель: у зайца         Дети: зайчата

Воспитатель: у лисы          Дети: лисята

Воспитатель: у медведя     Дети: медвежата

Воспитатель: у волка         Дети: волчата

Воспитатель: у белки         Дети: бельчата

Д/игра «Кто, где живет»

Воспитатель: У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и не могут найти дорогу домой. Ребята, давайте поможем каждому найти свой домик.

 Лиса – дети (в нору)

Белка – в дупло

Медведь  - в берлогу

Волк – в логово

А зайчик – под кустик.

А утром сорока всех разбудила и лиса выскочила – из норы

Белка – из дупла

Медведь – из берлоги

Зайчик – из-под куста.

Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу? Много разных животных встретили (дети вспоминают, кого встретили)

Чем заняты животные осенью в лесу? Как они это делают?

Воспитатель: У всех животных происходит линька. Заяц, белка меняют окраску. Животные делают запасы на зиму.

Воспитатель: Помогите мне закончить предложение:

Д/ игра «Закончи предложение»

Заяц зимой белый, а летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

Заяц пушистый, а еж…

Заяц дикий, а кошка..

Медведь сильный, а заяц…

Белка живет в дупле, а лиса…

Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ёжика было много дел, и он не успел утеплить свою норку. Давайте ему поможем, нарисуем для него много листочков. Давайте пройдём на волшебную полянку (дети подходят к столам).

Садитесь поудобнее, ножки поставьте вместе, спинки подравняйте, возьмите в руки наши волшебные кисточки и нарисуйте для ежиков много листочков. Какого цвета литья осенью? (Красные, оранжевые, жёлтые).

Работа с краской (звучит музыка).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему нарисовали. Теперь - то ему будет в норке тепло всю зиму.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. Давайте сядем на самолет.

 Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что происходит осенью? Каких животных мы встретили в лесу? Кому мы помогли? Понравилось вам наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...