Путешествие в осенний лес.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кулинцева Галина Александровна

НОД в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_osenniy_les.docx94.24 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_nod.pdf1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в осенний лес в старшей группе

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Образовательные:

 1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

 2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

Развивающие:

 3.Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.

 4. Развивать интерес к выполнению заданий.

 5. Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

 6.        Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к ней.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Форма проведения совместной деятельности: игра-путешествие.

Методы и приемы:

Практические: Коллективное составление письма, коллективная аппликация готовых форм, физкультминутка.

Наглядные: Презентация «Осень».

Словесные: Беседа, вопросы, игры.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихов об осени; рассматривание картин, иллюстраций с изображением времен года, погодных явлений, с осенними пейзажами; разучивание стихов, пальчиковой гимнастики, текстов упражнений на координацию речи с движениями; наблюдение на прогулке за осенними явлениями природы; подбор и вырезание картинок на осеннюю тему.

Работа с родителями:

Консультация «Здравствуй, Осень золотая! Прогулки юного натуралиста!», предложить собрать гербарий листьев, фотовыставка «Осень золотая».

Оборудование:

Письмо , шкатулка, компьютер, проектор для показа слайдов презентации, аудиозапись» Звуки осеннего леса», листочки из картона для игры «С какого дерева листок?», набор картинок для составления письма, мольберт, ватман, подарок от осени.

1.Введение в ситуацию.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

 Воспитатель:

 Прошла по лугам,

 По лесам, по полям.

 Припасы она заготовила нам,

 Упрятала их в погреба, в закрома,

 Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы отправляемся в осенний лес.

Ой, а что это? Письмо!

«Здравствуйте, ребята! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Одни считают, что пора. Другие, что еще рано. Посоветуйте нам , пожалуйста. Мы не можем понять, осень кончилась или нет. Скоро ли наступит зима? Только мы просим представить убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.»

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Дети, а вы хотите помочь зайцам ответить на этот вопрос?   Зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осенний лес и сможем помочь зайчикам принять правильное решение. Доказательства того, что осень была в лесу, мы будем складывать в конверт, а в конце путешествия составим для зайчиков письмо.

Речевая игра. Идем по лесной тропинке.

«По лесной тропинке

В гости мы пойдем

И дорогу к Осени

Быстро мы найдем,

Веточки березы (качают руками)

Ласково шуршат (трут ладошку об ладошку)

Лес чудес и сказок

Принимай ребят!» (кланяются)

2. Основная часть.

Воспитатель: Вот мы и пришли в осенний лес.

1 слайд «Осенний лес». Звучит «Шум леса».

Осенний лес – какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу!

Дети, а какие звуки вы слышите?

Ребята, скажите как нужно вести себя в лесу?

Давайте вспомним правила поведения в лесу. ( Не шуметь, не сорить, не уходить далеко от взрослых...)

Воспитатель: Отлично! Вы правильно назвали правила поведения в лесу.

А вот и лесная полянка. Давайте присядем и рассмотрим картинки с изображением осени

2слайд « Ранняя осень».

1.Как вы думаете, вся осень бывает одинаковой?

2.Какой период осени изображен на картине?

3.Какой месяц осени относится к ранней?

4.Какие изменения в природе происходят ранней осенью?

5.Стихотворение о ранней осени.

3 слайд «Золотая осень».

1.Какой второй месяц осени?

2.Как называется осень в октябре?

3.Какие изменения в природе происходят золотой осенью?

4.Стихотворение о золотой  осени.

Слайд 4»Поздняя осень»

1.Какой последний период осени?

2.Как называется третий месяц осени?

3.Как в народе его еще называли?

4.Какие изменения в природе происходят поздней осенью?

5.Стихотворение о поздней осени.

Воспитатель: Молодцы! Вы точно назвали осенние месяцы, рассказали об изменениях в природе, прочитали стихи о каждом периоде осени. Я думаю , что зайцам мы представим убедительные доказательства. Давайте подойдем к столу и отберем картинки для зайчиков, положим их в конверт.

Приметы осени.

Осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли загадки и пословицы, примечали приметы.

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

 В круг ребята становитесь,

 Крепче за руки держитесь.

 Я шкатулочку возьму,

 И приметы соберу.

 Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

 Пословицы

 1. Коли ясно, то и осень прекрасна.

 2. Осень идет, и дождь за собой ведет.

 3. Красна весна цветами, а осень пирогами.

 4. От осени к лету, поворота нету.

 5. Лето со снопами, осень с пирогами.

 6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

 Приметы

 1. Осенью паутина на ясную погоду.

 2. Гром в сентябре - теплая осень.

 3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

 4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

 5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

 Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

А теперь подойдите к столу и отберите картинки для зайчиков, которые мы положим в конверт.

 (Дети садятся на стульчики)

Слайд 5 «Листопад».

 А сейчас я прочитаю стихотворение "Осень".

 Плакали ночью желтые клены,

 Вспомнили клены, что были зелены.

 С желтой березы тоже капало,

 Значит, береза тоже плакала.

 Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

 Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).

 Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

 Дети: (Мало солнца, стало холодно)

 Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

 Дети: (Приклеить, пришить).

 Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

 Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

 Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

 Физминутка "Листочки".

Мы листочки осенние, (присесть)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели, (легкий бег по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присесть)

   Ветер снова набежал (легкий бег по кругу)

   И листочки все поднял.

   Закружились, полетели (присесть)

   И на землю тихо сели.

Игра «С какого дерева листочек?»

Как много на ковре листочков! Выберите себе один листик и мы с вами поиграем в игру « С какого дерева листочек?

Слайд 6,7»Дуб»

На слайде появляется изображение дуба, те дети у кого листочек дуба поднимают его вверх.

Лист какой? (дубовый)

Слайд 7,8»Береза»

На слайде появляется изображение березы, те дети у кого листочек березы поднимают его вверх.

Лист какой? (березовый)

Слайд 9,10 «Клен»

На слайде появляется изображение клена, те дети у кого листочек клена поднимают его вверх.

Лист какой? (кленовый)

Воспитатель: Молодцы! Мне не удалось вас запутать, вы точно определили листья. Подойдите к столу и отберите картинки , которые мы сможем положить в конверт.

Воспитатель:

Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравится, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

 

Игра» Осенние слова»

Дети: золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

3. Заключительная часть.

Коллективное составление письма.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Дети, сейчас мы должны составить зайчикам письмо. Но так, как зайцы не умеют читать, мы составим письмо из картинок, которые собирали на протяжении всего путешествия. Подойдите к столу, возьмите себе картинку и наклейте ее на общее письмо.  

(Дети приклеивают картинки. Звучит аудиозапись «Звуки природы.» Дети составляют рассказ.)

«В лесу поздняя осень. Стало холодно, птицы улетели, исчезли насекомые. Опали с деревьев все листья. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то волк и лиса могут заметить.)»

Слайд 13» Письмо»

Дети, вот наше письмо и мы его отправляем зайчикам по электронной почте.

Слайд 14» Конверт»(полетел)

Итог.

Воспитатель: Дети, кто сегодня был самым активным? Чьи ответы вам понравились? А кому понравились свои ответы? Почему?

Молодцы, вы старались, я довольна  вами . У меня для вас небольшой секрет: осень оставила вам подарок. Угощайтесь!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...