Конспект занятия "Добыча угля в Амурской области" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Добыча угля в Амурской области»
Цель: ознакомление детей с добычей угля в Амурской области
Задачи
- Познакомить детей со свойствами каменного угля с его месторождением и добычей в Амурской области.
- Закреплять умения обследовать предметы с помощью сохранных анализаторов, называть их свойства и особенности.
- Развивать сенсорные ощущения.
- Воспитывать интерес к опытнической деятельности, к явлениям неживой природы.
Предварительная работа:
Беседа о профессии шахтера, о его труде, рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые», чтение художественной литературы - сказка про «Уголёк»
Оборудование:
Посылка с каменным углем, загадка про каменный уголь, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, физическая карта, салфетки, лупа, презентация «Добыча угля в Амурской области», шапочки и нарукавники.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, для нашей группы пришла посылка, хотите узнать, что в ней? Открывает посылку, достаёт письмо, читает его «Здравствуйте, дорогие ребята! Я, слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам посылку с предметом неживой природы. А что это за предмет вы узнаете, отгадав загадку. Желаю вам удачи.
Хозяйка медной горы»
Загадка: Чёрный и блестящий, я самый настоящий Волшебник, чародей, я нужен для печей.
В печах переливаюсь золотистым цветом,
В морозы я стараюсь дома нагреть, как летом.
Воспитатель: - Догадались о каком камне идёт речь?
- Правильно, это каменный уголь (достаёт из посылки)
-Хозяйка Медной горы прислала его нам чтобы мы с вами, узнали, как его добывают у нас в Амурской области, как и где его использует человек, изучили свойства каменного угля.
Презентация «Добыча угля в Амурской области»
Слайды
- Эмблема «Амурский уголь»
- Загадка - Крепкий камень, не гранит
Зимой в печках он горит...
Согревая каждый угол,
Это чёрный камень .. (уголь)
- Стих о шахтёрах - Да здравствуют наши шахтёры
Бессмертный и дружный народ!
Добытчики чёрного солнца Проходчики чёрный пород!
Мы славим их верность народу Их светлый и доблестный труд!
Ребята, посмотрите какой мужественный шахтёр: у него чёрное от угольной пыли лицо и руки, работают в специальной брезентовой робе, шахтёры носят каски, каски - безопаски. Эти люди добывают уголь глубоко под землёй. Но у нас в Амурской области шахтёры добывают уголь на поверхности.
4. Город угольщиков - Райчихинск
На карте Амурской области показать где находится наш город Благовещенск, и где находится Райчихинск. Около Райчихинска поставить знак «уголь».
5. Взрыв слоя пустой породы
6. Шагающий экскаватор убирает пустую породу.
7. В Райчихинске идёт открытый способ добычи угля.
8. Открытый угольный карьер
9. Машины, которые помогают людям добывать уголь.
10. Шагающие экскаваторы.
11. Разновидность дробильных установок.
- Белаз - самый большой самосвал.
- Добыча угля происходит круглые сутки.
- Погрузка угля экскаватором в вагоны.
- Подача угля по транспортёру в вагоны.
- Перевозка угля по железной дороге поставщикам во все регионы страны.
- Дымящиеся горы одно из чудес земли Амурской.
- Где используют каменный уголь.
- Стих про огонь.
Учитель - дефектолог - вы смотрели фильм, и ваши глазки устали, давайте понаблюдаем за бабочкой.
Проводится «Гимнастика для глаз».
Воспитатель: - Ребята, а как называются люди, которые всё изучают?
- Да, учёные
- Вот я вам сегодня предлагаю немного побыть учёными.
Учитель - дефектолог - чтобы попасть в «детскую научную лабораторию» нужно всем одеть шапочки и приколоть бейджики. Пройдите к столу, займите своё рабочее место. Чтобы наши пальчики были послушны мы сделаем для них зарядку:
Четыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.
Опыт 1 - воспитатель молотком ударяет по каменному углю.
- что произошло? (да, он рассыпался)
- Давайте сделаем вывод: каменный уголь прочный, но не настолько, как например мрамор, и от удара он рассыпается.
-как называется это свойство? Какой он? (хрупкий)
Опыт 2 -а теперь возьмите лупу и рассмотрите его.
- Какой он? (бугристый, как дерево)
Опыт 3 -уважаемые коллеги, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте сделаем это.
- что происходит с водой? (вода помутнела, пошли пузырьки)
- почему пошли пузырьки? Что это такое? (это выходит воздух)
Вывод: правильно, в каждом предмете есть воздух, а в пористых больше. При опускании в воду, он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.
- а что произошло с углем? (он утонул)
- какой можно сделать вывод? Уголь тяжелый.
- а как вы думаете, уголь растворяется? - уголь не растворяется.
Опыт 4 - возьмите палочки и помешайте. Сделайте вывод.
- правильно, уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.
- а теперь уважаемые коллеги, давайте еще раз повторим все свойства каменного угля.
Всем спасибо за работу в научной лаборатории
Сказка про «Уголёк»
Уголёк-то наш важный и всем нужный! Попадёт Уголёк в дом. Затопит хозяйка печь. Напечёт блинов, пирогов. Приходите, гости дорогие, угощайтесь на здоровье!
А попадёт Уголёк на теплоэлектростанцию. Что не далеко от нашего города, специальные котлы закипят, забурлят. Машины заработают. И побежит по трубам горячая вода, а по проводам электричество. И тепло в нашем доме и светло!
А попадёт Уголёк на большой, металлургический завод растопит уголь, железную руду в сталь. А потом уж делай что хочешь.
Хочешь - рельсы для поездов.
Хочешь - краны строительные.
А хочешь - машины любые!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: « Зимующие птицы» (Воспитатель МДОУ № 8 "Теремок" г.Подольска Московской области Андросова Татьяна Васильевна)
описательный рассказ...
"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)
План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."
Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. «Путешествие с Красной Шапочкой». Приоритетная образовательная область: познание.
Систематизировать элементарные математические представления у детей, дать понятие о ломаной линии, через виды деятельности: игровую, двигательную (путешествие); ко...
Конспект занятия. Народная культура Амурской области. « Кто такие Казаки?».
Народная культура Амурской области....
Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе деятельности по образовательной области «Речевое развитие» , по образовательной области «Познавательное развитие»
Итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (раздел развитие речи), по образовательной области «Познавательное развитие»...
Беседа «Казак, казачка. Культура и традиции амурских казаков» старшая группа
Цель: формировать знания о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях Амурского казачества....
- Мне нравится (1)