«Лесная красавица ель»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Коваленко Оксана Николаевна

Образовательные задачи. Формировать познавательный интерес и воспитывать заботливое отношение к природе. Дать представление о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком. Закреплять умение рисовать торцом сухой кисти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasavitsa_el.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста

        

Тема: «Лесная красавица ель»

Образовательные задачи. Формировать познавательный интерес и воспитывать заботливое отношение к природе. Дать представление о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком. Закреплять умение рисовать торцом сухой кисти.

Предварительная работа. Беседы о деревьях. Тонирование детьми бумаги для рисования.

Оборудование и ресурсы. Компьютер, проектор, слайды, искусственные ёлки. Ветки, шишки и семена ели и сосны. Письмо от Старичка-лесовичка . Тонированная бумага формата А4 с нарисованным силуэтом ёлки, гуашь, кисть (щетина), салфетка – на каждого ребенка. Аудиозапись – по выбору воспитателя.

Ход занятия.

Воспитатель. Предлагаю прогуляться по зимнему лесу. Как следует одеться и почему?

Дети. Мы должны надеть брюки, сапоги, шапки, шубы, варежки, чтобы не замерзнуть. (сл.1)

Воспитатель. Представьте, что мы идем по узкой тропинке, петляющей между деревьями.

Дети встают друг за другом, идут следом за воспитателем.

До чего же красив зимний лес! Белым-бело вокруг. Тропинку занесло снегом и впереди глубокие сугробы.

Идут, высоко поднимая ноги.

Перед нами густой кустарник.

Раздвигают руками воображаемые ветки.

Какой свежий воздух в лесу! Тишина! Смотрите, что это там под ёлочкой лежит? Письмо (поднимает конверт, вскрывает его, читает).

Детский сад, детям старшей группы от хозяина леса Старичка-лесовичка.

«Здравствуйте, дети! Я рад видеть вас в своем лесу. Знаю, вы любите природу и не потревожите лесных жителей. В моем лесу много разных деревьев. Отгадайте, о каком из них эта загадка.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель; сл.2)

Дети отгадывают загадку, воспитатель продолжает чтение письма.

Я очень беспокоюсь. Скоро Новый год, и некоторые люди для того, чтобы несколько дней полюбоваться на украшенное игрушками деревце, срубают в лесу самые красивые, пушистые молодые ёлочки. Несколько лет должно пройти, чтобы выросло такое деревце. После праздника никому не нужные ёлки с осыпающимися иголками выбрасывают. И никого они уже не порадуют своей красотой.

Объясните, пожалуйста, взрослым, что ёлки в лесу рубить нельзя. Лучше украшать искусственные деревца или покупать ёлки на ёлочных базарах.

Заботится хозяин леса о своих питомцах. А что вы знаете о лесной красавице ели? Чем она отличается от других деревьев?

Предположительные ответы детей. Ель – хвойное дерево. У нее вместо листьев иголки, они не опадают осенью, остаются зелеными на зиму. Ель – вечнозеленое растение. Ствол ёлки прямой. У молодого дерева он покрыт тонкой зеленоватой корой и иголками. У старой ели кора теряет иголки, становится темно-серой, шероховатой. Расположение веток у ели не такое, как у других деревьев. Самые длинные ветки – внизу ствола; чем выше расположена ветка, тем она короче. Дерево имеет форму конуса. На ветках взрослых ёлок можно увидеть продолговатые шишки, в них семена. Смола ели приятно пахнет.

Воспитатель. Какие еще хвойные деревья вы знаете?

Дети: Сосна. Пихта. Лиственница. Кедр. (сл.3)

Воспитатель. Чем похожи и чем отличаются эти деревья?

Предположительные ответы детей. На этих деревьях вместо листьев растут иголки. У сосны иголки длиннее, чем у ели. У сосны ветки расположены на верхней части ствола. У ёлки шишки меньше, чем у сосны.

Воспитатель предлагает рассмотреть и сравнить ветки, шишки и семена сосны и ели.

Воспитатель. Чем искусственная ёлка отличается от живой ели? (сл.4)

Предположительные ответы детей. Искусственная ёлка не может расти, у нее нет корней, в ее шишках нет семян. Она не засыхает, не нуждается в земле, воде, свете. Ее можно много лет использовать при оформлении зала для спектаклей, украшать игрушками на Новый год в детском саду или дома.

Живая ель растет, каждый год становится выше, на ней появляются почки и молодые ветки. У нее есть корни. Иголки у живой ели постепенно меняются – старые опадают, новые вырастают. Если живое дерево срубят, оно засохнет.

Пластический этюд «Я стройное дерево».

Воспитатель предлагает детям представить себя деревцем, вросшим корнями в землю, тянущимся к солнцу, покачивающим ветками при дуновении легкого ветра и т.п. (звучит аудиозапись)

Воспитатель. Какие стройные, красивые деревья у вас получились!

Многих лесных обитателей можно встретить в ельнике. Чем же их привлекает это дерево? (сл.5)

Предположительные ответы детей. Животные и птицы питаются его семенами. Птицы вьют гнезда среди густых веток. Муравьи используют опавшую хвою при строительстве муравейника.

воспитатель. А как человек использует ель? (сл.6)

Дети. Из древесины ели делают мебель, бумагу, картон, искусственные ткани, целлофан, лекарства, а также музыкальные инструменты – скрипки, балалайки, домры, гитары.

Воспитатель. Ель очень красивое дерево. Особенно нарядна она зимой, когда стоит среди голых деревьев пушистая и зеленая. Ели высаживают во дворах, скверах и парках. Это дерево в любое время года очищает воздух, а значит, дарит людям здоровье. О нем написано много стихов и песен. ( сл.7)

Ребенок.

Ели на опушке – до небес макушки –

Слушают, молчат, смотрят на внучат.

А внучата – елочки, тонкие иголочки, у лесных ворот водят хоровод. (И. Токмакова)

Дети исполняют песню «В лесу родилась ёлочка» (муз. Л. Бекмана, сл. Р. Кудашевой).

Воспитатель. Хорошо в зимнем лесу, но нам пора вернуться в детский сад. Скоро у вас будет новогодний праздник. Кого бы вы хотели пригласить на него? (сл.8)

Дети. Маму, папу, бабушку.

Воспитатель. Сделаем приглашение для гостей. Нарисуем колючую зеленую ёлку, украшенную яркими огоньками. (напоминает прием рисования торцом сухой кисти.) Набираем немного зеленой краски на сухой ворс кисти и слегка постукиваем по контуру ёлочки, затем внутри него, от центра к краю, изображая ветки.

Это трудно? Нет, пустяк!

Кисточку возьмем вот так:

Ставит кисть перпендикулярно листу бумаги.

Кисть порхает вверх и вниз,

Ворс, к бумаге прикоснись!

Много, много, много раз…

Все получится у нас!

Когда ёлочка станет колючей и зеленой, ее можно украсить сверкающими гирляндами огней.

Звучит аудиозапись. Дети приступают к работе. После того как рисунки высохнут, дети с помощью воспитателя могут написать внутри полученной открытки текст приглашения.

«Здравствуйте, дети! Я рад видеть вас в своем лесу. Знаю, вы любите природу и не потревожите лесных жителей. В моем лесу много разных деревьев. Отгадайте, о каком из них эта загадка.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель; сл.2)

Дети отгадывают загадку, воспитатель продолжает чтение письма.

Я очень беспокоюсь. Скоро Новый год, и некоторые люди для того, чтобы несколько дней полюбоваться на украшенное игрушками деревце, срубают в лесу самые красивые, пушистые молодые ёлочки. Несколько лет должно пройти, чтобы выросло такое деревце. После праздника никому не нужные ёлки с осыпающимися иголками выбрасывают. И никого они уже не порадуют своей красотой.

Объясните, пожалуйста, взрослым, что ёлки в лесу рубить нельзя. Лучше украшать искусственные деревца или покупать ёлки на ёлочных базарах.

Заботится хозяин леса о своих питомцах. А что вы знаете о лесной красавице ели? Чем она отличается от других деревьев?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лесная красавица

Консультация для родителей....

Проект "Лесная красавица" для всех возрастных групп

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад «Дюймовочка»Ямало-Ненецкого автономного округа г. Муравленко.       Проект «Лесная красавица...

Проект "Лесная красавица" для всех возрастных групп

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад «Дюймовочка»Ямало-Ненецкого автономного округа г. Муравленко.       Проект «Лесная красавица...

Конспект в первой младшей группе "Ёлочка -лесная красавица"

Познакомите детей с деревом-ель (елка). Формировать воображение, мышление, память, любознательность детей. Воспитывать бережное отношение к природе....

Мастер-класс для воспитателей «В гости к лесной красавице».

Тема "В гости к лесной красавице", бумажная пластика.Здравствуйте, уважаемые коллеги!Предлагаю Вам посмотреть на ёлочку, которую мы сделали с детьми из бумаги, сложенной гармошкой. В гости к ёлочке пр...

Лесная красавица.

Данный мастер класс будет  интересен воспитателям дошкольных учреждений и родителям младших дошкольников. Данная работа  может быть использована как декорация в творческих играх и конечно же...