Конспект ООД "Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Прогулка в осенний лес.
Программное содержание: Ознакомление детей с последовательностью смены времен года с помощью круговой диаграммы. Уточнение представлений детей о сезонных изменениях, об изменениях в жизни растений, и в жизни животных с помощью знаков. Формирование представлений детей об отлете птиц осенью, введение понятия и "перелетные птицы".
Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,
Полетели листики, листики, листики.
Поля опустели и ливни рекою,
А это, скажите мне, время какое? ( осень )
О каком времени года говорится в стихотворении?
Что можно сказать про погоду осенью? Какая она?
_ Осенью часто бывает пасмурная погода.
- Осенью небо затянуто серыми облаками
- Дует холодный ветер.
- Осенью холодно. Люди одевают теплую одежду.( куртки, плащи, сапоги)
- Идет часто моросящий дождь.
Стихотворение про дождик
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой - дугой
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
ЗАГАДКИ
Без пути и без дороги
Ходит самый длиноногий
В тучах прячется во мгле
Только ноги на земле.
( дождь )
Что остается после дождя? (лужи )
Как изменился день ? ( День короче ночи )
Как похолодание повлияло на растения? ( Листья и растения пожелтели и опали )
Как этот период называется? ( Листопад )
Стихотворение
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Что делают люди осенью?
- Осенью люди продалжают собирать урожай растений, овощей, фруктов и грибов.
- делают загатовки на зиму.
- утепляют дома.
Вношу диаграмму.
Ребята что это такое? ( волшебный круг )
Кто здесь живет? ( Четыре времени года )
Какие? ( ЗИМА, Лето, Осень, Весна )
Каким цветом изображена осень ? ( желтым )
Найдите знаки осени .
На столах лежат знаки. Называю дети поднимают и показывают и выкладывают рядом с картинкой свой знак.
Играет музыка.
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес. Подвожу к панараме.
Лес точно терем расписной
Лиловый, золотой, багрянный
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. ( И. Бунин)
-Дети посмотрите как красиво!
-А вам нравится в лесу?
-Деревья оделись в осенний наряд.
-Какие деревья вы видите в лесу?
-Правильно это береза. Как вы догадались, что это береза? (Только у березы белый ствол и черные черточки на стволе.)
-Как называется это дерево? ( Рябина )
-Как вы дагадались, что это рябина? ( На ветках висят оранжево - красные ягоды рябины )
ИГРА: " Найдите и покажите лист березы, дуба , клена, рябины ".
Почему так тихо в лесу, не слышно пения птиц.
-Как изменяется жизнь птиц с приходом осени? ( Осенью корма птицам мало и они улетают в теплые края. )
- Как называются птицы , которые улетают на юг? (Эти птицы называются перелетными.)
- Назовите каких - нибудь перелетных птиц? ( Ласточки, журавли, лебеди, гуси, утки )
- Назовите птиц которые остаются у нас зимовать? ( Воробьи, синицы, сороки, вороны, дятлы . Они перебираются поближе к человеческому жилью.)
Показываю знак " перелетные птицы ". Дети называют.
- Ой, кто это шуршит и фырчит в траве, как вы думаете?
- Конечно это ежик. ( достаю картинку или игрушку ).
- Давайте ребята раскажем как живут звери осенью в лесу? ( Каждый занят своим делом )
- Как готовятся к зиме белочка и барсук ? ( Запасают себе корм , Белка готовит орешки, сушит грибочки. )
- Как готовится к зиме ежик и медведь? ( они делают себе берлогу и залегают в спячку и спят там всю зиму до весны.
- Как готовится к зиме зайчик ? ( меняет цвет своей шерсти и у всех животных появляется густой мех ).
Показываю знаки " Залегают в спячку ", " меняют свои шубки ".
Физ.- минутка.
Мы пришли в осенний лес
Сколько здесь вокруг чудес ходьба
По лесочку мы гуляли
И листочки собирали наклон вниз
Вот и зайка прискакал
От лисы он убежал прыжки
А вон серый волк рыщет
Он себе добычу ищет повороты
Мы все спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас присели
Белка прыгает кругом
Запасает себе корм прыжки
В лесу тихо и покой
Ну а нам пора домой ходьба
Слышится оханье, появляется Дед лесовичок.
- кто это на моей полянке шумит?
- Это дети пришли в гости они не шумят, а знакомятся с жизнью леса.
- А дети знают как надо вести себя в лесу?
- Ребята, давайте раскажем Лесовичку как надо вести себя в лесу.
-Не мусорить , не разжигать костры, не рвать много цветов, не рвать растения с корнем, не топтать ядовитые грибы, не кричать, не включать громко музыку. (Рассматриваем знаки )
Мы должны с вами беречь растения, птиц, животных.
Давайте, дети к тому стремиться
Чтоб нас любили и зверь и птицы.
И доверяли повсюду нам ,
Как самым лучшим своим друзьям.
Молодцы ребята, знаете вы как вести себя в лесу. И я хочу подарить вам вот эти листочки на память о нашей встрече.
Досвидание ребята.
Ну а нам пора возвращаться в детский сад.
Мы долго по лесу гуляли,
Мы никого не напугали.
Нигде воды не замутили,
В лесу мы просто погостили.