наблюдение на прогулке для подготовительной группы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudeniya_na_progulke_na_kazhdyy_den_dlya_podgotovitelnoy_gruppy.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдения на прогулке на каждый день для подготовительной группы «Самоцветы»
Сентябрь, подготовительная группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Осмотр цветника на участке. Отметить, какие растения хорошо цветут в цветнике, какие уже отцветают, есть ли семена? Учить определять степень зрелости семян. Рассказать о том, что семена собирают только зрелыми. Вспомнить названия цветов: бархатцы, петунья, астры, георгин, космея…
2-я неделя: Обойти вокруг сада, отметить, какие произошли изменения. Обратить внимание на чистоту территории. Спросить, кто заботится об этом.
3-я неделя: Наблюдение за оставшимся цветком на клумбах. Рассмотреть , если Рассмотреть семена. Закрепить знания о размножении растений.
4-я неделя: Спросить детей, полезен ли дождь растениям? Подвести детей
к установлению связи между ростом растений и необходимым количеством влаги.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение неба. Рассказать, что небо – это воздух, который окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные, растения. Воздух можно услышать, если его выпустить из воздушного шара и увидеть, если опустить комочек земли в воду – пойдут пузырьки.
2-я неделя: Познакомить детей с термометром, прибором, с помощью которого измеряют температуру воздуха. Рассказать, как это делается. Расширить представление детей об окружающем мире.
3-я неделя: Измерить высоту стояния солнца при помощи условной мерки. Вспомнить, где находилось солнце во время прошлого наблюдения. Формировать элементарную поисковую деятельность.
4-я неделя: Продолжить наблюдение за сокращением продолжительности дня и высотой стояния солнца. Использовать постоянный ориентир за точку отсчета.
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Наблюдение за шмелями, бабочками. Рассказать, что осенью все насекомые вымирают, или прячутся в щели , в листья деревьев.
2-я неделя: Наблюдение за птицами. Они покинули свои гнезда в поисках корма, летают, объединившись в стаи, откармливаются. Воспитывать заботу о птицах. Учить не жалеть для них корма, не прогонять с участка воробьишек.
3-я неделя: Наблюдение за бабочками. Они ловят последнее солнечное тепло, скоро отложат личинки, которые весной превратятся в гусениц. Отметить красоту и разнообразие этих насекомых.
4-я неделя: Наблюдение за птицами. ( часто над нашим участком пролетают вороны, ястребы, вот за ними можно понаблюдать)
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение труда взрослых в саду. Спросить, у кого есть дачи, какие работы на них сейчас производятся? Воспитывать уважение к труду взрослых, желание помочь им.
2-я неделя: Договориться о содержании работы на следующие дни (выкопать георгины, собрать семена, пересадить для уголка природы астры, бархатцы).
3-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. По утрам надевают кофты или ветровки. С чем это связано? Установить взаимосвязь явлений природы и жизнедеятельности людей (похолодало – люди надели теплые вещи).
4-я неделя: Беседа о профессиях. Людей каких профессий можно встретить в детском саду. В чем заключаются их обязанности. Знают ли дети о. и. заведующего, методиста, других воспитателей?
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Экскурсия к дороге. Рассмотреть нарядных детей, идущих со школы. Рассказать о том, что у них закончились уроки, понаблюдать как дети переходят дорогу.
Напомнить, что через год, ребята тоже станут школьниками.
2-я неделя: Предложить детям, что они будут вести календарь погоды. Сказать, на что обратить внимание: солнце, осадки, ветер и т. д. отметить погоду за день. Развивать наблюдательность. (Можно завести блокнотики на каждого ребёнка, чтобы каждый нарисовал погоду которую наблюдали в своем блокнотике.
3-я неделя: Осмотреть участок.. Учить определять по признакам растений (жухнет ботва, меняют цвет) об окончании жизнедеятельности растения.. Вспомнить, какие они были летом.
4-я неделя: Полюбоваться красотой осенней листвы на деревьях. Отметить, что начинают желтеть березы, рассмотреть елочки на территории сада.
Деревья начинают менять свою окраску с вершин, это потому, что они меньше всего защищены от холода и ветра.
Октябрь, подготовительная группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение листопада. Чуть подул ветер и листья кружатся вокруг веток, а потом медленно падают на землю. Предложить подумать и объяснить причину падения листьев. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
2-я неделя: Наблюдение за созревшими семенами сирени, березы. сибирского клена( рассмотреть семена-вертушки). Объяснить, что эти семена необходимы для зимней подкормки птиц. Учить детей различать и называть семена. Воспитывать любовь к природе.
3-я неделя: Наблюдение за растениями на участке. Почти не видно цветов, трава пожухла, т. к. стало холодно. Учить детей самим искать и находить причины наблюдаемых явлений.
4-я неделя: Собрать зрелые семена растений(настурции, бархатцы, георгины, петуньи). Спросить, могут ли дети по внешнему виду семян определить, какому растению они принадлежат.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за ветром. Ветер – это движение воздуха, отметить, что чаще стали дуть холодные ветры. Выяснить, какие еще приметы осени знают дети. Договориться, что самые яркие приметы осени будут занесены в календарь. Систематизировать представления о последовательности сезонных изменений осени.
2-я неделя: Наблюдение тумана. Это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе. продолжить формировать представления о ярких явлениях природы.
3-я неделя: Наблюдение за дождем. Дожди идут часто. Учить определять характер дождя: затяжной, мелкий, моросящий, холодный, скучный. На земле грязь, лужи. Наступают заморозки и лужи покрываются льдом. Формировать понимание связи между нарастанием холода и сменой времени года.
4-я неделя: Наблюдение за солнцем. Оно ниже над горизонтом, поэтому стало раньше смеркаться. Сравнить продолжительность дня летом и осенью.
Наблюдение за насекомыми:
1-я неделя: Наблюдение за муравьями. Их не видно, они спрятались в глубине муравейника и закрыли вход в него. Им там будет тепло.
2-я неделя: Спросить, куда делись насекомые. Показать. Что они спрятались под листву, в землю. Подвести детей к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного тепла и света.
3-я неделя: Наблюдение за собачкой. Рассмотреть ее внешний вид: красивая, шерстка окрас отметить, привязывается к человеку. Расспросить почему много бездомных собак? Воспитывать любовь к животным.
4-я неделя: Наблюдение за птицами. Кто из детей видел улетающих на юг журавлей ? Закрепить знания о перелетных птицах и о причинах, по которым они улетают.
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за работой садовника. Они на зиму сгребают к деревьям сухие листья, укрывают кусты. Спросить о том, зачем это делается. Что может произойти с садом, если деревья замерзнут.
2-я неделя: Наблюдение за работой мусоровозки. Беседа о том, в каких видах работ она используется.
3-я неделя: Расспросить о пожарной машине. . Почему она красного цвета? Вспомнить правила пожарной безопасности и телефон пожарной службы. Рассказать о пожарной сигнализации в детском саду. О правилах безопасной эвакуации.
4-я неделя: Наблюдение за работой дворника. Понаблюдать каким оборудованием пользуется.
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Наблюдение за дождем. Подобрать эпитеты к осеннему дождю. Беседа о том, какое настроение у ребят, когда идет дождь, почему? Вспомнить песенку «Дождик бывает осенним…»
2-я неделя: Экскурсия на улицу Лесная :улица длинная, без асфальтового покрытия, грунтовая, извилистая, неровная, каменистая. На этой улице находится наш корпус детского сада.
3-я неделя: Наблюдение за осенней листвой. Рассмотреть буйство красок. Обратить внимание, что на разных деревьях листва имеет разную окраску.
4-я неделя: Экскурсия к дороге. Понаблюдать за прибытием маршрутного автобуса. Повторить, с какой стороны нужно обходить автобус, почему? Наблюдение за пешеходами.
Ноябрь, подготовительная группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Рассмотреть дерево. Сделать вывод, что находятся в зимнем покое. Систематизировать знания детей о растительном мире.
2-я неделя: Наблюдение хвойных деревьев. Сравнить . хвоя сизо-зеленая, каждая иголочка заостренная, сидит пучками по 2-3 иголки, окружена чешуйками или хвоя темно-зеленая, иголки короткие.
3-я неделя: Наблюдение клумб. Растения убраны, семена тоже. Рассказать о том, что весной семена, упавшие в почву прорастут и появятся новые цветы.
4-я неделя: Наблюдение за деревьями. Они все сбросили листву. Рассказать о том, что к зиме деревья «засыпают»: прекращается сокоотделение, следовательно, листья засыхают и опадают.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за небом. В ноябре оно почти всегда затянуто тучами, хмурое, часто идет дождь, холодно. Все это приметы осени. Подводить детей к обобщению накопленных представлений.
2-я неделя: Наблюдение за солнцем. Обратить внимание какая длинная тень в полдень в солнечную погоду. Путь солнца все короче. Дни уменьшаются, рано темнеет. Продолжить формировать начальные представления о движении солнца.
3-я неделя: Продолжить учить определять температуру воздуха с помощью термометра. Привлечь внимание детей к понижению температуры. Формировать элементарную поисковую деятельность. Учить делать выводы, развивать умственную активность.
4-я неделя: Наблюдение тумана. Расспросить кто из детей оказывался в тумане? Предложить детям войти в полосу тумана. Дать почувствовать сырость. Спросить, почему так много сейчас воды? Земля перенасыщена влагой, погода все время меняется: то снег, то дождь, то выглядывает солнце. Развивать наблюдательность.
Наблюдение за птицами:
1-я неделя: Наблюдение за сорокой. Они часто прилетают к нам на участок из леса .
Рассмотреть их окраску , строение. Предложить подумать, почему они так называются. Воспитывать любовь к птицам.
2-я неделя: рассказать о синицах, если увидим на территории , то еще и рассмотреть. . Они прилетели из леса в поисках пищи. Рассмотреть их окраску. Рассказать о том, что свое название они получили из-за своего пения: «Синь – синь».
3-я неделя: Наблюдение за собаками. Почему собак называют «друзьями человека»? спросить, у кого есть собаки, какие у них клички? Побуждать детей к высказыванию о повадках своих питомцев.
4-я неделя: Вспомнить животных семейства кошачьих. Чем питаются кошки, какие у них повадки? Попросить ребят вспомнить и рассказать стихи о кошках.
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за общественным транспортом. Вспомнить правила поведения в автобусе, правила дорожного движения. Закрепить знания об общественном транспорте.
2-я неделя: Наблюдение за работой воспитателя и няни. Какие еще профессии необходимы в детском саду. В чем заключаются особенности каждой из них?
3-я неделя: Наблюдение за работой сантехников. Они проверяют готовность труб к отопительному сезону. Предложить детям подумать, откуда в трубах берется горячая вода и для чего она нужна?
4-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Ближе к зиме и взрослые и дети надели теплые вещи. Спросить, с чем это связано. Закрепить названия зимней одежды.
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Наблюдение почвы. Спросить детей, что с ней стало? Она замерзла. Лужи и грязь на дорогах тоже твердые. Становится холоднее. Воспитывать любовь к природе в любое время года.
2-я неделя: Прогулка по территории сада. Что интересного мы видим.
3-я неделя: Отметить, что лужи покрыты льдом, он тонкий и кажется черным. Сделать выводы, что ноябрь последний осенний месяц, скоро наступит зима. Познакомить с пословицей: «В ноябре зима с осенью борется». Учить понимать смысл пословиц.
4-я неделя: Обойти территорию детского сада. Отметить изменения, произошедшие в окружающем пейзаже. Как изменилось все вокруг по сравнению с летом? Игра на развитие внимания «Найди отличия».
Декабрь, подготовительная группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение за деревьями. Вспомнить, что с ними стало: они погрузились в покой, а не умерли. Рассказать, что у деревьев есть защита от промерзания. Все лето они откладывают под кожицей ствола особую ткань – пробковую.
2-я неделя: Наблюдение за деревьями. Пробковый слой не пропускает из дерева ни воздух, ни воду. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод.
3-я неделя: Наблюдение за снегом.
4-я неделя: Наблюдение за деревьями и кустарниками. Закрепить основные признаки сходства и различия между кустарником и деревьями. Предложить детям привести по несколько примеров деревьев и кустарников.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение солнца. Продолжить отмечать с детьми путь солнца, его высоту в полдень. Сказать детям, что в декабре солнце редкий гость, погода пасмурная, ведь декабрь самый темный месяц в году. Продолжить знакомить детей с некоторыми закономерностями в природе.
2-я неделя: Наблюдение снегопада. Отметить, что появляются низкие тучи, все вокруг темнеет и начинает падать снег: кажется, что с неба сплошным потоком падает пух. Формировать эстетическое отношение к природе.
3-я неделя: Наблюдение метели (стоя в укрытии, в беседке). Послушать завывание ветра, посмотреть, как ветер несет снег, наметая большие сугробы, но в декабре высота их еще небольшая. После метели предложить измерить высоту сугробов. Развивать любознательность, интерес к природе.
4-я неделя: Познакомить детей с защитными свойствами снега. Отметить, что дворник подгребает снег к корням деревьев, на клумбы с многолетними цветами. Снег сохраняет тепло.
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Наблюдение птиц на участке детского сада возле кормушки.
2-я неделя: Во время подкормки птиц наблюдать за их повадками. Задать вопросы. Какие птицы прилетают к кормушке? Чем питаются птицы? Какие птицы какой корм любят? Воспитывать наблюдательность.
3-я неделя: Рассказать что происходит с рекой Селенгой зимой.
4-я неделя: Формировать обобщенное представление о сезонных изменениях в природе на основе выделения характерных и существенных признаков.
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Они чистят дорогу от снега, скалывают лед. Спросить детей, зачем это делается. Какую работу дворники выполняют в другое время года.
2-я неделя: Наблюдение за облаками.
3-я неделя: Замороженную воду вынести и понаблюдать за льдом. Наблюдение льда. Определить его свойства (гладкий, прозрачный, холодный). Рассказать что на реке такой же лед. Беседа о правилах поведения на льду. Чем опасен тонкий лед? Загадать загадки, относящиеся в зиме.
4-я неделя: Расспросить какие виды машин, марки дети знают и могут отличить.
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Определить с детьми погоду сегодняшнего дня. Вспомнить, какая погода была вчера. Учить сравнивать, замечать изменения, приучать планировать, чем будут заниматься на участке в зависимости от погоды.
2-я неделя: Наблюдение следов на свежевыпавшем снегу. Угадать, чьи это следы. Можно ли узнать в какую сторону шел человек? Кого называют следопытом? Рассмотреть следы птиц возле кормушки.
3-я неделя: Прогулка по территории после непогоды. Полюбоваться красотой участков в снежном уборе. Отметить, как изменились очертания деревьев и кустарников, постройки детские с негу. Воспитывать любовь к природе.
4-я неделя: Наблюдение за морозностью воздуха: выдыхаем пар изо рта.
Январь, подготовительная группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: На прогулке раскопать глубокий сугроб, где росла трава. Показать детям маленькие растения с прижатыми к земле листьями, слабенькие, маленькие. Снег защищает от переохлаждения.
2-я неделя: Наблюдение почек на деревьях. Показать, как они плотно закрыты зимой. Они пробковеют и не пропускают холодный воздух. Все промежутки в почечных чешуйках залиты клейким веществом.
3-я неделя: Наблюдение деревьев под тяжестью снега. Ветки наклонены вниз, некоторые сломаны. Предложить подумать, чем мы можем помочь деревьям.
4-я неделя: Закрепить знания о том, что снег предохраняет растения от замерзания.
Наблюдение за неживой природой:1-я неделя: Предложить наблюдение за путем солнца, за тенью от столбов в полдень. Отметить, что дни стали длиннее, а погода холоднее. Начались сильные морозы. Сказать народные пословицы: «Мороз не велик, да стоять не велит»
2-я неделя: Наблюдение за снегом. Спросить детей, что можно сказать о снеге, какой он (пушистый, пухлый, мохнатый? Он часто меняет свой цвет: то голубой, то сиреневатый, то желтоватый, в зависимости от освещения.
3-я неделя: В морозный день снег не лепится. На глазах детей полить его водой и можно лепить. Опытным путем показать детям постепенное превращение снега и льда в воду, а затем в пар с последующей его конденсацией.
4-я неделя: Обратить внимание на чистый морозный воздух. Дать детям походить по снегу, послушать, как он скрепит под ногами. Уточнить, что это бывает только в очень сильный мороз.
Наблюдение за птицами:
1-я неделя: Предложить детям сделать праздник для птиц. На дереве развесить «подарки» птицам. Предложить подумать, какой подарок они сделают каждой птичке. Понаблюдать за птицами во время кормления. Прочитать стихотворение Есенина «Поет зима, аукает…».
2-я неделя: Спросить, где зимуют насекомые. Кусочек коры, пня принести в группу, положить под лист бумаги. Понаблюдать, как в тепле выползают насекомые. Учить делать умозаключения, выводы: насекомые живут в коре деревьев, зимой они в спячке.
3-я неделя: Наблюдение за сугробами, придумать новые словосочетания.
4-я неделя: Беседа о диких животных, опасна ли встреча с диким голодным животным?
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Предложить вспомнить в какие игры играют дети и взрослые играют зимой. Какие зимние виды спорта знают ребята? Дать детям подумать, почему эти игры связаны с зимой, и можно ли в них играть в другое время года.
2-я неделя: Рассказать о снегоуборочных машинах. Рассмотреть на картинках. Специальными лопастями она отгребает снег в сторону от дороги. На грузовиках снег должен вывозиться за пределы населенного пункта. Почему? Как у нас очищают дороги по улице Трактовая? Спросить кто видел такие машины за работой.
3-я неделя: Наблюдение за работой дврника. Они счищают снег с крыш. К чему может привести чрезмерное накопление снега на крыше? Какие меры безопасности необходимо соблюдать при этой работе?
4-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Предложить детям назвать зимнюю одежду. Из чего она должна быть сшита и связана, почему? Добиваться, чтобы дети правильно называли тот или иной предмет одежды.
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Наблюдение зимнего пейзажа. Он очень красив. Обратить внимание на большие сугробы, блестящие на солнце днем, при свете факелов вечером. Прочитать стихотворение Пушкина «Мороз и солнце…»
2-я неделя: Наблюдение снега. Продолжать накапливать представления детей о свойствах снега при повышении или понижении температуры воздуха. Пластичность, вязкость снега зависят от его влажности.
3-я неделя: Рассмотреть с детьми узоры на окнах. Они причудливы, ярко расцвечены январским солнцем. Мороз все крепче, очень холодно. Январь - корень зимы.
4-я неделя: В солнечный морозный день рассмотреть на небе кружевное сплетение веток, освещенных косыми лучами солнца. От деревьев на снегу протянулись длинные синеватые тени. А, если во время оттепели ударит мороз, то ветки покроются ледяной корочкой.
Февраль, подготовительная группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение за деревьями. Обратить внимание на то, как опустились ветки деревьев под тяжестью снега. Полюбоваться, как причудливы утонувшие в сугробах кустарники. Воспитывать любовь к природе.
2-я неделя: Напомнить, что зимой люди могут помочь деревьям, н-р, стряхнув снег с веток. Объяснить, что в теплую погоду снег становится тяжелым, липким. При возвращении морозов он примерзает к коре и от тяжести ветки ломаются.
3-я неделя: Рассмотреть почки на деревьях, сравнить их по форме, расположению. Объяснить, что в почках находится запас питательных веществ для будущих листьев. Рассмотреть боковые верхушечные почки. Учить находить сходства и различия.
4-я неделя: Рассмотреть деревья, закрепить их строение. Какую часть деревьев и других растений мы не видим, но она существует, без нее растение не может развиваться (корень? Как мы можем позаботиться о деревьях?
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за ветром. Учить детей определять силу ветра по флажкам, ленточкам, по другим признакам (по веткам деревьев). Дать послушать, как свистит и завывает ветер. Воспитывать интерес к неживой природе.
2-я неделя: Наблюдение вьюги, метели. Когда вихри снега переносятся с места на место, летят по земле – это поземка. Сказать, что в старину февраль назывался «лютнем» - от слова лютый, холодный. Спросить, почему? Учить делать выводы и умозаключения.
3-я неделя: Наблюдение за небом. Оно становится ярко-синим, очень красивым, если посмотреть на него сквозь ветки. После наблюдения показать детям картину И. Грабаря «Февральская лазурь». Воспитывать любовь к родной природе.
4-я неделя: Наблюдение солнца. Отметить, что солнечные лучи уже несут тепло, начинает чувствоваться весна. В конце февраля происходит перелом от зимы к весне. Оттепель сменяется пасмурной погодой с ветрами. Развивать наблюдательность.
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Наблюдение за птицами. Их стало больше на нашей территории сада. В лесу деревья обледенели, закрыты все трещинки и дырочки. Птицы не могут достать из-под обледеневшей коры насекомых.
2-я неделя: Наблюдение за голубями и воробьями. На кормушке голуби ведут себя более агрессивно, отгоняют воробьев от корма. От холода птицы распушили перья, сидят на ветках, нахохлившись.
3-я неделя: Беседа о домашних животных. Каких домашних животных можно увидеть в городе, каких - в деревне? Почему некоторых домашних животных нельзя содержать в домашних условиях?
4-я неделя: Наблюдение за бродячими собаками. Беседа о том, что они очень опасны, особенно зимой, когда практически негде взять пропитание, холодно. Они могут напасть на человека. Предложить подумать, откуда берутся бродячие собаки.
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за работой няни.
2-я неделя: Наблюдение за мусоровозом. Он приезжает в детский сад несколько раз в неделю и вывозит мусор. Возле контейнеров всегда чисто. Беседа о том, как соблюдать чистоту на территории детского сада и в чем ее важность. Напомнить что чисто не там где убирают, а там где не сорят.
3-я неделя: Наблюдение просто за людьми на улице Лесная: кто то спешит, кто то идет медленно, кто то нахмурился, кто то нам улыбнулся, люди все разные…
4-я неделя: Наблюдение за машинами припаркованными возле сада: марка машины, цвет, номера
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Беседа о правилах безопасности на льду. Можно ли кататься в запрещенных местах, почему? Повторить названия о зимних видах спорта.
2-я неделя: Наблюдение за сосульками. Они свисают с крыш домов и представляют собой немалую угрозу, почему? Что необходимо сделать, чтобы сосульки не угрожали жизни человека? Можно ли облизывать сосульки?
3-я неделя: Наблюдение за снегом. Беседа об осадках. Какие виды осадков знают дети (снег, дождь, град? В какое время года идет снег, дождь? Учить видеть зависимость осадков от времени года и от температуры воздуха.
4-я неделя: Наблюдение за инеем. Рассмотреть белоснежные пушистые ветки деревьев, представить, что попали в сказочный лес. Назвать сказки, действия в которых происходят зимой
Март, подготовительная группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Выяснить, что для развития почек нужно тепло. Подвести детей к обобщению накопленных представлений о растениях, к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного света и тепла.
2-я неделя: Раскопать снег, прошлогоднюю листву и найти зеленую травку. Под снегом и листьями ей тепло и уютно. Они защищают растения от вымерзания.
3-я неделя: наблюдение за первой травой. Спросить, где ее можно увидеть. Закрепить понятия о зависимости растений от тепла и света.
4-я неделя: Наблюдение почек на деревьях. Они набухают, скоро распустятся рассмотреть в сравнении почки березы, тополя, сирени и др. деревьев. Уточнить их строение, развивать наблюдательность.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за солнцем. Оно очень яркое, но мы еще слабо ощущаем тепло его лучей, хотя день понемногу увеличивается. Развивать наблюдательность.
2-я неделя: Наблюдение сосулек. Спросить детей, почему появились сосульки? Ежедневно подставлять ведерко, измеряя количество воды, капающей с крыши. С каждым днем ее становится все больше. Март в народе называют капельником.
3-я неделя: Наблюдение снега. Отметить, как он изменился: стал рыхлым, темным, ноздреватым, грязным. На его поверхности образовалась ледяная корка – наст, а под ней – рыхлый снег. Почему снег стал таким? Расширить представление о неживой природе.
4-я неделя: Наблюдение захода солнца во время вечерней прогулки. Отметить, что закат очень красив. Спросить детей, где заходит солнце. Воспитывать эстетическое реальное восприятие природы, способность видеть красивое в природных явлениях.
Наблюдение за живой природой:
1-я неделя: За собаками на улице Лесная. Рассказать о том когда собака является другом человека, а когда становится опасной.
2-я неделя: Предложить детям раскопать землю и найти в ней насекомых. Они еще замерзшие, но с наступлением тепла, оттают и проснуться. Спросить, каких насекомых знают ребята.
3-я неделя: Наблюдение за птицами. Они весело щебечут на солнышке, радуясь теплу. Закрепить названия неперелетных , зимующих птиц.
4-я неделя: Наблюдение за насекомыми. Кое-где земля уже оттаяла и можно увидеть личинки насекомых, которые были отложены осенью, весной из них появляются молодые насекомые.
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за трудом дворника. Спросить, сколько понадобится времени, чтобы убрать весь снег вручную. Хорошо, что люди придумали машину снегоуборочную, которая помогает убирать снег на дорогах.
2-я неделя: Рассказать о том, что в селах все готовятся к весеннему севу (очищают зерно и проверяют его на всхожесть, настраивают сеялки, заканчивают ремонт тракторов).
Продолжить знакомить детей с трудом взрослых по преобразованию природы.
3-я неделя: Наблюдение за трудом дворника-садовника. В саду началась весенняя работа: обрезают ветки, убирают прошлогоднюю листву. Продолжить знакомить с трудом людей в саду, воспитывать нетерпимость к порче растений.
4-я неделя: Сказать народные приметы весны: рано тает – долго не растает; ранняя весна ничего не стоит; поздняя весна не обманет; снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету. Учить понимать смысл народных примет и пословиц.
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Наблюдение проталин. Спросить, что такое проталина, где она появляется? Подвести детей к формированию элементарных понятий, показать зависимость всего живого от солнечного света и тепла.
2-я неделя: Рассказать, что в марте у зайчихи появляются зайчата, их называют «настовички», от слова «наст». Спросить, что дети знают о жизни маленьких зайчат.
3-я неделя: Наблюдение погоды. Солнце сильно греет, началось бурное таяние снега. Формировать обобщенное представление о ходе весны и изменениях в неживой природе под влиянием солнечного тепла.
4-я неделя: Наблюдение примет весны: начинаются частые оттепели, появляются проталины, сосульки, тает снег, раскрываются реки, начинается ледоход.
Апрель, подготовительная группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение за набухшими почками. Хорошо набухли на каких деревьях? Во время срезки веток можно занести ветки в группу,их можно поставить в воду. Предложить подумать, у каких деревьев листья появятся первыми, почему?
2-я неделя: Наблюдение одуванчика. Спросить, где их можно увидеть (где тепло, пригревает солнышко, почему? Рассмотреть цветок, его расцветку, форму. Подобрать слова определения к слову «одуванчик».
3-я неделя: Наблюдение за первыми цветочками. Спросить, знают ли дети о его полезных свойствах, рассказать. Дать потрогать листья растения и предложить подумать, почему оно так называется.
4-я неделя: Наблюдение за деревьями. Появились ли на деревьях листья. У какого дерева листья появились первыми? Нежные маленькие листочки напоминают дымку или легкое прозрачное платье. Подобрать слова определения к слову «листья».
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Продолжить наблюдение за солнцем. Оно поднимается все выше. Формировать начальные понятия о движении солнца. Систематизировать представления о весенних изменениях в природе, зависящие от нарастания тепла.
2-я неделя: Наблюдение ветра. Отметить, что ветры, дующие с юга на север, теплые. Предложить поиграть с ветром, используя вертушки. Создавать радостное эмоциональное настроение.
3-я неделя: Наблюдение ручейков. Спросить, откуда они появились, послушать журчание воды, полюбоваться ее блеском на солнце, пустить кораблики. Развивать способность воспринимать красивое в природе.
4-я неделя: Предложить рассмотреть камешки на участке. У большинства у них острые края. Спросить, как образуются камни (путем разрушения горных пород)
Наблюдение за живой природой:
1-я неделя: Наблюдение за птицами. Спросить, видели ли ребята кого-нибудь из перелетных птиц? Рассказать, что первыми прилетают грачи, которые на полях собирают личинки насекомых и червяков.
2-я неделя: Наблюдение за насекомыми. Птицы начали свой прилет, значит появились насекомые. Спросить, где они провели зиму. Назвать известных насекомых.
3-я неделя: Наблюдение за бездомными животными. Рассмотреть их внешний вид (голодные, ободранные). Спросить, откуда берутся бездомные животные, кто в этом виноват? Что можно делать, чтобы таких животных не было?
4-я неделя: Наблюдение за пчелами на участке.. Спросить, зачем они нужны в природе? Они опыляют растения, без опыления нет плодов. Чем опасны укусы этих насекомых, как от них уберечься?
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Почему надели более легкую одежду? Развивать умение анализировать и делать выводы. Назвать предметы зимней и демисезонной одежды.
2-я неделя: Наблюдение за работой дворника. Они спиливают сухие или обломанные ветки, для этого используют электропилы .Рассказать о том, что прежде чем спилить дерево, необходимо приобрести замазку чтобы замазать спиленный край, чтобы дерево не болело.
3-я неделя: Рассказать, что на полях готовят землю к посеву, сеют ячмень, овес просо, подкармливают озимые хлеба.
4-я неделя: На клумбе убрать прошлогоднюю листву, вскопать землю. Обратить внимание, что земля черная, влажная, это из-за растаявшего снега.
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Познакомить с народными приметами. Где в апреле река, там в июле лужица. Апрель – месяц обманчивый. Как дети понимают эти пословицы и приметы?
2-я неделя: Наблюдение за погодой. Вспомнить, какая погода была первые недели весны, какая сейчас.
3-я неделя: Повторить весенние месяцы и приметы весны. Какие из этих примет уже можно наблюдать, а какие еще не видны?
4-я неделя: Просмотреть календарь природы, отметить количество солнечных дней, осадков. Обратить внимание, что по сравнению с зимой количество солнечных дней увеличилось.
Май, подготовительная группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Подготовка клумб к посадке цветов.
2-я неделя: Полюбоваться цветущей черемухой на территории старого корпуса, ее белыми пушистыми цветами. Вдохнуть аромат. Сказать примету: зацвела черемуха – пришли холода. Прочитать стихотворение Есенина «Черемуха».
3-я неделя: рассмотреть рябинку на территории старого корпуса.
4-я неделя: Попытаться определить названия деревьев. Предложить подумать, зачем белят стволы деревьев.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение солнца. Спросить, когда оно греет сильнее: утром, днем или вечером? Это можно проверить путем дотрагивания до металлических предметов. Какие предметы нагреваются быстрее: темные или светлые?
2-я неделя: Понаблюдать, как меняется перед дождем. Небо темнеет, низко висят тучи. Гремит гром. Прочитать стихотворение Тютчева «Весенняя гроза».
3-я неделя: Обратить внимание детей на то, как стало светло. Зимой, когда ребята приходили в детский сад и уходили домой, было темно. Отметить взаимосвязь между продолжительностью светового дня и временем года.
4-я неделя: Наблюдение ветра отметить, что ветерок дует теплый, легкий. Предложить сделать самолетики и пустить их по ветру. Определить с помощью самолетиков направление ветра.
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Рассказать, что в мае вода в реке Селенга уже достаточно нагрелась и просыпаются рыбы. Спросить, каких речных рыб знают ребята? Напомнить что река Селенга впадает в Байкал.
2-я неделя: Сказать, что с появлением первой сочной травы, животных стали выводить на пастбища. Коровы, лошади могут вдоволь насладиться вкусной едой. Каких еще животных выводят на пастбища?
3-я неделя:
Рассмотреть небо: какие оттенки дети видят.
4-я неделя: Обратить внимание на большое количество пчел и бабочек на территории сада.
Спросить, что их сюда привлекает?
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: На клумбе высадить рассаду цветов, которую дети сами вырастили. Предложить наблюдать за посадками и ухаживать за ними в течение всего роста
2-я неделя: Спросить, кто работает на полях? Назвать сельскохозяйственные профессии. Воспитывать уважение к людям труда.
3-я неделя: Вспомнить пословицы: апрель – весна воды, а май – весна цветов. май леса наряжает – лето в гости ожидает.
4-я неделя: Наблюдение за одеждой людей часто ходят в платьях с короткими рукавами, футболках. Почему? Попросить назвать предметы одежды, которую надевают летом.
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Хоть на дворе уже май, но в это время еще бывают заморозки. Сказать народные приметы и поговорки: «Ай-ай, месяц май: и тепел и холоден!», «май, май, а шубу не снимай!», «Май холодный – год хлебородный!».
2-я неделя: Рассказать, что черемуха полезна. Если поставить ветки черемухи в комнате, то улетят вредные насекомые. Кора черемухи ядовита. Из плодов и листьев делают лекарство.
3-я неделя: Наблюдение температуры воздуха. Продолжать учить определять температуру воздуха по термометру. Отметить, что в конце мая температура воздуха значительно выше, чем в начале.
4-я неделя: напомнить , что мы выпускники сада. Скоро выпускной и мы придем нарядные, с букетами цветов. Сказать, что осенью дети тоже пойдут в школу. Что интересного их там ожидает?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека наблюдений на прогулке старшая, подготовительная группа
Картотека наблюдений на прогулке: зима, весна, лето, осень....
Наблюдения на прогулке осень подготовительная группа
Данная разработка включает в себя наблюдения на прогулке на каждый день для детей подготовительной группы осенью: сентябрь, октябрь и ноябрь....
Наблюдения на прогулке зима подготовительная группа
Данная раработка включает в себя наблюдения на прогулке на каждый день для детей подготовительной группы зимой: декабрь, январь и февраль....
Наблюдения на прогулке весна подготовительная группа
Данная разработка включает в себя наблюдения на прогулке на каждый день для детей подготовительной группы весной: март, апрель и май....
Картотека наблюдений на прогулке в подготовительной группе
Картотека наблюдений на прогулке в подготовительной группе...
Картотека наблюдений на прогулке в подготовительной группе
Прогулки - очень интеерсные и полезные сделают рекомендации по наблюдениям с детьми подготовительной группе...
Конспект наблюдения на прогулке в подготовительной группе «Осенняя берёза»
Конспект наблюдения на прогулке в подготовительной группе «Осенняя берёза» Вот и пришла осень в наш двор, и наш сад. Очень красивые и нарядные стоят деревья, словно золотом одеты. Сло...