ПРОЕКТ "ВОЛШЕБНАЯ ВОДА"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Проект «Волшебная вода» вторая младшая группа.
Тип проекта: исследовательско- творческий.
Актуальность. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы.
Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Водичка, водичка» для детей младшего дошкольного возраста.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель и родители.
Сроки реализации проекта: 3 месяца (январь, февраль, март).
Цель проекта:
1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.
2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта:
1. Подвести детей к пониманию:
вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду), летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду);
в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется;
вода прозрачная, без запаха, без вкуса;
роли воды в жизни человека, растений, животных.
2. Закрепить представления детей:
вода бывает холодная, теплая, горячая;
вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.
3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
формирование представлений детей о природном объекте воде;
формирование познавательного интереса;
обогащение словарного запаса;
сформированность некоторых обследовательских действий.
Воспитательные:
воспитание бережного отношения к воде;
привнесение результатов работы в группе в домашние условия.
Перспектива развития проекта:
в данной группе наблюдения за природным объектом водой, связанные с весенними и летними изменениями в природе;
в летний период проведение досуга на улице «Чистая вода нужна всем и всегда»;
в старшем дошкольном возрасте создание и реализация проекта «Волшебная вода».
Предварительная работа.
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение участников проекта.
3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
4. Оформление альбома потешек, стихов для детей и родителей по теме.
5. Подготовка необходимого оборудования.
6. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
7. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования по программе ФГТ.
8. Определение вопросов диагностики детей по теме, формы фиксации результатов.
9. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту.
Литература:
1. «Программа 2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной
5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2005 год.
6. Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2006 год.
7. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Младшая группа.
Материал и оборудование:
ведёрко, тазик, стаканы, чашечки, баночки, бокалы, тарелочки, пипетки, салфетки, игрушки: заяц, белочка, медведь, угощение для животных: капуста, морковь, шишки, цветные льдинки, снег, лёд, сахар, песок, соль, гуашь, мыльные пузыри, верёвка, кукла, пелёнка, клеёнка, фартуки, зонт, мыло, кукольная одежда, бумажные и пластмассовые кораблики.
Схема реализации проекта через разные виды деятельности.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
1. Составление проекта.
2. Подготовка к реализации проекта.
3. Проведение диагностики детей по теме проекта.
Во время умывания чтение потешек о воде.
Вопросы:
1. Что делают дети?
2. Чем умываются?
3. Какая вода?
4. Что вода делает? (течет из крана)
5. Для чего мы умываемся?
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.
Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек.
Цель: показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.
Поисковая деятельность.
Наблюдение за водой в фонтанчике.
Цель: продолжать закреплять знания детей о свойствах воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.
Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.
Вопросы:
1. Что делаю?
2. Чем поливаю?
3. Какая вода?
4. Для чего поливают комнатные растения?
Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.
Поисковая деятельность: «Холодная, теплая, горячая вода».
Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками).
Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за аквариумными рыбками. Кормление рыбок.
Вопросы: В работе используется метод проекта, адаптированный Данилиной Т.А. к дошкольному образованию, а также экологическая программа Рыжовой Н.А. «Я и природа». Прилагается фотоматериал, иллюстрирующий данный проект.
Выбирая темы для наших проектов, мы всегда опираемся на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
Результат проектной деятельности во многом определяется хорошо организованной, разнообразной и содержательной предварительной работой. Ежедневно во время прогулок, вместе с детьми наблюдали за природными явлениями (облаками, дождём, снегом, льдом, сосульками, капелью, лужами, ручейками), отмечали изменение состояний воды в зависимости от сезона.
Неоценимую помощь в оснащении центра воды и песка оказали родители воспитанников. Благодаря этому дети в группе могли проводить исследовательскую работу (опыты и игры - эксперименты).
Вода холодная и горячая;
Разноцветная водица;
Цветные льдинки;
Таяние снега;
Капельки сосульки;
Игры- эксперименты с тонущими и плавающими предметами;
С растворимыми и нерастворимыми веществами;
Образование паровых капель.
Попробовать и испытать свойственно маленьким детям. А сказочная форма и рациональное наблюдение помогли взаимно дополнить и обогатить друг друга. Дети подружились с дидактической куклой «Капелькой», которая и помогла нам совершить удивительные открытия в мире простых вещей.
Большая роль в осуществлении поставленных задач была отведена специально организованным занятиям по познавательному и речевому развитию детей. В своей работе мы использовали разные виды занятий - обучающие, интегрированные, коррекционные: «Водичка - водичка», «Умываться нужно всем», «Дождик босиком по земле прошёл», «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой».
Очень интересно был организован и проведён цикл целевых экскурсий «Вода нужна всем». Дети побывали на пищеблоке, где познакомились с нашими замечательными поварами, а те в свою очередь рассказали о своём труде и первом помощнике - воде. Малыши посетили кухню, прачечную, где наблюдали за разными видами работ, сравнивая с трудом мамы в процессе стирки белья.
Дети любят ухаживать за растениями, аквариумными рыбками, убеждаясь в том, что живые существа не могут обходиться без воды.
Создавая игровые проблемные ситуации, мы побуждали детей использовать приобретённые знания и применять их в разрешении проблемы, а затем и закреплять через сюжетные игры, игры - инсценировки, игры драматизации.
Полученные впечатления дети отобразили в работах под общим названием «Превращения Капельки». В результате этого в группе была организована выставка творческих работ наших воспитанников.
Наивысшим пиком данной проектной деятельности стала презентация проекта «Капелька». Дети совершили увлекательное путешествие с Волшебницей Водой и помогли найти ей потерявшиеся капельки воды в снежинках, комочках снега, в сосульках. Игра - путешествие сопровождалась чтением стихов, пением, исполнением танца.
Кульминацией стало создание коллажа «Приключения Капитошки». Дети, используя различные художественные материалы, отобразили многообразие состояний воды, а затем презентовали свои работы. В подарок малыши получили от Волшебницы Воды карту «Путешествия Капельки», на которой на доступном для данного возраста уровне отображен круговорот воды в природе.
Деятельностный подход, лежащий в основе метода проектов, предполагает полноправное и активное сотрудничество педагогов и ребёнка. Мы считаем, что содержательная сторона совместной деятельности оказывает существенное влияние на познавательное развитие детей. Идёт углубление и обогащение знаний воспитанников, выявление закономерностей и взаимных связей между рассматриваемым объектом и сезонными явлением, происходит обогащение активного словарного запаса.
Паспорт проекта «Волшебная вода», посвящённый Дню охраны воды
Руководитель проекта: воспитатели 2-ой младшей группы
Базисный компонент: Работа по проекту проводится в рамках разделов программы «Детство» (познавательное, социальное, физическое развитие).
Возраст участников проекта: дети от 3 до 4 лет.
Состав проектной группы: Воспитатель и воспитанники группы, ПДО по экологическому образованию, работники пищеблока и прачечной, родители воспитанников.
Тип проекта: Среднесрочный, групповой, исследовательско - творческий.
Проблема проекта: Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.
Цель проекта: Ознакомление младших дошкольников со значением воды в жизни живых существ и для здоровья человека.
Задачи проекта:
Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
Формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье;
Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;
Воспитание бережного отношения к воде.
Актуальность проекта: Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.
Необходимое оборудование:
Литературный ряд:
малый народный фольклор, сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»,
сказки С.Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А.Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»;
Музыкальный ряд:
аудиозаписи «Звуки воды в природе»,
видеозапись - мультфильм «Капитошка»;
Демонстрационный ряд: Дидактическая кукла «Капелька», альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»; оборудование Центра воды и песка; игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок.
Продукты проекта:
Экологический стенд «Путешествие Капельки» (круговорот воды в природе).
Коллаж «Приключения Капитошки» (значение воды в жизни люде, животных, растений).
Выставка рисунков «Превращение Капельки».
Выпуск плакатов «Сбережём голубую планету».
Предварительная работа:
Беседа «Для чего нужна вода?»;
Занятие по познавательному развитию «Купаться любят все».
Занятие по речевому развитию «Водичка, водичка…»
Занятия по изобразительной деятельности «Дождик по земле босиком прошёл…» (рисование), «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!» (аппликация), изо - сотворчество «Превращение Капельки».
Ежедневные наблюдения за природными явлениями.
Посильная помощь за обитателями Зимнего сада.
Оснащение Центра воды и песка.
Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»).
Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.
Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», «Наблюдаем и играем».
Сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».
Составление системной «паутинки».
Распределение деятельности по этапам проекта.
Этапы работы над проектом | Деятельность детей | Деятельность педагогов |
1. Моделирование ситуации. Выявление проблемы. | 1. Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию. 2. Осознают и личностно воспринимают проблему. | Вводит в игровую ситуацию: помочь Волшебнице Воде найти потерявшиеся капельки. |
2. Выделение задач. | Принятие задачи - совершить путешествие и найти капельки. | 1. Подводит к решению задач. 2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования) 3. Организует деятельность |
3. Продуктивная деятельность. | 1. Читают стихи. 2. Исполняют танец «капелек»; 3. Опыты со снегом; 4. Игра со снежками; 5. Опыты со льдом; 6. Рисуют «портрет» воды. | 1. Организует работу над проектом, 2. Направляет поиск решений; экспериментирование, речевую, изобразительную деятельность; 3. Во время танца детей рассказывает сказку о движении капель воды; 4. Активизирует инициативу детей в игровых действиях; 5. Обращает внимание детей на их рисунки, подчеркивая. Что на них изображена вода в разных ее состояниях. |
4. Презентация. | Рассказывают и показывают на коллаже состояния воды (капли, дождик, река, вода в аквариуме, снежинки, облака). | 1. Организует презентацию коллажа; 2. Волшебница Вода вручает подарок и благодарит за оказанную помощь. |
1. Где живут рыбки?
2. Что налили в аквариум?
3. Какая вода?
Обобщение воспитателя: без воды и корма рыбки погибнут.
Поисковая деятельность: «Прозрачная вода».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная.
Логоритмическое занятие «Путешествие маленькой капли».
Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Галина Васильевна моет посуду.
1. Что делает Галина Васильевна?
2. Чем моет посуду?
3. Какая вода?
4. Что делает вода? (льется из крана)
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь.
Поисковая деятельность: «У воды нет запаха и вкуса».
Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.
Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Галина Васильевна моет пол после завтрака.
1. Какая вода в ведре?
2. Что делает Галина Васильевна?
3. Чем моет пол?
4. Какая вода стала в ведре после уборки?
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для уборки помещений, чтобы было чисто.
Поисковая деятельность: «Что растворяется в воде».
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, гуаши, песка.
Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
Программные художественные произведения.
Чтение стихотворений: А Барто, «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо, потешки «Дождик, дождик, пуще»;
рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет»;
рассказывание сказки «Лиса и заяц».
Поисковая деятельность: «Что плавает в воде».
Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов:
легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.
Дидактическая игра «Купание куклы».
Цель: закрепить знания детей: кому и для чего нужна вода, свойств воды: чистая, теплая, холодная, горячая, льётся.
Тема: «Вода и ее свойства».
Работа с родителями.
Консультации для родителей: «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь», « Сказка «Как люди речку обидели»».
Наблюдения на прогулках «Лед на лужи. Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым.
Поисковая деятельность «Лед – это вода».
Цель: показать, что в тепле лед становится водой.Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»
Цель: продолжать уточнять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий; снег нельзя брать в рот.
Аппликация с элементами рисования «сосулька плачет».
Поисковая деятельность.
«Снег – это вода».
Цель: показать, что в тепле снег становится водой, он белый, но в нём есть грязь – она хорошо видна в талой воде.
Игры- забавы «Пускание мыльных пузырей».
Интегрированное занятие «Про маленькую капельку».
Наблюдения за трудом воспитателя: стирка кукольного белья.
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.
Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне и под душем.
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение.
Поисковая деятельность: «Делаем цветные льдинки для украшения снежные построек, ». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может быть цветной, если в неё добавить гуашь, на морозе цветная вода замерзает, превращается в цветной лед.
1. Диагностика детей по теме проекта.
2. Презентация проекта воспитателя дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizitnaya_kartochka.docx | 183.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Визитная карточка проекта
«Волшебная вода»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...