Занятие по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Большеберезниковский детский сад « Колосок»
Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в подготовительной группе ДОУ
«Земля в наших руках »
Подготовила:
старший воспитатель
«Большеберезниковский
детский сад «Колосок»
Кулагина Н.А
воспитатель МБДОУ
«Большеберезниковский
детский сад «Колосок»
Полушкина Е.В.
.
2017 г
Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей "Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Целью данного занятия является: объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры.
Практическая значимость занятия заключается в том, что дети в процессе трудовой и познавательно-исследовательской деятельности овладевают умением оказывать помощь нуждающимся в трудный период.
Непосредственно-образовательная деятельность «Земля в наших руках» может использоваться воспитателями старших, подготовительных групп ДОУ.
Цель: Расширять знания о планете Земля. Обобщить представления детей об охране окружающей среды. Актуализировать имеющиеся у детей знания о видах вреда природе и способах их уменьшения.
Задачи образования:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;
- продолжать знакомить детей с планетой Земля;
-воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
- предупреждать утомляемость детей. «Физическое развитие»;
- расширять знания детей о значении воды для всего живого на земле;
- активизировать словарный запас: природа, юные экологи, экология, помощь, вырабатывать силу голоса, умение говорить «громко – тихо». (Речевое развитие) ;
- сформировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений); (Социально-коммуникативное развитие).
Задачи воспитания :
- формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Задачи развития:
- развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Планируемые результаты:
Повыситься познавательный интерес и желание изучать и беречь свою планету.
Дети будут принимать активное участие в ходе образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, эмоционально реагировать на фильм о нашей планете, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.
Возрастная группа: подготовительная группа
Длительность ОД: 25-30 минут.
Приёмы руководства деятельностью детей:
1. Словесный (рассказ, беседа)
2. Наглядный (демонстрация, показ)
3 Игра (познавательная, развивающая, двигательная)
4. Аудиозаписи.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие детей, Речевое развитие детей, Художественно-эстетическое развитие детей, Физическое развитие детей, Социально-коммуникативное развитие детей.
Материалы и оборудование:
- аудио запись звуки леса;
- магнитофон с флеш - картой;
- проектор, компьютер для просмотра;
-макеты: планеты - Земля, водоёма, леса и муравейника, мусорные пакеты,перчатки ;
-пластилин , доски, фотографии детей ;
- «скафандры»;
Виды детской деятельности в ОД:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная, продуктивная, трудовая.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Звучит музыка.
В: Доброе утро.
- Доброе утро! - Солнцу и птицам.
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся и пожелаем всем доброго утра. (Дети здороваются с гостями.)
-Ребята, я хочу вам сказать, что 2017 год объявлен годом экологии. Кто мне скажет, что такое экология?
Д:- Экология-это наука о земле.
В:- Ребята ,а что вы знаете о планете –Земля?
Д:- Земля круглая, земля единственная планета, где есть жизнь. На Земле больше воды ,чем суши.
В:-Чтобы подтвердить все ваши высказывания о земле я предлагаю подняться на ракете в космос и посмотреть на землю из космоса .Сейчас мы с вами перевоплотимся в космонавтов.
(Дети надевают «скафандры»)
В:- К полёту готовы?
Д:-Готовы!
(На экране физминутка « Ракета». Дети вместе с воспитателем повторяют движения соответствующие тексту) .
В:- Вот мы с вами и в космосе. ( На экране планета-Земля вид из космоса)
В:- Ребята, что мы видим?
Д:- Это наша планета-Земля.
В:- Верно! Как вы и сказали она круглая. А почему её называют «голубой» планетой? (Ответы детей)
Д:- На ней много воды.
В: - Ребята ,я слышу странные звуки похожие на стон. Я думаю, наша планета хочет нам что-то сообщить. И выглядит Земля серой ,печальной. Нам нужно вернуться на землю и выяснить, что же нам хочет она сообщить. Заняли все посадочные места? К полёту готовы?
Д:- Готовы!
В: - Полетели! (На экране физминутка «Ракета» Дети вместе с воспитателем повторяют движения проговаривая текст)
В: - Вот мы снова на земле. Снимите «скафандры» положите их и садитесь на свои места.
А сейчас посмотрим,что нам хотела сообщить наша планета.
(На экране показ фильм о плачевном состоянии Земли) Во время показа воспитатель комментирует фильм.
В-Ребята, посмотрите ,что делает с окружающей природой,с окружающей нас средой человек. Посмотрите. ( Пауза… дети смотрят фильм.)
-Но люди думают, что они к этому безобразию не имеют никакого отношения. Это не так. Вот в этом, (воспитатель показывает на экран) виноваты только люди. Люди вырубают леса, загрязняют воздух, рекиУничтожая тем самым наших пушистых, крылатых и четвероногих друзей. Посмотрите, сколько гибнет рыбы.
Фабрики и заводы загрязняют воздух. Горят леса потому что люди уходя из леса не тушат костры.
Повсюду свалки, горы- горы мусора! Земля задыхается от грязи и дыма. Ребята этот фильмкрик Земли о помощи. Мы должны, нет мы просто обязаны помочь нашей планете. Если мы не будем заботиться о нашей планете, то она будет выглядеть вот так. (Воспитатель выносит макет земли с печальной мимикой)
-Ребята, вы хотите, чтобы на земле не осталось ни одного дерева? Ни одного растения?
Д: - НЕТ !
В: - Вы хотите, чтобы на земле не осталось ни одного животного? Ни одного насекомого?
Д: - НЕТ!
В: - Вы хотите дышать грязным воздухоми пить грязную воду?
Д: - НЕТ!
В: - Тогда в путь ! Поспешим нашей планете на помощь. Потому что мы с вами кто?
Д: - Юные экологи!
В: - Ребята, а кто такие юные экологи?
Д: - Защитники природы ! Помощники природы!
В: - Верно!
(Звучит музыка из кинофильма « Приключение Буратино», Песня черепахи Тортиллы) .
В: - Ребята, слышите кто-то нуждается в нашей помощи? Пойдёмте, посмотрим.
(Дети подходят к водоёму где их встречает черепаха Тортилла )
В: - Дети ,да это черепаха Тортилла!
В.Д: - Здравствуй черепаха Тортилла!
Ч: - Здравствуйте! Дети я хотела-бы вам рассказать историю об одном водоёме:
Жил – был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная,что даже можно было увидеть обитателей водоема. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки. Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть,кто там живет. Как вы думаете это хорошо или плохо? Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде.
В: - Ребята, а кто им может прийти на помощь?
Д: - Мы поможем!
В: - Как мы можем помочь этому озеру?
Д: - Мы можем попробовать очистить воду.
В: - Ребята для этого мы пройдём в нашу лабораторию для опыта.
Опыт «Фильтрация воды»
Проводится опыт по очистке грязной воды через песочно-бумажно-тканевый фильтр.
В: - Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д: - Нет! В одной ёмкости вода чистая,а в другой грязная.
В: - А какую воду вы хотели бы выпить- чистую или грязную? А почему?
Д: - Потому что, в грязной воде микробы. И воду нужно пить чистую и кипячёную.
В: - Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё специальный листок бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой. А что стало с нашей бумагой?
Д: - Она стала грязной.
В: - Сейчас мы с вами выльем очищенную воду в водоём.Чтобы обитателям водоёма было комфортно жить.
(Дети выливают воду в специальную ёмкость)
В: - Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он, по вашему мнению, обозначает?
Д: - Загрязнять водоёмы нельзя!
В: - Мы оставим его около нашего озера, чтобы все знали, что загрязнять воду в водоемах нельзя.
Ч:- Ребята, я хотела поблагодарить вас и подарить вашей планете только чистые реки и озёра.
В: - Спасибо, добрая черепаха Тортилла! Досвидание!
Д: - Досвидание!
В: - А мы с вами дети, поместим чистые реки и озёра на нашу печальную планету.
(Дети подходят к макету Земли и прикрепляют озёра и реки).
(Слышится шум леса)
В. - Дети, вы слышите? Что это за звук ? Это нас на помощь ещё кто-то зовёт. Пойдёмте, посмотрим.
(Подходят к лесу) Дальний конец зала, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).
В: - Ребята, куда мы с вами попали?
Д: - В лес.
В: - Но лес особенный. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят,кузнечики не стрекочут. Посмотрите внимательно, что с ним случилось?
Люди на природе отдыхали
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
В: - Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу?
Д: - Собрать мусор. Не оставлять мусор в лесу.
В: - Давайте-ка с вами его уберём. Обязательно наденьте перчатки. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак.
В: - Здесь мы поставим специальный знак.Как вы думаете о чём он нас предупреждает?
Д: - Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор.
(Дети ставят знак в лесу).
В: - Посмотрите ,какой порядок в лесу. Птицы снова запели, кузнечики стрекочут, листочки на деревьях шелестят. Ой, я что нашла ...Лес в благодарность подарил побеги растений и цветов. Саженцы деревьев.
Нам нужно, осторожно эти побеги и саженцы высадить на нашу серую и унылую планету.
( Дети прикрепляют побеги к макету земли)
В: - Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Ребята, поможем муравьям?
Д: - Поможем.
В: - А может ,не стоит. Зачем они нужны нашей планете?
Д: - Муравьи-санитары леса. Муравейники гарантируют здоровье лесу. Ещё они рыхлят почву, уничтожают тлю.
В: - Тогда мы поможем муравьям. Уберём камни с муравейника. Восстановим муравейник . (Дети убирают камни)
В: - Как я рада за вас ребята. Вы помогли муравьишкам. Здесь мы тоже поставим специальный знак. Посмотрите, как вы думаете о чём он предупреждает?
Д:- Нельзя наступать на муравейники! Нельзя разорять муравейники! ( Дети ставят знак около муравейника)
В: - Смотрите, смотрите! Поблагодарить нас прилетели насекомые. Мы их тоже заселим на нашу планету.
(Дети помещают насекомых на макет земли ).
В: - Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели, и муравьям на помощь пришли. Планету нашу заселили. Но посмотрите ,кого не хватает на планете? Чистые озёра и реки вместе с обитателями есть. Растения есть, деревья есть, насекомые есть. А кто главный на земле?
Д: - Человек.
В: - Да, вы правы .Я предлагаю вам сделать из пластилина себя. И заселить нашу планету детьми. Потому что вы, наше будущее. А значит наша планета в ваших руках.
(Дети проходят на места и лепят человека. Воспитатель заранее готовит личико ребёнка ,которое потом прикрепляют к готовой работе).
( Готовые работы помещают на макет земли)
(Воспитатель прикрепляет на макет улыбку).
Заключительная часть
В: - Посмотрите, какая замечательная планета у нас получилась! Наведён порядок, всё это благодаря вашему труду и участию.
- Дети, скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше занятие? А что нового Вы узнали на нашем занятии?(Ответы детей)
Я думаю, что после сегодняшней встрече вы будите соблюдать правила поведения в природе. И научите этому других.
( Воспитатель подносит макет земли к детям и протягивает его им. Дети берут макет в руки)
В: - Берегите нашу планету !
Д:- Наша планета, в наших руках !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Занятие по экологии « Экология –это жизнь».
: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе....
Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе
Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....
Конспект итогового занятия по экологии для детей 6-7 лет на тему: «Экстренное совещание юных экологов»
Целью данного занятия является экологическое прсвещение детей дошкольного возраста, путем "решения" экологических проблем родной страны и области....
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»...
Конспект интегрированного занятия по экологии «Мы - юные экологи».
Для детей подготовительной группы...
Открытое занятие по экологии к педсовету Игра-путешествие «Игровые ситуации по экологии»
Формирование у детей представлений о важности сохранении природы и её жителей, причинно-следственных связей и элементарных правил поведения на природе.На занятии воспитываем заботу о флоре и фау...