Наблюдение ведущий метод экологического воспитания
консультация по окружающему миру на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наблюдение ведущий метод экологического воспитания | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 г. Карабаша»
Консультация для воспитателей
Наблюдение ведущий метод экологического воспитания
Подготовила Кривощекова А.А.
2017 г.
В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Я думаю, что все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направление в дошкольном образовании.
Мой педагогический опыт показывает что, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача ваша, как педагогов в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Ведь именно приобретенные в детстве знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Я уверенна, что очень важно, чтобы каждый ребенок с малых лет понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о себе, о своем будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред самому человеку. Моё педагогическое направление – «Сохраним родную природу». Прежде чем приступить к непосредственному формированию экологических знаний умений и навыков детей вы должны познакомиться с научно-методической и психолого-педагогической литературой: С.А. Веретенникова — «Ознакомление детей с природой»; М.М. Марковская — «Уголок природы в детском саду»; Технология Н.Н. Кондратьевой — «Мы»; Н.А. Рыжова — «Наш дом природа»; З.Ф. Аксенова — «Войди в природу другом»; П.Г. Федосеева — «Система работы по экологическому воспитанию». Познакомиться с программами: А. Вересова — «Мы земляне»; Е. Рылеева — «Открой себя»; С. Н. Николаевой — «Юный эколог», «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, Т.А. Копцевой «Природа и художник».
Учитывая особенности дошкольного возраста я рекомендую учитывать дидактические принципы:
- системность;
-наглядность;
-доступность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Основные экологические представления дети получают на занятиях, которые можно проводить в индивидуальной, фронтальной, подгрупповой форме. Именно на занятиях дети получают элементарные знания, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей. Но исследования показали, что настоящий интерес к познанию природы и бережного отношения к ней появляются у детей лишь в процессе ежедневного общения с природой. К.Д. Ушинский говорил: «…что день, проведенный ребенком среди рощ и полей… заменяет много недель на учебной скамье». Поэтому среди разнообразных методов и форм экологического воспитания дошкольников ведущее место занимает наблюдение. Почему? Во-первых, наблюдение — метод чувственного познания природы. Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы в естественной обстановке обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Во-вторых, через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. В-третьих — наблюдение способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, воспитывается любовь к родной природе. В — четвертых наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, развивается в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, сравнивать.
Многообразие явлений природы, которое окружает дошкольников в помещении, на участке детского сада и в ближайшем окружении, позволяет организовывать разнообразные наблюдения. Каждый раз нужно продумывать форму, содержание, методы проведения наблюдений. Ведь наша цель – пробудить интерес, познавательную активность детей, развить наблюдательность, желание и умение смотреть на мир. И тогда наблюдение, как целостный педагогический процесс, становится совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей, в которой умственные действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно–образовательной задачи, а умственные усилия детей – на полноценнее восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. Так как осмысленное восприятие предметов зарождается рано, то недостаточные знания и опыт маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные их стороны. Яркие впечатления, особенно получаемые от быстро меняющихся движущихся предметов и явлений, — это результат непроизвольных наблюдений детей. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. Для успешного достижения поставленной цели необходимо продумывать и использовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задавать вопросы, предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств и форм восприятия - зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, кинестетического в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.
Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения, — это отношение к конкретным объектам, которое лишь постепенно, при систематической работе педагога с детьми, принимает более общие формы и распространяется на новые объекты. Практика показывает, что в процессе наблюдения у детей формируются разные оттенки отношения к природе.
Я.А. Коменский видел в окружающей природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые непосредственные наблюдения. Такие наблюдения следует проводить непосредственно в своей группе, в природном уголке. В группе должен быть создан природный уголок, в котором должны быть определённые растения соответствующие данному возрасту, его обитателями, а так же должно быть оборудование в уходе за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности. Ухаживая и наблюдая за обитателями уголка природы, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку, воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни. Дошкольники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда «станут большими», а сегодня, сейчас.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений и животных, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому — является целью экологического образования дошкольников.
Для полноценного решения этих задач необходимо определить задачи, содержание работы, составить перспективный план, продумать календарное планирование, учитывая возрастные особенности детей. Одновременно пополнять экологическую развивающую среду в группе, на участке детского сада необходимыми предметами, пособиями, растениями, объектами неживой природы. Составить и разработать картотеку прогулок, экологических игр, циклы наблюдений.
Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного действенного отношения к живым существам. После проведенных наблюдений у детей накапливается много впечатлений, которые они выражают в рисовании, лепки, аппликации, если в группах имеется большое количество детских работ, то их можно использовать на различных выставках и конкурсах.
Практика показывает, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Следует активно привлекать родителей к своей работе. Работу с родителями можно проводить через домашние задания, экскурсии, праздники, анкетирование, дни открытых дверей, через просветительскую работу в уголках для родителей: консультации, листовки, фотовыставки. Благодаря использованию компьютерной технологии, родители имеют возможность быть в курсе всех экологических событий и мероприятий детского сада, папок передвижек, ширм, фотовыставок и видеозарисовок. Они охотно откликаются и принимают участие в подготовке выпуска мини-книжек, альбомов о детях и их окружающем мире природы.
После проделанной работы можно провести диагностическое исследование детей и выяснить, как они усвоили материал, как сформировались знания, умения, какой опыт приобрели.
Разработанная нами диагностика экологических знаний, умений, навыков детей позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно определить результат своей работы. А результат виден в детях:
Так, приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы развиваем различные стороны его личности. Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться.
Таким образом, наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им — богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдение как метод экологического воспитания
Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть ...
Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников
в данной статье рассматриваются теоретические аспекты наблюдения как метода экологического воспитания дошкольников. Представлены цели и задачи экологического воспитания. Представлено наблюдение как на...
Моделирование как ведущий метод экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В докладе описано понятие моделирования, цели и задачи данного метода в экологическом воспитании дошкольников...
«Наблюдение ведущий метод экологического воспитания»
laquo;Наблюдение ведущий метод экологического воспитания»...
Наблюдение - ведущий метод экологического воспитания
Наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им — богатое во...
Консультация для воспитателей «Моделирование - ведущий метод экологического воспитания детей»
Руководя познанием природы и приобретением детьми навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы....
Рекомендации для педагогов "Алгоритм реализации ведущих методов экологического воспитания детей"
Рекомендации для педагогов "Алгоритм реализации ведущих методов экологического воспитания детей"...