Проект "Что такое время?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Детям предлагается осуществить путешествие – исследование времени. Данный проект также может быть направлен на интеграцию разных образовательных областей или подразумевает доминанту – обогащение познавательного опыта детей (в большей степени логико-математическое развитие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vremya_kazarina_himich.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Что такое время?»
Вид проекта: Познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный
Детям предлагается осуществить путешествие – исследование времени. Данный проект также может быть направлен на интеграцию разных образовательных областей или подразумевает доминанту – обогащение познавательного опыта детей (в большей степени логико-математическое развитие).
Актуальность. Мы заметили, что дети стали говорить о том, что время то быстро бежит, то очень медленно идет (например, на прогулке быстро время проходит, а если на занятиях дети сидят или какую работу им дать, например, игрушки собрать или в тетрадях поработать, то медленно) и они задались вопросом: «Что такое ВРЕМЯ?»
Мотивационный этап. Проблемная ситуация. Педагог подстраивает ситуацию: персонаж (Алиса и спешащий заяц из страны Зазеркалья ) рад тому, что сломались часы, а следовательно, не нужно идти в детский сад, сидеть на занятиях, убирать игрушки, делать каждодневные скучные дела.
Педагог предлагает детям высказаться об услышанном, в диалоге направляет внимание детей на время как на некоторую характеристику и проявление. От лица персонажа активизирует обсуждение разных средств измерения («спорит» с детьми о том, чем измеряется время – календарем, часами или чем-то другим?).
Цель: формирование знаний об абстрактном понятии "время", о приборах, измеряющих время, о смене времен года
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов и календаря, их разновидностями в прошлом и настоящим;
- Выяснить роль часов и календаря в жизни человека;
- Провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени;
Гипотеза: Время можно увидеть, потрогать, измерить.
Предполагаемый результат: Дети стали разбираться во времени, стали понимать, что его нельзя потрогать, пощупать.
Вопросы для активизации деятельности. Можно ли остановить время? Что такое время? Каким оно бывает? Кто придумал время? Чем время можно измерить? Зачем так много разных измерения: календари, часы, секундомер, дни недели? Как по природе можно узнать время? Кто дольше всего живет на земле? Почему бабушка не видела мамонта? Как обогнать время? Можно ли, как спящая красавица, проспать 100 лет? Кто спит меньше всех? Бывает ли ускорение «неускорительным» (отрицательным)? Почему раньше пространство измеряли в днях пути? Что такое восточный календарь и почему на Востоке празднуют Новый год не с 1 января? Сколько времени нужно, чтобы растаял 1 килограмм мороженного? Сколько времени нужно, чтобы застыл 1 килограмм мороженного в морозилке? Зачем нужно соблюдать режим и как он связан со временем? (И др.)
Обсуждение вариантов оформления выставки «Время» (страна времени) у нас в группе».
Проблемно – деятельностный этап. Организованная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды).
Основные формы (для реализации преимущественно образовательной области «Познание»).
Образовательная ситуация или серия ситуаций «Что такое время и как его поймать?»
Знакомство детей с временными эталонами, развитие чувства времени. Беседа об эталонах времени (сутки, части суток, дни недели, год). Рассматривание годового календаря, освоение правил его использования. Обсуждение режима (распорядка) дня, составление «Распорядка здорового образа жизни». Средства измерения времени.
«Изучение» (обследование и экспериментирование) свойств и проявлений времени, рассматривание разного вида часов (песочных, водных, солнечных, механических и электронных), разнообразных календарей;
Беседа, дидактическая игра или ситуация «Приметы времени в природе»: поиск примет времени в сезонных изменениях и поведении, внешнем виде животных.
Наблюдение на прогулке за изменением освещения в разные части суток (измерение тени, наступления вечера и восхода солнца).
Дополнительные формы (для реализации разных образовательных областей).
Образовательная ситуация «Что за тайна времени?» (возможен вариант просмотра дидактического мультфильма или презентации). Уточнение представлений о времени (прошлое настоящее, будущее), оставление «ленты времени» (М. Монтессори) – синхронизация интересных событий прошлого (динозавры, рыцари, бабушка и…).
Образовательная ситуация «Прошлое нашего города». Уточнение представлений детей об истории города. Вариант: история семьи (основание, значимые даты, хронометрия событий).
Составление мини – музея или выставки «История календарей и часов»: разные виды календарей, макеты, созданные своими руками (вместе с родителями).
Детско – родительское задание: составление распорядка дня будущего успешного первоклассника.
Образовательная ситуация или беседа «Каждая минута на счету…») Понимание крылатых фраз и выражений, поговорок («Делу время, потехе час», «Кто рано встает – тому Бог подает» и др), рисование иллюстраций к ним в тематический альбом или панно «Ценим наше время». Уточнение представлений детей о собранном ответственном и организованном человеке (на примере сопоставления с рассеянным с улицы Бассейной), понимание значимых качеств личности, связанных с освоением временем.
Творческий этап. Варианты результата: оформление выставки или коллажа, презентация материалов для родителей, составление и оформление «дневника с распорядком моей жизни».
№ | Мероприятие | Содержание | Ответственные | Сроки проведения |
1 | Подбор и изучение литературы по данной теме | Обогащение знаний на выбранную тему | Химич С.А. Казарина Д.Н. | Пятница (10 марта) |
2 | Подбор наглядного материала по теме: «Время», все виды часов – песочные, электронные, механические, солнечные, водные; просмотр мультфильмов. | Подбор художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц о времени – (Петрушевская Л.С. «Сказка о часах», Марк Твен «Мои часы», Артем Губинов «Детская сказка про время», Рэй Брэдбери «Провал во времени») | Химич С.А. Казарина Д.Н. | Понедельник - (13 - марта) |
1 этап - подготовительный
2 этап - основной
№ | Мероприятие | Содержание | Ответственные | Сроки проведения |
1 | Проведение тематических бесед, ситуативных разговоров и НОД | Беседа «Что такое время?»; Можно ли остановить время? Что такое время? Каким оно бывает? Кто придумал время? Чем время можно измерить? | Химич С.А. Казарина Д.Н. | Вторник (14 марта) |
2 | Совместная работа с родителями | Сбор поделок и рисунков на тему «Время» (часы, календари, режим дня дошкольников) | Химич С.А. Казарина Д.Н. | Среда (15 марта) |
3 | Разработка выставки поделок и рисунков календарей на тему «Время» совместно с детьми | Рассматривание поделок и рисунков, которые принесли дети, беседа, когда применялись данные часы, и как измеряли время по календарям. | Химич С.А. Казарина Д.Н. | Четверг (16 марта) |
3 этап - заключительный
№ | Мероприятие | Содержание | Ответственные | Сроки проведения |
1 | Выставка детско –родительского творчества на тему: «Что такое время?» | Совместно с родителями дети выполняли поделки часов и рисунки календарей на тему «Время» | Воспитатели, родители, дети | Пятница (17 марта) |
Результаты работы:
- Проявление интереса у детей к теме «Время»,
- Формирование у детей понятия «Время»
- Закрепление некоторых представлений о времени (его нельзя потрогать, увидеть и измерить)
- Повышение заинтересованности родителей в формировании у детей понятия «Время»
Результатами проектной деятельности будут являться:
- Выставка поделок на тему «Время»;
- Выставка рисунков – календарей;
- Составление режима дня дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...