Картотека «Экспериментирование в дошкольном возрасте»
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Экспериментирование с водой, воздухом, песком, солнечным светом и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_eksperimenty.docx82.65 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование с песком, глиной

ГДЕ ВОДА?

Цель: помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Материал: сухой песок, сухая глина, вода.

Оборудование: прозрачные емкости, мерные стаканчики.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям выяснить свойства песка и

глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие).

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Одинаково ли песок и глина впитывают воду?»

Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя наливают в стаканчики одновременно одинаковое количество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок).

Воспитатель. Что произошло в емкостях с песком и глиной? (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины.) Почему? (У глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду.) Где больше луж после дождя? (На асфальте, на глинистой почве, так как они не припускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет.) Почему дорожки в огороде посыпают песком? (Для впитывания воды.)

Вывод. Песок лучше впитывает воду.

Экспериментирование с водой

ИГРАЕМ С КРАСКАМИ

Цели: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Материал: прозрачная вода, краски.

Оборудование: две баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель читает четверостишие:

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют.

Оранжевые, желтые, красные,

Синие, зеленые разные.

Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с красками.

Прогнозирование результата.

Воспитатель. Равномерно ли будет краска растворяться вводе и что произойдёт, если смешать две разные краски? Предположения детей.)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель в баночку с водой добавляет немного красной краски. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется.) В другую баночку с водой воспитатель добавляет немного синей краски, размешивает. Что происходит? (Краска растворяется равномерно.) Дети под руководством воспитателя смешивают воду из двух баночек.

Вывод. Капля краски, если ее не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании - равномерно.

Экспериментирование с водой

ОКРАШИВАНИЕ ВОДЫ

Цель: помочь выявить свойства воды.

Материал: вода        (холодная        и        теплая),        кристаллический  краситель.

Оборудование: ёмкость, палочки для размешивания, верные стаканчики.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Дети под руководством воспитателя рассматривают в воде 2-3 предмета.

Воспитатель. Почему предметы хорошо видны? (Вода прозрачная.)

Прогнозирование результата.

Воспитатель. Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками? (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Дети, нельзя брать грязные пальцы в рот. Под руководством воспитателя дети опускают рисунок в воду.

I — Что произошло с рисунком? (Рисунок размылся, а вода изменила цвет.) Почему это произошло? (Частички краски попали в воду.) Как еще можно окрасить воду? (Добавить краситель.)

Воспитатель предлагает детям окрасить воду самим (сразу в стаканчиках с теплой и холодной водой), потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один теплый, а другой - холодный, потрогать воду рукой, понюхать (она без запаха).Воспитатель ставит перед детьми задачу - узнать, в каком стаканчике краска быстрее растворится, для чего предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик; как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах - сильнее). Дети выполняют задание, рассказывают, что получилось. Воспитатель предлагает положить в теплый стакан еще одну ложку красителя и зарисовать результаты опытов. Затем воду разных цветов сливают в разные емкости (для дальнейшего изготовления цветных льдинок), рассматривая, какой получился цвет.

Вывод. Вода прозрачна, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Вода может быть теплой и холодной. Некоторые вещества в воде растворяются.

Экспериментирование с водой

РЕАКТИВНЫЙ КОРАБЛИК

Цель: помочь определить, как с помощью воды можно придать ускорение кораблику.

Материал: вода.

Оборудование: дощечка в форме кораблика, пустая жестяная банка с отверстием в дне.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям пускать кораблик.

Прогнозирование результата.

Воспитатель. Как можно придать ускорение кораблику?

(Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно обращайтесь с жестяной банкой.

Воспитатель укрепляет банку на «кораблик», вливает воду. Вытекая из банки сквозь отверстие, вода задает скорость кораблику.

Вывод. С помощью движения воды можно передвигать

Экспериментирование с водой

ВОДА БЫВАЕТ ТЕПЛОЙ, ХОЛОДНОЙ, ГОРЯЧЕЙ

Цель: дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и

животные.

Материал: вода - холодная, тёплая, горячая, три кусочка льда.

Оборудование: три стаканчика, водный термометр.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям сравнить температуру воды в разных стаканчиках вначале пальчиком, затем с помощью термометра.

Уточнение правил безопасности.

Во время занятия: пробовать воду необходимо начинать с самой холодной, чтобы горячей водой не обжечь пальцы; аккуратно обращаться с термометром; не брать лёд в рот.

Выполнение эксперимента.

Воспитатель даёт детям стаканчики с водой разной температуры.

Воспитатель. Попробуйте пальчиком и определите, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком - самая теплая (соблюдая правила безопасности). Дети выполняют задание.

Воспитатель измеряет вместе с детьми температуру воды в (разных стаканчиках, затем кладёт по кусочку льда в каждый стаканчик.

Сравните температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее? (Ответы детей.)

Воспитатель подчеркивает, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. Если бы вы были рыбами, какую воду вы бы выбрали - теплую или холодную? (Ответы детей.) Как вы думаете, где больше разных растений и животных - I в теплых морях или в холодных? (Ответы детей.)

В холодных морях, реках живет меньше разных животных.

Вывод. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Экспериментирование с воздухом

ПОИСК ВОЗДУХА

Цель: помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

Материал: вода.

Оборудование: султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

Прогнозирование результата.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Как можно Доказать, что вокруг есть воздух?» (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Ребята, не размахивайте сильно предметами, особенно когда рядом другие дети.

Дети выбирают любые предметы, показывают опыт  самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным уснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет)

Вывод. Вокруг нас везде есть воздух.

Экспериментирование с воздухом

ВЕСЕЛАЯ ПОЛОСКА

Цели: познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

Оборудование: полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши (для каждого ребёнка).

Ход занятия-экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Будем мы сейчас играть

                              И полоску оживлять.

                              Раз, два, три - посмотри!

Прогнозирование результата.

Воспитатель. Что произойдёт, если на полоску бумаги будет воздействовать воздух? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель: Дети нельзя брать в рот бумагу. Дети держат полоску вертикально и дуют на неё.

- Почему она движется? (она лёгкая)

Дети держат полоску горизонтально за оба конца, подносят к губам и втягивают воздух.

- Что происходит? Почему? (полоска прилипает к губам, на неё воздействует воздух)

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя делают зарисовки, процесс эксперимента можно сфотографировать.

Вывод. Бумага лёгкая. Движется под воздействием воздуха

Экспериментирование с воздухом

ДЕЛАЕМ ОБЛАКО

Цели: продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.

Материал: горячая вода, кусочки льда.

Оборудование: трёхлитровая банка, противень.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям самим сделать облако.

Уточнение правил безопасности.

Во время занятия: аккуратно обращаться со стеклянными предметами; не брать в рот лёд; не трогать банку с горячей водой.

Прогнозирование результата.

Воспитатель. Как можно самим сделать облако? (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель наливает в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Кладёт на противень несколько кубиков льда и ставит его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, Станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Вывод. Поднимающийся вверх воздух охлаждается, водяной пар конденсируется, и из него получается облако, встречаясь вместе, капли становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.

Человек

ПОТЕРЯ ВОДЫ ВО ВРЕМЯ ДЫХАНИЯ

Цель: дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания.

Оборудование: холодное стекло.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи. 

Воспитатель. Как человек теряет воду? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает детям подышать на холодное стекло.

Воспитатель. Что вы увидели? (Стекло покрылось капельками воды, запотело.)

Откуда взялась вода? Это мы ее выделяем во время выдоха. За сутки человек теряет примерно десять стаканов воды. Следовательно, столько же ему нужно выпить или употребить с пищей. Полезно запомнить: стакан содержит 200-250 граммов воды. В любой пище - мясе, овощах, хлебе - воды значительно больше, чем твердого вещества.

Вывод. Человеку необходимо пить воду, чтобы организм не обезвоживался.

Человек

ЗНАЧЕНИЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ УШЕЙ

Цель: помочь определить значимость расположения ушей на

противоположных сторонах головы человека.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.

Выполнение эксперимента.

Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторить услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. После этого дошкольнику закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичный эксперимент. Затем повторяют опыт, закрыв ватой другое ухо. По окончании опыта испытуемый ребенок делится впечатлениями.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети рисуют голову человека с ушами.

Вывод. Уши расположены с двух сторон головы, чтобы слышать с разных сторон.

Человек

УГАДАЙ НО ЗАПАХУ

Цель: показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Материал: продукты - лимон, шоколад, хлеб и т. д.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Существует четыре основных вкуса: сладкий, горький, кислый и соленый.

Воспитатель предлагает детям назвать, что может быть сладким, соленым, кислым или горьким. (Вариант: глядя на картинки с изображенными продуктами, назвать вкус каждого из них.)

Прогнозирование результата.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Можно ли определить запах продукта, если вдыхать воздух только ртом?» (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает ребенку с завязанными глазами определить по запаху какой-либо продукт (лимон, хлеб, шоколад и т. д.). Затем ребенок закрывает нос и, вдыхая воздух только ртом, выполняет аналогичное задание. В результате ребенок приходит к выводу, что, вдыхая воздух только ртом, невозможно определить запах продукта. Необходимо попробовать его вкус.

Вывод. При нарушении обоняния меняется и вкус продукта. Тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше.

Человек

РУКАМ СВОИМ НЕ ВЕРЮ

Цель: показать разницу в ощущениях рук при опускании в воду разной температуры.

Материал: вода - холодная, комнатная и горячая.

Оборудование : три миски.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с водой.

Прогнозирование результата.

Воспитатель. Что будут ощущать руки, если их поочередно опустить в горячую или в холодную воду, а потом в воду комнатной температуры? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя опускают одну руку в миску с холодной водой, вторую — с горячей водой. Через несколько минут они погружают обе руки в воду комнатной температуры.

Воспитатель. Горячей или холодной вам кажется вода? (Ответы детей)

Почему есть разница в ощущениях рук? (Ответы детей)

Всегда ли можно доверять своим рукам? (Ответы детей)

Вывод. Руки ощущают тепло или холод в зависимости от того, в каком температурном режиме они до этого находились.

Человек

ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ

Цель: развивать тактильную чувствительность.

Оборудование: коробка, закрывающаяся со всех сторон, разнообразные предметы природного происхождения.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Заведите у себя «ящик ощущений».

Выполнение эксперимента.

Для того чтобы изготовить такой ящик, надо взять плотно закрывающуюся картонную коробку и прорезать в стенке отверстие, чтобы в него пролезала рука ребенка. Чтобы дети определяли предметы в коробке только на ощупь, можно пришить к отверстию рукав от старого детского свитера или часть старого толстого шерстяного носка.

Каждый день класть в «ящик ощущений» какой-нибудь предмет природного происхождения, убирая вчерашний. Дети на ощупь определяют предмет, лежащий в ящике. Проверять, правильно ли дети определили, что за предмет лежит в ящике. Можно устраивать конкурсы, награждая победителей.

Вывод. Тактильные ощущения помогают определять предметы.

Экспериментирование с солнечным светом

ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ

Цели: познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Оборудование: салфетки из ткани чёрного и белого цвета, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель читает двустишие:

Белая тряпочка похожа на зайчика,

Тряпочка черная - на ворона огородного.

Воспитатель. Потрогайте салфетки. Скажите, какие они? (Ответы детей)

Прогнозирование результата.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Какой цвет - белый или чёрный - сильнее притягивает тепло и дольше его удерживает?» (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя кладут салфетки белого и чёрного цвета на окно, оставляют под лучами солнца на несколько минут.

Воспитатель. Прикоснитесь рукой. Что произошло? (Они нагрелись: белая — стала теплой, а чёрная - горячей)

Дети под руководством воспитателя перекладывают салфетки с окна на стол, оставляют па несколько минут.

Потрогайте салфетки. Что произошло? (Салфетка белого цвета стала холодной, а салфетка чёрного цвета - теплой)

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети делают зарисовки.

Вывод. Белый цвет отталкивает солнечные лучи - салфетка белого цвета нагревается слабо. Чёрный цвет поглощает солнечные лучи - салфетка чёрного цвета становится горячей. Весной грязный снег тает быстрее, чем чистый, белый. В одежде, сшитой из тёмной ткани, теплее, чем в одежде из светлой ткани.

Экспериментирование с солнечным светом

РАДУГА

Цель: показать способ, как можно увидеть радугу в комнате

Материал: вода.

Оборудование: миска, зеркало, белый лист бумаги.

Ход  экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Можно ли увидеть радугу в комнате (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно пользоваться зеркалом.

Дети под руководством воспитателя устанавливают зеркало на краю миски с водой. Ловят зеркалом солнечный луч и направляют его отражение на лист бумаги.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Радугу можно увидеть и в комнате.

Экспериментирование с предметами

СЕКРЕТ СОСНОВОЙ ШИШКИ

Цели: познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

Материал: две сосновые шишки, теплая вода.

Оборудование: ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель читает стихотворение:

Белка шишку сорвала,

А орешки не нашла.

Лежит шишка под сосной,

Очень скучно ей одной.

Возьми ее и поиграй.

А во что? Сам угадай! Прогнозирование результата.

Воспитатель. Что станет с шишкой, если её на сутки опустить в воду? (Дети высказывают свои предположения.)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает детям потрогать шишку.

Воспитатель. Какая она, с какого дерева и почему стала такой? (Созрела. Чешуйки раскрылись, и семена вылетели)

Дети рассматривают шишку, нюхают ее, катают между ладоней, пробуют согнуть чешуйки. Почему они не сгибаются? (Они высохли и стали твердыми) Воспитатель предлагает детям опустить шишку в теплую воду.

Что происходит? (Она плавает на поверхности, потому что легка)

Воспитатель оставляет шишку в воде на сутки. На следующий день дети рассматривают шишку. Шишка изменила форму. Почему? (Пропиталась водой, пластинки сомкнулись, приняли прежний вид) Почему шишка опустилась на дно? (Стала тяжелой. Воды в ванночке стало меньше.)

Вывод. Сухая шишка легкая, жесткая - не тонет в воде. Шишка, погруженная в воду, поглощает ее, становится тяжелой и мягкой - опускается на дно. Объем влажной шишки уменьшается наполовину, а вес увеличивается за счет влаги

Экспериментирование с предметами

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ

Цели: дать понятие о том, что лёгкие предметы не только плавают, но и

могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание,

наблюдательность.

Материал: вода.

Оборудование: ванночка, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши, лист бумаги (для каждого ребёнка).

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям поиграть с мячиком в прятки

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Утонет ли мячик в воде?» (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя мнут мячик в ладонях.

Воспитатель. Какой он? (Упругий, лёгкий.)

Опускают в ванночку с водой.

Что происходит с мячиком, почему он не тонет? (Мяч лёгкий)

Дети погружают мячик на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают.

Что произошло с мячиком? (Мячик выскакивает на поверхность воды)

Вывод. Мячик заполнен воздухом, он лёгкий - лёгкие предметы не тонут. Вода выталкивает лёгкие предметы па поверхность.

Экспериментирование с предметами

УГАДАЙ-КА

Цель: помочь понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера, установить зависимость веса предмета от его размера.

Оборудование: предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи и т. д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель демонстрирует детям пару мячей, немного отличающихся друг от друга по размеру. Дети рассматривают пары предметов, выясняют, чем они похожи и чем отличаются.

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Зависит ли вес предмета от его размера и материала?» (Предположения детей )

Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай-ка». Воспитатель помещает все игрушки в коробочку и, вынимая по одной, предлагает определить на ощупь, какая это игрушка - большая или маленькая. Затем воспитатель кладет предметы в один мешочек. Воспитатель предлагает ребёнку достать тяжелый или легкий предмет и выясняет, как они об этом догадались.

Вывод. Если большой предмет, то он тяжелый, а если маленький - легкий.

Экспериментирование с предметами

В МИРЕ СТЕКЛА

Цели: помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Оборудование: небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла,  стеклянный стакан.

Ход  экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель раскладывает на столах детей небольшие стеклянные предметы.

Воспитатель. Назовите их. (Дети называют)

Предметы сделаны из стекла, то есть они стеклянные.

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Нужно аккуратно обращаться со стеклянными предметами.

Воспитатель постепенно выкладывает на свой стол прозрачные и цветные камешки.

Стекло бывает цветное и прозрачное. Какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель кладет в прозрачный стакан цветные камешки, тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.  Посмотрите вокруг себя и назовите стеклянные предметы (Ответы детей)

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие у них на столах, и потрогать их. Какие на ощупь стеклянные предметы? (Они гладкие, холодные)

Воспитатель демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, и дети убеждаются, что стекло не пропускает воду, то есть оно водонепроницаемо.

Воспитатель и дети перечисляют сосуды из стекла, в которые можно наливать жидкости. Стекло может быть разной толщины; предметы из толстого стекла (окно, витрина) менее хрупкие, чем предметы из тонкого стекла (вазы, бокалы), но любое стекло может расколоться от нажима или падения; к предметам из стекла нужно относиться бережно, аккуратно. Слегка ударьте специальной палочкой по стеклянным предметам и послушайте, как звучит стекло.(Стекло звонкое)

Воспитатель: Отгадайте загадки: Звучащее, прозрачное,

                                                                    Воды не боюсь,

                                                                    А ударь - разобьюсь.       (Стекло)

Очень хрупко и прозрачно,

В пользу людям предназначено.           (Стекло)

                                                                           На окошечках простое,

                                                                           А в бутылочках цветное.

                                                                           Не бежит, не льется,

                                                                           А ударишь - разобьется.               (Стекло)

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети приклеивают картинки с изображением стеклянные предметов.

Вывод. Стекло прозрачное, холодное, водонепроницаемое разной толщины, бьётся, звучит.

Экспериментирование с предметами

УМЫВАЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНИК

Цель: показать способ изготовления умывальника.

Оборудование: пластиковая бутылка, гвоздь или шило.

Ход  экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Как можно помыть руки на улице, если нет крана с водой? (Предположения детей.)

Уточнение правил безопасности.

Все действия эксперимента воспитатель проводит самостоятельно.

Выполнение эксперимента.

Для изготовления умывальника необходимо взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности, примерно на расстоянии 5 см. от донышка, сделать шилом или гвоздем отверстие. Заткнуть сделанное отверстие пальцем, налить доверху воды и закрыть крышку. Слегка отвинчивая ее, получите струйку воды, Завинчивая - вы «закроете кран» своего умывальника.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Сделать умывальник очень просто.

Экспериментирование с предметами

ЧУДЕСНЫЕ СПИЧКИ

Цели: показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярности.

Материал: вода.

Оборудование: 5 спичек, пипетка.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать со спичками.

Воспитатель. Что будет, если спички намочить? (Дети делают предположения)

Выполнение эксперимента.

Понадобится 5 спичек. Воспитатель  надламывает их посредине, сгибает под прямым углом и кладёт на блюдце. Капает несколько капель воды на сгибы спичек.

Воспитатель. Что стало со спичками? (Постепенно спички  расправляются и образуют звезду.)

Воспитатель. Причина этого явления, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Дерево набухает, его волокна «толстеют», они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Вывод. Дерево впитывает воду и не может сильно сгибаться.

Экспериментирование с предметами

ПОЧЕМУ ВСЕ ЗВУЧИТ?

Цель: помочь выявить причины возникновения звука.

Оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи. 

Почему предмет начинает звучать? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Брать предметы только по моему заданию.

Рассмотрите деревянную линейку. Есть ли у нее «голос»? ’(Если линейку не трогать, она не издает звук) После этого один конец линейки плотно прижимают к столу,  свободный конец дергают.

Издаёт ли линейка сейчас «голос»? (Да)

-Что происходит в это время с линейкой? (Она дрожит)

Останавливают дрожание рукой.

А есть ли сейчас звук? (Он прекратился)

Рассмотрите натянутую струну. Как заставить ее звучать? (Подергать, сделать так, чтобы струна дрожала)

Как заставить замолчать? (Не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом)

Лист бумаги сверните в трубочку, дуньте в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Что почувствовали? (Звук заставил задрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание.)

Звучит только то, что дрожит (колеблется).

Дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй - проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк прижать предмет, взять его в руки - прекратить колебание предмета).

Вывод. Причина возникновения звука - колебания предметов.

Экспериментирование с песком, глиной

Посадим дерево

Цель: помочь определить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость).

Материал: песок, глина.

Оборудование: ёмкости, палочки.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом - в ёмкость с сухой глиной.

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Куда легче посадить дерево - в песок или в глину, и где оно лучше будет держаться». (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента и фиксирование его результатов.

Воспитатель. Ребята, нельзя брать грязные пальцы в рот. Нельзя грязными руками тереть глаза.

Дети втыкают палочку сначала в песок, потом в глину.

Куда легче втыкается палочка? (В песок.)

Почему? (Он рыхлый, неплотный.)

Где лучше держится палочка и почему? (Держится лучше в глине, она плотнее.)

Вывод. Песок рыхлый и неплотный, глина - плотная.

Экспериментирование с песком, глиной

ВОЛШЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Цель: помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

Материал: песок, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики.

Оборудование: емкость.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины.

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Из чего делают посуду - из песка или из глины?» (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Не брать грязные пальцы в рот и не тереть глаза руками. Сделанным фигуркам дают высохнуть, после чего проверяют прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Можно ли сделать посуду из песка и глины? Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Называют, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам.

Вывод. «Песчаная посуда» воду не держит, ломается. Глиняная какое- то время сохраняет форму

Экспериментирование с водой

ВОДЯНЫЕ ВЕСЫ

Цели: познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.

Оборудование: высокая стеклянная банка, круглая палка длиной 20-30 см из легкого дерева (сосны, липы, осины), гайка, картон.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям изготовить и посмотреть, как будут работать водяные весы.

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно обращайтесь со стеклянной банкой.

В банке с водой воспитатель устанавливает палку (для того чтобы она стояла вертикально, привязать к ее концу гайку). К верхней части прикрепляет кружок картона - чашу весов. Отмечает на стенке банки уровень воды. Кладет на «чашу весов» монетку и вновь отмечает уровень воды.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результат эксперимента.

Вывод. Уровень воды изменился.

Экспериментирование с водой

ДРУЗЬЯ

Цели: познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

Материал: вода.

Оборудование: стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Знаете ли вы, из чего состоит вода? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно пользуйтесь стеклянными предметами.

Стакан с водой на несколько минут дети под руководством воспитателя ставят на солнце.

Что происходит? (На стенках стакана образуются пузырьки)

Это кислород.

Бутылку с водой изо всех сил трясут.

Что происходит? (Образовалось большое количество пузырьков)

Вывод. В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен тем, кто живет в воде.

Экспериментирование с воздухом

ТАНЕЦ ГОРОШИН

Цели: познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Материал: вода, горошины.

Оборудование: баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям научить горох плавать и выполнять манипуляции с горохом, как в цирке.

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно обращайтесь со всеми материалами.

Дети под руководством воспитателя опускают в баночку с водой четыре горошины и трубочку. Дуют в баночку через трубочку. Сначала слабо, потом с большей силой.

Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее? (Когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличивалась - и скорость движения горошин возрастала.) Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети зарисовывают ход эксперимента.

Вывод. Сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

Экспериментирование с воздухом

КАК ПРОТКНУТЬ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК БЕЗ ВРЕДА ДЛЯ НЕГО?

Цель: показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.

Оборудование: воздушный шарик, скотч, игла.

Ход  экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям поиграть с воздушным шариком.

Воспитатель. Как можно проткнуть воздушный шарик без вреда для него? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

Воспитатель сопровождает слова демонстрацией этого эксперимента.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Имеется способ протыкания воздушного шарика без вреда для него.

Экспериментирование с воздухом

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ИЗ ВИНОГРАДА

Цель: показать, как всплывает и поднимается подводная лодка из винограда как рыбка.

Материал: свежая газированная вода (лимонад), виноградинка

Оборудование: стакан.

Ход занятия-экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям провести эксперимент с виноградинкой.

Прогнозирование результата.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Почему рыба может подниматься вверх и опускаться вниз?» (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Ребята, аккуратно обращайтесь со стаканом.

Дети под руководством воспитателя бросают в стакан со свежей газированной водой (лимонадом) виноградинку.

Воспитатель. Что произошло с виноградинкой? (Она опустилась на дно и на нее начали садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики.) Что произошло с виноградинкой? (Виноградинка всплыла.) Что происходит на поверхности с пузырьками? (Они лопаются.) Что произошло с виноградинкой? (Она опустилась на дно.) Процесс будет продолжаться несколько раз, пока газ из воды не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо снизиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз.

Вывод. Рыбы могут подниматься вверх в воде и опускаться вниз благодаря сжатию и расширению плавательного пузыря.

Наблюдение за жизнью растений

ЧТО ЛЮБЯТ РАСТЕНИЯ?

Цель: помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Материал: два-три одинаковых растения.

Оборудование: предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям провести эксперимент с растениями. Суть эксперимента - в разном уходе за растениями.

Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя ухаживают за тремя одинаковыми растениями по-разному: первое - своевременно поливают, рыхлят; второе - своевременно поливают, пропалывают без рыхления; третье - только поливают . Затем наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением.

Вывод. За растениями требуется уход: прополка, полив, рыхление почвы.

Человек

ВКУСОВЫЕ ЗОНЫ ЯЗЫКА

Цели: помочь определить вкусовые зоны языка; поупражнять в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

Материал: сахар, соль, горчица, кусочки лимона, вода.

Оборудование: зеркала, 4 блюдца, деревянные палочки (с ваткой на конце), стаканы (для смачивания палочек) по количеству детей.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям выполнить опыт: смочить палочку в воде, обмакнуть в содержимое блюдца и приложить палочку поочередно к средней части языка, к основанию, к боковым частям, к кончику языка.

Прогнозирование результата.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Влажный или сухой язык лучше ощущает вкус продуктов?» (Предположения детей)

Выполнение эксперимента. 

Воспитатель предлагает подумать и после пробы из каждого блюдца назвать, где живут «сладкие сосочки», «соленые» и т. п. Затем подводит итог: какая часть языка какой вкус лучше воспринимает.

Подумайте, как лучше класть на язык горькую таблетку и почему? (Нельзя класть ближе к корню языка, там вкус ощущается лучше всего.)

Аналогично воспитатель предлагает определить вкус продуктов, предварительно осушив (!) язык салфеткой.

Вывод. Сухой язык вкус не ощущает.

Человек

ОТГАДАЙ НА ВКУС

Цель: помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее).

Материал: от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов.

Ход  экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям определить на вкус разные продукты.

Прогнозирование результата.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Можно ли определить вкус пищи, не видя её?» (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи (от 3-5 до 10 12 контрастных но вкусу продуктов), при этом глаза у него закрыты. Целесообразно по окончании опыта побеседовать с ребенком о том, по каким особенностям он различал вкус пищи.

Вывод. Вкус пищи можно определить, не глядя на неё.

Человек

ОТКУДА БЕРЁТСЯ ГОЛОС?

Цели: помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Оборудование: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все.

Воспитатель. Что вы сделали для того, чтобы слова были услышаны? (Сказали громким голосом) Откуда выходили громкие звуки? (Из горлышка) Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише. Что почувствовали рукой, когда говорили громко? (В горлышке что-то дрожит.) Что почувствовали рукой, когда говорили шепотом? (Дрожания нет) Голосовые связки можно сравнить с натянутыми ниточками: для того чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали. Воспитатель рассказывает, как беречь органы речи.

Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нес тихий звук, подергивая за нить.

Воспитатель. Что надо сделать, чтобы звук был громче? (Дернуть посильнее - звук усилится) Воспитатель объясняет, что при громком разговоре, крике ваши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить. Если дернуть сильно за нить, она порвется. Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.

Вывод. Речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. Чтобы их не повредить, необходимо разговаривать спокойно, не кричать.

Человек

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДЫ С ПОМОЩЬЮ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Цель: дать понять, что мы воспринимаем окружающий мир разными органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.

Оборудование: повязки на глаза, бумага, карандаши.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Задумывались ли вы над тем, что мы воспринимаем окружающий мир главным образом с помощью зрения и слуха? Мы наслаждаемся красотой природы, вслушиваемся в пение птиц и шелест листвы, по совершенно забываем о том, что природа дала нам возможность воспринимать и другие ощущения.

Прогнозирование результата.

Воспитатель. Как активизировать органы чувств? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Ребята, двигаться надо медленно, не толкаться.

Чтобы «включить» в работу другие органы чувств, надо «оточить» зрение, то есть попросту завязать глаза. «Отключив» зрение, мы помогаем активизироваться слуху, обонянию, осязанию и вкусу.

Воспитатель предлагает детям исследовать участок группы с помощью различных органов чувств. Раздает детям повязки, которыми они завяжут себе глаза и воспользуются оставшимися органами чувств.

Вывод. Человек воспринимает окружающий мир разными органами чувств: зрением, обонянием, слухом, осязанием, вкусом

Человек

ТАЙНЫЙ ПОХИТИТЕЛЬ ВАРЕНЬЯ

Цели: познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.

Материал: измельченный ножом карандашный грифель.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Сегодня на кухне пропала банка варенья. Может быть, её взял Карлсон.

Рассказывает о способе обнаружения похитителя с помощью сравнения отпечатков пальцев.

Прогнозирование результата.

Воспитатель. Можно ли получить отпечатки пальцев здесь и сейчас без специального оборудования? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Не брать грязные пальцы в рот, не тереть Грязными руками глаза.

Пусть дети натрут готовым порошком себе палец.

Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора вашего пальца. Тогда-то мы и узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлсон?

Вывод. Отпечатки пальцев у всех людей разные.

Экспериментирование с солнечным светом

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ

Цели: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

Материал: вода.

Оборудование: зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (для каждого ребенка).

Ход  экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям поиграть с зеркалом, посмотреть в него и сказать, что они видят.

Прогнозирование результата.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «От каких Предметов будут отражаться солнечные зайчики?» (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель говорит детям, что зеркала сделаны из стекла, и предлагает им потрогать поверхность зеркала.

Какая поверхность на ощупь? (Гладкая) Блестящие предметы отражают солнечные лучи. Дети под руководством воспитателя «ловят» зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону. Что происходит? (Зеркало отражает солнечные лучи)

Поменяйте наклон зеркала, поиграйте с солнечным лучиком. Дети берут баночку с водой, «ловят» солнечные лучи.

Что происходит? (Вода их отражает) Пошевелите рукой. Что происходит? (Поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать) Дети берут пластину из нержавеющей стали и повторяют эксперимент. Что происходит? (Пластина имеет блестящую поверхность, которая хорошо отражает солнечные лучи)

Вывод. Все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи.

Экспериментирование с предметами

НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ

Цели: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал: вода.

Оборудование: две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель читает двустишие:

Ты плыви, кораблик, по речке, ручейку.

Ты вези, кораблик, песенку мою.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть бутылочки, подуть в них. Дети выполняют задание.

Воспитатель. Что вы услышали? («Песенку»)

Воспитатель предлагает детям превратить бутылочки в кораблики.

Прогнозирование результата.

Воспитатель. Что надо сделать, чтобы бутылочка не утонула? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Дети, нужно очень аккуратно обращаться со стеклянными бутылочками.

Дети опускают одну бутылочку на воду и наблюдают за ней.

Что с ней происходит? (Она постепенно наполняется и становится тяжёлой — тяжелее воды и тонет) Другую бутылочку воспитатель плотно закрывает пробкой. Дети опускают её на воду. Что происходит с бутылочкой? (Бутылочка не тонет) Погружают её в воду. Что происходит с бутылочкой? (Она всплывает)

Вывод. Первая бутылочка наполнилась водой и стала тяжелой, тяжелее воды - такие предметы тонут. В бутылочку, закрытую пробкой, вода не попала, легкая бутылка может плавать.

Экспериментирование с предметами

МЫЛО-ФОКУСНИК

Цели: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила  безопасности при работе с мылом.

Материал: кусочек мыла туалетного или хозяйственного.

Оборудование: ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист, карандаши (для каждого ребенка).

Ход  экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям поиграть с мылом.

Уточнение правил безопасности.

Во время занятия: не брать мыло и намыленные пальцы в рот;

не тереть ими глаза.

Прогнозирование результата.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Что станет с мылом, если его поместить в воду?» (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя трогают и нюхают сухое мыло.

Воспитатель. Какое мыло? (Оно гладкое, душистое) Обследуют воду. Какая вода? (Теплая, прозрачная) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит с водой? (В воде появляются пузырьки воздуха) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким стало мыло? (Скользким) Натирают мокрую губку мылом, погружают ее в воду, отмывают. Что происходит с водой? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена)

Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. Что происходит с пеной? (В ней появляются большие пузыри) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют. Что происходит? (Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свет) Погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети делают зарисовки.

Вывод. Сухое мыло - гладкое. Мыло, смоченное в воде не только гладкое, но ещё и скользкое. Если намылить влажную поролоновую губку, появится пена. При попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри, они легкие и могут летать, мыльная пена вызывает жжение - глаза надо беречь.

Экспериментирование с предметами

УЗНАЙ ВСЁ О СЕБЕ, ШАРИК

Цели: познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его потребления.

Оборудование: воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос.

Ход  экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель приносит в группу воздушный шарик. Воспитатель. К нам в гости прилетел воздушный шарик. Он хочет, чтобы вы рассказали о нем, гак как сам о себе он ничего не знает. Помогите шарику узнать, из какого материала он сделан. (Шарик резиновый.)

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Чем резина отличается от бумаги, ткани?» (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Не надувайте очень большие шарики.

Потрогайте шарик. Какая резина? С помощью разных действий дети выясняют, что резина мягкая, гладкая. Покажите, каким маленьким может быть шарик. Дети спускают воздух из шарика.

Воспитатель. Нет, нет, дети, шарик не соглашается, возмущается, просит надуть его.

Надувает шарик и предлагает каждому ребенку надуть воздухом их шарики.

Если шарик растягивается, то о каком свойстве резины мы говорим? (Резина эластичная.)

Дети говорят шарику, что его называют воздушным шариком, так как у него внутри воздух. Шарик при помощи воспитателя «предлагает» помыть его в воде. Дети моют шарик, выясняют, что резина стала сверху мокрой. Сравните это с бумагой, тканью. (Бумага намокает, рвется, ткань намокает, но не рвется.) Вытирают шарик, и он опять становится сухим. Смотрят внутрь шарика. Попала ли туда вода? (Не попала.) Резина не пропускает воду, то есть она - водонепроницаемая. Воспитатель называет не пропускающие воду предметы, которые человек сделал из резины: резиновые сапоги, например, носят в дождливую погоду, резиновые перчатки надевают на руки, когда моют посуду, и руки остаются сухими и чистыми. Дети под руководством воспитателя проводят опыт с перчатками: надевают их на руки и опускают руки в воду, затем снимают перчатки, руки остались сухими. Шарик «предлагает» детям назвать его друзей, которые тоже сделаны из резины. Дети перечисляют предметы из резины. Шарик прощается и «улетает».

Вывод. Резина мягкая, гладкая, эластичная, растягивается, она водонепроницаема.

Экспериментирование с предметами

ЕСТЕСТВЕННАЯ ЛУПА

Цель: показать способ увеличения насекомых без помощи лупы.

Материал: насекомое.

Оборудование: трёхлитровая банка, пищевая плёнка.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Знаете ли вы способ, как можно увеличить насекомое для разглядывания без лупы? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно пользоваться стеклянными предметами.

Дети под руководством воспитателя сажают насекомое в трехлитровую банку. Сверху горлышко банки затягивают (но не натягивают пищевой пленкой, а продавливают так, чтобы образовалась небольшая емкость). Завязывают пленку веревкой  резинкой, а в углубление наливают воды. Получилась лужа, сквозь которую можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть па предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Вода обладает свойством увеличения.

Экспериментирование с предметами

ВОЛШЕБНАЯ РУКАВИЧКА

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Материал: мелкие предметы из разных материалов.

Оборудование: магнит, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

Ход  экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель демонстрирует опыт: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Дети под руководством воспитателя выясняют, почему.

Прогнозирование результата.

Воспитатель предлагает детям разделить находящиеся на столе предметы на те, которые будут притягиваться магнитом, и те, которые не будут.

Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) - рукавичка перестает быть волшебной.

Воспитатель. Почему? (В рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам.)

Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.

Фиксирование результатов эксперимента.

На лист бумаги дети под руководством воспитателя приклеивают картинки с изображением предметов, которые притягивает магнит.

В ы в о д. Магнит притягивает предметы, содержащие металл.

Экспериментирование с предметами

ВОЛШЕБНЫЕ ЗЕРКАЛА ИЛИ 1? 3? 5?

Цель: познакомить со свойством зеркала.

Материал: яблоко.

Оборудование: два зеркала.

Ход  экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Можно ли из одного яблока сделать 3,5 не используя режущие предметы? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Аккуратно пользоваться зеркалом.

Воспитатель устанавливает два зеркала под углом больше, чем 90°. В угол дети кладут одно яблоко. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты.

Вывод. Чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

Экспериментирование с предметами

НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ

Цель: показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.

Материал: кусочек чистой светлой однотонной ткани- белой, голубой, розовой, светло-зелёной (для каждого ребенка); лепестки цветков разных растений: желтые, оранжевые, красные, синие, голубые, а также зеленые листья разного оттенка.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям создать картины в подарок родным и близким.

Прогнозирование результата.

Воспитатель. Можно ли создать картину из лепестков цветов? (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель даёт детям по кусочку ткани. Предлагает набросать смесь из лепестков на ткань, разложенную на разделочной доске. Можно и произвольно насыпать лепестки с листьями, и специально выстраивать задуманную композицию. Получившуюся «картинку» накрывают полиэтиленовой пленкой, закрепляют по бокам кнопками и раскатывают скалкой либо слегка стучат по ткани молотком. Стряхивают использованные «краски», натягивают ткань на тонкую фанерку и вставляют в рамку.

Вывод. Для создания картин можно использовать различные природные материалы.

"Есть ли в почве воздух?"
Цель. Показать, что в почве есть воздух. Развивать мыслительные процессы, активизировать словарь детей (пузырьки, сжимаются, вытаптывать). Содействовать бережному отношению к природе.
Оборудование. Банка с водой, ёмкость с примятой и рыхленной землёй.
Ход. Домовой Кузя обращается к детям: «Ребята, а вы знаете, кто живёт в почве? (Черви, кроты, жуки). Как же они могут жить в почве, там же темно, страшно и совсем нет воздуха».
Воспитатель: «Кузя, без воздуха никто не может прожить. И воздух есть в почве. Мы сейчас с ребятами тебе это докажем. Опустим в банку с водой комочек земли. Что появляется в воде? (Пузырьки). Это выходит воздух из земли.
Как вы думаете, в какой земле удобно жить насекомым? Давайте проверим. Опустим в воду комочек протоптанной земли и комочек рыхлой земли. От какого комочка идёт больше пузырьков? ( От комочка рыхлой земли). Почему? В рыхлой земле больше воздуха, поэтому и пузырьков выходит больше. В протоптанной земле воздуха меньше. Почему земля бывает протоптанной? ( Люди ходят по ней, ездят машины). Когда мы ходим по земле, то давим на её частички; они как бы сливаются и воздуха между ними остаётся меньше и меньше. В протоптанной земле трудно жить ».
Обследование: «Нальём воду в ёмкость с рыхлой и примятой почвой. В какую почву быстрее прошла вода? ( В рыхлую). Почему примятая почва медленно пропускает воду? В примятой почве меньше воздуха.
Итоговый вопрос « Как сохранить землю для её обитателей, для растений?( Ходить по дорожкам, не топтать газоны, рыхлить почву в горшках и клумбах).

Вывод. «В почве есть воздух: в рыхлой земле воздуха больше, чем в примятой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА "Экспериментирование в детском саду" (Средняя группа)

Федеральные государственные требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям среднего дошкольного возра...

картотека экспериментирования

картотека экспериментирования...

Картотека экспериментирования .

Описание экспериментальной деятельности в детском саду....

Картотека экспериментирования и опытов для детей старшего дошкольного возраста

Картотека опытов и экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста...

Картотека экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.

В помощь педагогам предлагается картотека экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста. Материал содержит описание проведения наиболее интересных и доступных опытов для дошкольников....

Картотека экспериментирования ( старший дошкольный возраст)

Опыты с водой, песком, воздухом и растениями....

Картотека экспериментирования ( старший дошкольный возраст)

Опыты с водой, песком, воздухом и растениями....