Методическое пособие "Июнь"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Июнь - разноцвет, червень (начинали краснеть ягоды; червец – мошка для получения красной краски), иван-чак, клисень.
Июнь - млечень, розник, земляничник, румянец, скопидом (копит урожай на целый год вперед), жарник(наступают первые жаркие дни).
Июнь - хлеборост, луний, изок
(название кузнечика, чья стрекотня звонко слышна), хлебород, кресни.
Пришел июнь
"Июнь! Июнь!" -
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь -
И весь он разлетится.
С.Маршак
Июнь — начало лета, время длинных дней и светлых ночей, разнотравья.
В народном календаре он начинался с древнего языческого обряда - крещение кукушки, когда благодарили весну, встречали лето, задабривали природу на добрый урожай.
В первой декаде июня происходит высадка рассады, именно в это время надо посеять в грунт семена тыквы, кабачков, кукурузы, бобов, огурцов и фасоли. Во второй декаде июня начинается полив плодоносящих деревьев.
Июнь – месяц ветров:
- - юго-восточный ветер – обеденник;
- - южный – летний;
- - юго-западный – верховой;
- - северо-западный – глубник;
- - северо-восточный – полунощник.
Июньские приметы
- Июнь копит урожай на весь год.
- Июнь, месяц в работе - отбивает от песен охоту.
- Каков июнь — таково и сено.
- Ели в шишках стоят — большой урожай огурцов ожидается.
- Появились мухоморы — вскоре пойдут и белые грибы.
- Частые туманы к урожаю грибов.
- Первые полевые шампиньоны появляются после того, как сирень отцветет.
- Много кузнечиков к засушливой погоде.
- Голос звенит к ухудшению погоды.
- Затяжное ненастье можно ожидать, если днем, вечером и ночью тепло будет.
- На восходе солнца душно, трудно дышать (воздуха не хватает) — к дождю.
- Утренняя роса высыхать не торопится — дождь и гроза будет.
- Если в первые дни июня сильно идет дождь, то весь остальной месяц будет засушливый.
- Если соловей всю ночь поет, то на следующий день будет сильный ветер.
- Если в июнь ночи теплые, то будет хороший урожай.
- Если вечером в июне после дождя радуга появляется, то будет долго хорошая погода.
- Если ночью часто грозы, то урожай будет богатым.
- Какая погода в июне, таков и урожай осенью.
- Если жаворонок свое гнездо на земле свил, то лето будет очень сухим, а если на дереве, то мокрым.
- Если рябина поздно расцвела, то осень будет долгая.
- Если в июне много росы, то это предвещало богатый урожай.
- Если в июне много туманов, значит год обещает большой урожай грибов.
- В июне месяце цветы расцветают, да соловьи поют, жить в июне весело, а еды мало.
- В месяце июне заря с зарею сходятся.
- В месяце июне переночевать и каждый кустик пустит.
- В месяце июне ягоду первую надо в рот класть, а уж потом и домой нести.
- В июне в бору цветение сосны и елки.
- Месяц июнь грозами и молниями богат.
- Если июнь проводить за работой, то до танцев неохота.
- Если пришел июнь, то на рыбалку плюнь.
- Май подымает хлеба, а июнь сено.
- В июне закрома всегда пусты.
- Если в июне во время восхода солнца уже душно, это к плохой погоде.
- Если утром в июне туман по воде стелется, то будет хорошая солнечная погода.
- Если много пчел на цветущей рябине собралось и гудят долго, на следующий день будет хорошая погода.
Народные приметы
День | Народные приметы | ||
1 | Иван – Хлеборост или Иван Долгий. День памяти святого Иоанна на Руси называли Оберегом Нивы. Было принято произносить заговоры, которые должны были защитить поля от напастей — от непогоды, от вредителей, от дурного глаза. Сильный ветер обещала необычная примета: вороны садятся клювами в одну сторону Ранним утром ветер просили: «Ветер, ветрило, из семи братьев – старший брат, ты не дуй с гнилого угла, ты не лей дожди с запада. Ты подуй-ка теплым теплом, сослужи службу роду». нашему, нашли дожди добрые, пахарям на радость, а тебе буйному – на славу». С этого времени в лесу начинают появляться первые грибы и годы, а на полях начинает колоситься рожь. О будущем плодородии свидетельствовали обильные росы, а частые туманы обещали, что в лесах будет много грибов. | ||
2 | Фалалей (Леонтий) Огуречник. Церковь в этот день отмечает память преподобного Тимофея Псковского. На Руси этого святого прозвали Грядочником, поскольку его праздник приходился на время активных работ в огороде. В северных районах день считался самым благоприятным для посадки огурцов в открытый грунт: «Пришел Тимофей — сей огурцы скорей». Эту работу старались обычно выполнить скрытно — особенно это касалось первой грядки. Первый выросший огурец позже тоже полагалось как можно быстрее сорвать и закопать в потаенном месте. Считалось, что если кто-то посторонний увидит первый огурчик — то вскоре пожухнут все плети. В более теплых районах огурцы ко дню Тимофея Грядочника уже взошли. В это время смотрели: не желтеют ли плети. Если такое происходило, говорили, что это результат сглаза недобрых соседей. Дождливо — впереди еще много сухих дней будет. | ||
3 | Константин и Олена Льносейка - память святой Елены, жившей в 3-4 веках. Сеяли лен. «Посеешь лен на Олену – будут длинные льны». Если погода была неблагоприятная, то старались хотя бы горстку льна посеять (в Новгородской области лен в этот день нельзя сеять). Совершали специальные обряды на его хороший урожай. Старушки собирали с каждой бабы в деревне по паре печеных куриных яиц и клали их в мешок с семенами. Мужик, выехав в поле для посева льна, первым делом принимался за завтрак и домой привозил одни скорлупки. По другому обычаю, сеяльщик должен был печеные яйца подкинуть как можно выше — на высокий рост льна. Если же лен сеяла баба, то она раздевалась донага — в расчете, что лен сжалится над ней и подумает: «Какая бедная женщина — у нее даже рубашки нет, нужно ей помочь». Примет: «Ранние росы – длинные льны». Заботились об огурцах. Хозяйка, взяв старый лапоть, волокла его на огород, там бросала на грядку и произносила: «Как густо сей лапоть плелся, так чтобы густо огурцы мои заплелись». Девушки не плели косы, чтобы волосы были длинными и красивыми. День называли «овсянником»: сеяли овес. Досевали огурцы. Главные посадки капусты рассадой. Хозяйка брала кустик рассады в руки, приговаривая: «Дай, Боже мой, час добрый, чтобы капуста моя принималась и в головки складывалась» | ||
4 | День Василиска, царя змей. Так называлось мифическое существо с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи; иногда его изображали и в виде дракона. В Средние века таких животных считали реально существующими; говорили, что они обладают ядовитыми клыками и когтями и, более того, способны убивать одним лишь взглядом. Василиск в этот день вылупляется из яйца, которое 15 января снес семилетний петух, и которое высидела жаба. Узнать такое яйцо, если оно вдруг появится в курятнике, легко: оно идеальной шарообразной формы и покрыто не скорлупой, а чешуйчатой кожей. Накануне предполагаемого рождения монстра все найденные яйца (особенно те, что домашние куры в этот день снесут) варили вкрутую. Любые найденные яйца (даже певчих птиц) не подбирают и не трогают. В Василиску не сеяли и не пахали, чтобы поля не засорились, васильки не уродились. Девушки плели венки из березовых веток и бросали в реку: если венок вдруг тонул — это предвещало несчастье. Плодородный год обещали и сильные росы. Именно в этот день по преданиям начинает цвести брусника. Соловьиный день. День синитель, васильковый повелитель. | ||
5 | Левон Огуречник, Левон Конопляник. Леонтий Огуречник.На Левона (Леонтия) было принято заканчивать посадку огурцов. Появление множества оводов сулило хороший урожай овощей. День называли конопляником: во многих местах сеяли коноплю. В семена, приготовленные для посева, как правило, клали пасхальное яйцо, а после при посеве по полю разбрасывали скорлупу, приговаривая: «Роди, боже, конопли белы, як яйцо». Коноплю почитали в народе как крайне полезное растение: из ее стебля добывали пеньку, из семян делали масло, использовали их в народной медицине. О ней говорили: «У кого конопелька, у того и двойная копейка»; «Коноплю сей и на рябину гляди — коли цвет в круги, то конопли долги». | ||
6 | День Никиты, День Свобориного дерева (так на Руси называли шиповник: символ молодости, красоты и любви.). С этого дня, как считали в народе, начиналось настоящее лето, так называемые летние, или зеленые, Святки. «Шиповник цветет — румянец года ведет». Мед, сваренный на лепестках шиповника, укрепляет силы, чистит кровь.Было принято украшать дома растительностью, завивать на березах венки. Существовала легенда о происхождении шиповника: красивая молодая казачка полюбила парня, но станичный атаман соблазнился ее красотой, похитил девушку, а ее жениха отправил на войну. Пленнице удалось бежать в лес; там она лишила себя жизни, а на ее могиле вырос куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Однажды атаман увидел этот куст и решил отломить ветку с прекрасными цветами, но она тотчас покрылась острыми шипами и ободрала руку врага в кровь.На Руси было принято приходить к кусту шиповника, чтобы избавиться от печали, успокоить душу. А когда шиповник только-только расцветал, бабушки усаживались под ними с внуками и рассказывали им сказки. Считалось, что это поможет детям избавиться от страхов. Ценились в народе и целебные свойства шиповника. Лепестками врачевали раны, с помощью меда, сваренного на цветах, чистили кровь, отваром лечили простуду. Девушки знали: если умыться водой, настоянной на цветах шиповника, то лицо станет светлым.Если шел дождь, ожидалось много грибов. | ||
7 | Иванов день, Иван - Медвяные росы. Если на рябине много цветов в этот день, жди урожая овса Обильные настоящие росы - к урожаю: «Без росы и трава не растет». На Руси считалось, что с этого дня на растениях появляются «медвяные росы» — сладкие выделения тлей и червей, которые питаются соками растений: «Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется да больно выедает». Считалось, что такие «росы» причиняют вред и детям, и скотине, и растениям. «Выпала медовая роса — моровая на скотину пошла», — приговаривали люди. C мором скотины боролись разными способами — например, заставляли проходить через пепелище от костра. Сильная роса (настоящая, а не «медвяная») предвещала хороший урожай. | ||
8 | Карп Карполов, ученик святого Павла. Считалось, что на Карпа хорошо ловятся его «тезки» — карпы, поэтому мужчины дружно выходили на печь рыбалку. В этот день горшки и плошки принято было выставлять под цветущие кусты шиповника, чтобы избавиться от неприятного запаха от домашней посуды. Да и сами люди старались подышать воздухом рядом с шиповником — считалось, что это помогает от разных болезней. На Карпа приглашали в дом печника, чтобы он осмотрел и подправил печи. После работы мастера обязательно угощали караваем, а один кусочек клали за печку — для домового, которого побеспокоили при ремонте. Если было много комаров, то последние дни июня ожидались теплыми и дождливыми. | ||
9 | Федорин (Феодорин) день. Федору называли «колючей на язык». Крестьяне в этот день запрещали бабам и девицам болтать друг с другом, чтобы не накликать беды. Люди были уверены, что сплетня или слух, пущенные в этот день, обойдут всю деревню, и все ее жители узнают, что творится в семье (Сплетни в этот день ветер разносит). В этот день не рекомендовалось начинать ссоры, тяжбы («Федора за углом норовит узнать о худом»). Избы в этот день тоже не мели («На Федору не выноси из избы сору»). Считалось, что домовой забирается под веник, и неосторожная хозяйка может вымести его вместе с сором. А без домового дом долго не простоит. Особенно старались задобрить домового в этот день люди, связанные с торговлей. Для «хозяина» ставили за печку горшочек каши и бросали несколько монет в надежде, что это принесет прибыль. В этот день начинает свое цветение фиалка и распускается тысячелистник. | ||
10 | Никита Гусятник. Церковь в этот день отмечает память преподобного Никиты Халкидонского, известного как исповедник. В народе же святого называли стражем гусей, Гусятником. По народному поверью, Никита охраняет преимущественно гусят, а не взрослых птиц, и оберегает их от орлов, ястребов и других хищников. Второе название этого дня — Полудницы. Так величали особых духов, внешне похожих на обычных земных женщин. Статные, красивые, они в жаркие дни летали кругами над полями и завлекали работающих крестьян. Считалось, что они хотят измучить мужиков и лишить их мужской силы. В это время полагалось зажмуриться и сказать: «Господи, спаси меня от соблазна». Однако и сердить этих духов было нельзя, иначе они рассердятся и высушат поля. Беременных же в этот день специально посылали в поле — чтобы ребенок обрел ту же крепость, какой обладает молодой колос. Существовало поверье, что родить на хлебной ниве — к легким родам, к здоровому ребенку. Обращали на Никиту внимание и на приметы погоды. Если день выдавался тихим — ждали к осени хорошего урожая. | ||
11 | День Федосьи (Феодосьи) колосяницы, колосницы - несчастливый день: «День святой Федосьи стоит один всех понедельников». Ходили на поля смотреть всходы: в этот день начинает рожь колоситься («Пришла Федосья — во ржи колосья»). А «колосится рожь, много грибов найдешь, а если знойный июнь — на колосовики плюнь». Идут первые боровики (колосовики ). Дети закликали урожай: «Солнце, солнце, выгляни в оконце, дай овсу рост, чтоб до неба дорос. Матушка-рожь, чтобы встала стеной сплошь. Про рожь также говорили: «Две недели заленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает». Детям запрещали скакать на досках — простейшем виде качелей. Говорили, что земля в это время «тяжела», и если по ней прыгать, это нанесет ей вред. Федосью называли «гречушницей» - сеяли гречиху («Не растили кашу ни весна, ни осень. Летом ее сеем, летом же и косим»). С Феодосьи начинали кормить скотину печеными сочнями и хлебными баранками — чтобы она больше плодилась, а приплод был сильным и здоровым. | ||
12 | Исаакий-змеевикЗмеиный праздник. День, когда много проблем возникает, не все дела удаются. Наши предки считали, что в этот день «змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу». Убивать гадов, во множестве ползающих по лесам, было очень опасно: змеиные сородичи будут жестоко мстить любому, кто причинит им вред. А спасти от змеиного яда в этот праздник не сможет ни один знахарь. В народе говорили: «Не ходи в этот день в травы, не тревожь лесные чащи, не пытай судьбы». На Руси существовало убеждение, что змеи тесно связаны с некоторыми растениями, и что они способны влиять друг на друга. Многие люди часто носили в ладанке кусочек марьина корня — ему приписывали свойство гнать змей. Также верили, что если рано утром на солнечных опушках разбросать свежие веточки руты, то змеи устремятся к ним, все съедят и вскоре умрут. А вот ясень убить гада не мог — зато был способен лишить его силы и возможности кусаться. Сами змеи не только вызывали у людей страх, но и пользовались определенным уважением. Считали, что пресмыкающиеся и их отдельные части могут лечить болезни. Например, вытопленное из змеи сало служило лекарством от рожистых воспалений и от нагноения глаз, а змеиную шкуру прикладывали к нарывам. В змеиный праздник принято было сажать бобы. Перед этим их вымачивали в озимой воде, которую собирали в лесных оврагах, где долго лежит снег. При посадке бобов приговаривали: «Уродитесь, бобы, и крупны, и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный». | ||
13 | Еремей Распрягальник (епископ в Филиппополе Фракийском. Проповедуя Евангелие, он притерпел много гонений и скорбей от язычников, но скончался мирно). 14 мая, когда начинался сев, в народе отмечали день Еремея Запашника, а 13 июня, когда сев заканчивался, наступал день Еремея Распрягальника: «Еремей сев начинает, Еремей и заканчивает»; «Распрягальник — севу край, коня распрягай». Принято было слушать кукушку (часто и громко кукует — погода будет хорошей). К тому времени, как кукушка закукует, все семена должны были быть засеяны, иначе приходилось ждать плохого года. Дождь в этот день предвещал бедный урожай. Обильная утренняя роса ясный день обещает. Капельки росы, свисающие с кончиков листьев к осадкам. Завершался сев яровых. Основные посевы должны быть закончены. | ||
14 | Устин Брусничные губы и Харитон. В этот день Православная церковь чествует святого Иустина Философа (он же Иустин Великий, Иустин Римский) — раннехристианского мученика. На Устина внимательно наблюдают, как восходит солнце. Если небо при этом чистое, а лучи беспрепятственно освещают поля, то рожь уродится густой и спелой: «Красное утро на Устина — рожь красно открасуется». Дождливый и пасмурный день на Устина – будут хорошие лен и конопля. Устин вытягивает вверх коноплю, а Харитон тянет вверх лен. Огород в этот день городить не следовало — это могло привести к пожару: «На Устина не городи тына». С любимым человеком нужно было обязательно провести вечер этого дня, тогда в жизни будет семейное счасье. Чтобы отвадить слишком назойливого ухажера, срывали ветку ивы и втыкали ее в землю между собой и им, между своими и его следами. | ||
15 | Вьюн зеленый, вьюнец. Никифор. С этого дня окучивают картофель. | ||
16 | Лукьян Ветреник. Хозяева, которые собирались рыть колодец, в этот день могли узнать, в каком месте это лучше всего сделать. Для этого нужно было положить на землю сковороду вверх дном и оставить на некоторое время. После этого смотрели: если сковородка намокла – значит, вода близко. | ||
17 | Митрофан. В народном прозвище Митрофана — Навозник — не было ничего оскорбительного для святого: к навозу русские крестьяне всегда относились с уважением — как к залогу будущего урожая. На Митрофана землю обязательно нужно было подкормить: «Без навоза-батюшки не жди хлеба от земли-матушки»; «Добрая земля навоз примет один раз, а помнить будет девять лет». Отлынивать от такой работы было чревато: «Обманешь поле один раз, а оно тебя — десять». «Ветер подует с гнилого угла (то есть с севера) — жди ненастья».Западный или юго-западный ветер – к дождям; просили Митрофана прислать благодатные, теплые дожди. С этого дня начинали сеять гречу. Лучшее время для этого выбирали, глядя на клубнику: когда она начинала краснеть — тогда и пора выходить в поле. К Митрофану лен начинает расти в полную силу. «День тем силен, что вытягивает лен», «Святой Митрофан рядит девок в сарафан». Начала краснеть земляника – пора сеять гречиху. | ||
18 | Дорофей. Расцветает сон-трава (прострел); она навевает сон, а спящим показывает их будущую жизнь: «Не мудрен сон на Дорофея, да вещий». Говорили, что счастье приходит во сне в виде красной девицы или доброго молодца, а беда оборачивается старухой с клюкой. Желтые и голубые цветы сон-травы распускаются по ночам. Собирать ее просто так нельзя — нужно знать специальные заговоры. Считалось, что узнать «правильную» сон-траву можно, опустив ее в ключевую воду в полнолуние: она непременно должна зашевелиться. Нечистая сила обходит сон-траву за 12 верст: «Кто носит сон-траву при себе, от того дьявол бежит; в доме ее иметь — добро наживать; а хоромы строить — под угол класть, спокойно жить». Если же в этот день на огурцах видели много пустоцвета, то хозяйка брала старый лапоть, волокла его ногою в огород и забрасывала в огурцы, приговаривая: «Как густо сей лапоть плелся, так чтобы и огурцы мои плелись». Считалось, что если утром на Дорофея выполоть все сорняки — то они больше не вырастут. Такая же примета существовала и в отношении волос на теле. | ||
19 | День Иллариона ПропольникаНа Лариона было принято выходить в поле и пропалывать его от сорняков: «Пришел Ларион — дурную траву из поля вон». В народе знали: если вовремя не справиться с сорняками — они сами тебя по миру пустят. «Поле полоть — руки колоть, а не полоть — так и хлеба не молоть», — приговаривали во время неприятной работы. Считалось, что сорную траву нужно полоть только тогда, когда месяц идет на убыль. Полоть на полную луну бесполезно, даже на Лариона, — сорняки скоро опять силу возьмут. | ||
20 | День Святого Федота Стража (Феодота), Федота Урожайника. Можно смело купаться в реках и озерах, не боясь русалок. Говорили, что в этот день святой сидел у воды с острым серпом и если видел русалку, то сразу обрезал ей волосы серпом. А ведь именно в волосах у русалок скрыта вся колдовская сила, поэтому речные девы Федота боялись. В этот день подмечали приметы: «Святой Федот тепло дает – рожь в золото ведет; святой Федот на дождь поведет — колос тощий нальет». Это означало, что если погода стоит теплая и ясная, то зерно уродится крупным; если же день выдавался дождливым, на хороший урожай можно было не надеяться. Если гремел гром — ожидали долгого ненастья, а если он к тому же переходил с места на место — это предвещало град и холод. | ||
21 | День Федора и Стратилата. Федор и Стратилат грозами богат. | ||
22 | День Кирилла Александрийского, Кирилла Солнцеворота.Летний Солцеворот, День Скипер-Змия, Ведьмин День, Купальская ночь. Именно с этого дня, лето полностью вступает в свои владения.На Кириллу – конец весне, почин лету. На Кириллу отдает солнышко земле всю силу: многие дела удаются («У Кирилла — от земли сила»). Тот, кто родился в этот день, всю жизнь крепко на ногах стоять будет. В этот день самая короткая ночь, и самый длинный день. День начинает идти на убыль. На Кирилла Александрийского в деревнях начинают сень косить да сушить. «В июне день не меркнет»;— говорили в народе. В этот день можно было высаживать позднюю рассаду. Начинала поспевать земляника. «Сидит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет — всяк поклон отдает. О происхождении ягоды существовала легенда: в давние времена земляника ничем не плодоносила, и когда Иисус Христос, еще будучи ребенком, гулял по лесу, она очень опечалилась, что ничем не может его порадовать. Будущий Спаситель услышал слова растения, наклонился к нему и поцеловал. На месте поцелуя сразу же выросла сладкая ягодка с чудесным ароматом. С Кирилла начинало идти на убыль комариное племя. В народе говорили: «Убьешь комара, когда день прибывает, — полное сито комаров родится. Убьешь его, когда день убывать начнет, — полное сито комаров убито». | ||
23 | Тимофей. В народе святого Тимофея почитали, в частности, за то, что в его день случались разного рода знамения, предвещавшие, в основном, плохое — но тем важнее они были для людей, которые получали возможность подготовиться к неприятным событиям. в этот день.Тимофей воронье и призраков к людям призывал. Если в этот день по гумну вереницами бегали мыши — это обещало голодный год. Если по полям утром бродили стаи волков — к падежу скота. Если вороны стаей летели из-за леса — это значило, что будет повальный мор людей. Если Мать Сырая Земля стонет — к пожару. А если кто-нибудь увидит в небе огненного змея — быть войне. В народе говорили: «Тимофеевские знамения грозой грозят», — и счастливым называли то село, где ни одному человеку ничего не привиделось. | ||
24 | Варнава. На Руси говорили: «На Варнаву не рви травы. Спина заболит». Считалось, что в этот день по травам, по лугам катается неведомая сила, веселится и хулиганит Интересно, что в этом случае разгул нечисти приходился на полдень, а не на ночное время, как обычно. Говорили, что бесы на Варнаву делят между собой уделы: кому в сенях хомуты и вожжи спутывать, кому к детям неведомой болезнью приходить, кому род людской пугать, а кому травы ядом наполнять. | ||
25 | День Петра Афонского. Петр Поворот - Солнцеворот вершит поворот», — говорили на Руси и добавляли, что солнце поворачивается на зиму, а лето — на жару. В этот день всегда большая роса по утру. Этот день считается последним днем посева капусты и огурцов, поэтому Петров день называли запоздалым капустником. Было принято до обеда сеять белое зерно (например, пшеницу или овес), а после обеда — черное (гречу). «Кто на Петра посеет греч, тот будет зимой блины печь». Еще одно прозвище Петра — Рыболов. В этот день ходили на рыбалку и готовили блюда из рыбы, главным из них была уха (вплоть до 19 века ухой называли любой суп — и рыбный, и мясной, и овощной). В каждом регионе были свои рецепты приготовления ухи: так, на юге в нее добавляли помидоры, на севере – молоко. На Руси различали уху белую (из ершей, окуней и судаков, которых варили с луком), черную (из голавлей, лещей, карпов и красноперок — с корицей и перцем) и красную, самую вкусную (из ценных пород рыбы — осетра, белуги, севрюги и лосося с шафраном). На Петра наблюдали приметы погоды. Если в этот день была ясная погода – считали, что покос будет успешным, а если шел дождь — ждали ненастья и во время сенокоса. | ||
26 | День Акулины Гречишницы. Русские крестьяне на Акулину (Акилину) сеяли гречиху. Точные сроки этих работ зависели от погоды и обыкновенно наступали «или за неделю до Акулин, либо спустя неделю после Акулин»: «Гречиху сей, когда рожь хороша». Культура считалась прихотливой, поэтому загадывать на хороший урожай не стоило: «Не ровна гречиха, не ровна и земля: в иную и воз бросишь, да после и зерна не соберешь»; «Не верь гречихе на цвету, а верь закрому». По старинному обычаю в этот день варили гречневую кашу и угощали ею нищих. Те, отобедав, благодарили хозяев и желали им хорошего будущего урожая: «Уроди вам, православным, гречи без счету. Без хлеба да без каши ни во что и труды наши». Хозяева же хвалились, у кого блюдо получалось самым вкусным, вспоминая в поговорку: «Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной». А вот молоко на Акулину пить не следовало, несмотря на народную привычку употреблять его с гречневой кашей. Считалось, что в этот день оно становится вредным для здоровья — «акульим», «молоком от бешеной коровки». Еще одно название праздника: Акулина — Задери хвосты- появилось благодаря нашествию мух и комаров, которое случалось в это время. Домашняя скотина становилась беспокойна, коровы бегали от гнуса по лугам и обмахивались хвостами. В народе подмечали: «С Акулины и до половины июля скот от жары и овода бесится». Поэтому животных выгоняли на пастбище на рассвете, чтобы к полудню закрыть их в прохладном хлеву. Скотину лучше не пасти, а в хлеву держать, чтобы оводы и слепни ее не закусали. Нелегко приходилось и людям. «Пойдешь лесом — комары взбесят», — такая присказка появилась не зря. В то же время тучи мошкары предвещали хорошую погоду. Именно в этот день в деревнях шли искать первую землянику. | ||
27 | Елисей Гречкосей.На Елисея продолжали сеять гречиху. Гречиха была крайне важной культурой для русского народа: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной». Хотя сеяли гречиху в сухое поле («Коли пыль на бороне, то и блин на решете»), после посева нужен был дождь — чтобы быстрей семена проросли. Для этого люди заклинали крапиву, просили ее обжечь небеса, чтобы оттуда хлынул ливень. Но дождя ждали только на следующий день: ведь если зарядит на Елисея, это предвещает еще долгих семь недель сырой погоды. Освящать новую одежду, чтобы она не принесла своему хозяину несчастий. Так же поступали с чужой одеждой, доставшейся в дар или в наследство. Ритуал совершали только с вещами, купленными после Нового года и надетыми не более трех раз, а также с нарядами, в которых человек чувствовал себя неуютно. | ||
28 | Модест, Амос, Фит, Вит. Мученику Модесту, покровителю скота, молятся: просят о здоровье скотины. «Дождь на Фита — плохо для жита». После этого дня нельзя больше сеять: «Кто сеет после Фита, тот прост бывает — хлеб не вызревает». Зато на Фита особенно рьяно идет в рост овес. Поэтому начинали охранять поля от скотины, а скотину — от сочной зелени. Если этого не делать, домашние животные могут объесться свежих побегов на хлебном поле, что грозит им болезнями, а то и гибелью. («Набила Пеструха брюхо, в хлеву упадет — на ноги не встанет»). Зацветает цикорий и короставник. | ||
29 | День Тихона (Тихон Тихий), Тихон Утишитель. После этого дня сеять яровые нельзя. Начинает свое цветение зверобой. С именем Тихона на Руси связаны разные поверья, позволяющие назвать его день тихим. К примеру, считалось, что с этой даты начинают затихать певчие птицы — лишь соловей продолжает петь до Петрова дня. Тихо ходят и звери — хоронятся в норы. Говорили: «На Тихона солнце идет тихо». по подсчетам астрономов, к концу июня Земля сбавляет скорость движения по орбите — по сравнению с 1 января. Навоз вывозят («Навоз отвезешь — так и хлеб привезешь»), устраивают толоки — пиры для тружеников, которых приглашали, чтобы унавозить поля. Работников угощали обедом и вином, а застолье продолжалось до самого вечера, переходя в игры, песни и пляски. Толоки прежде устраивали с целью помочь бедным семьям — чтобы они за свою работу получили достойную награду и хороший отдых. Также в этот день в некоторых районах устраивали особый обряд — «обегание непорочных дев вокруг гряд». Крестьяне верили, что если нагие девственницы ночью на Тихона обегут гурьбой грядки, это поможет получить хороший урожай. Кроме всего прочего, к святому Тихону обращались за помощью от зубной боли. Во время молитвы говорили такие слова: «Святой Тихон, утиши, господи, болезни и вся недуги зубные!». «Дня меньше, да птицы стихают, Тихона просят от зубной боли избавить». | ||
30 | День Мануила Солнцестоя. "Солнце на небосклоне словно зависает" На Мануила солнце долго в зените стоит. Все растения идут в рост. «С Мануила все в рост идет». Гроза к хорошему урожаю. Именно в этот день на полях и лугах начинает цвести василек. На Руси день трех святых (из которых, правда, чаще поминали Мануйло и Савелия) наложился на древний праздник «ярилки», посвященный богу солнца Яриле. А христианские обычаи перемешались с языческими обрядами и народными поверьями. Во многих районах на Мануйло и Савелия проходили ярмарки и крестьянские гулянья, носившие название «Молодой Ярило». Следующий базарный день, который устраивается накануне Ивана Купалы, называется уже «Старый Ярило». В народе говорили, что на Мануйло солнце «застаивается», являются мороки-туманы, текут молочные реки. День называли нехорошим: в это время к избам подходила нечисть и пыталась уморить человека. Иногда можно было услышать, как кто-нибудь жалобно зовет: «Выйди за ворота! Дай мне твоего сна!», — или просит огня. Выполнять эти просьбы нельзя было ни в коем случае, иначе на крестьянский двор нападет мор. Боялись в этот день и белых коров, которые вдруг появлялись у ворот. Говорили, что так нечистая сила притворяется скотом, чтобы ее поставили в хлев вместе с другими коровами. Если задуманное у нечисти получалось, она портила все молоко. От имени Мануйло появилось еще два прозвища — Маниха и Манья. Так звали злую старуху и ее дочь, которые в этот день ходили по деревням и заманивали людей в леса, чтобы отдать их лешему. Девушек же Манья манила к реке за белыми кувшинками (они как раз в эту пору распускались), а там утаскивала на самое дно. В этот день было принято разводить на берегах рек и озер костры и варить яйца. Считалось, что чем больше сваришь — тем лучше будут нестись куры. Готовили из яиц и другие блюда — например, омлеты: с хлебом, с луком. |
Первое июня
Первое июня.
Наступило лето.
И теплом июньским
Вся земля согрета.
Змей бумажный пляшет
Где-то в облаках.
Вот какое счастье
У меня в руках!
И бегу со смехом
Я на встречу дня.
-Эй, попробуй, ветер,
Догони меня! Первое июня —
День больших затей.
День защиты в мире
Маленьких детей!
Т. Шапиро
Июнь
Весна уходит, лишь успела
Махнуть сиреневым платком.
И тополиным пухом белым
Июнь влетает в каждый дом
М. Митлина
Круглый год. Июнь
Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!» —
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь —
И весь он разлетится
С. Маршак
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ1.1 Основные понятия ………………………………...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"
Предлагается вариант оформления итогового буклета по деятельности городского методического объединения в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы, рекомендации)...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...