Игра-путешествие «Первоцветы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель:
- Закрепить знания детей о первоцветах и о их роли в природе.
- Дать детям представления о том, что люди, плохо знающие природу, погубили много растений и животных.
- Познакомить детей с «Красной книгой», охраняемыми растениями и животными.
- Воспитывать чувство сопричастности с природой, любовь и уважение к окружающей среде.
- Вызвать желание быть защитником природы, вносить посильный вклад в защиту окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_puteshestvie_pervotsvety.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие
«Первоцветы»
Подготовительная группа
Цель:
- Закрепить знания детей о первоцветах и о их роли в природе.
- Дать детям представления о том, что люди, плохо знающие природу, погубили много растений и животных.
- Познакомить детей с «Красной книгой», охраняемыми растениями и животными.
- Воспитывать чувство сопричастности с природой, любовь и уважение к окружающей среде.
- Вызвать желание быть защитником природы, вносить посильный вклад в защиту окружающей среды.
Материал: кукла перчаточного театра Леший; иллюстрации первоцветов, книга «Красная книга растений России», д\и «Собери картинку» (разрезные картинки первоцветов), карточки с названием первоцветов.
Ход беседы:
Дети сидят на ковре перед фланелеграфом, стук - появляется Леший Леший: Ребятки, я сейчас вас перенесу на полянку лесную, у нас там дело важное есть. Закрывайте глазки... всё, готово.
На фланелеграфе появляются фотографии первоцветов.
В-ль: Красота-то какая, ребятки, посмотрите какие цветы красивые!
Леший: Да, это всё мои весенние подопечные, а почему весенние?
(ответы детей). А загадаю- ка я вам загадки.
Белые горошки,
На зелёной ножке. (Ландыш)
Первым вылез из темницы На проталинке.
Он мороза не боится
Хоть и маленький. (Подснежник)
Видел я такой цветок - Золотистый ободок.
Долго он в траве сидел,
Стал седым и улетел. (Одуванчик)
Леший: Это всё загадки про мои цветочки, вот они, все здесь. А ещё я принёс вам игру «Собери картинку». Приступайте.
(Дети собирают картинки)
В-ль: Вот, молодцы, всё собрали и как быстро! Леша, а может, ты нам расскажешь, что это за цветы и как называются?
Леший: Конечно, я даже приготовил карточки с названием этих цветов. Вот читайте. (Дети читают названия и вместе с Лешим ищут картинки первоцветов)
Леший: Ну вот, теперь вы знаете и видите эти цветики-цветочки. А знаете ли почему их называют люди первоцветами?
(Ответы детей)
В-ль: Цветы эти первыми появляются, они не боятся весенних заморозков, поэтому их и назвали - первоцветами.
Леший: Правильно, а знаете ли вы, как они важны для леса?
В-ль: Ребятки, давайте вспомним всё, что мы знаем о весне. (Ответы детей) Правильно, солнце пригревает, снег тает, на реках ледоход, прилетают птицы, появляются первые цветы и первые насекомые, просыпаются животные.
Леший: Вот, вот, насекомые и животные, а они есть хотят, пить и жить. Назовите мне известных вам насекомых и то, чем они питаются. (Ответы детей). Вот вы и ответили на самый главный вопрос - зачем нужны первоцветы. Это дом и еда для проснувшихся ото сна насекомых, которые в свою очередь тоже являются едой для других животных. Природа всё придумала.
В-ль: А ещё первоцветы очень радуют глаза и душу человека, ведь они такие красивые и ранимые. Так красиво и неожиданно в весеннем лесу, среди старой листвы, вдруг увидеть цветок.
Леший: Вот тут-то и кроется беда. Почему-то люди решили, что цветы только для них растут и их надо сразу же сорвать. Но первоцветы не стоят в неволе, они тут же вянут. А вот в лесу, на полянке они две недели будут радовать вас и служить домом и пищей для животных, пока не придёт время для других цветов. Давайте поиграем.
Физминутка: На солнечной опушке Фиалка расцвела - Лиловенькие ушки Тихонько подняла.
В листве она хоронится,
Не любит лезть вперёд,
Но каждый ей поклонится И аромат вдохнёт.
Леший: Какое красивое стихотворение.
В-ль: Да, Леша, а ещё наши ребятки знают, что все первоцветы рвать нельзя, иначе нарушится равновесие в Природе. А люди даже создали «Красную книгу растений», куда занесены исчезающие виды растений. Их защищает государство, за истребление растений, занесённых в красную книгу. Людям грозит наказание.
Леший: Вот поэтому я к вам и пришёл. Ребятки, приходите в мой весенний лес, любуйтесь цветами, но не рвите их. А если увидите, что другие их рвут,
сделайте замечание, расскажите о пользе растений и их важности для самого человека. Ну вот, а теперь мне пора, до новых встреч.
В-ль: Леший ушёл. Ребятки, а давайте и правда будем всегда защищать природу. Вы хоть и малы, но очень действенны. Если ребёнок сделает замечание взрослому - это будет очень поучительно. Взрослому станет стыдно.
А теперь давайте нарисуем первоцветы.
Двое ребят берутся за венок руками и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:
Берёзка девочек кричала,
К себе призывала:
- Идите, девочки, на луг гулять,
Зелёные веточки завивать.
- Мы тебя, берёзка, не согнём На тебе веночки не завьём.
- Я к вам, девушки, сама согнусь,
Сама в веночки завьюсь.
Завьёте венки зелёные, - Станете весь год весёлые.
Творческое задание «Экологический светофор»
Цель:
- Закрепить знания детей о первоцветах и об их роли в природе.
- Закрепить знания о правилах поведения на природе.
- Продолжать воспитывать чувство сопричастности с природой, любовь и уважение к окружающей среде.
- Вызвать желание быть защитником природы, вносить посильный вклад в защиту окружающей среды.
Материал: демонстрационный материал «Уроки экологии. Экологический светофор», листы с заданием на каждого ребёнка, светофор, краски, цветные карандаши и восковые мелки, листы бумаги.
Ход беседы:
Дети сидят на ковре перед фланелеграфом, на котором весит светофор
В-ль: Ребятки, что это? (Ответы детей). Что обозначает каждый цвет на светофоре? (Ответы детей). Правильно, а я предлагаю сделать сегодня не просто светофор, а экологический светофор. Вот посмотрите на эту картинку
(дети рассматривают экологический светофор из пособия « Уроки экологии», обсуждают увиденное).
В-ль: Совсем скоро вы поедете отдыхать на дачу, море, деревню - на природу. И конечно же мне хочется, чтоб вы не забыли правила поведения на природе, вы их помните?
(Ответы детей, они перечисляют правила)
В-ль: Вот здесь у нас есть краски, кисточки, листы бумаги, давайте нарисуем все перечисленные вами правила, чтоб уже никогда их не забыть. Сделаем свой экологический светофор. Договоритесь, кто какому цвету будет рисовать картинку и приступайте.
(Дети рисуют картинки)
В-ль: Молодцы, ваши пальчики устали, давайте отдохнём.
Физминутка: Если деньги накопить,
Можно многое купить - Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк Родничок и тополёк.
В-ль: Вы нарисовали хорошие картинки, давайте соберём теперь наш светофор. (Прикрепляем к каждому цвету определённые картинки) Замечательный светофор получился. Ребята, посмотрите у меня в руках конверт, его нам Леша прислал, посмотрим что там? Ой, да здесь задание для вас: «Ребята, я хочу проверить, как вы запомнили первоцветы. Раскрасьте и подпишите им название. Леша». Ребята, давайте выполним задание Леши и отошлём ему. (Дети выполняют задание - раскрашивают первоцветы и подписывают их названия)