Непосредственная образовательная деятельность «Насекомые» (экология в старшей группе)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Богданова Алла Николаевна

Цель и задачи: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; продолжать учить группировать предметы по основным признакам; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение; воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_bogdanova_a.n.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

«Насекомые»

(экологии в старшей группе)

Цель и задачи: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; продолжать учить группировать предметы по основным признакам; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение; воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Материал: картинки с изображением леса; предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов; шапочки насекомых; цветная бумага, ножницы, клей.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке; знакомство с моделями существующих признаков насекомых; рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Кинезиологическое упражнение «Перекрестные шаги»

-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через веточки, пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Беседа: Что мы видим вокруг?

- Назовите лесные цветы. Какие они? На что похожи? Кого привлекают?

-Для чего нужны цветам насекомые?

-Угадайте о каких насекомых я буду говорить:

Загадки

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называем ее … (стрекоза)

Сок цветов душистый пьет,

Дарит на и воск и мед,

Людям всем она мила

А зовут ее…. (пчела)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (жук)

Не зверь, не птица,

Нос как спица;

Летит-кричит,

Сядет-молчит.

Кто его убьет,

Тот свою кровь прольет. (комар)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей)

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка)

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Черненькие точки. (божья коровка)

- По каким признакам можно определить, что это насекомые?

-Назовите полезных насекомых?

-Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравьи?

-Назовите вредных насекомых? Какой вред они приносят? (муха, комар, таракан).

Игра «Четвертый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедится, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру.

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) оса, стрекоза, волк, пчела;

6) таракан, муха, пчела, майский жук;

7) кузнечик, воробей, комар, божья коровка;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Игра в слова

А сейчас я хочу поиграть еще в одну игру. Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью, шмелю, пчеле, таракану.

Слова: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, вредитель, летающий цветок, соты, жужжит, хвоинки, чемпион по прыжкам, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница.

Игра «Разложи бабочек на группы»

-Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам (форма, цвет, размер)

Физкультминутка «Превращение»

-А теперь ребята мне хочется поколдовать. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Закройте глаза и повторяйте за мной «Нам цветочек помоги, в насекомых преврати Вот мы с вами и превратились в насекомых и полетели по лесной полянке. (дети порхают, рыгают и издают характерные звуки).

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит: «Сами превращаетесь, а про меня забыли?»

- Нет, гусеница, не забыли. Мы тебе поможем превратится в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.

-Что сначала откладывает бабочка? (бабочка откладывает яйца)

-Кто появляется из яиц? (из яиц появляется гусеница)

-Что делает гусеница? (она питается листьями и растет)

-В кого она превращается? (гусеница превращается в куколку)

-Кто выходит из куколки? (из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, а потом начинает летать).

-Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Рассказ детей по картинке.

Итог занятия Д. и. «Хорошо-плохо»

Мы отдохнули на полянке в лесу, и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем вас расколдовать, я хочу узнать, хорошо или плохо быть насекомым? Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые?

Дети приходят к выводу, что если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.

Раз, два, три, четыре, пять – вот и дети вы опять.

-Вам понравилось быть насекомыми?

-Какая игра вам больше всего понравилась?

-Вы все сегодня были молодцы!

И я предлагаю пройти за столы и сделать бабочек из бумаги, а потом их украсить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе

Интегрированная непоредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе. Цели: развивать навыки проведения лабораторных опытов, актевизировать и обобщать словарь детей, развивать соц...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе Тема: «Волшебница вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;Уточнить представления детей о том, ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе "Увидительные свойства воды"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе "Увидительные свойства воды"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в старшей группе. Тема «Мир природы».

Цель:  формировать у детей эмоциональное отношение к миру природы. Привлечь внимание детей к растениям через легенды, вслушиваясь в певучесть, образность народного языка. Познакомить с народными ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии для старшей группы (5-6 лет) по теме «Мир водных насекомых».

НОД помогает детям развивать представление о многообразии насекомых, их приспособленности к окружающей среде, учит классифицировать и обобщать понятие насекомые....