Картотека наблюдений на прогулке в весенний и зимний периоды
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему

Удобные карточки с готовыми заданиями, стихами, вопросами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пришла весна №1

Цель: Дать представление детям о ранней весне, о том, какие изменения произошли с солнцем.

Основное содержание: Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, стволы деревьев, рукава шубы. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей…

Я.Колас

Наблюдаем за небом и облаками №2

Цель: Закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, произошедшие на небе.

Основное содержание: Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой?  Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!

Весна, весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Е.Баратынский

Наблюдаем за снегом №3

Цель: Расширить представления о весне. Разобрать свойства снега.

Основное содержание: Продолжить наблюдать за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Посмотреть с какой стороны крыши тает снег раньше.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

И.Токмакова

Капель №4

Цель: Расширить представление детей о весне, обогатить знания новыми словами и понятиями.

Основное содержание: Характерное явление для начала весны – появление сосулек. Дети наблюдают за ростом сосулек. Почему растут сосульки? Предложить послушать капель. Обратить внимание, что в морозную погоду капели нет.

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки вряд висят.

А.Алферов

Кругом вода №5

Цель: Показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом.

Основное содержание: Днем становится теплее, по двору текут ручьи. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению ручейка. Вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Прислушиваться к журчанию воды.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

С.Маршак

Ледоход №6

Цель: Закрепить уже известные признаки весны на водоеме, вспомнить водный транспорт, его назначение.

Основное содержание: показать детям водоход на водоеме. Спросить, все ли льдинки одинаковые, откуда они берутся? Объяснить, что лед подтаивает и раскалывается. Уточнить, почему нельзя подходить очень близко к водоему.

На реке и треск, и гром,

Это значит – ледолом.

На реке идет лед,

Это значит – ледоход.

Н.Нищева

Перелетные птицы №7

Цель: Расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Основное содержание: предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть, нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц. Обсудить строение тела птиц.

Возвращаются скворцы –

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Г.Ладонщиков

Почки на деревьях №9

Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья).

Основное содержание: Рассмотреть почки на ветках: у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы – круглые, мелкие. После зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть.

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

(Весна)

 

Первые листья на деревьях №8

Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья).

Основное содержание: После зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

А.Плещеев

Первые листочки на деревьях №10

Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья). Закрепить знания детей о листочках.

Основное содержание: Из почек появляются листочки. На березе листья сморщенные, клейкие, гармошкой, темно-зеленые. На тополе – листья блестящие, клейкие, темно-зеленые.

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу,

Не поймут со сна: Неужели это…

Неужели лето?

- Нет, еще не лето,

Но уже весна!

В.Данько

Зеленый ковер №11

Цель: Повторить признаки весны, строение травянистых растений.

Основное содержание: Обратить внимание на проталины: там уже появилась зеленая трава. Предложить провести ладошкой по травке – она мягкая. Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце.

Я по травке на лугу

В белых тапочках бегу.

А трава хорошая!

Ну-ка тапки сброшу я.

Ой, трава щекочется –

Мне смеяться хочется

О.Бедарев

Цветут деревья и кусты №13

Цель: Познакомить детей с процессом цветения деревьев и кустарников. Учить находить сходные и отличительные признаки между сережками вербы и березы.

Основное содержание: Обратить внимание на длину и цвет сережек. Полюбоваться цветением черемухи и сирени. Определить характерные признаки, особенности цветения деревьев и кустов. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем сирень,

От черемухи душистой

И от лип кудрявых тень…

А.Плещеев

Цветут деревья и кусты №12

Цель: Познакомить детей с процессом цветения деревьев и кустарников.

Основное содержание: Обратить внимание на красивую вербу с пушистыми, словно меховыми сережками. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны. На что похожи сережки вербы?

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

А.Фет

Солнышки на траве №14

Цель: Познакомить детей с первыми весенними цветами и их строением.

Основное содержание: Показать детям, как на свежей травке ярко желтеют одуванчики – первые весенние цветы. Рассмотреть части растений: стебель, листья, цветок. Сравнить, на что похожи цветы одуванчика. Провести беседу: как нужно обращаться с цветами: не рвать, не топтать.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Е.Серова

Наблюдаем за работой дворника №15

Цель: Продолжать наблюдать за работой дворника. Научить уважать труд взрослых.

Основное содержание: обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему он это делает? Какие орудия труда имеются у дворника?

Встанет дворник на заре,

Все очищает во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

Наблюдаем за работой на клумбах и в огороде № 17

Цель: Познакомить детей с правилами посева семян на клумбах и в огороде. Продолжать учить уважать труд взрослых.

Основное содержание: наблюдать за трудом взрослых во время высаживания рассады и посева семян в огороде и на цветочные клумбы. Обратить внимание, что при высаживании растений обращаются с ростками очень бережно.

Я давно весну ждала,

У меня свои дела:

 Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.

Наблюдаем за работой шофера №16

Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями: шофера. Учить уважать труд взрослых, беречь результаты труда.

Основное содержание: Обратить внимание на то, что шофер ездит на машине, перевозит грузы. Почему он это делает? Для облегчения труда людей. Обратить внимание на саму машину, ее строение. Шофер перевозит много груза.

 

Наблюдаем за работой на клумбах и в огороде № 18

Цель: Познакомить детей с правилами посева семян на клумбах и в огороде. Продолжать учить уважать труд взрослых.

Основное содержание: Обратить внимание на почву (сухая земля), на перекопку земли, на ее рыхление. Выяснить значение влаги, как одного из условий роста растений.

Я возьму свою лопатку,

Я пойду, вскопаю грядку,

Мягкой грядка быть должна –

Это любят семена.

В.Глущенко

Наблюдаем за первоцветами №19

Цель: Продолжать знакомить детей с первоцветами: подснежником, его  строением.

Основное содержание: Показать детям, как на свежей травке появляются подснежники – первые весенние цветы. Рассмотреть части растений: стебель, листья, цветок. Сравнить, на что похожи цветы одуванчика. Провести беседу: как нужно обращаться с цветами: не рвать, не топтать.

Голубенький, чистенький

Подснежник – цветок!

А подле сквозистый

Последний снежок…

А.Майков

Перелетные птицы №21

Цель: Продолжать знакомить с особенностями жизнедеятельности перелетных птиц. Прививать у детей любовь к перелетным птицам.

Основное содержание: предложить детям понаблюдать за деятельностью перелетных птиц. Птицы сидят на деревьях, кричат, собирают ветки для гнезд, чтобы высиживать яйца.

Летели две птички,

Собой невелички.

Где они летели,

Все люди глядели,

Где они садились,

Все они дивились.

Перелетные птицы №20

Цель: познакомить детей с перелетными птицами: утками, гусями и т.д. Познакомить с особенностями жизнедеятельности перелетных птиц.

Основное содержание: Рассказать, что перелетные птицы весной возвращаются с юга. Начинают строить гнезда для выведения птенцов. Птицы начинают купаться в лужах, питаются с проталин свежей зеленой травой и червячками.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Ф.Тютчев

Наблюдаем за первоцветами №22

Цель: продолжать знакомить детей с первоцветами – мать-и-мачехой. Раскрыть особенности роста и развития первоцвета: нет листочков, сразу вырастают цветочки.

Основное содержание: Обратить внимание детей на проталины, покрытые желтыми цветами – мать-и-мачехой. Рассказать, что у мать-и-мачехи вырастает сначала стебелек, а затем, когда цветок отцветет, то вырастают большие зеленые листья.

Желтые лепестки,

Хрупкий стебелек.

Распустился у реки

Солнечный цветок.

                   Н.Нищеева.

Наблюдаем за транспортом №23

Цель: продолжать знакомить детей с транспортными средствами, раскрыть особенности грузоперевозок в зависимости от времени года.

Основное содержание: Обратить внимание детей на передвижение транспортных средств по дороге. Грузовые машины перевозят в основном землю, чернозем. Куда они едут? Они едут, чтобы помочь огородникам в посадке и удобрении почв.

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

(машина)

                   В. Степанов

Наблюдаем за транспортом №25

Цель: продолжать знакомить с транспортными средствами, различать основные части легковых автомобилей: фары, колеса, двери и т.д.

Основное содержание: Рассмотреть стоящий рядом автомобиль. Спросить, чем заправляется автомобиль? Бензином. Для чего автомобилю нужны фары? Чтобы в темноте его могли видеть пешеходы, проезжающие мимо автомобили и просто для того, чтобы шофер мог видеть дорогу, по которой он едет. Двери необходимы, чтобы пассажиры легко могли попасть внутрь. А колеса, чтобы машина хорошо бегала по дорогам и быстро.

Наблюдаем за самосвалом №24

Цель: продолжать знакомить детей с транспортными средствами. Раскрыть особенности строения самосвала, его название.

Основное содержание: Обратить внимание детей на грузовую машину – самосвал. Почему она так называется? Потому что он сваливает грузы сам, у него поднимается кузов и вываливает груз. Поэтому для его разгрузки не требуются рабочие руки.

Отойдите! Я – машина!

И внутри меня – пружина!

И с утра всегда она

На весь день заведена.

Э.Мошковская

Наблюдаем за транспортом №26

Цель: продолжать знакомить с транспортными средствами, закрепить все знания детей о строении и передвижении автомобилей.

Основное содержание: Попросить детей угадать по описанию транспортное средство, попросить детей составить описательный рассказ о машине, не называя ее вида. Н-р: Она большая, красная машина. Приезжает только в тех случаях, когда возникает пожар и люди не могут потушить его сами. (Пожарная машина). Дети могут составить рассказ о скорой помощи, о мусоровозе, о самосвале, о легковой машине.

Пришла весна №27

Овощи (лук, горох)

Цель: показать посадку овощей, привлечь к посадке лука и гороха, учить детей заботиться о культурных растениях.

Основное содержание: Обратить внимание детей на рост и развитие культурных растений, учить отмечать изменения в росте растений. Семена гороха – горошина, семена лука - луковица. Появились всходы на огороде: росточек гороха, перышко лука. Можно провести беседу с детьми о пользе овощей для людей. Лук необходим для поддержания здоровья, для его укрепления.

Пришла весна №28

Травянистые растения

Цель: формировать желание любоваться появившейся зеленой травой, показать первые весенние цветы, учить детей выражать свое восхищение красотой природы.

Основное содержание: На участке появилась зеленая трава. Стебельки травы очень тонкие, легко гнутся и ломаются. Появились первые всходы на клумбах многолетних культурных цветов. Все они разные, отличаются по цвету, по форме листочка. Одуванчик – травянистое растение. Можно разучить стихотворение Е.Серовой «Носит одуванчик желтый сарафанчик».

Пришла весна №29

Червяки

Цель: показать отличительные особенности червяка, продолжать учить детей заботиться о природе, учить беречь природу.

Основное содержание: На улице становится тепло, и земля стала теплой, постепенно из нее выбираются червяки. Особенно их много после дождя. Внешний вид червяка: длинный, похож на веточку, у него нет ног. Червяк ползает по земле. Заползая в землю, червяки рыхлят ее. Через ходы червяков дышат корни растений. Червяков поедают птицы.

Весеннее небо №30

Цель: показать особенности весеннего неба, учить детей сопоставлять осеннее небо и весеннее небо.

Основное содержание: Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму. Темные тучи на небе – к дождю. После дождя на небе появляется радуга. Осенью солнышко светит, но не греет. Небо осенью темное, тяжелое, тучи идут низко, а весной преобладает ясная безоблачная погода.

Радуга – дуга

Не давай дождя

Давай солнышка

Колоколнышка.

Ветер, ветер №31

Цель: продолжать знакомить детей с природными явлениями. Познакомить с явлением – ветер. Учить детей давать характеристику ветру: теплый, резкий, холодный, порывистый и т.д.

Основное содержание: Ветер гонит облака. Облака бегут быстро – значит ветер сильный, порывистый, если облака бегут медленно, то ветер слабый, легкий. Дует ветер – деревья качаются, верхушки крутятся.

Можно детям предложить поиграть  с вертушками и ленточками и определить откуда, с какой стороны дует ветер.

Дождь №32

Цель: Показать, что весенний дождь может быть разным. Учить детей использовать в активной речи слова прилагательные, характеризующие дождь.

Основное содержание: Идет теплый дождь, а бывает дождь холодный. Сегодня дождь какой? Во время дождя можно услышать первый гром и увидеть первую грозу. Пошел дождь, люди раскрыли зонты, спрятались от дождя. Капли дождя бывают крупные и мелкие. Когда говорят: «дождь моросит», а когда «дождь льет, как из ведра».

Можно предложить поиграть в игру «Солнышко и дождик»

Снег весной №33

Цель: показать свойства снега. Объяснить, когда и в каких случаях идет весной снег.

Основное содержание: Весной снег начинает таять. Постепенно снег на земле растает. Но весной иногда снег идет, хотя на земле его нет. Это бывает в тех случаях, когда на улице становится холодно, идет холодный дождь, который постепенно может перейти в снег. Можно предложить детям нарисовать сосульки  длинные и короткие.

Вода №34

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды.

Основное содержание: Весенний период времени особенно характеризуется большим количеством воды. Снег тает, идут дожди. Вода нагревается на солнышке, становится теплой. Весенняя вода впитывается в почву, питает растения. Весной взрослые поливают грядки водой. Воду пьют птицы из лужи. Когда вода чистая, она прозрачная. Вода льется, ее можно переливать из одного сосуда в другой.

Можно провести экспериментирование с водой: налить два сосуда с водой, один сосуд поставить на солнышко, другой в тень. Где вода нагрелась быстрее?

Песок №35

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка, раскрыть влияние и на изменение структуры песка воды.

Основное содержание: Сухой песок рассыпается: предложить детям посыпать песок, пропустить сквозь пальцы. Из влажного песка можно лепить куличи. Когда идет дождь, то песок становится мокрый. После мокрого песка нужно мыть руки. После сухого песка можно легко отряхнуть руки.

Можно предложить детям поэкспериментировать  с сухим и мокрым песком.

Здравствуй, лето №36

Цель: закрепить у детей знания о весенних признаках, учить детей восхищаться весенним периодом времени. Учить детей сравнивать природу в разные периоды времени.

Основное содержание: Чем отличается весенний период времени от других времен года: лета, зимы, осени. Весной тает снег, появляются проталины, на этих проталинах расцветают первые цветы и тонкие стебельки травы. Прилетают птицы. Взрослые садят на грядках различные овощи, поливают их водой и т.д.



Предварительный просмотр:

Морозный солнечный денек №1

Цель: Формировать у детей представление о зиме; познакомить со свойствами зимнего солнца.

Основное содержание: в солнечный день обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить какое солнце (тусклое, яркое, закрытое тучами). Вспомнить какое оно было вчера. Солнце не греет, не поднимается высоко.

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

И.Суриков

Наблюдение за ветром №2

Цель: Познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга».

Основное содержание: В ветреную погоду наблюдать за низко и быстро плывущими облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли  и переносит снег в другое место, с силой бьет в окна. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метель.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

С.Маршак

В поле снежную постель

Стелет зайчикам …(метель).

Наблюдение за снегом №3

Цель: Познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением  - снегопадом.

Основное содержание: Полюбоваться спокойно падающим снегом, сугробами, блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве пальто. Спросить на что она похожа. Спросить, почему снежинки на руке тают. Познакомить со свойствами снега: легкий, холодный, белый.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

К.Бальмонт

Знакомство со свойствами льда №4

Цель: Познакомить с сезонным явлением – гололедом, со свойствами льда.

Основное содержание: Познакомить со свойством воды превращаться в лед. В начале зимы рассмотреть через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Закрепить знания о свойствах льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий, по нему можно кататься на коньках).

Не идет и не едется,

Потому, что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется?!

В.Берестов

За окном мороз №5

Цель: Закрепить знания детей о зимнем явлении – морозе.

Основное содержание: Наблюдение проводится из окна. Отметить, что морозы стали крепче, не всегда можно гулять. Люди одеваются теплее, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть.

Жгуч мороз трескучий,

На дворе темно;

Серебристый иней

Запушил окно.

И. Никитин

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз?

(Мороз)

Наблюдение за работой дворника №6

Цель: Воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.

Основное содержание: Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь очистить тротуар, участок площадки от снега.

Снега прошли немалые,

А все идут, идут…

Дворники усталые

Метут, метут, метут.

Гремят они лопатами

По тучами лохматыми,

Метелками шуршат

Е.Благинина

Наблюдение за деревьями №7

Цель: Показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки.

Основное содержание: Показать, что у елочки  - зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка – лапа. Сравнить ее с голой белой березой. Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить, что в мороз ветки деревьев хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо беречь, не ломать, не стучать по стволу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказкой сна,

Словно белою косынкой

Подвязалась сосна.

С.Есенин

Изучаем транспорт №8

Цель: закрепить знания детей о транспортных средствах.

Основное содержание: Обратить внимание детей на стоящий рядом или проезжающий мимо транспорт. Вспомнить, какой еще транспорт дети видели  на дорогах города. Закрепить названия частей машины. Вспомнить предназначение разных видов наземного транспорта.

Вот под радугой ракета

Взмыла к небесам.

И такую же ракету

Я построю сам.

Г.Виеру

Зимующие птицы №9

Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах.

Основное содержание: Обратить внимание на поведение птиц. Назвать птиц, прилетающих на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

Зимние забавы №10

Цель: Закрепить знания детей о назначении зимних построек. Повторить правила поведения на прогулках.

Основное содержание: Познакомить детей с названием каждой постройки и с их предназначением. Разобрать правила игры на площадке.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел, как живой!

Он с хвостом и с головой!

О.Высотская

Где, чей след? №11

Цель: Развивать внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме.

Основное содержание: На свежевыпавшем снегу показать детям следы птиц, собак, кошек. Спросить, кто еще может оставить следы.

Ох, как заяц напетлял,

От лисы он убегал.

Волку не достался

И живой остался!

Наблюдение за животными №12

Цель: Познакомить с особенностями поведения собак. Уточнить, как называются детеныши собаки. Воспитывать доброе отношение к животным.

Основное содержание: Показать детям гуляющую рядом собаку. Спросить, холодно ли ей. Закрепить названия частей тела животного, вспомнить, как называются детеныши.

Вот он крутится волчком,

Тузик, Тузик, хвост крючком.

Вот летит во весь опор

То на речку, то во двор,

То дежурит у ворот –

Словом, дел невпроворот.

А.Прокофьев

Как стали одеваться люди №13

Цель: сформировать у детей представление о сезонной одежде.

Основное содержание: Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет. Почему? Холодно.

Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая.

Валенки, валенки.

Невелички, маленькие.

Я перчатку одеваю,

Я в нее не попадаю.

Изучаем транспорт №14

Цель: научить называть и различать виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части легковых машин.

Основное содержание: Рассмотреть стоящий поблизости автомобиль. Определить цвет, посчитать колеса. Объяснить для чего нужно запасное колесо. Для чего нужны фары? Посчитать сколько дверей и зачем такое количество. Вспомнить, какой общественный транспорт они знают.

Отойдите! Я – машина!

И внутри меня пружина!

И с утра всегда она

На весь день заведена.

Э.Мошковская

Зима холодная №15

Цель: Формировать у детей первые представления об этом времени года.

Основное содержание: Во время прогулки обратить внимание на одежду прохожих. Предложить детям проверить снег. Снег разлетается легким облачком: «Сыпучий». Лепить нельзя. Птиц не видно – спрятались от холода. Все быстро передвигаются.

Все злее, злее, злее

На улице мороз,

И каждый потеплее

Закутывает нос.

Снегопад №16

Цель: познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом.

Основное содержание: Много снега насыпало кругом. Снег лежит и на скамейках, и на столиках, и на дорожках. Снежинки падают – это снегопад.

Обратить внимание детей на строение снежинки.

Белая, пушистая, на руку упала и пропала (снежинка).

Сыплет с неба снег-снежок,

Словно легкий пух-пушок…

Отчего ж, вздыхая тяжко,

Шепчет крыша:

«Ох, как тяжко!»

Ц.Ангелов

Наблюдение за птицами №17

Цель: формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах; учить узнавать птиц, называть их части тела.

Основное содержание: Обратить внимание на зимующих птиц и рассказать, что зимой им холодно, голодно: нет мошек, червячков, только люди им могут помочь – покормить их. Дети рассматривают прилетающих птиц, называют их, какого цвета перышки и лапки у голубя, у кого клюв больше – у голубя или у воробья.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

А.Барто

Морозный солнечный денек №18

Цель: Рассказать детям о том, как живут звери зимой; стимулировать добрые чувства по отношению к ним.

Основное содержание: Солнышко сияет, снег лежит пушистый, белый. Тихо спокойно, а вчера гуляла вьюга, завывал ветер, шел снег. Снег блестит на солнышке. Все вокруг красиво и переливается. Вспомнить о животных, живущих в лесу. Каково им сейчас?

Мороз и солнце –

День чудесный.

А.Пущкин

Помощники №19

Цель: воспитывать в детях уважение к труду взрослых, формировать желание помогать окружающим.

Основное содержание: высокие сугробы намела зимушка-зима, не проехать, не пройти. Снег убирать нужно, а то людям трудно ходить, коляску с малышом не провезешь, машины буксуют. Обратить внимание на снегоочистительные машины. Щетки крутятся, счищают снег с тротуара.

Верные слуги – снежные вьюги,

Заметите все пути,

Чтобы в чащу не пройти…

С.Маршак

Экскурсия на улицу №20

Цель: закрепить знания детей о транспортных средствах.

Основное содержание: Идя вдоль по улице, следует обратить внимание на разнообразие транспортных средств: автобус, грузовик, легковая машина. Выяснить назначение каждого вида транспорта.

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

(Машина)

В.Степанов

Зимние забавы №21

Цель: Закрепить знания детей о назначении снежных построек; уточнить знания о названиях птиц, частей их тел, голосовых реакциях.

Основное содержание: Рассмотреть постройки на участке, выяснить их назначение (медведь с сачком, чтобы собирать снежки, которые бросают дети), рассмотреть прилетающих птиц, имитировать голосовые реакции птиц: кар-кар (ворона).

Вот ворона стоит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Н.Рубцов

Где спит медведь? №22

Цель: Учить детей выполнять необходимые действия, получая результат; заботиться об окружающих, не тревожить понапрасну.

Основное содержание: «Что за сугроб такой огромный вырос?» Давайте осторожно подойдем и поглядим на него. Когда была осень , падали листья, мы бросали все листья в одну кучу. Мы помогли мишке построить берлогу. Холодно и голодно животным в лесу.

 Вспомнить сказку «Три медведя». Можно сделать спальню для медвежат.

Наблюдение за трудом шофера №23

Цель: Познакомить детей с профессией шофера. Формировать уважение к трудовой деятельности и вызывать желание помочь этим людям.

Основное содержание: Шофер управляет машиной (снегоуборочной, грузовой). Рассказать о его рабочем  месте, и о том, как он управляет машиной. В ходе наблюдения обратить внимание на результат трудовых действий (снег убран, людям есть, где ходит и ездить).

Задание: Помочь шоферу убрать снег со своего участка.

Экскурсия к магазину №24

Цель: Познакомить детей с функцией магазина; рассказать о функции машин, подъезжающих к магазину (привозят хлеб, продукты и др.)

Основное содержание: к магазину подъезжают крытые фургоны. В магазин входят взрослые, дети. Обойти магазин, посмотреть, как выгружают товар из фургонов. Одни машины привозят хлеб, булки, другие – молоко, кефир. Фургоны так и называются: хлебный, овощной.

Экскурсия к светофору №25

Цель: раскрыть детям назначение светофора, обозначение световых сигналов.

Основное содержание: Объяснить детям, для чего необходим светофор, что означают его цветовые сигналы. Зеленый – можно идти, красный – стой, желтый – внимание. Дети внимательно следят, как двигается транспорт, отмечают, что все водители выполняют правила, иначе случится беда.

Ты к дороге подойди

Право, влево посмотри.

Осторожно, если красный

Значит, нам идти опасно.

А зеленый – значит можно,

Ну а желтый – осторожно.

Снегоуборочная машина №26

Цель: Познакомить детей со снегоуборочной машиной, с ее назначением.

Основное содержание: По тротуарам движется снегоуборочная машина. Щетками счищает снег, отодвигает его в сторону. Пройдет такая машина и дворнику уже не так тяжело работать, наводить порядок на тротуаре. Снег убирают, чтобы взрослым и ребятам было удобно ходить по улицам, играть. Снег иногда вывозят за город, чтобы его не было так много.

Пожарная машина №27

Цель: познакомить детей с внешним видом пожарной машины, рассказать о ее назначении. Воспитывать бережное отношение к спичкам: «Спички детям не игрушка».

Основное содержание: Внимательно рассмотреть пожарную машину, обратить внимание на ее окраску (красная), рассказать, что пожарная машина предназначена для тушения пожаров. У нее много рукавов для тушения пожаров, чтобы по ним шла вода. Нужно быть осторожными с огнем: «Спички детям не игрушка».

Наблюдение за трудом

строителя№28

Цель: Познакомить детей с трудом строителя, прививать уважение к труду взрослых.

Основное содержание: рассказать, что строят строители, для кого они это строят. Рассказать о содержании работы строителя, значимости его результатов. Пояснить, для чего нужны каска строителю и рукавицы. Труд приносит человеку радость, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы; люди гордятся результатами своего труда.  

Наблюдение за снегом №29

Цель: Познакомить детей со свойствами снега; учить слушать звуки окружающего мира: хруст снега.

Основное содержание: Познакомить детей со свойствами снега. Прислушиваться к звукам снега: когда холодно на улице под ногами прохожих можно услышать хруст снега. Дети могут сами ногами делать хруст снега.

Снег на улице и стужа.

Крепким льдом забита лужа.

В.Ланцетти

Наблюдение за травой №30

Цель: Показать особенности  травянистых растений в зимний период.

Основное содержание: Травы нет. Лишь иногда из-под снега выглядывает немного травы, но она сухая. Под снегом травке тепло, она словно укутана одеялом.

Зима уж наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Высохла совсем уж травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Наблюдение за небом №31

Цель: Показать особенности зимнего неба, учить детей сравнивать особенности осеннего неба и зимнего неба.

Основное содержание: Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится темным, как будто хмурится.

Нахмурилось небо

(Наверно не в духе).

Летают, летают

Белые мухи!

Наблюдение за ветром№32

Цель: Показать особенности ветреной погоды зимой.

Основное содержание: Дует холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег. Ветер воет, завывает на улице. Посмотреть, как крутятся вертушки во время ветра, как качаются верхушки деревьев.

Как пушинки мы легки,

Нас колышут ветерки.

Белой стайкой мы летим,

Лечь на землю не хотим.

Т.Волгина

Наблюдение за водой №33

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды. Познакомить с характеристиками льда.

Основное содержание: Вода на морозе замерзает. Воду можно заморозить в формочке. Вода замерзла – получился лед. Если лед занести в комнату, он растает и снова получится вода. Лед прозрачный. Если в воду налить краску, получится цветной лед.

Стали дни короче.

Ночью дождик лил.

И пришел стекольщик –

Лужи застеклил.

В.Данько

Наблюдение за рябиной №34

Цель: Расширять представления детей о деревьях: у деревьев есть ствол и ветки. Показать особенности лиственного дерева – рябины.

Основное содержание: зимой деревья стоят голые, без листьев. Снег падает на деревья. Зимой деревья в снегу очень красивые. На рябине сохранились ягоды. На красных ягодах рябины лежит белый снег. Птицы прилетают и клюют ягоды с рябины.

Красною кистью

Рябина зажглась

Падали листья

И я родилась.

Наблюдение за березой №35

Цель: Расширять представления детей о деревьях: у деревьев есть ствол и ветки. Показать особенности лиственных деревьев в зимний период (березы).

Основное содержание: Зимой, когда нет листьев на деревьях, березу можно отличить от других деревьев по белому стволу. Зимой деревья стоят голые, без листьев. Снег падает на деревья. Зимой деревья в снегу очень красивые.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Словно серебром.

Наблюдение за воробьями №36

Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. Формировать желание помогать птицам в зимний период.

Основное содержание: Воробьи летают стайкой. Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным. Нужно заботиться зимой о птицах, кормить их, делать кормушки.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

Наблюдения

 на прогулке осенью

Наблюдения

 на прогулке зимой

Наблюдения

 на прогулке весной

Наблюдения

 на прогулке летом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа

картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...

картотека наблюдений на прогулке в старшем возрасте

данный материал поможет воспитателю проводить системно наблюдения на прогулке.используя художественное слово....

картотека наблюдений на прогулке

картотека проведения наблюдений на прогулке во всез возрастных группах...

Наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе.

Наблюдение— это специально организованное воспитателем, целенаправленное , более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Метод наблюдения в озн...

Наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе.

Наблюдение— это специально организованное воспитателем, целенаправленное , более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Метод наблюдения в озн...