Игра "Бирюльки"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Короткова Елена Дмитриевна

Развивающие аспекты игры. Полное описание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_razvivayushchaya_igra_biryulki.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Народная развивающая игра «Бирюльки»

Дидактическая многофункциональная игра предназначена для развития детей  «3+».

Игра реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.

Её использование способствует развитию у детей речи, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.

Игру можно использовать в совместной деятельности детей и взрослых,                         в непосредственно организованной деятельности как раздаточный материал,             а также для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

Игра позволяет решать задачи из разных образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-творческое развитие», «Физическое развитие».

Давая различные задания и организовывая образовательные ситуации у детей развиваются умение слушать словесную инструкцию, друг друга, рассуждать, совместно решать поставленные задачи.

В состав набора входят:

  • 32 бирюльки – объемные и плоские мелкие фигурки из неокрашенной хорошо обработанной древесины  липы, приятной на ощупь,  разного размера и формы (круг, воронки, волчки, купола, кольца, диски, миски, кружечки, чугунки, ступы, песты, башенки, бочонки, вазы),    
  • Два металлических крючка с деревянными ручками,
  • Холщовый мешочек со шнурком.

Назначение

Работа с набором способствует:

  • формированию зрительных представлений (форма и размер предметов);
  • формированию элементарных математических представлений (пересчет предметов, прямой и обратный счет, ориентировка в пространстве);
  • формированию конструкторских умений
  • развитию стереогностического чувства (определение формы предметов на ощупь);
  • развитию крупной и мелкой моторики рук детей и тактильных ощущений;
  • установлению межанализаторных связей и выработке у детей точной и четкой координации в системах «глаз – рука», «ухо – рука», «глаз – ухо – рука»;
  • развитию обонятельных рецепторов;
  • стимуляции органов дыхания.

Благодаря разнообразию игровых заданий различной трудности игру можно использовать для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных физических и психологических возможностей ребенка.

Количество играющих от двух до шести участников.

Предварительная работа:

Первоначально рекомендуется ознакомить детей со всеми элементами набора.

Важно чтобы дети научились называть каждую фигуру.

Вариант 1.

Цель: закреплять умение классифицировать предметы по величине на большие и маленькие.

Инструкция: дети раскладывают фигурки на большие и маленькие.

Вариант 2.

Цель: закреплять умение классифицировать предметы на полые и выпуклые, обследуя их зрительным путем, развивать память, внимание.

Инструкция: дети раскладывают фигурки на полые и выпуклые.

Усложнение: обследуя предметы в мешочке на ощупь, развивать мышечную память, внимание, воображение.

Вариант 3.  

Цель: развивать речь, внимание, зрительную память.

Инструкция: ребенок должен посмотреть на предметы, запомнить их и после того, как уберут один из них, определить пропавший предмет и описать его.

Вариант 4.  

Цель: продолжать учить разнообразным действиям с предметами, закреплять пространственные ориентиры (над, под, вверху, внизу, впереди, сзади,слева, справа, внутри, около)

Инструкция: ребенок должен найти предмет, про который говорит собеседник, или поставить его на нужное место.

Вариант 5.  

Цель: продолжать учить разнообразным действиям с предметами, закреплять пространственные ориентиры (над, под, вверху, внизу, впереди, сзади,слева, справа, внутри, около)

Инструкция: ребенок должен найти предмет, про который говорит собеседник, или поставить его на нужное место.

Вариант 6.  

Цель: стимулировать речевые зоны коры головного мозга, воздействуя на биологически активные точки ладоней при ощупывании мелких и острых частей фигурок-бирюлек.

Инструкция:  ребенок ощупывает и перебирает предметы в мешочке, описывает их внешний вид.

Вариант 7.  

Цель: стимулировать речевые зоны коры головного мозга, воздействуя на биологически активные точки ладоней при ощупывании мелких и острых частей фигурок-бирюлек.

Инструкция: ребенок ощупывает и перебирает предметы в мешочке.

Вариант 8.  

Цель: развивать мелкую моторику рук; вариативность мышления, внимание, память, пространственное воображение, самостоятельную творческую или конструктивно-модельную деятельность детей.

Инструкция: конструирование постройки  

- по замыслу,

- по теме,

- по образцу,

- по словесной инструкции.

Вариант 9.  

Цель: развитие внимания, координации и пространственной ориентации, установление межанализаторных связей и выработка у детей точной и четкой координации в системах «глаз  рука», «ухо  рука», «глаз  ухо  рука»

Инструкция:  играющие руками поочередно берут бирюльку из кучи, высыпанной на стол, так, чтобы не задеть и не пошевелить соседнюю бирюльку.

Игра продолжается до тех пор, пока не разберется вся куча.

Выигрывает тот, у кого накопилось большее число правильно снятых бирюлек.

Усложнение: бирюльки снимаются при помощи металлического крючка.

Вариант 10.  Для детей с ограниченными возможностями - слабовидящие

На фигурки нанесены разные эфирные масла.

Цель:  развитие речи, обоняния, тактильного восприятия.

Инструкция: ребенок должен с помощью обонятельных рецепторов разделить фигурки с разными ароматами.

Усложнение: количество ароматов от двух до четырех.

 

Приведенные здесь примеры не исчерпывают множества игр и заданий, которые могут быть организованы на основе этого игрового набора. Его игровой развивающий потенциал позволяет придумать еще много интересных игр и заданий на развитие основных интеллектуальных умений.